Когда выходят на пенсию в беларуси

Предлагаем полезную информацию по теме: когда выходят на пенсию в беларуси от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Пенсионный возраст растёт, размер пенсий – нет. Где выход?

1 января 2018 года в Беларуси увеличили пенсионный возраст. Для женщин он составляет 56 лет (до реформы — 55 лет), для мужчин — 61 год (ранее — 60 лет).

Президент Беларуси 11 апреля 2016 года подписал Указ №137, который предусматривает поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста и предполагает, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – в 58 лет. Указ вступил в силу 1 января прошлого года.

Аналогично (на 3 года за 6 лет) будет увеличен возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет.

Также будет постепенно повышаться и предельный возраст состояния на военной службе военнослужащих.

По оценке, до 2022 года пенсия по возрасту будет назначаться примерно 55 тыс. человек ежегодно.

Непопулярная мера была принята в связи с дефицитом, образовавшимся в Фонде социальной защиты населения (ФСЗН) (на начало прошлого года его величина составляла более 150 миллионов долларов) – об этом сообщал tut.by.

Некоторые эксперты считают, что автоматическое повышение пенсионного возраста ничего не изменит, надо и далее продолжать пенсионные реформы.

Например, эксперты Международного валютного фонда высказывались о том, что для предотвращения дефицита пенсионной системы необходимо провести дополнительные реформы в период до 2023 года. По их мнению, меры могут включать:

— постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни;

— переиндексацию пенсионных пособий с учётом инфляции, а не темпа роста заработной платы в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий);

— дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию;

— меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

Экс-министр труда Беларуси Александр Соснов, в комментарии charter 97 высказал мнение, что повышение пенсионного возраста — это не панацея. Ещё 20 лет назад надо было приступать к серьёзным пенсионным реформам, но этого не было сделано, а сейчас пенсионный фонд перестал в должной мере пополняться, правительство принимает самые простые и примитивные шаги.

Александр Соснов считает, что давно надо было переходить к накопительной или смешанной системе пенсионного обеспечения. Но в Беларуси осталась старая советская система, когда у работающего поколения часть зарплат отчисляется в пенсионный фонд, из которого деньги идут в кошельки старшего поколения, вышедшего на пенсию. А при изменении пропорций работающих и пенсионеров поступления в фонд сокращаются и начинаются проблемы.

По мнению эксперта, есть положительный пример пенсионных реформ в других странах. Почему наши чиновники не провели их вовремя — вопрос открытый.

На размер пенсии по возрасту оказывают влияние два фактора: продолжительность трудового стажа и размер дохода гражданина, с которого выплачиваются взносы в ФСЗН. То есть минимальные зарплаты и изменения в начислении трудового стажа привели к росту показателя людей, получающих минимальную пенсию.

Финансовый консультант из Пинска Николай Буяков считает, что белорусам надо становиться самостоятельными и начинать думать о своей пенсии с молодости:

— От советского прошлого надо уходить, люди продолжают жить одним днём, надеясь на помощь государства. Надо становиться финансово грамотным и самому беспокоиться о старости.

По словам нашего собеседника, в Беларуси уже давно есть механизмы дополнительных пенсионных накоплений:

— В 1997 году Совет Министров Беларуси принял постановление о концепции пенсионной реформы, в котором был прописан переход от солидарной к трёхуровневой пенсионной системе. Это когда есть минимальная государственная часть пенсии, корпоративные отчисления и собственные отчисления работника.

В начале 2000 годов в стране были учреждены две страховые компании, которые занимаются дополнительным пенсионным страхованием: «Стравита» и «ПриорЛайф».

— Одна из них — государственная, вторая — частная, страхование в каждой имеет свои нюансы, но это выход, – считает эксперт.

Интересно, что руководителям белорусских организаций рекомендуется применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии. Крупные компании и банки делают корпоративные отчисления.

— А вот сами работники не очень горят делать свои вложения на старость, а ведь это довольно выгодно, – считает Николай Буяков. Проценты по пенсионному страхованию капитализируются и не облагаются налогом, по пенсионным взносам существует налоговый вычет, страховая сумма не может быть взыскана по суду или поделена при разводе. При достижении страхового случая накопленная сумма может быть получена сразу или частями. В случае смерти застрахованного лица его накопления получат наследники.

Конечно, участие в долгосрочных программах накопления требует доверия к самим компаниям и финансовым институтам государства. Но независимости Беларуси 27 лет, названым мною страховым фирмам более 16, – подчёркивает Николай Буяков, — так что пора уже сделать свой выбор.

