Бухгалтерский и налоговый учет платона

Предлагаем полезную информацию по теме: бухгалтерский и налоговый учет платона от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Принят закон, позволяющий уменьшать сумму транспортного налога на сумму «дорожного сбора», уплаченного через систему «Платон»

Сумму транспортного налога в отношении грузовиков массой свыше 12 тонн можно будет уменьшить на плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам такими большегрузами. А если размер «дорожного сбора» превысит сумму транспортного налога, его остаток можно будет учесть при расчете налога на прибыль или при расчете единого налога по УСН. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс приняты Госдумой в третьем чтении и направлены на рассмотрение в Совет Федерации.

Уменьшение транспортного налога на «дорожный сбор»

Как известно, транспортные средства, имеющие разрешенную массу свыше 12 тонн, не могут передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения соответствующей платы в систему «Платон». При этом сейчас помимо «дорожного сбора» владельцы большегрузов уплачивают еще и транспортный налог. Комментируемые поправки позволят снизить финансовую нагрузку на собственников больших грузовиков. Закон, в частности, вводит для владельцев грузовиков своеобразный вычет по транспортному налогу. Они смогут уменьшить сумму транспортного налога за налоговый период на сумму дорожного сбора, уплаченную в отношении этого транспортного средства в том же налоговом периоде. Если сумма «дорожного сбора» больше суммы транспортного налога, то налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога. Это будет касаться как физлиц, так и организаций. При этом организации не должны будут уплачивать исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в отношении большегрузов (п. 2 ст. 363 НК РФ). А физлица, имеющие право на льготу в виде уменьшения транспортного налога на «дорожный сбор», должны представить в инспекцию заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу. Об этом сказано в новой статье 361.1 НК РФ «Налоговые льготы».

Часть платы за вред дорогам уменьшает налог на прибыль и единый «упрощенный» налог

Еще одна поправка касается «упрощенщиков» с объектом «доходы минус расходы»: они смогут уменьшать единый налог на часть суммы «дорожного сбора», превышающую сумму транспортного налога (подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Напомним, что сейчас плату в счет возмещения вреда дорогам могут учитывать только организации на ОСНО при расчете налога на прибыль (также см. «“Дорожный сбор” с владельцев грузовиков уменьшает налог на прибыль, но не учитывается в расходах при УСН»). Причем, эта плата учитывается в полном объеме. А вот после вступления поправок в силу организации на ОСНО тоже смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль только на часть суммы «дорожного сбора», превышающую сумму транспортного налога (п. 48.21 ст. 270 НК РФ). Таким образом, законодатели установили одинаковый подход к учету «дорожного сбора» в расходах при УСН и при общем режиме налогообложения.

Вступление в силу и период действия поправок

Комментируемый закон вступит в силу со дня его официального опубликования. При этом статья 361.1 НК РФ, согласно которой физлица могут уменьшать транспортный налог на «дорожный сбор», будет распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. Нормы, позволяющие уменьшать налог на прибыль и единый налог на часть «дорожного сбора», а также разрешающие организациям применять вычет по транспортному налогу, будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года. Действовать указанные поправки будут до конца 2018 года.

Бухгалтерский и налоговый учет платона

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация зарегистрирована в системе «Платон», является собственником большегрузных транспортных средств и уплачивает транспортный налог. Имеет ли организация право воспользоваться льготой по транспортному налогу, если она сдает автомобили в аренду и арендатор возмещает ей расходы, связанные с участием в системе «Платон»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Действующее законодательство не ставит предоставление льготы по транспортному налогу в отношении большегрузного транспортного средства в зависимость от получения возмещения суммы произведенной дорожной платы. Поэтому в рассматриваемом случае, независимо от получения возмещения дорожной платы арендатором, у арендодателя владельца большегрузного автомобиля сохраняется право на льготы по транспортному налогу.

Суммы, полученные арендодателем от арендатора в счет возмещения дорожной платы, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов.

