Максимальный срок выездной налоговой проверки

Предлагаем полезную информацию по теме: максимальный срок выездной налоговой проверки от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Порядок проведения выездных налоговых проверок

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка является формой налогового контроля (статья 82 НК РФ). Цель проведения выездных налоговых проверок — контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения.

В НК РФ место проведения выездной проверки не указано. Из смысла статей 87, 88, 89 НК РФ вытекает, что выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. На практике возникают ситуации, когда выездная налоговая проверка не может быть проведена на территории налогоплательщика. В таком случае налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, но по правилам выездной налоговой проверки.

Представляется, что место проведения выездной налоговой проверки должно быть закреплено в НК РФ.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Согласно пункту 1.10.2 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемой организации решения вышестоящего налогового органа о проведении выездной (повторной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить проверку до трех месяцев.

Данное ограничение установлено в связи со спецификой выездной налоговой проверки, которая состоит в присутствии на территории налогоплательщика сотрудников налогового органа, а также в объеме представляемых бухгалтерских и налоговых документов.

В соответствии с Письмом МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

— проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

— получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

— иные исключительные обстоятельства.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации (Письмо МНС Российской Федерации от 7 мая 2001 года №АС-6-16/[email protected] «О направлении Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организации (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения»).

Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Указанной статьей установлен пятидневный срок для выдачи требуемых налоговым органом документов.

В случае, если должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не присутствует на территории налогоплательщика по собственной инициативе, данный период засчитывается в установленный законодательством о налогах и сборах двухмесячный срок.

На практике возник вопрос, как быть, если налоговый орган затягивает выездную проверку, каков общий срок налоговой проверки. Ответ на данные вопросы можно найти в Письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2002 года №04-01-10/4-100:

«выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. В связи с этим полагаем, что налоговый орган вправе проводить выездные налоговые проверки по разным налогам в течение одного календарного года.»

НК РФ не предусмотрено возможности приостановления выездных налоговых проверок. Однако, судебная практика признает возможность приостановления выездной налоговой проверки (например, при чрезвычайном происшествии на территории налогоплательщика, при проведении встречной налоговой проверки). Во время приостановки выездной проверки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика.

О приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган выносит решение с указанием периода, на который приостанавливается проверка. В акте выездной налоговой проверки отмечается дата приостановления проверки и дата возобновления, а также номер решения о приостановлении проверки, вынесенного налоговым органом.

Как было сказано выше, в Государственную Думу Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2005 года №705-р «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» года внесен законопроект о внесении изменений в часть первую НК РФ, в том числе и в главу 14 «Налоговый контроль». Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 89 НК РФ и исключить из нее положение об определении срока проведения выездной проверки, исходя из времени фактического пребывания сотрудников налогового органа на территории налогоплательщика.

Читайте так же:  Сдача налоговой отчетности на бумажном носителе

Предлагается установить трехмесячный срок выездной проверки для налогоплательщиков, имеющих обособленные представительства.

Продолжительность выездной проверки, согласно законопроекту, может быть увеличена до двух месяцев при проведении встречной проверки и экспертизы.

Законопроектом предлагается легализовать проведение выездной налоговой проверки в помещении налогового органа.

Во-первых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Во-вторых, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Из данного правила сделано исключение. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора — организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При реорганизации обязанность по уплате налогов возлагается на правопреемников организации. Выездная налоговая проверка является обязательным элементом процедуры ликвидации юридического лица.

Кроме того, выездная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, также может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований статей 87, 89 НК РФ.

Следует отметить, что при применении данной нормы следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 36 НК РФ по запросу налоговых органов, органы ФСЭНП полномочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такие проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы ФСЭНП вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно — розыскной деятельности и уголовно — процессуальным законодательством.

По указанным выше причинам проверки, проводимые органами ФСЭНП, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном НК РФ. К такому выводу пришел Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Проверки в течение календарного года по разным налогам либо за разные периоды деятельности налогоплательщика не являются повторными.

В-третьих, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Указанный срок обусловлен давностью привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, которая составляет три года.

