Денежную форму налоги стали принимать с момента

Предлагаем полезную информацию по теме: денежную форму налоги стали принимать с момента от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

История налогообложения

Возникновение налогов

Возникновение налогов в глубокой древности

Первые упоминания о налогах, как уже говорилось, относятся к глубокой древности, и их появление связывают с возникновением государства. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Часто думают, что жертвоприношение основано исключительно на добровольных началах. На самом деле оно было неписаным (а впоследствии и писаным) законом и таким образом становилось принудительной платой и сбором. Так, в Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и плодов дерева принадлежит Господу».

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей и государей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Вавилона и Египта до средневековой Европы.

Первые письменные источники о налогах относятся к XVIII в. до н.э., когда вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) издал ряд законов, известных как кодекс Хаммурапи, которые дошли до нашего времени. Текст законов был высечен на черном базальтовом столбе.

  • – о собственности;
  • – о земле;
  • – о правах;
  • – о податях.

В соответствии с этими законами объектом налогообложения были доходы от имущества, в первую очередь от земли. Плательщиками налога были землевладельцы и ремесленники. Ставка налога была установлена в размере 1/10 части полученного дохода. Налог взимался в натуральной и денежной формах. Уже в это время было принято разделение налогов на государственные и местные. Контролем и сбором налогов занимались специальные чиновники – сборщики налогов.

Законы Хаммурапи содержали все основные элементы налога: субъекты – свободные люди, землевладельцы и ремесленники, объекты – имущество и доходы, налоговая ставка – 10%, обеспечивался контроль и предусматривалась защита налогоплательщика от двойного обложения.

В Древнем Египте во II тысячелетии до н.э. также взимался поземельный налог, причем механизм его начисления отличался сложностью и высокой точностью расчета, в зависимости от уровня получаемого от земли дохода. В I в. до н.э. в Древнем Египте существовали специальные сооружения – ниломеры, посредством которых производилось наблюдение за уровнем воды в Ниле. По закону налоги начинали взимать в момент достижения уровнем воды наивысшей отметки, и эти налоги были тем больше, чем выше поднималась вода. Об этом свидетельствует знаменитый греческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), автор труда «География».

За 12 веков до Рождества Христова в Вавилоне, Китае, Персии уже был известен поголовный (подушный) налог.

Известен также свод древнеиндийских законов Ману, относящихся ко II в. до н.э. В нем есть законы о взимании налогов в Древней Индии. Объектами налогообложения были:

  • – доходы от труда земледельцев;
  • – доходы от занятия ремеслом;
  • – доходы от торговой деятельности;
  • – имущество, а именно: земля и скот.

Плательщиками налогов были землевладельцы, ремесленники, торговцы. От налогов освобождались жрецы. Налоги взимались главным образом в натуральной форме. Налог с земледельцев взимался по прогрессивной шкале в размере 1/6,1/8,1/12 части зерна (в зависимости от урожая). Кроме этого, старостами деревень взимался налог в виде 1/6 части заготовленной древесины, мяса, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, плодов, соков и пр.

В III в. до н.э. был введен поземельный налог в Китае. Там же взимались налоги на добычу соли, выплавку железа, существовала система воинских и трудовых повинностей.

Введение в курс «Налоги и налогообложение».

1. Налоговая система (НС) является важным элементом экономической инфраструктуры. Современное государство использует налоговую систему как средство регулирования рыночной экономики.

С помощью налогов государство формирует свои доходы, регулирует структуру производства, спроса, доходов населения, осуществляет антикризисную политику. Налоговую политику государство осуществляет с помощью налогового механизма.

Налоговый механизм – совокупность организационно – правовых норм и методов управления налогообложением.

В России НС начала формироваться в начале 90-х годов 20 века. В 1992г. был введён пакет налоговых законов, сформировавших НС и федеральное налоговое законодательство:

ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

ФЗ «О государственной налоговой службе Российской Федерации, ряд законов по взиманию отдельных налогов.

Важную роль в реформировании налогообложения сыграло принятие Налогового Кодекса РФ (НК РФ) – с 1 января 1999 -1 часть, с 1 января 2001г — 2 часть.

Налоговая система – совокупность налогов, принципов, методов их установления, изменения, отмены, уплаты, а также форм налогового контроля и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система включает систему налогов и налоговых органов.

Задачи курса «Налоги и налогообложение»:

· изучение основных налоговых теорий;

· изучение исторического опыта налогообложения и опыта зарубежных стран;

· изучение Налогового кодекса РФ;

· изучение нормативных правовых актов, регулирующих отношения организации и государства в области налогообложения;

· изучение существующей в России НС;

· изучение прав и обязанностей налоговых органов плательщиков;

· изучение экономической сущности налогов;

· приобретение навыков расчёта основных налогов.