Обоснование позиции:

В настоящее время отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, регулируются Федеральным законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее — Закон N 257-ФЗ). С 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования (далее — дорожная плата). Дорожную плату обязаны вносить все владельцы вышеуказанных транспортных средств независимо от фактической массы перевозимого груза (ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ, Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).

Согласно части 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ дорожная плата в счет возмещения вреда уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ (далее — Закон N 249-ФЗ) в часть вторую НК РФ был внесен ряд положений, предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций и транспортного налога в связи с внесением владельцами транспортных средств дорожной платы.

Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют до 31.12.2018 включительно (части 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ). Смотрите также письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53177, ФНС России от 22.11.2016 N БС-4-21/22163.

Читайте так же:  Алименты на счет ребенка исковое заявление

Право на применение льготы по транспортному налогу в отношении большегрузного транспортного средства

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Согласно абзацу двенадцатому п. 2 ст. 362 НК РФ по истечении налогового периода сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого большегрузного транспортного средства, уменьшается на сумму дорожной платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае, если при применении указанного налогового вычета сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма этого налога принимается равной нулю (абзац тринадцатый того же пункта).

Пункт 2 ст. 363 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (письмо Минфина России от 11.05.2017 N 03-05-06-04/28327).

Исходя из буквального прочтения указанных норм, можно предположить, что основным условием для применения рассматриваемой льготы является то, что дорожная плата произведена в отношении определенного транспортного средства, по которому исчисляется транспортный налог, и транспортное средство должно быть зарегистрировано в реестре. Законодательством не предусмотрен возможный переход обязанности по уплате дорожного сбора к другим физическим или юридическим лицам, например арендаторам (смотрите письма Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-06-04/18585, от 18.07.2016. N 03-05-04-04/41940, ФНС от 17.02.2017 N БС-4-21/[email protected] «О транспортном налоге»).

Таким образом, действующее законодательство не ставит предоставление льготы по транспортному налогу в отношении большегрузного транспортного средства в зависимость от получения возмещения суммы произведенной дорожной платы.

Поэтому в рассматриваемом случае, независимо от получения возмещения дорожной платы арендатором, у арендодателя владельца большегрузного автомобиля сохраняется право на льготы по транспортному налогу.

Налог на прибыль

В отношении возмещения собственнику затрат на платежи в системе «Платон» необходимо отметить, что ст. 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора. Так, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом п. 4 ст. 421 ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Поэтому собственник-арендодатель может:

1) включить дорожную плату в сумму арендной платы;

2) включить в договор аренды обязательство арендатора сверх арендной платы возмещать арендодателю расходы на сумму произведенной дорожной платы.

В рассматриваемом случае арендатор возмещает сумму произведенной дорожной платы арендодателем.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, для целей налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами. К таким доходам относятся доходы, указанные в ст. 250 НК РФ.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. Статья 251 НК РФ не исключает из налогооблагаемых доходов суммы, полученные в качестве возмещения понесенных расходов.

Стоит отметить, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы возмещения затрат не учитываются при определении налоговой базы, если такие затраты произведены посредником (агентом, комиссионером, иным поверенным) за комитента, принципала, доверителя, то есть в рамках исполнения посреднического договора (в соответствии с которым указанные затраты не являются расходами посредника). Однако в рассматриваемой ситуации речи о посреднической схеме не идет.