В связи с неточностью формулировки пункта 1 статьи 87 НК РФ на практике возник вопрос, могут ли налоговые органы проверять деятельность организации за текущий период, ведь в законе сказано, что проверяются только три года «непосредственно предшествовавшие году проведения проверки».

Многие специалисты налогового права склоняются к тому, что при проведении выездной налоговой проверки текущий год не может быть предметом проверки. По некоторым налогам налоговым периодом является календарный год (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), в связи с этим проверка полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налога не представляется возможной.

Однако Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при толковании статьи 87 НК РФ судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Таким образом, Пленум ВАС Российской Федерации разрешил проведение выездных налоговых проверок и за текущий период.

Налогоплательщикам следует помнить, что дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и дата фактического начала могут не совпадать. Данное обстоятельство имеет значение в случаях, когда выездная налоговая проверка назначается в конце года, а фактически начинается в следующем. У налогоплательщиков возникает вопрос, за какой период в таком случае может проводиться проверка.

Президиум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 7 октября 2003 года №2203/03 пояснил, что трехлетний срок деятельности налогоплательщика, подвергаемого выездной проверке, должен исчисляться от года проведения проверки, а не от года принятия решения о ее проведении.

Налоговым органом 31 декабря 2004 года вынесено решение о проведении у налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Фактически сотрудники налогового органа приступили к проверке 8 января 2005 года.

[2]

Таким образом, период деятельности налогоплательщика который может быть подвергнут проверке составляет: 2004, 2003, 2002 года.

Открытым остается вопрос о том, за какой период налоговые органы могут проверить деятельность налогоплательщика, если проверка началась в конце одного года, а закончилась уже в следующем. Законодательно данный вопрос не урегулирован, судебная практика противоречива. Одни суды полагают, что необходимо исходить из даты начала проверочных действий, то есть с момента предъявления решения о проверке налогоплательщику. Другие руководствуются датой составления акта выездной проверки, третьи исходят из того, когда проводилась большая часть проверочных действий.

Более подробно вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоговые проверки».

Минфин указал, каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Новости по теме

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок продлевается руководителем налогового органа (его заместителем) до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Минфин России в письме от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234 разъяснил, какой может быть максимальный срок продленной проверки — четыре (шесть) месяцев или шесть (восемь). В запросе к Минфину налогоплательщик усомнился, как считать данный срок: прибавлять к начальным двум месяцам проверки еще четыре (шесть) или считать, что весь срок проверки не может превышать четырех (шести) месяцев?

В письме финансовое ведомство успокоило налогоплательщиков, отметив, что из нормы пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса прямо следует, что продолжительность выездной налоговой проверки в случае ее продления может составлять четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев.

Читайте так же:  Бюджетная организация проводки налог на прибыль

Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Выездная налоговая проверка

Как регулируется назначение и порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году

Суть выездной проверки в 2019 году не изменилась: это мероприятие, направленное на выявление, насколько правильно исчислены и уплачены налоги, путем максимально глубокого и тщательного анализа документации налогоплательщика. А вот порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году претерпел некоторые изменения. Кроме того, стало несколько проще прогнозировать попадание в план-график налогового ведомства.

Обратите внимание! Выездная налоговая проверка может быть проведена в отношении как юрлица, так и индивидуального предпринимателя (ИП) или физлица.

Основное внимание уделим порядку проведения выездных налоговых проверок организаций.

Как узнать, попала ли организация в план выездных налоговых проверок на 2019 год

В отличие от камеральных проверок, осуществляемых сплошным методом, выездная налоговая проверка проводится по плану — в большинстве случаев. Первый вопрос, который волнует бухгалтера и руководителя: будет ли проведена выездная налоговая проверка в 2019 году, попала ли фирма в график проверок? Как правило, налоговые инспекции составляют планы в конце каждого года на следующий. Узнать о том, вошла ли организация в план, официальным способом невозможно.

