Допрос свидетелей в налоговой проверке

Предлагаем полезную информацию по теме: допрос свидетелей в налоговой проверке от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Содержание

  • Допрос свидетелей. Действия налоговых органов в период приостановления выездной проверки (Лермонтов Ю.)

    Дата размещения статьи: 01.08.2015

    Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

    В п. 9 указанной статьи отражено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

    — истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

    — получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

    — перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

    Согласно пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

    В силу п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

    При этом НК РФ не устанавливает запрет на проведение допросов свидетелей при приостановлении выездной налоговой проверки.

    Пункт 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» устанавливает, что согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

    По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

    В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

    При этом в судебной практике, несмотря на разъяснения Пленума ВАС РФ, не сформировалось единой позиции на данный счет.

    Так, суды указывают на неправомерность проведения допроса свидетелей во время приостановления выездной налоговой проверки. Например, суд отметил, что налоговый орган вправе приостановить выездную налоговую проверку для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов. Такое приостановление не может быть обусловлено необходимостью допроса свидетеля. В связи с этим показания свидетеля, полученные инспекцией в данный период, допустимыми доказательствами не являются (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009 (Определением ВАС РФ от 14.02.2011 N ВАС-15622/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

    Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 N А78-8715/2009.

    Необходимо отметить, что у судов имеется и противоположная позиция, например Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2013 N А70-6132/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008.

    Таким образом, на наш взгляд, при приостановлении проведения выездной налоговой проверки должны приостанавливаться и все операции, связанные с данной проверкой, данное требование также относится и к допросу свидетелей. При этом необходимо отметить, что у судов имеется и противоположная позиция.

    Допрос работника при налоговой проверке

    При выездной налоговой проверке инспекторы могут привлечь работника компании для дачи показаний или пояснений. Рассмотрим, в каких случаях допрос работника будет незаконным

    Вызов на допрос и проведение допроса

    Согласно положениям налогового законодательства инспекторы в рамках выездной налоговой проверки вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ). Учитывая формулировку статьи 31 Налогового кодекса, свидетелей чаще всего вызывают на территорию налогового органа. Однако на практике встречаются случаи, когда допрос проводят по месту пребывания свидетеля, например, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию. По усмотрению должностного лица налогового органа данное правило также может распространяться и на другие случаи (п. 4 ст. 90 НК РФ).

    Вызов свидетеля на территорию инспекции осуществляется повесткой (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]). Рекомендуемая форма данного документа приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры» (документ для служебного пользования).

    Налоговики обязаны указать в повестке основания ее направления, а также время и место проведения допроса.

    К сожалению, законодательством РФ не установлены сроки, когда такая повестка считается доставленной или врученной адресату. Поэтому датой получения следует считать день фактического получения документа (по почте либо лично).

    Обратите внимание, что работника могут вызвать на допрос только повесткой. На телефонные звонки с просьбами явиться в инспекцию можно не реагировать.

    То же самое касается дачи показаний и пояснений по телефону. Такая форма взаимоотношений незаконна и недопустима (пост. ФАС МО от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10).

    Если же допрос проводят по месту нахождения работника или организации, то составлять документ о вызове свидетеля не нужно.

    ФНС России разъясняет (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]), что в качестве свидетелей могут привлекаться только лица, не заинтересованные в исходе дела. Если же опрашивают лиц, заведомо заинтересованных (например, генерального и/или финансового директора, главного бухгалтера организации), то протокол допроса может быть квалифицирован как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

    Читайте так же:  Инвалид устройство на работу пенсия

    Форма протокола допроса свидетеля установлена ФНС России (приложение № 11 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Документ, составленный в произвольной форме, будет считаться недействительным.

    Одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос должно явиться именно то лицо, чья фамилия указана в повестке. Для дачи пояснений, если получено соответствующее уведомление (форма также установлена ФНС России (приложение № 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected])), можно отправить любое должностное лицо или уполномоченного представителя компании, например налогового юриста. Вручают уведомление, в отличие от повестки, непосредственно компании по ТКС либо ее представителю лично.