Таким образом, принимая во внимание, что нормы ст. 251 НК РФ в данном случае не применяются, считаем, что суммы, полученные от арендодателя в счет возмещения расходов на сумму произведенной дорожной платы, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Нам не удалось найти разъяснений или судебной практики по вопросу налогообложения компенсации затрат на произведенную дорожную плату в рамках договора аренды транспортных средств. Вместе с тем аналогичные выводы в отношении возмещения транспортных расходов приведены, например, в письмах Минфина от 30.06.2010 N 03-11-06/2/105, от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103, в отношении компенсации расходов исполнителя по договору на оказание юридических услуг — в письмах Минфина России от 15.08.2012 N 03-11-06/2/109, УФНС России по г. Москве от 05.07.2011 N 16-15/[email protected], в отношении компенсации коммунальных расходов арендодателей (ссудодателей) — в письмах Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-11/22068, от 07.08.2013 N 03-11-06/2/31776, от 18.07.2012 N 03-11-11/210, УФНС России по Иркутской области от 31.08.2011 N 16-26/[email protected], УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 20-14/2/120232.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи поддержали мнение контролирующих органов. В суде рассматривалась ситуация, в которой обязанность по обеспечению арендуемого помещения отоплением, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, канализацией, вывозом бытового мусора и услугами связи договором аренды была возложена на арендодателя (предпринимателя). Как указал суд, оплачивая коммунальные и иные связанные с содержанием торгового павильона услуги, предприниматель исполнял собственную обязанность, возлагаемую на него договором аренды, по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем его назначению, в связи с чем оплата этих услуг является затратами, необходимыми для осуществления предпринимателем деятельности, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду. Поэтому компенсация арендатором стоимости данных услуг приводит к образованию экономической выгоды на стороне арендодателя. При этом суд также отметил, что компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества в перечень доходов, исключаемых из налогообложения, не входит.

Указанная позиция ВАС РФ впоследствии нашла отражение в постановлениях арбитражных судов (смотрите, например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 N 06АП-162/15, ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2014 N Ф03-1447/14 по делу N А73-12850/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 N А78-2586/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2012 N А46-2727/2012, ФАС Московского округа от 14.11.2012 N Ф05-12716/12 по делу N А41-10748/2012).

Принимая во внимание логику приведенных выше судов, полагаем, что в данном случае суммы, полученные от арендаторов в качестве компенсации затрат произведенной арендодателем дорожной платы, следует включать в состав налогооблагаемых доходов. На наш взгляд, указанные доходы по своему характеру больше соответствуют понятию внереализационных доходов, а не выручки от аренды транспортного средства, соответственно, при определении налоговой базы они могут быть учтены на основании ст. 250 НК РФ в порядке, установленном пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ (при методе начисления).

Читайте так же:  Будет ли индексация пенсии бывшим мвд

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Бухгалтерский и налоговый учет платона

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и на основании договора аренды зарегистрировала их в системе «Платон». Арендованные транспортные средства использовались в производственной деятельности. В течение срока аренды транспортных средств организация оплачивала платежи по системе «Платон». Сумма платы в систему «Платон» арендодателем не возмещается.
Может ли организация принимать к налоговому учету затраты, понесенные по платежам в систему «Платон»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом, учитывая, что официальных разъяснений уполномоченных ведомств по аналогичным ситуациям обнаружить не удалось, мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от нашей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

1 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Выпуск от 16 сентября 2016 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Как отразить в учете плату по системе «Платон», если сумма авансового платежа по транспортному налогу превышает плату по системе «Платон»?

Организация имеет на балансе грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой 18 тонн, приобретенный и зарегистрированный в реестре системы «Платон» во втором квартале 2016 г., используемый для перевозки груза. В систему «Платон» в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами (ТС), имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, перечислен аванс в сумме 50 000 руб. По итогам рейсов, совершенных грузовым автомобилем во втором квартале 2016 г., оператором начислена плата в размере 5900 руб.

Согласно закону субъекта РФ для налогоплательщиков-организаций по транспортному налогу установлены отчетные периоды: первый, второй, третий кварталы. Сумма авансового платежа по транспортному налогу, рассчитанная организацией за второй квартал 2016 г. по данному грузовому автомобилю, составила 6250 руб.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Движение ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими ТС (далее — плата за проезд) (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (далее — Правила взимания платы).