Однако можно оценить риски, зная показатели, которые учитываются налоговыми органами при планировании:

  • изменение объема исчисленных или уплаченных налогов по сравнению с предшествующим периодом (его финансист организации может оценить самостоятельно);
  • нарастающие убытки, преобладание затрат;
  • отклонение показателей деятельности, зарплаты работников и налоговой нагрузки от средних отраслевых, в т. ч. по региону.

Рекомендуем! Для проверки второго показателя воспользуйтесь новым сервисом ФНС, который позволяет сопоставить налоговую нагрузку в разрезе отрасли и региона.

Общие критерии для оценки рисков изложены в разделе 4 Концепции планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], который продолжает действовать в 2019 году.

Срок проверки исчисляется от даты ее назначения.

Решение о назначении выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения, вынесенного по форме из приложения № 5 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — приказ ФНС № 628). При ознакомлении с этим документом нужно обратить внимание на правильность оформления реквизитов, приведенных в таблице.

Отсчет срока проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ)

Сведения о налогоплательщике

Соответствие наименования, ОГРН, ИНН

Орган, вынесший решение, должностное лицо, подписавшее решение

Указание на уполномоченный налоговый орган — тот, в котором проверяемое лицо состоит на учете (либо по месту учета проверяемого обособленного подразделения, п. 2 ст. 89 Налогового кодекса). Подписывает решение его руководящее должностное лицо. Ненормативный акт, вынесенный неуполномоченным лицом, исполнению не подлежит

Предмет и период проверки (какие налоги, за какие периоды)

Повторность проверок за определенные периоды, соблюдение требований пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ

Состав проверяющих должностных лиц

Взаимодействие по проверке должно осуществляться только с перечисленными в решении лицами

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки урегулированы ст. 89 НК РФ, письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее — Рекомендации).

Наибольшее количество споров возникает в отношении повторных проверок налоговых органов. Случается, что налоговые инспекторы стремятся надолго расположиться на территории организации. В каких случаях это возможно, расскажем далее.

Могут ли в отношении одного лица несколько раз проводиться внеплановые выездные проверки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выездная налоговая проверка проводится в отношении одного налогоплательщика:

  • по одному или нескольким налогам;
  • за период не свыше 3 лет, предшествующих году назначения проверки (в 2019 году — за 2016, 2017, 2018 годы).

Важно! Не допускается проведение 2 и более проверок по одному и тому же налогу за один и тот же период. При этом выездная налоговая проверка обособленного подразделения не засчитывается за проверку всей организации (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Случаи, когда выездная налоговая проверка может проводиться в отношении уже проверенного налогового периода, перечислены в пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ:

  1. Проведение проверки вышестоящим подразделением ФНС (в частности, региональным управлением).
  2. Назначение проверки за период, за который налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация.

[3]

Обратите внимание! Если в декларации указан налог к уплате в меньшем размере, не действует правило 3 лет. Что это означает? Если были проверены 2014–2018 годы, а налогоплательщик в 2019 году представил уточненку за 2014-й, то 2014 год может быть проверен повторно.

Кроме того, в данном случае у налогового органа нет в распоряжении 3-летнего срока для принятия решения о внеплановой выездной проверке. По одному из дел ВС РФ указал, что такое решение должно быть принято в разумный срок — с учетом 4-летнего срока хранения документов налогоплательщиком, организационных возможностей и др. обстоятельств (определение ВС РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016).

  • Реорганизация или ликвидация.
  • Подготовка к проверке и место ее проведения

    Подготовка к проверке начинается с предварительного сбора и анализа информации и составления программы проверки (п. 1.2 Рекомендаций), поэтому на момент ее начала проверяющие уже располагают некоторыми сведениями о налогоплательщике. При этом перечень действий для предварительного сбора информации НК РФ не регламентирован и не ограничен.

    Обратите внимание! По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, где представители налогового органа пользуются правом знакомиться с оригиналами всех документов (пп. 1, 12 ст. 89 НК РФ).

    Возможно проведение фискальной ревизии по месту расположения налогового органа, если нельзя разместить проверяющих на территории налогоплательщика. Об этом организацию уведомят по форме, утв. письмом ФНС РФ от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected] (приложение № 1 к письму).