    Допрашивать как бывших, так и нынешних работников могут только те инспекторы, которые входят в список участников проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ). Если же сотрудников допрашивал инспектор, чья фамилия не фигурировала в решении о проведении проверки, протокол допроса считается недействительным.

    В допросе также могут участвовать сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих (пп. 2, 4, 7, 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347; пост. Девятого ААС от 22.03.2010 № 09АП-3290/2010, от 18.03.2010 № 09АП-2709/2010).

    Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ). Время начала и окончания допроса фиксируют в протоколе.

    Обратите внимание, что не могут быть допрошены (п. 2 ст. 90 НК РФ):

    • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
    • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (в частности, нотариус, адвокат, аудитор).

    Ответственность при допросе

    Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ). Неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей (ст. 128НК РФ).

    Отказаться от дачи показаний и не быть привлеченным к ответственности работник может только в одном случае: сославшись на Конституцию РФ, положения которой предусматривают, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

    Инспекторы еще до начала допроса обязаны предупредить об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. В протоколе делают соответствующую отметку, которую удостоверяют подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ). Отсутствие подписи может являться поводом для признания протокола недействительным.

    Допрос работника во время приостановления проверки

    В период приостановления выездной налоговой проверки прекращаются действия инспекторов по истребованию у компании документов, а также другие действия на ее территории, связанные с проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

    Еще в 2013 году Пленум ВАС РФ сделал вывод, что по смыслу пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса в период приостановления не допускаются получение от организации пояснений и допрос ее сотрудников. Однако этот запрет применим только в случае проведения допроса/получения пояснений на территории организации. Инспекция не лишена возможности проводить допрос или получать пояснения вне территории компании, если они не связаны с истребованием у нее документов (п. 26 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

    Описанный выше вывод касается и бывших сотрудников, допрашиваемых в качестве свидетеля (пост. АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2068/16).

    Минфин России полностью согласен с позицией ВАС РФ и подтверждает ее в своих разъяснениях (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Вторит данному мнению и ФНС России (письма ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected], от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

    Допрос работника после окончания проверки

    Если работника допрашивают после окончания проверки, то имеет место нарушение установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Полученные таким образом протоколы допроса свидетелей или пояснения не могут быть использованы инспекторами при вынесении решения по проверке.

    К такому выводу пришли судьи в нескольких арбитражных округах (пост. АС ЦО от 03.06.2016 № Ф10-1572/16, ФАС ПО от 25.09.2012 № Ф06-6503/12, ФАС МО от 16.06.2011 № Ф05-16135/10, от 31.01.2011 № КА-А40/17644-10-П, ФАС ЗСО от 11.11.2011 № Ф04-5932/11, ФАС ДВО от 29.07.2011 № Ф03-3493/11, ФАС ВВО от 07.04.2011 № Ф01-1079/11, ФАС УО от 08.08.2011 № Ф09-4830/11).

    Однако если повестка была направлена работнику еще во время проверки, то считается, что инспекторы фактически выполнили требования Налогового кодекса (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Проведение допроса будет являться законным, так как показания получены после окончания проверки по не зависящим от них обстоятельствам (пост. ФАС ЗСО от 04.06.2008 № Ф04-3296/2008(5681-А27-42) (определением ВАС РФ от 31.07.2008 № 9497/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

    Также допрос будет считаться правомерным в ситуации, когда налоговый орган отправляет поручение о его проведении в стороннюю инспекцию и при этом данный документ датирован периодом проверки (пост. ФАС ВСО от 10.09.2012 № Ф02-3964/12 (определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14735/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

    Допрос в налоговой в качестве свидетеля

    Присутствие проверяемого налогоплательщика (его представителя) при допросе свидетелей Налоговым кодексом не предусмотрен

    В ходе любой проверки налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний. Свидетель — это любой человек, которому может быть известна какая-либо информация, имеющая значение для налогового контрол При этом не могут быть допрошены в качестве свидетеле