Внесение платы оператору осуществляется до начала движения ТС в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения ТС и установленного Правительством РФ размера платы (п. 7 Правил взимания платы).

Плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных при движении ТС от бортового устройства или стороннего бортового устройства, которое закреплено за ТС, в автоматическом режиме (абз. 2 п. 7 Правил взимания платы).

Оператор в отношении каждого зарегистрированного ТС в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные владельцем ТС в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов (пп. «а» п. 6 Правил взимания платы); ведет персонифицированную запись владельца ТС, содержащую обновляемую не реже одного раза в сутки определенную информацию, в частности о маршруте, пройденном ТС с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения ТС по маршруту, об операциях по перечислению оператором платы за проезд в доход федерального бюджета (абз. 1, 2, 5 пп. «в» п. 6 Правил взимания платы).

Подробнее о порядке расчета и взимания платы за проезд см. консультацию А.В. Илюшечкина.

Транспортный налог относится к региональным налогам, уплачиваемым в соответствии с гл. 28 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).

При введении транспортного налога законами субъектов РФ определяются ставка налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также могут устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (абз. 2, 3 ст. 356, абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ).

Читайте так же:  Пенсия за стаж на селе

Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются ТС (в том числе грузовые автомобили), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК РФ).

По общему правилу сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Суммы авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

В данном случае законом субъекта РФ установлены отчетные периоды и исчисленная организацией сумма авансового платежа по транспортному налогу за второй квартал 2016 г. составила 6250 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу не уплачиваются. Такой порядок введен с 03.07.2016 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 249-ФЗ), абз. 2 п. 2 ст. 363 НК РФ) .

Следовательно, несмотря на то, что законом субъекта РФ для налогоплательщиков-организаций по транспортному налогу установлены отчетные периоды и организация исчислила авансовый платеж по транспортному налогу, уплата авансового платежа по итогам отчетного периода (второго квартала 2016 г.) не производится.

С 03.07.2016 в отношении ТС, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре, установлен особый порядок исчисления транспортного налога: в отношении каждого такого ТС сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый период, уменьшается на плату за проезд, уплаченную в отношении такого ТС в данном налоговом периоде (п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона N 249-ФЗ, абз. 12 п. 2 ст. 362 НК РФ) .

Сумма предварительно внесенной оператору платы за проезд не является расходом и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Действующими нормативными актами не установлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по начислению платы за проезд и последующего уменьшения транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) на сумму платы за проезд, в связи с чем он определяется организацией и закрепляется в учетной политике (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Начисленная плата за проезд, которая в дальнейшем уменьшит сумму транспортного налога, т.е. принесет организации экономические выгоды в виде погашения обязательств перед бюджетом, учитывается в качестве актива. Это следует из п. 7.2, пп. «в» п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29.12.1997).

В общем случае авансовый платеж по транспортному налогу и плата за проезд сверх суммы, засчитываемой в уплату транспортного налога, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Данные расходы признаются на дату начисления авансового платежа по транспортному налогу, поскольку на эту дату выполняются условия, установленные п. 16 ПБУ 10/99.

Так как в рассматриваемом случае сумма исчисленного авансового платежа по транспортному налогу за второй квартал 2016 г. больше платы за проезд за этот же период, в расходах учитывается только исчисленная сумма авансового платежа по транспортному налогу 6250 руб., в зачет которой списывается фактически произведенная плата за проезд в сумме 5900 руб.

Напомним, что любой факт хозяйственной жизни подлежит оформлению соответствующими первичными документами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Такими документами в отношении начисленной платы за проезд могут быть отчет оператора или выписка по лицевому счету владельца ТС, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (если оператор не предоставляет отчет), расчет авансового платежа по транспортному налогу, а также составленная на их основе бухгалтерская справка о распределении суммы платы за проезд с отнесением на расходы и на уменьшение транспортного налога.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Перечисленные оператору денежные средства до начала движения ТС не признаются расходом (п. 14 ст. 270 НК РФ).

