Аудит учета расчетов по налогам и сборам

Предлагаем полезную информацию по теме: аудит учета расчетов по налогам и сборам от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Электронная библиотека

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

1) первичные документы бухгалтерского учета;

2) регистры бухгалтерского учета;

4) расчеты, справки, сведения;

5) договоры с контрагентами;

6) протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров;

7) протоколы решений совета директоров;

8) приказы исполнительной дирекции;

9) учетная политика организации в целях налогообложения;

10) другие, например, первичные налоговые документы, реги­стры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие проверки начисления и уплаты налогов:

Для составления плана и программы проверки аудитору необхо­димо получить ответы на следующие вопросы, касающиеся тех налогов и сборов, обязанность по которым возникает у проверяемого экономического субъекта, а именно:

1) Кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономиче­ском субъекте?

2) Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения?

3) Имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам?

4) Какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и сборам?

5) Компьютеризирован ли учет по расчетам по налогам и сборам?

6) Какие федеральные налоги должен платить проверяемый эконо­мический субъект?

7) Какие региональные налоги должен платить проверяемый эконо­мический субъект?

8) Какие местные налоги должен платить проверяемый экономиче­ский субъект?

9) Какие сборы должен платить проверяемый экономический субъ­ект?

10) Когда наступает обязанность по уплате налога и (или) сбора?

11) Когда исполнена обязанность по уплате налога и (или) сбора?

12) Что является объектом по уплате налога и (или) сбора?

13) Каков состав налоговой базы по налогу и (или) сбору?

14) Каков налоговый период налога и (или) сбора?

15) Каковы налоговые ставки налога и (или) сбора?

16) Каков порядок исчисления налога и (или) сбора?

17) Каков порядок уплаты налога и (или) сбора?

18) Какие сроки уплаты налога и (или) сбора?

19) Какие налоговые льготы имеются у проверяемого экономи­ческого субъекта?

20) Какие имеются основания для использования льгот по на­логам и (или) сборам у проверяемого экономического субъекта?

21) Имеется ли налоговое освобождение у проверяемого эконо­мического субъекта?

22) Имеется ли отсрочка у проверяемого экономического субъекта?

23) Имеется ли рассрочка у проверяемого экономического субъекта?

24) Имеется ли налоговый кредит у проверяемого экономиче­ского субъекта?

1) Имеется ли инвестиционный налоговый кредит у проверяе­мого экономического субъекта?

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказываются сформированными план и программа проведения проверки расчетов по налогам и сборам и намечается состав аудиторских процедур.

Планом счетов бухгалтерского учета для учета расчетов по нало­гам и сборам предусмотрен счет 68 «Учет расчетов по налогам и сбо­рам».

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с феде­ральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательст­ва».

При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор мо­жет применять следующие способы получения доказательств:

· пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

Инспектирование представляет собой проверку записей и доку­ментов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором про­цесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо вы­полнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюд­жетом и внебюджетными фондами.

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаруже­ны различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам, например:

1) не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам;

2) отсутствует утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения;

3) не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам;

4) отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональ­ных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект;

5) отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект;

6) ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотруд­ники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в во­просах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

7) не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

8) не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора;

9) налоговые льготы используются безосновательно.

Публикация не была найдена

Статья не была найдена. Возможно она была удалена с нашего сайта, или нам дали неправильную ссылку на статью. Выберите сверху нужную категорию и найдите подходящую вам статью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам

Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Филиал ЮУрГУ в г. Сатке

По дисциплине: Аудит

На тему: «Аудиторская проверка расчетов по налогам и сборам»

Читайте так же:  Расчет выплаты алиментов на ребенка

1. Цели и задачи аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 4

2. Нормативно-правовая база и источники информации 7

3. Организация аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам 11

3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам 11

3.2 Методика проведения аудита расчетов по налогам и сборам 15

4. Типичные ошибки при проведении аудита расчетов по налогам и сборам… 19

5. Расчет уровня существенности 20

Список литературы 24

Одним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Таким образом, трудно переоценить актуальность и важность проведения аудита расчётов с бюджетом по налогам и сборам на предприятиях, который является составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято — поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.