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси: таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Читайте так же:  Уплата налогов за сдачу жилья

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси: таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).

Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.

Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.

С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.

Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.

Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.

С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.

[1]

В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.

Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.

Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.

Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.

Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.

В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.

В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.

Читайте так же:  Увеличение ставок налогов является примером

Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.

Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.

Страна Мужчины Женщины
Германия 65-67 65-67 Дания 65-67 65-67 Польша 65-67 60-67 Ирландия 65-66 65-66 Финляндия 62-68 62-68 Швеция 61-67 61-67 Греция 58-65 58-65 Италия 57-65 57-65 Исландия 67 67 Норвегия 67 67 Австрия 65 60 Бельгия 65 65 Босния и Герцеговина 65 65 Великобритания 65 65 Грузия 65 60 Испания 65 65 Канада 65 65 Кипр 65 65 Косово 65 65 Латвия 65 65 Люксембург 65 65 Нидерланды 65 65 Португалия 65 65 США 65 65 Хорватия 65 60 Чили 65 60 Швейцария 65 64 Япония 65 65 Албания 65 60 Лихтенштейн 64 64 Македония 64 62 Черногория 64 59 Армения 63 63 Болгария 63 60 Казахстан 63 58 Кыргызстан 63 58 Румыния 63 58 Сербия 63 58 Словения 63 61 Таджикистан 63 58 Эстония 63 61 Азербайджан 63 58 Литва 63 60 Венгрия 62 62 Молдова 62 57 Словакия 62 55-59 Туркменистан 62 57 Чехия 61год 10месяцев 56-60 Мальта 61 60 Беларусь 60 55 Россия 60 55 Китай 60 50-55 Узбекистан 60 55 Украина 60 55 Франция 60 60

Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.

Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:

  • Украина намерена постепенно повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет к 2021 году;
  • Казахстан планирует с 2018 года уравнять пенсионный возраст для женщин с мужским (63 года);
  • Польша и Великобритания планируют поднять планку пенсионного возраста для обоих полов до 67 лет;
  • Россия активно обсуждает такое же повышение до 65 лет;
  • В США дискутируется вопрос повышения возраста выхода на пенсию с 65 до 69 лет;
  • Во Франции возможно повышение пенсионного порога до 62 лет.

Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно.

В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.

Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.

Старение населения стало реальностью для Республики.

По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.

Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.

С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …

Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждй год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2019

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» пенсионная система, которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года – более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на пенсионные фонды. Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % – работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Читайте так же:  Закон о пенсии сотрудников мвд

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время пенсионный ворзаст установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины – 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины – того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 – для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина – на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая таблица выхода на пенсию:

Пенсионный возраст в Республике Беларусь в 2019 году

Право на получение трудовой пенсии в республике Беларусь имеют граждане, которые уплачивали страховые взносы или подлежали соцстрахованию не менее 5 лет.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2016 году

Получать пенсионные выплаты по возрасту в РБ могут:

  1. Женщины, перешагнувшие 55-тилетний порог и имеющие более чем 20-тилетний стаж работы.
  2. Мужчины, от 60 лет, проработавшие больше 25 лет.

Выплаты начисляются в размере 55% от вычисленного среднего в месяц заработка. За каждый последующий год, проработанный после минимального срока, пенсия увеличивается на 1% от заработка (не менее, чем на процент от минимального размера пенсионных выплат).

В 2017 году

С наступлением 2017 года пенсионный возраст в Беларуси начнёт постепенно увеличиваться. Данный процесс будет проходить с «шагом» в половину года. Так, данный этап реформы завершится в 2022 году, когда выходить на отдых будут:

  • женщины — в 58;
  • мужчины — в 63-летнем возрасте.

В зависимости от даты рождения будет рассчитываться время выхода на заслуженный трудом отдых. Женщины, родившиеся в 1-м полугодии 1962 — выйдут на пенсию во 2-й части 2017 года в возрасте 55,5 лет, а рождённые после 1 июня — только в 60 лет, после наступления второй половины 2018 года.

Мужчины, рождённые в 1957, получают право уйти на отдых не ранее 2-го полугодия 2017 года, по достижении 60,5 лет.