2.Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они являются основным источником доходов государства, необходимых ему для выполнения основных функций. История налогообложения, как и история развития государства, насчитывает тысячелетия. На ранних этапах развития государства у него не было органов, которые могли бы взимать налоги. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое было неписаным законом. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму (продовольствием, фуражом, снаряжением для армии, барщиной). По мере развития товарно-денежных отношений налоги стали принимать денежную форму.

В Пятикнижии Моисея сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Таким образом, первоначальная ставка налога составляла 10% всех полученных доходов. С развитием государства наряду с церковной десятиной возникла «светская десятина» в пользу владетельных князей. Такая практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий.

Однако истории известны случаи, когда налогообложение не было принудительным. Например, в Древней Греции (в Афинах) свободный гражданин не должен был платить налогов, а мог делать добровольные пожертвования. Когда же предстояли крупные расходы (военные действия, крупное строительство и т.д.), то народное собрание устанавливало процентные отчисления от доходов всех граждан.

Читайте так же:  Когда перестают платить пенсию по потере кормильца

Одной из первых сформировалась налоговая система Древнего Рима, ставшая эталоном для других государств античного мира: Древней Греции, Египта, Ассирии.

В Европе 16-17вв. налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались откупщики. Они вносили в государственную казну полную сумму налогов, а затем, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение, осуществляли сбор налогов с населения.

Централизованное государство Киевская Русь возникло в IX веке, поэтому финансовая система стала складываться позже, чем в Европе.

Основным источником доходов княжеской казны выступала дань. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев самими плательщиками, и полюдъем, когда княжеские дружины сами ездили за нею. По мере усиления сопротивления народа против произвола сборщиков податей и укрепления княжеской власти происходило некоторое упорядочение налоговой системы.

Косвенное налогообложение существовало в форме различных пошлин:

— пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы;

— пошлина «перевоз» — за перевоз через реку;

— «гостиная» — за право иметь склады;

— «торговая» — за право устраивать рынки;

— судебная пошлина «вира» — за убийство;

[1]

— «продажа» — штраф за прочие преступления.

Во время правления Ивана Грозного сбор налогов был несколько упорядочен, что увеличило доходы казны. В это время основным объектом налогообложения была земля; размер налога устанавливался на основании писцовых книг, в которых отражалось количество, качество земель и населённость. Были введены такие налоги как:

— ямские и пищальные — для производства пушек и строительства укреплений;

— стрелецкая подать – на создание регулярной армии;

— полоняничные деньги – для выкупа воинов и русских людей, угнанных в плен;

— прямая подоходная подать.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Эпоха Петра I (1672-1725гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны вводились дополнительные налоги. Была введенаособая должность – прибыльщик, в обязанности которого входило «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так были введены: промысловый налог, гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, арбузов, орехов, налог на усы и бороды, облагались даже церковные верования. В то же время был принят ряд мер, обеспечивающих справедливость и равномерность налогообложения. Были снижены налоги с малоимущих людей, введена подушная подать.

Следующий этап формирования российской налоговой системы, внёсший существенные изменения, связан с царствованием Екатерины II (1729-1796гг.). Прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения: на строительство больших дорог, устройство водных сообщений и др. Были введены специальные государственные сборы с пассажирских дорог, пароходов, паспортные сборы, пошлины с имущества, переходящего по наследству и в порядке дарения. Подушный налог был заменён налогом с городской недвижимости, а в промысловый налог внесены изменения.

В 80-е гг. XIX в. подушная подать стала заменяться подоходным налогообложением. Появился новый налог на денежный капитал, квартирный налог. Косвенные налоги были представлены акцизами на табак, сахар, керосин, соль, спички, алкогольные напитки т.д.

Накануне первой мировой войны финансовое положение России было достаточно прочно, благодаря отлаженной финансовой системе и налоговой политике. Война губительно сказалась на финансовом положении страны. Для покрытия военных расходов повышались налоги и вводились новые, осуществлялись внутренние и внешние займы. Февральская революция ещё более усложнила положение.

После Октябрьской революции 1917г. функционирование налоговой системы было приостановлено. Основным источником доходов Советского государства были продразвёрстка, эмиссия денег, контрибуции.

Налоговые преобразования начались в 1921г. в период новой экономической политики (НЭП), пришедшей на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразвёрстку заменили продналогом, появились иностранные концессии, была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Налоговая политика проводилась с учётом ранее существовавшей дореволюционной системы налогообложения. В годы НЭПа существовали прямые налоги (сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентный, наследственные пошлины, гербовый сбор) и косвенные (акцизы и таможенные пошлины).