Эффективность аудиторской работы во многом зависит от знания методов проверки и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Аудит расчетов с бюджетом является одним из сложных участков аудиторской проверки, хотя само налогообложение нельзя назвать объектом аудита как таковым. Более точно определить его в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам.

Целью курсовой работы является ознакомление с методикой проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

При проведении аудиторской проверки по налогам и сборам можно выделить 2 основные цели:

— установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

— подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

Задачами проверки исчисления и уплаты НДС являются:

— полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в РФ);

— обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложении НДС;

— соответствие операций, освобожденных от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ;

— ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам;

-правильность определения налоговой базы организацией, выступающей в качестве налогового агента;

— правильность применения налоговой ставки;

-соответствие операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ;

-соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок порядку, установленному НК РФ;

— правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

— подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

— правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продажи покупок; а также данным учетных регистров;

— правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

— правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

— своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций и др.

Задачами при проверке исчисления налога на прибыль являются:

— последовательности применения учетной политики в отношении принятого метода определения доходов и расходов;

— установлении учетной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учета;

— экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов, принимаемых для целей налогообложения;

— соответствие установленному перечню расходов, не учтенных в целях налогообложения (не уменьшивших налоговую базу);

— последовательности применения учетной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов (по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости);

— соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров, требованиям законодательных и нормативных актов РФ;

— правильности начисления сумм амортизации по амортизируемому имуществу;

— своевременности и правильности определения доходов и расходов;

— правильности применения налоговой ставки


— соответствии отраженной в отчетности задолженности по налогу на прибыль данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Задачами проверки и уплаты страховых взносов являются:

— полнота определения налоговой базы по страховым взносам;

[1]

— обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

— обоснованность применения налоговых льгот по страховым взносам;

— правильность применения налоговой ставки и исчисления страховых взносов;

— правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

— обоснованность и правильность уменьшения страховых взносов в части, уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, на суммы производственных расходов, и в части, уплачиваемой в федеральный бюджет РФ, на суммы начисленных страховых взносов;

— своевременность и правильность уплаты страховых взносов;

— правильность заполнения налоговой декларации по страховым взносам и своевременность представления их в налоговый орган;

-своевременность представления отчета в Фонд социального страхования РФ и сведений в Пенсионный фонд РФ;

— ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

— соответствие отраженной в отчетности задолженности по страховым взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

При проведении аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам необходимо руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок учета и налогообложения и действующими в настоящее время.

Читайте так же:  Размер единовременная выплата накопительной части пенсии

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

1) Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

— виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

— основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

— принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

— права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

— формы и методы налогового контроля;

— ответственность за совершение налоговых правонарушений;

— порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2) Основным нормативно-правовым документом, определяющим порядок и правила организации бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями). В нем определены состав хозяйствующих субъектов обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

3) Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете. В настоящее время при организации бухгалтерского учета необходимо руководствоваться следующими ПБУ:

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данным Положением установлен состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

— ПБУ 9/99 «Доходы организации». Данное Положение устанавливает, как должна формироваться в бухгалтерском учете информация о доходах коммерческих организаций, а также о доходах от предпринимательской и иной деятельности, полученных некоммерческими организациями (кроме бюджетных учреждений).

— ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данным Положением установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, а также расходов по предпринимательской и иной деятельности некоммерческих организаций.

— ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений).

Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Источники информации аудита расчетов по налогам и сборам, включает:

1) приказ об учетной политике организации;

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета, а также с применяемым на предприятии методом определения выручки от реализации и налога на добавленную стоимость для целей налогообложения.

Порядок определения суммы выручки от реализации для целей налогообложения установлен главой 25 Налогового Кодекса [1]. Выручка от продаж может определяться для целей налогообложения двумя способами:

При методе начисления выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).

