Контроль за исчислением и уплатой налогов

Предлагаем полезную информацию по теме: контроль за исчислением и уплатой налогов от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Контроль за исчислением и уплатой налога на прибыль организаций на подконтрольной территории Межрайонной ифнс России № 20 по Республике Башкортостан

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РФ.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе плановой выездной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров, особенности ведения БУ, порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от внереализационных операций, оговоренные в учетной политике.

Проведение проверки включает контроль следующих вопросов:

1. соответствие данных регистров БУ данным Главной книги, баланса, налоговой декларации;

2. соответствие данных НУ (если ведутся) данным БУ;

3. правильность оформления первичных бухгалтерских документов;

4. правильность определения себестоимости произведенной и реализованной продукции, расходов на реализацию товаров и иных расходов;

5. правильность отражения выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

6. своевременность отражения в декларации внереализационных доходов и расходов;

7. состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличие и списание дебиторской и кредиторской задолженности;

8. обоснованность применения льгот;

9. правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль.

В соответствии с особенной частью НК РФ налог на прибыль исчисляется из ВП подлежащей н/о = ВП — ЛП. ВП= П от реал. + Внрд – Вррр.

При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие с данными БУ, расчетных корректировок по налогу на прибыль, отгрузок (по которым прошло 60 дней со дня отгрузки – если выручка учитывается по оплате). Данные о выручке, доходах и расходах, отраженные в налоговой декларации сверяются с данными БУ по счетам 90,91. Для проверки достоверности отраженных данных производится сверка регистров БУ (главной книги, журналов-ордеров) с данными первичных документов.

При проверке выручки следует обратить внимание на :

При учете выручки по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков)— дата отгрузки товаров определяется в соответствии с учетной политикой, но не может быть позже даты отпуска их покупателю или организации или ИП осуществляющему перевозку; в иных случаях — наиболее ранней из следующих дат: даты передачи покупателю (получателю) либо даты передачи организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товаров, оплату услуг которой производит покупатель.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов — не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права. При налогообложении прибыли не учитываются выручка и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного собственника.

При проверке правильности учета Внрд. и Внрр следует проверить их состав для целей н/о и период, в котором они отражены (определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком или фактически понесены:

Читайте так же:  Нелинейный метод начисления амортизации в налоговом учете

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу). Для организаций, предоставляющих на систематической основе за плату во временное пользование и (или) временное владение и пользование свое имущество и (или) исключительные права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, расходами, связанными с производством и реализацией, считаются расходы, связанные с этой деятельностью; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3) расходы по погашению эмитентом собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в сумме разницы между стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью; (пп. 3.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

4) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы; (пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, за исключением отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов. Отрицательной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при дооценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Положения настоящего подпункта применяются в случае, если указанная уценка или дооценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно; (пп. 5 в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ)

Следует за исчислением и уплатой налога

проверяется своевременность, правильность и полнота исполнения налогоплательщиками их налоговых обязанностей.

Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль:

[2]

1) налоговые органы;

[1]

2) таможенные органы (контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу);

3) органы государственных внебюджетных фондов (за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды).

Формы и методы осуществления налогового контроля

Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:

1) выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

2) предупреждение их совершения в будущем;

3) обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижения указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений фискальнообязанных лиц;

3) проверки данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

а) проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;

б) проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

в) проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

г) проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

д) проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

е) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

ж) выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности.

При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.

Следует отметить, что в экономической и специальной литературе выделяют документальный и фактический налоговый контроль. Первый вид контроля реализуется в основном и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъектом контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значимым документам, без выезда на место) проверок.

Фактический налоговый контроль связан с проведением выездных налоговых проверок.

Основные методы осуществления налогового контроля:

а) формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

б) юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

в) встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;

г) экономический анализ.

Основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления фискальнообязанным лицом своих обязанностей.

Вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза, учет налогоплательщиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9780 —

| 7392 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

I. Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплателыциками могут приобретать конфликтный характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интере-сами государства, с одной стороны, и налогоплательщиками — с другой.

Читайте так же:  Почему в июле пенсия пришла меньше

1.4 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

1.1.Взимание налогов — основная функция налоговых органов.

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан.