    Срок проведения выездной налоговой проверки, продление срока по приказу ФНС № 628

    Выездная налоговая проверка проводится налоговым органом в течение 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) с вероятностью продления до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Отсчет начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и завершается датой справки о проверке.

    Читайте так же:  Средняя величина планируемой налоговой ставки

    Основания для продления с 04.01.2019 исчерпывающим образом установлены в приложении № 6 к приказу № 628:

    1. Отнесение проверяемого лица к крупнейшим налогоплательщикам.
    2. Поступление из каких-либо источников (госорганов и др.) сведений о нарушениях со стороны проверяемого лица.
    3. Наличие обособленных подразделений (ОП):
      • до 4 ОП — до 4 месяцев (если ОП уплачивают не менее 50% налогов юрлица либо балансовая стоимость имущества ОП составляет 50% и более от общей);
      • от 4 до 10 ОП — до 4 месяцев;
      • 10 и более ОП — до 6 месяцев.
    4. Нарушение срока представления документов проверяемым лицом (п. 3 ст. 93 НК РФ).
    5. Активное противодействие проверке (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
    6. Составление акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ.
    7. Возникновение трудностей при получении доказательств (непредставление документов контрагентами проверяемого лица, неявка свидетелей на допрос и т. п.).
    8. Аварийная или чрезвычайная ситуация по месту проведения ревизии.

    Срок проверки продляется решением вышестоящего налогового органа по форме, установленной приложением № 3 к приказу № 628.

    Приостановление выездной налоговой проверки

    При исчислении общего срока проверки берется пауза на период ее приостановки.

    Как оформляется приостановка выездной проверки налоговым органом

    Решение о приостановлении проверки (форма должна соответствовать приложению № 7 к приказу № 628) может быть принято руководством налогового органа:

    • если документы о проверяемом лице затребованы у третьих лиц (включая контрагентов) — не более одного приостановления по каждому такому лицу;
    • при необходимости получить информацию от иностранных госорганов;
    • при назначении экспертизы;
    • если есть необходимость в переводе документов на русский язык.

    Обратите внимание! Общий срок приостановки фискальной ревизии не может суммарно превышать 6 месяцев. Дополнительное продление срока приостановления предусмотрено только на случай ожидания документов от иностранных государств — тогда допускается прибавление к сроку еще 3 месяцев.

    Обязанности и полномочия налоговых органов в период приостановления выездной проверки

    Приостановка проверки имеет как положительное, так и отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность проверяемого лица. Исходя из ст. 26 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57 (далее — постановление № 57), можно выделить такие обязанности налоговых органов:

    • воздержаться от получения объяснений налогоплательщика, допроса его сотрудников, проведения действий на его территории;
    • возвратить проверяемому субъекту ранее полученные от него в рамках ревизии документы.

    Вместе с тем сохраняются полномочия:

    • осуществлять действия за пределами места дислокации налогоплательщика;
    • получить от проверяемого лица документы, запрос по которым был направлен до приостановки ревизионных мероприятий.

    О возобновлении проверки выносится решение согласно приложению № 8 к приказу № 628.

    Выездная налоговая проверка: процедуры

    В рамках ревизии проверяющие взаимодействуют с самим проверяемым лицом и третьими лицами, которые могут предоставить необходимую для целей проверки информацию. Рассмотрим виды действий при этом.

    Процедуры при выездной налоговой проверке

    Непосредственно проверяемое лицо затрагивают следующие процедуры при проверке.

    Подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Приложение № 2 к приказу № 628, письмо ФНС РФ от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015

    В письменной и других формах

    Приложения № 17, 18 к приказу № 628

    В электронной форме по ТКС или в бумажной (заверенные проверяемым субъектом копии) в течение 10 дней

    Приложения № 23, 24 к приказу № 628

    Проводится в присутствии понятых и проверяемого лица. В случае изъятия документов налогоплательщику выдаются их заверенные копии

    Осмотр территории, помещений, объектов налогообложения, документов

    Приложения № 15, 16 к приказу № 628

    Производится с участием понятых, проверяемого лица (по его желанию)

    П. 13 ст. 89 НК РФ

    См. положение, утв. приказом Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999

    Осмотр может осуществляться исключительно в рамках выездной проверки (п. 24 постановления № 57), в другое время — только в отношении предметов и документов, полученных во время других контрольных мероприятий либо с согласия проверяемого лица.