При кассовом методе выручка от продаж отражается в учете по мере оплаты покупателями отгруженных товаров (т.е. в момент фактического поступления денежных средств или зачета взаимных требований).

Метод определения выручки по НДС установлен ст.167 Налогового Кодекса. Налогоплательщик вправе выбрать метод по отгрузке или по оплате. Выбранное решение отражается в учетной политике.

Аудит расчетов по налогам и сборам: программа аудита, методы сбора доказательств, процедуры проверки по существу.

Аудит налога на при быль

Аудитору рекомендовано воспользоваться Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, Протокол от 22.04.2004 № 25).

Актуальность методики по проверке налога на прибыль при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

Цели аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль определяются по таким качественным аспектам отчетности.

[2]

Существование – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду.

Полнота – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме.

Оценка (измерение) – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации.

Классификация – налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное.

Представление и раскрытие – обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации. Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

1) требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

2) налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

3) международных стандартов финансовой отчетности.

Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль

Читайте так же:  Есть ли налог с пенсии

В процессе аудита налога на добавленную стоимость (НДС) проводится проверка:

· НДС, начисленного с реализации товаров (работ, услуг);

· НДС, исчисленного с авансов, поступивших в оплату реализованных товаров (работ, услуг);

· правомерности применения ставки 0 процентов;

· вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);

· НДС, удерживаемого и уплачиваемого налоговым агентом.

Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость проводится с целью выражения мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства. При проведении аудита расчетов необходимо:

— проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

— провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства, в частности, определить правильность определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на добавленную стоимость;

— проверить правильность формирования элементов НДС по видам расчетов между хозяйствующими субъектами, договорам гражданско-правового характера, видам деятельности и хозяйственных операций;

— установить правильность отражения расчетов по НДС на счетах и в регистрах бухгалтерского учета; сформулировать выводы о правильности исчисления и уплаты НДС в целом за налоговый период, достоверности налоговой отчетности и статей бухгалтерской отчетности по НДС;

— провести оценку отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

— провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.

Процедура проведения проверки правильности исчисления НДС включает в себя анализ следующих документов:

— бухгалтерского баланса (форма № 1);

— отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

— главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

— ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

— регистров бухгалтерского учета по счетам 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»;

— других документов, подтверждающих правильность исчисления организацией налога.

Перечень вопросов, подлежащих

проверке

информации

документы *)

Рекомендации по проверке данного вопроса 1 2 3 4 1.Момент определения налоговой базы Приказ об учетной политике РД-1,

ОД-1

стр. 18 2. Проверка сопоставимости данных бухгалтерского учета, налоговой отчетности и книги продаж

Налоговые декларации (основная и по нулевой ставке),

Бухгалтерские регистры по счетам 68/ндс, 62/авансы полученные, 62/расчеты с покупателями и заказчиками, главная книга, книга продаж

РД-2,

ОД-2

стр. 20 3. Проверка ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур Журнал учета выставленных счетов-фактур, счета-фактуры, книга продаж РД-3,

ОД-3

стр. 24 4. Выделение операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ с целью подтверждения правомерности невключения их в налогооблагаемую базу. Проверка отражения указанных операций в соответствующем приложении к налоговой декларации Налоговая декларация

Регистры аналитического учета по балансовым счетам: «90/1», «62/авансы полученные», «62/расчеты с покупателями и заказчиками» и пр.

ОД-4

стр. 29 5. Проверка порядка формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

5.1. Товарообменные (бартерные) операции

5.2.Реализация на безвозмездной основе

5.3. Передача права собственности на предметы залога

5.4. Передача товаров при оплате труда в натуральной форме

5.5. Реализация с учетом субсидий и льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством

5.6.Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом НДС

5.7.Реализация с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)

5.8.Реализация в многооборотной таре

5.9. Реализация услуг на основе договоров комиссии, поручения и агентских договоров

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам: «90/1», «91/1», «62/расчеты с покупателями и заказчиками», «68/ндс», договоры с покупателями,

отчеты посредников по совершенным сделкам, акты выполненных работ.