С 03.07.2016 перечень расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, дополнен новым пунктом. Так, не включается в состав расходов сумма платы за проезд в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении указанных ТС. Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной налогоплательщиком в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении данного ТС. Это следует из п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона N 249-ФЗ, п. 48.21 ст. 270 НК РФ .

В рассматриваемом случае сумма исчисленного авансового платежа по транспортному налогу больше (6250 руб.) суммы платы за проезд (5900 руб.). Следовательно, в расходах второго квартала 2016 г. может быть учтена лишь сумма авансового платежа по транспортному налогу.

Расходы в виде сумм авансовых платежей по транспортному налогу признаются на дату их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

76-а «Расчеты по авансам, выданным оператору»;

76-пл «Расчеты по плате за проезд»;

76-тн «Плата за проезд, подлежащая отнесению на уменьшение транспортного налога».

Плата «Платону» учитывается в «прибыльных» расходах на основании отчета оператора

Главная книга , Москва

Читайте так же:  Сроки сдачи декларации по единому налогу

С 15.11.2015 года заработала система взимания платы за причинение большегрузами вреда федеральным дорогам. Однако операторы системы не выставляют документов, подтверждающих оплату. Подтвердить расходы может распечатка из личного кабинета системы.

В отчете-детализации оператора «Платона» будут видны данные о маршруте конкретного грузовика с привязкой ко времени начала и окончания движения и сведения о сумме дорожного сбора, списанной с лицевого счета организации. На основании этих данных уплаченную сумму можно включить в состав прочих расходов.

Не лишним будет заверить распечатку подписью бухгалтера.

Кроме того, необходимо приложить к распечатанному отчету путевой лист, для подтверждения деловой направленности поездки.

Подробно о налоговом и бухгалтерском учете дорожного сбора в систему «Платон» читайте в нашей статье .

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Как учесть плату в систему «Платон» при налогообложении и в бухучете

Учет при расчете транспортного налога

Чтобы исчислить транспортный налог за грузовик, по которому вносятся платежи в систему «Платон» (в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн), действуйте так:

1) исчислите налог за год за грузовик в обычном порядке;

2) рассчитайте налог, подлежащий уплате, по формуле (п. 2 ст. 362 НК РФ):

Если результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.

Важно! Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет.

Если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, то авансовые платежи по грузовику вы исчисляете в обычном порядке (без уменьшения на плату «Платону»), но в бюджет не уплачиваете (п. 2 ст. 363 НК РФ).

Учет для налога на прибыль и при УСН

С 2016 г. плату в систему «Платон», уплаченную за конкретный грузовик за год, вы учитываете в расходах в сумме, рассчитываемой по формуле (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 48.21 ст. 270, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):

Если результат вычисления равен нулю, то в расходах вы ничего не учитываете.

Если результат — отрицательное число, то в расходах вы учитываете сумму транспортного налога к уплате за грузовик, а плату «Платону» в расходы не включаете. При УСН транспортный налог включается в расходы на дату уплаты (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае:

  • исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в расходах вообще не учитываются;
  • на последнее число I, II и III квартала плату, уплаченную «Платону» за грузовик за этот квартал (не более начисленных сумм), можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

Например, чтобы посчитать сумму платы «Платону», учитываемую в расходах по итогам 9 месяцев, надо вычесть из суммы платежей, внесенной «Платону» за грузовик за январь — сентябрь, сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных за этот же грузовик за I, II и III кварталы. Если результат вычисления равен нулю или отрицательный, то в расходах вы ничего не учитываете.

Пример. Учет платы в систему «Платон» при расчете транспортного налога и налога на прибыль

В субъекте, где находится организация, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, а ставка налога составляет 70 руб/л. с. Организация приобрела и зарегистрировала грузовики 01.07.2016.