Для силовиков

На 2017 год в Беларуси для работников силовых структур установлен 45-тилетний предельный служебный возраст. Покидать службу они смогут, если имеется двадцатилетняя выслуга. Однако, в соответствии с проводимой реформой, данная планка будет подниматься — уже в 2033 году перейти в категорию пенсионеров станет реально с 48 лет.

Коснётся повышение возраста не всех — для дослужившихся до звания полковника и старше, всё останется по прежнему:

  • полковники также будут уходить на заслуженный отдых в 50;
  • генерал-лейтенанты и генерал-майоры — в 55;
  • генерал-полковники — в 60.

Достигших предельного служебного возраста силовиков могут оставить служить (при хорошем здоровье и необходимости) на пятилетний срок, затем его могут продлить на столько же — такое решение будут принимать:

  1. Для званий до подполковника (включительно) — непосредственные руководители ведомств.
  2. Для полковников и старших званий — лично Лукашенко.

Для госслужащих

В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:

  • в 50 лет — женщины;
  • в 55 — мужчины.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2022 года они будут получать льготные выплаты:

  • с 53 лет — женщины;
  • с 58 — мужчины,

а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:

  • мужчинами — 63 годов;
  • женщинами — 58.

Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.

МВФ советует Беларуси повысить пенсионный возраст. А во сколько лет люди в других странах выходят на пенсию?

МВФ в своем демографическом докладе посоветовал Беларуси повысить пенсионный возраст, чтобы уменьшить сокращение рабочей силы. Такую же идею высказывают как чиновники и депутаты, так и эксперты. Вдобавок Александр Лукашенко недавно поручил правительству проанализировать эффективность пенсионной реформы. FINANCE.TUT.BY посмотрел, как в других странах повышают пенсионный возраст и где его, наоборот, решили понизить.

В Беларуси сейчас мужчины выходят на пенсию в 61,5 года, женщины — в 56,5. В 2022 году пенсионный возраст мужчин составит 63 лет, а женщин — 58 лет.

В России после долгих споров пенсионный возраст все-таки решили повысить. Вместо 55 лет женщины будут выходить на пенсию в 60, а мужчины — в 65 лет вместо 60. Повышение пенсионного возраста началось в этом году и завершится в 2028-м. Как и у нас, каждый год к нему будут прибавлять по полгода.

Читайте так же:  Облагается ли субсидии налогом на прибыль

При этом российские власти решили подсластить пилюлю некоторыми поблажками. Например, первые два поколения тех, кого затронет повышение, смогут сами выбрать, когда им выйти на пенсию — по новому пенсионному возрасту или на полгода раньше. А льготы для пенсионеров решили выделять по возрасту, а не по выходу на пенсию. Это означает, что право на бесплатный проезд и скидку на лекарство россияне по-прежнему будут получать в 55 и 60 лет в зависимости от пола.

В Украине было уже два этапа повышения пенсионного возраста. Первый начался в 2011 году. Тогда возраст выхода на пенсию для женщин решили уравнять с мужским и повысить до 60 лет. Каждый год женский пенсионный возраст прибавляет по полгода. В нынешнем году украинки выходят на пенсию в 59 лет, а завершится процесс в 2021 году.

Но и это не все. С нынешнего года возраст выхода на пенсию в Украине зависит еще и от трудового стажа. Раньше для выхода на пенсию нужно было накопить 25 лет стажа. Каждый год эта минимальная планка будет повышаться на один год до тех пор, пока к 2028 году не достигнет 35 лет. А тем, кто не отработал нужное количество лет, придется выходить на пенсию позже. Например, в нынешнем году украинцы со стажем менее 16 лет смогут выйти на пенсию только в 65, а со стажем от 16 до 25 лет — в 63.

[2]

С этого года пенсионный возраст решили поднимать и в Великобритании. Раньше британцы обоих полов выходили на пенсию в 65, теперь будут выходить в 67. Произойдет это к 2028 году. Получается, каждый год пенсионный возраст в Великобритании будет прибавлять по 3 месяца.

— Пенсионный возраст будет и дальше находиться под контролем. Это означает, что в будущем он снова может измениться в зависимости от различных факторов, таких как изменения в продолжительности жизни, — сказано на сайте организации Age UK.

В США тоже растет пенсионный возраст. Если до начала повышения американцы обоих полов выходили на пенсию в 65 лет, то сейчас пенсионный возраст будет каждый год повышаться на два месяца до тех пор, пока не достигнет 67 лет. В нынешнем году возраст выхода на пенсию в США составляет 66 лет и 6 месяцев.