С 30-х г. фискальная роль налогов в СССР резко уменьшилась. Налоги стали использоваться как орудие политической борьбы с частными сельхозпроизводителями.

Постепенно, в связи с изменением внутренней политики СССР, свёртыванием НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения претерпела существенные изменения. Некоторая свобода начинавших развиваться рыночных отношений была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий (вместо налогов) и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Более 90% доходов бюджета Советского Союза формировалось за счёт поступлений от народного хозяйства. Прямые налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета. Система административно-командного управления экономикой привела страну к финансовому кризису 80-90-х гг., что вызвало необходимость экономических преобразований. Переход к рыночной экономике потребовал возрождения отечественного налогообложения.

В новых экономических условиях поступления в бюджет в значительной степени зависят от эффективности функционирования налоговой системы страны. Новая налоговая система России в основном была сформирована к 1992 г., когда был введён пакет налоговых законов. Он включал в себя Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон «О государственной налоговой службе РФ», ряд законов об отдельных налогах, указы Президента РФ по вопросам налогообложения и т.д. Однако налоговая система и налоговая политика не являются чем-то застывшим и неподвижным, они меняются в соответствии с целями экономического и социального развития государства.

Важную роль в реформировании налогообложения последних лет сыграло принятие Налогового Кодекса РФ (с 01.01.1999г. – части I и с 01.01.2201г. – части II).

Вопросы для повторения.

1. Что входит в понятие налоговой политики государства?

2. Когда и почему возникло налогообложение?

3. Что должна включать в себя налоговая система?

4. Кто занимался сбором налогов в странах Европы в XVI – XVII вв.

5. Назовите основные этапы развития налогообложения в России.

Читайте так же:  Как получить пенсионные накопления в сбербанке

6. Назовите основные формы налогов, взимаемых в Киевской Руси.

7. Каковы особенности налогообложения в эпоху Петра I, Екатерины II.

8. Когда начала формироваться в России современная налоговая система?

История возникновения налогов

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

В развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны, которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н.э. — 14 года н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2000.

[2]

Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Древний Рим (IV в. до н.э. — VI н.э.)

налог на наследство

налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения (с 2006 г. Нет)

налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло

акцизы на отдельные группы товаров

пошлины ввозные и вывозные

сбор на воздвижение статуй

Видео (кликните для воспроизведения).

налог на рекламу

налог на имущество

сборы с банщиков, работорговцев, проституток

лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9-79 г.г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос — зачем ты берешь налог за это.

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

2 Период. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.

Читайте так же:  Что является алиментами на ребенка

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. Например, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

§ 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. Общая характеристика теорий налогообложения и сборов

Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания государством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий.

Большинство экономистов выделяют три основных этапа в развитии налогообложения12.

Первый этап развития налогообложения — Древний мир и Средние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с покоренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами13 и регалиями14 они становятся источниками доходов для содержания государства.

Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе15 появляется первый всеобщий денежный налог — трибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов. 25

§ 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения Известное изречение «деньги не пахнут», приписываемое римскому императору Веспасиану16, появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

Для первого этапа развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут рабства, неволи. В основе такого взгляда — длительная практика налогообложения только покоренных народов.

Яркой иллюстрацией к первому этапу развития налогов является фрагмент из Нового Завета, в котором фарисеи спрашивают у Христа: «Нужно ли платить дань кесарю?». Действие происходит в Палестине, покоренной римлянами провинции. Христос, взглянув на монету — динар, на которой был изображен римский император, ответил: «Кесарю кесарево, Богу богово».

Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых налоговых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в случае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадьбы сына и дочери короля.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной части государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса — буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, — все эти со- бьпия самым кардинальным образом изменили существующие налоговые системы, принципы их установления и формирования. Изменился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, показателем свободы. Формируются принципы налогообложения, одним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами.

В налоговых системах большинства стран Европы появляются подушный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количество налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы1. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита.

В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние касаются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получили название общих теорий налогообложения. Главный вопрос, на который стремились ответить представители науки, заключался в том, что есть налог, какова его сущность.

Большинство из сложившихся теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе теории обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общество получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, защиту от преступлений, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизывает всю науку о налогах на разных этапах общественно-исторического развития. Сторонники данной тории полагают, что размер поимущественных налогов должен соответствовать тому доходу, который налогоплательщик получает под защитой и охраной государства, а личные налоги должны носить характер одинаковой поголовной подати.