Аудит расчетов по налогам и сборам

audit_nalogi_Topolya.doc

Тема данной работы: «Аудит расчетов по налогам и сборам (ЕСХН, ЕНВД, НДФЛ, транспортный налог, земельный налог, отчисления в Пенсионный фонд, взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)»

Актуальность данной темы заключается в том, что происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Целью аудита расчетов по налогам и сборам является подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения; а также установление правильности и полноты применения налогового законодательства, достаточности отражения в отчетности сальдо по расчетам с бюджетом; установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций,
подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторское доказательство». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

1. Инспектирование – представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Наблюдение – представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) – представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

4. Аналитические процедуры – представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Читайте так же:  Процессуальные особенности рассмотрения дел о взыскании алиментов

Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.

Для этого решаются следующие задачи:

1. Изучить акты нормативного регулирования аудита расчетов по налогам и сборам;

2. Дать финансово-экономическую характеристику ГУСП ПЗ « Тополя»;

3. Составить программу аудита;

4. Провести проверку точности расчетов сумм налогов, достоверности и полноты форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам;

5. Составить аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам.

При написании курсовой работы были использованы следующие источники информации: учебные пособия по аудиту, учебные пособия по бухгалтерскому учёту, Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты, периодические издания, информация, полученная в ГУСП ПЗ «Тополя».

Глава 1. Нормативно-правовое и законодательное регулирование аудита расчетов по налогам и сборам

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности имеет несколько уровней. На верхнем, первом, уровне она представлена Конституцией РФ и системой кодексов (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ).

Второй уровень представлен федеральными законами, в том числе законом «Об аудиторской деятельности».

Третий уровень представлен постановлениями Правительства РФ, среди которых можно назвать постановления об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Поскольку в настоящее время функции государственного регулирования аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ от 11.02.02 № 135 возложены на Министерство финансов РФ, четвертый уровень образуют приказы указанного Министерства.

Пятый уровень образуют письма Министерства финансов РФ, затрагивающие отдельные вопросы регулирования аудита [18, стр. 62].

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг [20, стр. 27].

Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета на территории РФ для всех юридических лиц, а также определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям [28].

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ МФ РФ №34н от 29.07.98) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и предъявления бухгалтерской отчетности юридическим лицам по законодательству РФ, независимо от организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации [10, стр. 19].

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) устанавливают единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов [29].

Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 07-02-18/01. В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. обратить особое внимание на то, что имевшие место в 2008 г. события на финансовом рынке, а также текущая экономическая ситуация оказали или могут оказать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность организаций, что, в свою очередь, может иметь последствия для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Могут значительно возрасти обычные аудиторские риски, а также возникнуть новые аудиторские риски [25].

Письмо Минфина России от 10 июля 2009 г. № 07-03-32/1024 руководителям аудиторских организаций, индивидуальным аудиторам. При установлении правил внутреннего контроля качества работы и осуществлении такого контроля следует уделять особое внимание организации и осуществлению внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [30].

ЕСХН установлен гл. 26.1 Налогового кодекса РФ. Данный режим предусматривает замену уплаты НДС, налога на прибыль организации, ЕСН за исключением поступлений в Пенсионный фонд, налога на имущество организаций. Объектом налогообложения при ЕСХН признается доход, уменьшены на величину расхода [26].

В 2009 году Федеральным законом от 22.07.2008 №155-ФЗ внесен ряд изменений в порядок применения специальных налоговых режимов, в том числе и единого сельскохозяйственного налога.

НДФЛ установлен гл. 23 Налогового кодекса РФ. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ» от 22.07.2008 № 121-ФЗ определяет налоговые вычеты, предоставляемые работникам. Приказом ФНС от 30 декабря 2008 г. № ММ-3-3/[email protected] и Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 153н Минюст России зарегистрировал изменения в порядок заполнения справки по форме 2-НДФЛ и новую форму декларации 3-НДФЛ [21].