Уйти на заслуженный отдых можно и раньше — в 62 года. Но тогда всю оставшуюся жизнь придется получать только 80% от положенной пенсии. А можно уйти позже, взамен получив прибавку. За каждый лишний год пенсия будет увеличиваться на 8%. Максимум — это 132% от положенной пенсии, столько можно получать, если выйти на пенсию в 70. За переработку после 70 прибавка уже не начисляется,

Польша решила пойти в противоположную сторону и пенсионный возраст понизить. Правда, уже после того, как сперва приняла решение о повышении. В 2012 году польское правительство объявило о том, что пенсионный возраст для мужчин и женщин вырастет до 67 лет. На тот момент женщины могли выходить на пенсию в 60, мужчины — в 65. Однако в 2015 году к власти пришла партия «Право и справедливость», которая пообещала вернуть пенсионный возраст на прежний уровень. Это она и сделала в 2017-м. Принимая такое решение, правящая партия подчеркнула, что это шаг продуманный и безопасный для бюджета.

Снизить пенсионный возраст решили и в Италии — до 62 лет для обоих полов с действующих 67 лет. Но только для обладателей внушительного трудового стажа — 38 лет. Новое правило назвали «квотой 100»: 38 лет стажа плюс 62 года выхода на пенсию. Такая система будет действовать временно, до конца 2021 года. После этого итальянские власти оценят, стоит ли внедрить это правило на постоянной основе.

Статьи рубрики «Пенсионный возраст»

Население развитых стран неотвратимо стареет, и содержать пенсионеров за счёт заработков трудоспособного населения становится всё труднее.

В Европе, где живут зажиточно и долго, срок выхода на пенсию — 65 лет, а вскоре и 67. ОПЖ (ожидаемая продолжительность жизни) там составляет не менее 76,8 лет, так что европеец успевает насладиться пенсионным ничегонеделанием.

Совсем другая картина в России. ОПЖ здесь гораздо ниже, всего 68 лет, и многие мужчины до установленных законодательством 65 могут и не дотянуть. Положительная динамика роста ОПЖ имеется, но она проявится где-то к 2030 году, да и сама по себе не решит проблему с финансированием пенсий.

Пенсионная система России испытывает дефицит, это превышение размера выплат ПФР (Пенсионного фонда РФ) над поступлениями. Исправить положение можно двумя способами:

  1. Уменьшить расходную часть.
  2. Увеличить поступления.

Скорее всего, оба эти способа будут задействованы. Поступления увеличить сложно, для этого надо существенно повысить заработную плату. А вот сократить расходную часть у правительства есть большой соблазн, особенно, если сделать это за счёт основной массы граждан.

Уменьшение объёма выплат из ПФР – это снижение размера пенсий, отмена многих льгот и прочие болезненные для населения вещи. Сюда же относится и увеличение пенсионного возраста.

На нём настаивает Министерство финансов, мотивируя такую меру балансированием пенсионной системы и сглаживанием влияния слабой демографии на экономически активное население.

В России с 1 января 2017 года начал расти возраст выхода на пенсию для политических функционеров и работников органов власти.

С этого же момента повышается пенсионный возраст для граждан Беларуси. Процесс будет идти поэтапно, с повышением на 6 месяцев каждый год. Так, к 2022 году возраст выхода на пенсию для белорусских мужчин составит 63 года, а для женщин – 58.

Читайте так же:  Какие документы нужны для выплаты алиментов

На Украине процесс повышения пенсионного возраста запустили в 2011 году, только для женщин, от 55 лет до 60 к 2021 году. Но в июле 2016 уже начали раздаваться голоса о том, что требуется его ускорить, да ещё и включить неохваченных мужчин. Мотивировка, как это принято у нынешней украинской власти, – требования МВФ.

Ожидаемый показатель – рост до 63 лет для украинцев и до 62 для украинок (подробнее читайте здесь). Однако местные политологи утверждают, что пенсионную систему Украины это не спасёт, поскольку в стране наблюдается резкий спад экономики и недостаток работающих граждан. Дефицит ПФУ год от года растёт, а со стороны правительства внятного комментария пока не слышно.

Что касается России, то голое повышение планки выхода на пенсию не даст заметного экономического эффекта, тем более, что это чревато социальными проблемами. Для их купирования необходимо рассмотреть целый набор связанных вопросов, таких, как создание рабочих мест, повышение заработной платы, увеличение сети садиков и прочее. Положение пенсионеров России надо поднять до уровня европейских стандартов.