    Допрашивать свидетелей налоговики могут и в период приостановления выездной проверки, при условии что допрос будет проводиться не на территории проверяемого налогоплательщика, а в помещении инспекци

    Допрос работников организации

    Чаще всего инспекторы допрашивают работников проверяемого лица либо его контрагентов. Что же касается руководителей и главных бухгалтеров проверяемых компаний, то ФНС считает их заведомо заинтересованными в исходе дела. Поэтому рекомендует вызывать их для дачи пояснени а не свидетельских показаний. А составленный протокол допроса таких лиц квалифицировать как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщик

    Читайте так же:  Штрафы налоги по инн физического лица

    Допрос свидетеля в налоговой инспекции

    Допросить свидетеля могут:

    Неявка лица, вызываемого в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении, либо его уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом

    ФНС рекомендует, чтобы в допросе свидетеля по месту его жительства участвовали не менее двух инспекторо И прежде чем брать показания, они должны получить согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение и сделать соответствующую пометку в протоколе допрос

    Если нужный свидетель находится, к примеру, в другой местности и специально командировать туда инспектора для взятия показаний нецелесообразно, проверяющая ИФНС может перепоручить провести допрос инспекции, которой подведомственна территория проживания (пребывания) свидетел

    Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую

    Автор — управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»

    Вызов на допрос свидетеля — одно из популярных мероприятий налоговых инспекторов. Для любого собственника бизнеса или наемного работника получить звонок от налоговиков или повестку о вызове на допрос — настоящий стресс. Как быть? Можно ли не приходить? Что говорить? Ответов на эти вопросы в Налоговом кодексе не найти — про допрос свидетеля в нем только коротенькая статья с минимумом информации. Вот несколько советов, проверенных на практике.

    Не реагируйте на вызов по телефону

    Согласно п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

    Налоговый кодекс никак не регламентирует порядок вызова свидетеля на допрос. На практике инспекторы пользуются этим и вызывают на допрос либо телефонным звонком, либо повесткой с требованием явиться для допроса в качестве свидетеля.

    На звонок из налоговой смело можете не реагировать, потому что такой вызов на допрос вас ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Вы удивитесь, но угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае вашей неявки законом тоже не предусмотрены.

    Налоговое законодательство до сих пор не определилось с формой документа, которым вас могут вызвать на допрос. Инспекторы налоговой службы заполняют свои повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с УПК незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет, по каким вопросам предстоит давать свидетельские показания, а кто-то действует наоборот — цель допроса свидетеля не уточняет. Такая расплывчатость создается специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было бы застать врасплох и получить нужную информацию. Зачастую свидетеля ожидает и еще один сюрприз — для более эффективного вытаскивания информации налоговики часто организуют «группы психологического давления» и, запугивая, вынуждают свидетеля давать показания.

    Проверяйте протокол

    Протокол допроса свидетеля составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338. Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений. Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе. Если у свидетеля есть какие-либо замечания по записи свидетельских показаний, он имеет право отразить их в соответствующем разделе протокола.

    Особо обратите внимание на то, что нарушение налоговиками порядка сбора доказательств, проведения допроса и заполнение протокола может привести к тому, что они не смогут использовать эти доказательства в суде. Так, бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

    Подготовьтесь к вопросам налоговиков

    Как правило, допрашивают в качестве свидетелей либо директоров проверяемой организации, либо руководителей компаний-контрагентов. Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов:

    1) каков порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно:

    • как и когда был выбран данный контрагент,

    • откуда получена информация о нем,

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    • как осуществлялись контакты,

    • кто и как подписывал договор и прочие документы,

    • какие имеются контакты, реквизиты и пр.

    2) реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора:

    • какие услуги оказывались, какой товар поставлялся,

    • как товары передавались, транспортировались, где хранились и пр.

    3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации.

    Идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

    Как себя вести на допросе

    Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы. В ст. 51 Конституции сказано, что каждый может воспользоваться своим правом не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба — это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

    Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

    Читайте так же:  Открытие счета за рубежом физическим лицом налоговая

    Что грозит при неявке

    На допрос в налоговую был вызван финансовый директор предприятия. Свидетель на допрос явился только потому, что старательный налоговый инспектор, пытаясь добиться его явки для получения нужных показаний, стал угрожать свидетелю уголовным преследованием. Такие угрозы налоговиков юридически незаконны и косвенно говорят о том, что у налоговой ничего серьезного на вас нет. Важно помнить: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

    При этом свидетелю на допросе в налоговой инспекции следует помнить, что согласно ст. 51 Конституции вы имеете право не давать показаний. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно.

    Иногда лучше промолчать

    Протокол допроса в совокупности с другими доказательствами может служить в суде доказательством вашей недобросовестности. Нам известен случай, когда директор и бухгалтер транспортного предприятия путались, забывали и давали различные показания на допросе в налоговой, а потом и на допросе в суде. Все это оказало негативное влияние на мнение суда о налогоплательщике. Решение было вынесено в пользу налоговой инспекции. Если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните что-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию. Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф, чтобы ваши слова не были использованы против вас. Лучше потратить это время на то, чтобы качественно подготовиться к судебному заседанию самому и подготовить своих сотрудников.

    [2]

    Автор — управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»

    Правомерно ли проведение допроса свидетеля вне рамок выездной налоговой проверки? Могут ли проверяющие использовать протокол данного допроса в качестве доказательства совершенного налогового правонарушения?

    Нормы налогового законодательства не содержат запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Однако вопрос использования их результатов в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения может быть решен судами по-разному в зависимости от обстоятельств дела.

    Обоснование. В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

    Как указала ФНС в Письме от 23.04.2014 N ЕД-4-2/[email protected], Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. По мнению ведомства, полученные доказательства признаются допустимыми только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в рамках налоговой проверки. Использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, такие доказательства — недопустимыми в силу ст. 68 АПК РФ (см., к примеру, постановления ФАС ВСО от 30.08.2012 N А10-3391/2011, ФАС МО от 23.11.2010 N КА-А40/14198-10, от 16.07.2010 N КА-А40/7035-10).

    Необходимо иметь в виду, что после завершения проверки инспекция вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе для проведения допросов свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Полученные при этом показания свидетелей будут являться допустимыми доказательствами.

    Как указал ФАС ВСО в Постановлении от 10.09.2012 N А33-20819/2011, если налоговики в период проверки направили поручение о допросе свидетеля другому налоговому органу (по месту проживания свидетеля), а протокол проведенного впоследствии допроса датирован днем, который выходит за пределы срока проверки, то данный протокол может также быть принят в качестве доказательства.

    Кроме того, налоговый орган в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать документы, полученные до ее начала. Аналогичный вывод содержится в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в котором высшие арбитры указали на правомерность использования доказательств, полученных в установленном налоговым законодательством порядке до начала проверки (см. также Постановление ФАС ЗСО от 28.11.2013 N А27-21787/2012).

    Итак, согласно официальной позиции и сложившейся арбитражной практике проведение допроса свидетеля вне рамок выездной налоговой проверки считается правомерным, а использование протокола в качестве доказательства совершенного налогового правонарушения допустимым:

    — до начала проверки;

    — после окончания проверки в рамках дополнительных мероприятий.

    Недопустимыми доказательствами совершенного налогового правонарушения могут быть признаны допросы, полученные после окончания проверки без назначения допмероприятий.

    Допрос свидетеля в рамках налоговой проверки: как проводится и оформляется

    «Главная книга», 2012, N 13

    Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства инспекций. Ограничений относительно того, в каких случаях налоговики могут проводить допрос, нет . То есть они могут допросить вас как свидетеля и в ходе выездной проверки, и в ходе камеральной , и в ходе встречной проверки вашего контрагента.