2. Контрольные мероприятия за исчислением и уплатой НДФЛ в бюджет, проблемы и пути решения

2.1 Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и уплатой НДФЛ в бюджет РФ

Налоговый контроль- разновидность финансового контроля. Его место в общей системе контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль- это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.

1.2. Контроль налоговых органов при налогообложении прибыли

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы.

1.2 Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов

В связи с принятием Закона № 212ФЗ изменится порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно.

2.2 Понятия неразрывно связанные с установлением, исчислением и уплатой налогов и сборов

Говоря об общих правилах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, необходимо остановиться на отдельных понятиях, неразрывно связанных с установлением, исчислением и уплатой налогов и сборов.

2.2. Система, структура и функции налоговых органов, как субъектов налоговых правоотношений.

Министерство РФ по налогам и сборам ( МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления.

2.3 Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как было сказано выше, налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые преступления.

1. Состав налоговых органов. Полномочия налоговых органов и их должностных лиц

Сбор налогов является одной из важных функций государства, которая во многом носит объективный характер. Это связано с тем, что существование любого государства предполагает наличие целого ряда институтов (аппарат управления.

1.1 Общие положения работы налоговых органов по борьбе с уклонениями от уплаты налогов

Планирование работы налоговых органов является первым этапом предварительной работы по проведению налоговых проверок, в рамках которых стоит решение нескольких задач.

1.2 Планирование работы налоговых органов по борьбе с уклонениями от уплаты налогов

Из перечисленных в предыдущем параграфе критериев есть общие для всех налогоплательщиков, а некоторые относятся только к налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения.

2. Проблемы связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

Государство пытается по мере возможности облегчить налоговое бремя для физических лиц с невысокими доходами. Способы, которыми оно достигает данной цели, обладают весьма существенными изъянами.

Контроль налоговых органов за исчислением уплаты налога (НДФЛ)

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

1.1.Сущность налогового контроля

Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций:

— во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой;

— во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.

Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование.

Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект.

Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизации функционирования объекта контроля), и, во-вторых, организационной направленности в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Налоговый контроль — это деятельность, осуществляемая уполномочен-ными органами и их должностными лицами, путем проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, с целью соблюдения налогового законодательства и правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговый контроль – это контроль за полнотой и своевременностью постановки на налоговый учет, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

В экономической и правовой литературе широко распространена концеп-ция налогового контроля, которая сводит его сущность лишь к проверке соблюде-ния налогового законодательства, правильности исчисления налогов и своевре-менности их уплаты. Признавая важность этих функциональных направлений деятельности налоговых органов, необходимо отметить недопустимость сведения сущности контроля только к способу обеспечения законности, поскольку, таким образом, ограничивается его активная экономическая направленность.

Налоговые органы не ограничиваются ролью пассивного наблюдателя, они могут выступить инициаторами ликвидации экономически неперспективных предприятий. В процессе налогового контроля, как правило, оцениваются не только количественные результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики.

В соответствии со статьей 1 Закона «О налоговых органах», налоговые органы РФ определены как – «единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов».

Читайте так же:  Какая пенсия будет в ноябре

Таким образом, контрольная функция в деятельности налоговых органов является основой.

Результативность контрольных мероприятий в налоговой сфере находится в прямой зависимости от организационно — методологического фактора. Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоящих перед ним задач, необходимо соблюдение основополагающих принципов его организации, среди которых можно выделить первый – правомочность. Налоговые органы обязаны осуществлять контрольные действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством.

Вторым важным организационным принципом является обеспечение всеобъемлющей полноты контроля. Все налоги (не только федеральные, но и региональные, и местные), а также все без исключения налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля независимо от объема поступлений в соответствующие бюджеты налогов.

Должен соблюдаться третий принцип – недопущение причинения вреда плательщику. Налоговый контроль должен осуществляться с учетом возможностей обеспечения оптимального взаимодействия фискальной и экономической направленности налоговой системы. Приоритетность фискальной составляющей может спровоцировать сокращение количественных показателей потенциальных объектов обложения за счет сокращения деловой активности. Это тем более опасно в период структурного кризиса экономики.

В качестве четвертого принципа можно выделить принцип превентивности (предупреждения). Налоговые органы должны вести профилактическую работу в предупреждении возможности возникновения налоговых правонарушений. В этой связи особое значение имеет пятый принцип налогового контроля – скоординированность работы и контрольных действий налоговых органов.