[3]

Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Налог есть результат договора между гражданами и государством, поэтому данную теорию называют также теорией общественного договора, заключенного между обществом и государством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

Читайте так же:  Налоги с предприятия и организации

Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и

Пушкарева В. Указ. соч. С. 74.

§ 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения собственности, хороших дорог и народного просвещения.

Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключается во взгляде на налогообложение как на обусловленный существованием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потребностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принудительность налогообложения, вмешательство государства в экономику, оправдывает рост налогов.

Нельзя не упомянуть о теории социальной возвратности налога, широко распространенной и в социалистических государствах. Согласно данной теории, собранные с граждан налоги возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода услуг.

Противоположной теории обмена является теория жертвы, согласно которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Сторонником теории жертвы был известный российский ученый-финансист И.И. Янжул. Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедливость налогового бремени.

Помимо общих теорий налогообложения, определяющих его природу, учеными разработаны и теории о влиянии налогов на экономику, о либерализации налогообложения, об установлении налогов.

Классической теорией налогов названа теория налогового нейтралитета, разработанная А. Смитом и развитая Д. Рикардо, Д. Миллем. Согласно данной теории налоги должны быть сконструированы таким образом, чтобы, давая доход государству, не влияли отрицательно на экономику и общество. Налогообложение должно быть удобным для налогоплательщика, взимание налогов должно осуществляться наиболее дешевым способом.

По вопросу об установлении налогов существует несколько теорий. Одна из них — теологическая, согласно которой налоги есть божественное установление, получила распространение в Средние века.

Весьма популярной в конце XVIII в. была теория фискального договора. В России ее разделял А.Н. Радищев. Он считал, что налоги основываются на договоре между обществом и государством.

Особо необходимо отметить марксистскую теорию отмирания налогов. В основе всех марксистских программ лежали положения о ликвидации частной собственности, переходе к единому подоходному налогу, а в дальнейшем — полной отмене налогов с населения.

История возникновения налогов

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.
Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме. он состоял из Рима и прилегающих городов. В мирное время затраты на их содержание были минимальными, а вкладывать собственные средства в управление государства было почетно.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить. исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.
Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.
После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Читайте так же:  Счет в зарубежном банке налоговая

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.
Налоги стали дифференцировать:
• принцип платежеспособности;
• принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

1.4. Функции налогового права

Необходимо проводить разграничения между функциями налогового права и функциями налогообложения.

Рассматривая функции налогового права, отметим, что функции налогового права в зависимости от их характера можно подразделить на:

Содержательные функции налогового права — это функции, выражающие общее назначение налогового права и сущность предмета налогового права.

К содержательным функциям налогового права относятся следующие:

1) функция распределения между облагаемыми лицами бремени государственных и муниципальных (т.е. публичных) расходов.

Данная функция выявлена и напрямую зависит от анализа функций налога и ст. 8 НК РФ, в которой дается определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» — и определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Статья 8 НК РФ имеет системную связь со ст. 2 «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах» НК РФ и ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ;

2) функция косвенного регулирования экономических и социальных процессов.

Инструментальные функции — это функции налогового права, присущие отдельным структурным элементам данной отрасли права. Инструментальные функции имеют специально-юридическое, прикладное значение и призваны обеспечить реализацию содержательных налогово-правовых функций. Данные функции налогового права не отличаются оригинальностью и носят вспомогательный характер.

К таким функциям относятся:

1) регулирующая статическая;

2) регулирующая динамическая;

Все названные инструментальные функции присущи различным институтам налогового права.

Дополнительно к функциям налогового права можно отнести:

— межотраслевую функцию, которая осуществляет влияние налоговых отношений на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов;

— правовую функцию, которая помогает формировать системы норм налогового законодательства и его кодификацию.

Сложности налоговых правоотношений обусловлены многогранностью экономических функций налогов и условий их реализации в интересах государства и граждан.

Функции налогообложения в структуре налогового права как отрасли определяют его основные институты, принципы и методы. На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

В современной системе налогообложения выделяют следующие основные функции:

— конституционная — с помощью данной функции реализуются конституционные основы налогового права путем установления совместной налоговой компетенции Федерации и ее субъектов;

— фискальная — это основная функция налогообложения. С помощью данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной;

— координирующая — помогает создавать общий налоговый режим в интересах формирования единого рынка;

— социальная (распределительная) — данная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения;

— стимулирующая (регулирующая) — с помощью этой функции происходит регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности;

— контрольная — с помощью данной функции государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами;

— внешнеэкономическая — осуществляет защиту национальных экономических интересов путем регулирования таможенных и валютных обязательных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства;

— поощрительная — посредством данной функции осуществляется признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
  4. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
Денежную форму налоги стали принимать с момента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here