    Таким образом, вполне может случиться так, что в один прекрасный день вас вызовут на допрос. Пугаться не стоит. Просто вам следует четко знать, как должен проходить допрос, как он оформляется и как лучше себя вести во время этой не очень приятной процедуры.

    Подпункт 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ.
    Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

    Кого налоговики могут вызвать в качестве свидетеля

    Свидетелем может стать любой человек, который, по мнению налоговиков, знает что-то, имеющее значение для проверки . При этом налоговики сами определяют, кто может обладать необходимыми сведениями, и не обязаны обосновывать свой выбор. На допрос могут быть вызваны руководитель вашей организации, бухгалтер, сотрудники и даже руководитель, бухгалтер и сотрудники вашего контрагента, если в рамках проверки вашей организации у налоговиков возникли какие-то сомнения.

    Есть три категории лиц, которые не могут быть допрошены :

    • лица, не достигшие 14 лет (малолетние) ;
    • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
    • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, , аудитор , нотариус ).

    Как правило, ни у бухгалтера, ни у руководителя нет времени (и желания) посещать допрос. Поэтому первый вопрос, который возникает, если вызвали на допрос, — можно ли не явиться и чем это грозит?

    Читайте так же:  Виды документов бухгалтерского и налогового учета

    Пункт 1 ст. 90, пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ.
    Пункт 2 ст. 90 НК РФ.
    Пункт 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 28 ГК РФ.
    Статья 8 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ.
    Статья 9 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
    Часть 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.

    Когда можно не явиться на допрос

    За неявку или уклонение от явки для дачи свидетельских показаний вам грозит штраф в размере 1000 руб. . При условии, что налоговики подтвердят документально, что вызывали вас на допрос, и при этом у вас не было уважительных причин не явиться.

    [1]

    Конечно, размер штрафа не сильно устрашает, и многие предпочитают не являться на допрос без объяснения причин. Но следует учесть, что налоговики могут направить запрос в правоохранительные органы об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. Поэтому лучше не доводить до того, когда вас начнет разыскивать полиция, и явиться добровольно.

    Если вы не можете прийти на допрос, обязательно сообщите об этом в инспекцию. Если вам затруднительно добраться до ИФНС из-за болезни, старости или инвалидности, налоговики могут сами к вам прийти .

    Кроме того, по усмотрению налоговиков уважительными причинами неявки на допрос могут быть признаны и другие причины. Например, если вас вызвали в инспекцию, расположенную в другом регионе. В этом случае проверяющие могут пойти навстречу и разрешить вам дать показания в налоговом органе по месту пребывания (жительства). Однако они не обязаны этого делать . Поэтому может случиться так, что вам придется ехать на допрос в другой город.

    Но унывать не стоит. Вы имеете право на выплату суточных и на возмещение расходов, связанных с проездом до места допроса и проживанием (если нет возможности вернуться в тот же день) . Эти расходы финансируются из федерального бюджета и оплачиваются после проведения допроса . Кроме того, за время отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы за вами сохраняется .

    В общем, если налоговики решили вас допросить, то они найдут способы это сделать. В ваших же интересах — явиться на допрос или хотя бы своевременно сообщить о причинах неявки.

    Статья 128 НК РФ.
    Пункт 4 ст. 90 НК РФ.
    Письмо Минфина России от 13.05.2011 N 03-02-08/55.
    Пункт 1 ст. 131 НК РФ.
    Пункт 4 ст. 131 НК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.
    Статья 170 ТК РФ.

    Когда можно отказаться от дачи показаний

    На допросе от дачи свидетельских показаний можно отказаться на вполне законных основаниях . Например, вы не обязаны свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) .

    Очень часто на право не свидетельствовать против самого себя ссылается руководитель организации, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля. Однако в такой ситуации налоговики проводят допрос в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не его самого. Поэтому это не основание для отказа. Другое дело, если свидетель — предприниматель и его вызвали в качестве свидетеля по проверке в отношении его же . Он может отказаться от дачи показаний.