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ разрешил учитывать в расходах по налогу на прибыль, а также при исчислении УСН и ЕСХН часть суммы платы в систему «Платон», которая превышает сумму транспортного налога (п. 48.21 ст. 270 НК РФ, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, пп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Новые положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, и действуют до 31 декабря 2018 года включительно.

С 2019 года плата в систему «Платон» уменьшает налог на прибыль

Плату в счет возмещения вреда, причиняемого грузовиками массой свыше 12 тонн федеральным автодорогам общего пользования, теперь можно включать в базу налога на прибыль. Об этом сообщает ФНС в информационном сообщении от 18.01.2019 .

В ведомстве поясняют, что с 1 января 2019 года отменяется вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн причиняет дорогам федерального значения.

Соответствующие нормы содержит Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ.

Одновременно упраздняется ограничение на учет указанной платы в налоговой базе по налогу на прибыль. Теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов.

До 2019 года организация не могла уменьшить базу по налогу на прибыль на всю сумму платы в систему «Платон».

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в транспортной отрасли после внедрения системы «Платон»

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.01.2018 2018-01-27

[3]

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Деянышева Е. С. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в транспортной отрасли после внедрения системы «Платон» // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/archive/190/48029/ (дата обращения: 20.08.2019).

Росавтодор начал приемку системы взимания платы за ущерб полотну федеральных автодорог с транспортных средств массой выше 12 тонн, получившей название «Платон».

Система «Платон» продолжает свое активное действие. В октябре 2016 года Министерство Транспорта РФ заявило о решении внедрить «Платон» не только на федеральные трассы, но и на региональные. Это связано с экономическими показателями, выявленными в процессе анализа эффективности применяемой системы за период с конца 15 года по октябрь 2016г.

Согласно статистическим данным, за это время было собрано около 15,8 млрд. руб., 10,8 млрд. руб. из которых уже направлено на ремонт самых «убитых» трасс. Соответственно, государство столкнулось с нехваткой денежных средств на запланированный ремонт трасс, нуждающихся в нем.

Есть несколько вариантов решения возникшей проблемы, чтобы система «Платон» могла оправдать свои ожидания:

‒ увеличение тарифа за проезд до 3,5 руб. за 1 км. Именно такой тариф планировался изначально. Реализация данного варианта приведет к социальному недовольству, как это было в 2015 году при внедрении системы. Государству и транспортной отрасли придется повторно столкнуться с забастовкой дальнобойщиков, что негативно скажется на развитии транспортной отрасли в стране. Помимо этого, увеличение тарифа может привести к росту цен на товары и услуги и недобросовестной конкуренции между организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционную деятельность;

Читайте так же:  Срок возврата госпошлины из налоговой

‒ введение сбора денежных средств с большегрузов не только на федеральных трассах, но и на региональных, тем самым обеспечив замену дорожного полотна региональных дорог;

‒ введение сбора денежных средств не только с транспортных средств массой свыше 12 тонн, но и с транспортных средств с массой свыше 3.5 тонн. Данный вариант уже был обговорен Министерством Транспорта, в данный момент на подготовке обоснование данного решения. Конечно, при реализации данной схемы, бюджет за счет сборов значительно увеличится, но без протестов не обойтись. В настоящий момент проводятся экономические расчеты целесообразности введения сбора для среднетоннажников. Реализация зависит от полученных результатов.

Особое внимание стоит обратить на организацию учета расходов после внедрения системы «Платон».

Оператором системы «Платон», как упоминалось выше, является коммерческая организация. Поэтому многие бухгалтеры столкнулись с проблемой, каким образом осуществить учет взимания платы системой.

Бортовые устройства, находящиеся в транспортном средстве, подлежат учету. Бортовое устройство выдает компании оператором безвозмездно. В бухгалтерском учете данное устройство необходимо учесть на отдельном забалансовом счете, например 015 «Бортовое устройство для системы Платон», либо же на счете 001 «Арендованные основные средства». На данный момент отдельный забалансовый счет для имущества такого вида пока не предусмотрен. Принять данное устройство на учет можно двумя способами:

‒ по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования, заключенного между перевозчиком и оператором системы;

‒ в случае отсутствия стоимости в договоре — по условной оценке (например, 1 руб.).