Минимальная пенсия в Беларуси

Пенсии, выплачиваемые гражданам Республики Беларусь, разделены на несколько категорий. Их размер определяется разными факторами – общей продолжительностью рабочего стажа, трудоспособностью пенсионера и т.д. Также законодательством предусмотрена и так называемая минимальная пенсия – выплата, которую гарантированно сможет получить человек, отработавший определенное количество лет.

Как рассчитывается размер минимальной пенсии в РБ?

За основу берется БПМ (бюджет прожиточного минимума) – переменная экономическая величина, которая для разных слоев населения высчитывается в индивидуальном порядке. Минимальная пенсия по возрасту начисляется в размере 25% от предельного размера БПМ за 2 последних квартала.

А вот для пенсии по инвалидности в нашей республике применяется иной механизм расчета.

  • Инвалиды 1-ой и 2-ой группы получают выплаты в размере 100% от минимальной пенсии по возрасту.
  • Граждане-инвалиды третьей группы гарантированно получают пенсию, размер которой составляет уже 50% от средней по возрасту.
  • Отдельно оговаривается пенсия для матерей-героинь, имеющих любую степень инвалидности. Данной категории граждан выплачивает 100% от размера минимальной пенсии, назначенной по возрасту.

Важный нюанс: чтобы получать минимальную пенсию по возрасту, необходимо иметь минимальный стаж работы. В настоящий момент он составляет 15 лет. При этом на протяжении всех этих лет работник должен уплачивать полагающиеся страховые взносы в бюджет республики. Если же минимальный стаж для пенсии недостаточен (т.е. менее 15 лет), то работник будет получать социальную пенсию. Она также рассчитывается на основании БПМ для разных категорий пенсионеров.

Минимальная пенсия в Беларуси в 2016-2017 годах

В 2016-2017 годах пенсии в стране неоднократно индексировались. Повышались все виды пенсий, в том числе – минимальные. В частности, размер минимальной пенсии по возрасту в январе 2016 года составлял 392 тыс. неденоминированных рублей. После нескольких повышений, в январе уже 2017 года, данный вид пенсий увеличился до 43, 8 деноминированных рублей. Сумма, прямо скажем, небольшая, однако она определена в полном соответствии с действующим законодательством Беларуси.

В 2018 минимальная пенсия повышалась 4 раза.

С информацией о том, как менялись пенсии в РБ на протяжении последних лет, можно ознакомиться в размещенной ниже таблице.

Изменение минимальной пенсии с 2015 по 2019 год

В т.ч. 25% бюджета прожиточного минимума В т.ч. с доплатой при стаже работы 20 лет у женщин 25 у мужчин (в размере 20% средней заработной платы)
февр.-апр.2019 53,55 216,03
нояб. 2018 — янв. 2019 53,55 216,03
авг.-окт.2018 53,42 207,43
май.-июль.2018 51,65 191,03
февр.-апр.2018 49,83 181,94
нояб. 2017-янв. 2018 49,45 181,56
авг.- окт. 2017 49,39 174,61
май — июль 2017 45,96 171,18
февр. — апр. 2017 45,03 170,25
дек. 2016 — янв. 2017 43,88 169,10
авг.- нояб. 2016 43,88 162,57
июль 2016* 42,49 161,18
май-июнь 2016 424 860 1 611 800
март-апр. 2016 410 000 1 596 940
февр. 2016 397 830 1 584 770
сент. 2015 — янв. 2016 392 280 1 579 220
авг. 2015 392 283 1 517 350

Каким будет размер минимальной пенсии в 2019 году?

Последний раз пенсии в Беларуси повышались 1 ноября 2018 года. На 1 января 2019 года средний размер пенсии по возрасту в стране составляет 216,03 рублей, минимальной пенсии по возрасту – 53 рубля 55 копеек.

[3]

Как размер пенсионных выплат будет меняться далее? Это зависит от следующих факторов:

  • размера бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • темпов инфляции;
  • общего состояния экономики Беларуси.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но по опыту прошлых лет можно сказать, что пенсии в РБ обычно повышаются как минимум 2 раза в год. Обычно это происходит в марте-апреле и октябре-ноябре. Поэтому есть все основания полагать, что в 2019 году правительство изыщет возможности, чтобы снова проиндексировать пенсии, в том числе минимальные, по такому сценарию.

Источники


  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  2. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  3. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  4. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
  5. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
Когда выходят на пенсию в беларуси
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here