    Если на допрос вызвали руководителя проверяемой организации, то он не сможет отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на то, что он не хочет свидетельствовать против самого себя.

    Отказаться от дачи свидетельских показаний, основываясь на том, что вам ничего не известно, тоже не получится. Налоговики сами определяют необходимость привлечения вас как свидетеля, и, если они посчитали, что вы можете им что-то сообщить, вам лучше явиться. В этом случае можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и так далее. Это уже не будет считаться отказом.

    При этом неправомерный отказ от дачи показаний приравнивается к даче заведомо ложных показаний и грозит штрафом в 3000 руб. .

    Если у вас нет оснований для неявки на допрос, но есть основания для отказа от дачи показаний, идите в ИФНС и там отказывайтесь. Однако, как видим, причин не так уж и много. Поэтому, скорее всего, свидетельствовать все же придется. В этом случае лучше заранее продумать свою позицию и подготовиться. Например, законспектировать информацию, которая может заинтересовать налоговиков, чтобы не запутаться.

    Пункт 3 ст. 90 НК РФ.
    Пункт 1 ст. 51 Конституции РФ; ст. 14 Семейного кодекса РФ.
    Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2010 по делу N А70-8124/2009.
    Статья 128 НК РФ.

    Как проходит допрос

    Допрос может проводить любое должностное лицо налогового органа, а не только инспектор, который проводит проверку . Результаты допроса оформляются протоколом .

    Перед началом допроса инспектор:

    • проверяет документы, удостоверяющие личность свидетеля;
    • выясняет, владеет ли свидетель русским языком (если нет, решается вопрос о привлечении переводчика );
    • предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний .

    Инспектор также должен вас предупредить, будут ли использованы в процессе допроса, например, диктофон или видеокамера. Об этом в протоколе делается специальная отметка, и впоследствии запись прикладывается к протоколу и является способом закрепления доказательств .

    Оформлением протокола занимается инспектор. От вас требуется:

    • проверить сведения о себе и расписаться под ними;
    • расписаться в том, что вы ознакомлены со своими правами и обязанностями, в частности об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний;
    • внимательно прочитать протокол по окончании допроса и, если вы с чем-то не согласны и у вас есть замечания, указать на них в протоколе;
    • подписать сам протокол.

    Все присутствующие (инспектор, переводчики и другие лица) также должны расписаться. Если в ходе допроса использовались какие-либо документы или материалы (например, фотографии или видеозаписи), независимо от того, кто их предъявлял, они должны быть приложены к протоколу.

    [3]

    Выдать вам копию протокола налоговики могут, но не обязаны.

    Доказательную силу имеет только допрос, оформленный протоколом. Объяснительные записки, опросы устные и письменные не могут являться доказательством правонарушения, так как от них можно отказаться. Также не имеет доказательной силы информация, сообщенная налоговикам по телефону .

    Читайте так же:  Пенсия по новому муниципальных служащих

    Пункт 5 ст. 90 НК РФ; Постановление ФАС МО от 01.07.2008 N КА-А40/5692-08.
    Пункт 1 ст. 90, п. 1 ст. 99 НК РФ; форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]
    Пункт 1 ст. 97 НК РФ.
    Пункт 5 ст. 90 НК РФ.
    Постановление ФАС СКО от 19.06.2006 N Ф08-2677/2006-1112А.
    Постановление ФАС МО от 28.04.2010 N КА-А40/4027-10.

    Имеет ли право налоговый орган вызвать на допрос свидетеля по делу налогоплательщика, если проводимая в отношении него выездная проверка приостановлена?

    Да. Налоговый кодекс не содержит запрета на вызов налоговым органом свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, в том числе на получение налоговой инспекцией в ходе проверки доказательств (в данном случае протоколов допросов свидетелей).

    В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

    НК РФ, в том числе п. 9 ст. 89 и п. 1 ст. 90, налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления выездной налоговой проверки.

    Таким образом, Налоговым кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо на получение информации от других лиц в период приостановления выездной налоговой проверки, а приостановление такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

    Налоговый орган в период приостановления выездной проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в его помещении налогового органа.