ЕНВД регулируется гл. 26.3 НК РФ. Объектом налогообложения выступает величина вмененного дохода. С I квартала 2009 года отчитываться по ЕНВД надо на новом бланке. Минюст России зарегистрировал 28 января новую форму декларации, а так же порядок ее заполнения Приказом Минфина России от 8 декабря 2008 г. № 137н [19].

Читайте так же:  Подача документов для начисления пенсии

Земельный налог устанавливается гл. 31 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог [4].

Транспортный налог устанавлива ется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации [4].

Законодательство об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее страхование от несчастных случаев) регулирует две сферы общественных отношений:

    1. отношения связанные с социальным обеспечением застрахованных в случае наступления страхового случая;
    2. отношения по уплате страховых взносов;

    Особенностью правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев является то, что существенные элементы тарифообложения установлены в разных нормативных актах: Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает плательщиков страховых взносов (страхователей); Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет объект тарифообложения и ставки страховых взносов, а также льготы [24].

    10. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

    Целью аудита учета расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

    правильность определения налогооблагаемой базы;

    правильность применения налоговых ставок;

    правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

    правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

    правильность составления налоговой отчетности.

    В процессе аудиторской проверки расчетных операций по налогам и сборам следует руководствоваться следующими основными нормативными документами:

    Налоговым кодексом РФ, Приказом МНС РФ “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”; Методическими рекомендациями по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ, Приказом МНС РФ “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 “Налог на прибыль организаций ” части второй Налогового кодекса РФ, Приказом МНС РФ “Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль, Положением по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” (ПБУ 18/02) и др.

    В ходе аудиторской проверки необходимо изучить первичные документы: платежные поручения, счета-фактуры, накладные, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, Главную книгу или журнал хозяйственных операций, балансы, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, расчеты (декларации) по отдельным налогам и платежам, Положение об учетной политике предприятия, журналы-ордера и другие документы, а также соответствующие счета бухгалтерского учета.

    Встречающиеся наиболее часто на практике нарушения можно классифицировать:

    1. По налогу на добавленную стоимость (НДС):

    [3]

    неправильное исчисление налогооблагаемой базы;

    необоснованное предъявление к возмещению из бюджета НДС;

    необоснованное выделение сумм уплаченного НДС расчетным путем;

    неправильное документальное оформление по суммам, освобожденным от НДС;

    незаконное применение льгот по НДС;

    ошибки при исчислении и уплате в бюджет НДС в результате изменения статуса имущества;

    нарушение сроков платежей.

    2.По налогу на прибыль:

    искажение определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

    необоснованное уменьшение налогооблагаемой прибыли;

    не включение прибыли, получаемой участником от совместной деятельности во внереализованные расходы;

    ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, затрат, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др).

    3.По налогу на имущество:

    завышение налогооблагаемой базы в результате завышения стоимости имущества в момент переоценки;

    завышение налогооблагаемой базы за счет включения в нее объектов основных средств, относящихся к жилищно-коммунальной и социальной сфере полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

    не учет имущества, внесенного в совместную деятельность (созданное совместной деятельностью);

    незаконное применение льгот по налогу на имущество;

    нарушение сроков платежей.

    4. По единому социальному налогу (ЕСН):

    необоснованное применение как регрессивной шкалы обложения ЕСН, так и отказ от ее применения;

    неверное начисление ЕСН на выплаты, произведенные коммерческой организацией за счет чистой прибыли;

    неправильное формирование налоговой базы по ЕСН при выплатах в натуральной форме;

    при исчислении ЕСН по авторским договорам не учитываются профессиональные вычеты;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    незаконное включение сумм ЕСН с материальной выгоды в себестоимость продукции (работ, услуг).

    Источники


    1. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.

    2. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.

    3. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
    Аудит учета расчетов по налогам и сборам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here