Однако в настоящее время налоговые органы работают в условиях продолжающейся экономической нестабильности и кризиса неплатежей во всех сферах хозяйствования. Это не может не сказаться отрицательно на объеме собираемых в государственную казну налогов. В этих условиях на первый план в проведении налогового контроля выходит задача добиться полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

Относительно низкие темпы роста поступлений налогов вызваны, как ухудшением финансового положения предприятий, тек и невыплатой заработной платы работникам. Рост недоимки по платежам в бюджет обусловлен прежде всего нерешенностью проблемы взаимных платежей, несовершенством налогового законодательства, сложным экономическим положением предприятий в связи со спадом производства и их неплатежеспособностью, инфляцией, нарушением денежного обращения, несостоятельностью ряда банков и отсутствием денежных средств на их корреспондентских счетах.

Развитие рыночных отношений способствует формированию прочного экономического фундамента общества, и, поэтому, поддерживается органами государственного управления. Вместе с тем, возможные нарушения финансовой дисциплины в экономической сфере затрагивают, в первую очередь, государственные интересы. Подсознательная готовность собственника утаить часть доходов от налогообложения реализуется тем чаще, чем выше уровень фискального аппетита государственной власти.

1.2.Методы и формы налогового контроля

[3]

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность. До проведения радикальных экономических реформ 90-х годов теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности.

Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля. В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы.

Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание. Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками. Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ): налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); другие формы. Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов.

Читайте так же:  Закон о начислении пенсии по годам

В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля – стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира.

В России в настоящее время наиболее динамично развивается « стандартизация» аудиторской деятельности. На наш взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного применения норм налогового законодательства.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства.

Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

Контроль налоговых органов за исчислением уплаты налога (НДФЛ)

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели, оснований возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Под формами финансового контроля понимают отдельные проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Существует достаточно обширная классификация контрольных действий по форме, методам и видам. Кроме того, в различных источниках представлены характеристики налогового контроля с точки зрения элементов, направлений, задач и целей. Обратимся к наиболее часто встречающейся классификации налогового контроля в зависимости от временного характера.

Форма налогового контроля может быть предварительной (предшествующей), текущей и последующей.

— Положения НК РФ

Профилактические мероприятия по разъяснению налогового законодательства с целью его правильного применения.

Текущий — контрольные мероприятия, проводимые в процессе исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах с целью предотвращения налогового правонарушения.

Камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ)

Последующий — контрольные мероприятия в последующие периоды с целью выявления нарушения законодательства о налогах.

Выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ)

Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком.

Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил применения ККМ и т.д.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов Пример обследование места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, во втором — соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный контроль за применением ККМ и т.д.), соответствие товара накладным и т.д.

Анализ осуществляется на базе текущей и годовой отчетностей, отличается системным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у налогоплательщика), группировки, сравнения и др.

Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

При осуществлении налогового контроля работники налоговых инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости опечатывать складские помещения, проверять в кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность документов, связанных с операциями налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям. По ширине обхвата выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий — плановый и внезапный налоговый контроль.

Читайте так же:  Период взыскания задолженности по алиментам

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематический контроль ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов.

Плановый контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) — осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль — предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.

Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве. Так согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными — проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

В зависимости от неизбежности для налогоплательщика, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный. По общему правилу налоговый контроль не является обязательным. Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго в случаях, если: -налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и сборов; -последняя проверка не выявила нарушений законодательства о налогах и сборах; -увеличение размера имущества организаций имеет документальное подтверждение; -отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождения средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Тем не менее, в отдельных случаях налоговый контроль неизбежен. Например, обязательный налоговый контроль имеет место в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.

По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первичный (первоначальный) и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года. Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок.

В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим.

Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др. Документальный и фактический налоговый контроль тесно связаны между собой.

Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных.

По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, осуществляемым соответствующими государственными органами, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями или ревизорами организаций- налогоплательщиков.

2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

За 2010 г. налоговые органы России по результатам проверки 47,4 млн деклараций и расчетов, предоставленных организациями и физическими лицами, дополнительно начислили налоговых платежей, пеней и штрафов 238,1 млрд руб., что несколько больше чем в 2009 г.; удельный вес пеней снизился в этой сумме на 8% и составил 38,1%.

Источники


  1. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  2. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
  5. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
Контроль за исчислением и уплатой налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here