    При этом налоговым законодательством не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля (письма Минфина РФ от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, ФНС РФ от 13.09.2012 N АС-4-2/[email protected]).

    Такого же мнения придерживаются судьи (постановления ФАС ВСО от 12.01.2010 N А33-16826/2008, ФАС ВВО от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011, от 01.11.2012 N А82-6055/2011).

    Является ли надлежащим доказательством протокол допроса свидетеля, полученный правоохранительными органами в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий, а впоследствии переданный налоговому органу для осуществления мероприятий по налоговому контролю?

    Налоговое законодательство этот момент не поясняет. Пункт 1 ст. 36 НК РФ лишь допускает по запросу налоговых инспекторов участие в выездных налоговых проверках сотрудников органов внутренних дел.

    Выводы арбитров при рассмотрении споров по данному вопросу прежде зависели от конкретных обстоятельств дела. В частности, принимал ли непосредственное участие в налоговой проверке со трудник правоохранительных органов, проводивший ранее допрос свидетеля, или нет.

    Между тем Пленум ВАС в п. 45 Постановления от 30.07.2013 N 57 высказал довольно жесткую позицию о возможности использования в качестве доказательной базы в налоговых спорах результатов оперативно-разыскной деятельности. Очевидно, в дальнейшем суды при разрешении подобных споров будут руководствоваться именно этой позицией высших арбитров.

    Обоснование. По мнению КС РФ, результаты оперативно-разыскных мероприятий являются не доказательствами, а сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем (Определение от 04.02.1998 N 18-О).

    Руководствуясь данной позицией, некоторые арбитры приходили к выводу, что допустимым доказательством в налоговом споре является протокол допроса свидетеля, оформленный именно налоговым инспектором. Так, ФАС МО в Постановлении от 28.01.2013 N А40-62435/12-116-140 указал: спорный протокол может служить лишь основанием для проведения инспекторами мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ, а не для подтверждения содержащихся в них фактов (см. также постановления ФАС УО от 19.04.2012 N Ф09-2941/12, ФАС ДВО от 27.01.2012 N Ф03-5901/2011).

    В то же время арбитры признавали протокол допроса, полученный от правоохранительных органов, допустимым доказательством, если оперуполномоченный, проводивший допрос, также принимал участие и в налоговой проверке (см., например, Постановление ФАС ВСО от 03.03.2009 N А19-7049/08-30-Ф02-539/09). Если оперативник не входил в состав контролеров, проводивших налоговую проверку, такой протокол зачастую отклонялся (Постановление ФАС МО от 09.07.2010 N КА-А40/7116-10).

    ФНС в п. 1.7 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 также указала: при использовании налоговыми органами результатов оперативно-разыскной деятельности в качестве доказательств необходимо учитывать, что если данные результаты не отвечают требованиям, предъявляемым арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством к доказательствам, то необходимо их закрепление в надлежащей форме путем проведения соответствующих мероприятий налогового контроля. Так как в этом случае данные результаты являются лишь сведениями об источниках соответствующих фактов, а не доказательствами.

    Пленум ВАС в п. 45 Постановления N 57 высказал по данному вопросу иную точку зрения. Налоговые органы могут использовать в качестве доказательств материалы, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий. Но при одном условии мероприятия должны быть проведены, а документы оформлены в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом никаких оговорок о необходимости закрепления этих результатов в надлежащей форме путем проведения соответствующих мероприятий налогового контроля в упомянутом пункте постановления Пленума ВАС не сделано.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Полагаем, данное обстоятельство указывает на то, что в дальнейшем арбитры будут менее щепетильны к протоколам свидетелей, полученных в рамках иных контрольных мероприятий. Подтверждением сказанному служит Постановление ФАС УО от 23.04.2014 N Ф09-1353/14.

    Источники


    1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

    2. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

    3. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
    4. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
    Допрос свидетелей в налоговой проверке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here