В налоговом учете бортовые устройства не учитываются, так как рыночная стоимость аренды данного устройства равно нулю, устройство необходимо только для системы «Платон». Вследствие чего, доход в организации не возникает.

В свою очередь, маршрутные карты никак не учитываются ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Данные карты предназначены лишь для фиксации пути следования транспортного средства и расчета платы за проезд.

[2]

Каким же образом происходит списание необходимой суммы с счета перевозчика и как возможно учесть понесенные расходы?

Плата за проезд взимается авансом, до начала поездки. На лицевом счете должна быть сумма, которой хватит на запланированную поездку. Перевести денежные средства на лицевой счет можно стандартным способом, либо воспользоваться возможностями системы «Платон» — оплата банковской картой через личный кабинет, оплата через специально разработанное мобильное приложение, либо в терминалах самообслуживания. Оператор будет автоматически списывать сумму с аванса в то время, как грузовик будет передвигаться по федеральной трассе.

Здесь же возникает проблема, с которой сталкиваются бухгалтеры перевозчиков. Оператор системы «Платон» не выставляет организации счета на оплату с расчетом платы за проезд транспортного средства. Бухгалтерии необходимо самостоятельно формировать детализацию в личном кабинете или центре поддержки системы, в которой присутствует исчерпывающая информация для определения суммы расходов по поездке. Но достаточного ли данного документа для признания расходов?

Обратимся к комментарию советника государственной гражданской службы РФ 3 класса Бахваловой А. С.:

«Поскольку оператор системы «Платон» не предоставляет документов, подтверждающих произведенную оплату, то для обоснования таких расходов, на мой взгляд, будет достаточно представить распечатанную на бумажном носителе и заверенную бухгалтером организации детализацию из лицевого счета системы. Также необходим должным образом оформленный путевой лист. Полагаю, что нет необходимости делать такую детализацию ежедневно».

При учете расходов за проезд транспортного средства наиболее оптимальным решением является открытие отдельного субсчета, например, «Расчеты по плате за проезд грузовиков по федеральным трассам» к счетам:

‒ сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — нельзя отнести плату за возмещение вреда дорогам к налоговым платежам;

‒ сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — данная плата является обязательной.

Также стоит обратить внимание на то, что расход возникает не в момент пополнения лицевого счета, а в момент движения транспортного средства по федеральной трассе и списании платы.

Выбор расходного счета для учета платы, зависит напрямую от вида деятельности компании. Для транспортных компаний это будет счет 20 «Основное производство». Если это торговая фирма, доставляющая товар самостоятельно, это может быть счет 44 «Расходы на продажу».

[1]

После внедрения системы «Платон» остро встал вопрос об уплате транспортного налога. Ведь помимо платы за проезд, владельцы большегрузов уплачивают также и транспортный налог.

В связи с этим, была утверждена формула, по которой рассчитывается сумма транспортного налога за транспортное средство, по которому также вносится оплату в систему «Платон»:

Сумма транспортного налога за грузовик к уплате за год = Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год — Плата «Платону», уплаченная за этот грузовик за год, не более начисленных сумм

В случае, когда результат по данной формуле является отрицательным, сумма транспортного налога принимается равной нулю.

Здесь же необходимо учитывать важное условие, что плата по системе «Платон» уменьшает транспортный налог только по конкретному транспортному средству. Другие транспортные средства, будучи во владении данного налогоплательщика, не учитываются.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время система «Платон» работает в тестовом режиме, но учитывая уже полученные результаты, экономически целесообразным будет внедрение системы на постоянной и обязательной основе.

Источники


  1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  2. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  3. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
Бухгалтерский и налоговый учет платона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here