    Воспрепятствование перечисленным процедурам может трактоваться как помехи деятельности должностного лица, что влечет применение мер по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Получение информации о налогоплательщике от третьих лиц

    К этой категории доказательств можно отнести и показания свидетелей. Если свидетели являются должностными лицами проверяемого лица, на них будет распространяться мораторий на проведение проверочных мероприятий в случае приостановки.

    Истребование документов и информации

    Требование — № 17, поручение об истребовании — № 20, порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании — № 21, решение об обращении к аудитору — № 22

    Протокол допроса — № 13

    Постановление о назначении — № 25, протокол об ознакомлении с постановлением проверяемого лица — № 26

    Фиксируется в протоколах соответствующих процедур

    [1]

    Фиксируется в протоколах соответствующих процедур

    Итоговые документы проверки

    Выездная налоговая проверка завершается подготовкой и принятием:

    1. Справки о проведенной проверке, содержащей информацию о ее предмете и сроке. Документ должен быть сразу же вручен налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).
    2. Акта выездной проверки:
      • Составляется в течение 2 месяцев после подписания справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). В отличие от камеральной проверки, при которой акт составляется только в случае обнаружения нарушения, при выездной ревизии этот документ готовится независимо от результата проверочных мероприятий.
      • Содержит описание всех проведенных процедур и установленных при проверке фактов.
      • Вручается налогоплательщику в 5-дневный срок после его утверждения.

    Важно! В течение месяца после получения акта проверяемое лицо вправе представить возражения на акт, которые должны быть учтены при рассмотрении результатов проверки.

  • Решения:
    • Принимается уполномоченным лицом налогового органа в 10-дневный срок с момента завершения для подачи возражений на акт. Пропуск срока на действительность решения не влияет (см. письмо Минфина от 14.01.2019 № 03-02-08/628).
    • Определяет, подлежит проверяемое лицо привлечению к налоговой ответственности или нет (если нарушений не обнаружено).
  • Обратите внимание! Если было принято решение провести дополнительные мероприятия, срок для представления возражения — 15 дней от получения дополнения к акту проверки.

    Итак, выездная налоговая проверка проводится в порядке, регламентированном нормами НК РФ и указаниями ФНС РФ, в течение 2 месяцев (срок может быть продлен или его течение приостановлено). Во время ревизии применяются специфические процедуры как в отношении налогоплательщика (инвентаризация, осмотр, выемка и др.), так и к его контрагентам. Результаты фискальной ревизии оформляются в 3 этапа: справка, акт, решение.

    Читайте так же:  Освобождение от налогов на 2 года

    Интервью с чиновником: выездная налоговая проверка

    Выездные налоговые проверки являются значимой формой налогового контроля. Знать правила проверок — чрезвычайно важно для всех, поскольку контролеры могут нагрянуть в любую организацию. Редакция «Время Бухгалтера» задала наиболее злободневные вопросы по проверкам, советнику государственной гражданской службы РФ 3 класса, Селяниной Жанне Сергеевне.

    Вопрос: Что может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки?

    Ответ: Поводом для назначения выездной налоговой проверки, могут послужить: нарушения допущенные в ходе деятельности предприятия, использование схем ухода от налогообложения, использование для вывода денежных средств сомнительных контрагентов, жалобы от работников или клиентов предприятия и другие.

    Вопрос: Как происходит отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки?

    Ответ: Отбор налогоплательщиков, для выездной налоговой проверки происходит путем проведения предпроверочного анализа. Анализируется деятельность предприятия в целом. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. План проведения выездных налоговых проверок утверждает вышестоящая организация, т.е. Управление территориальной налоговой инспекции, в которой будет проводиться проверка.

    Вопрос: Правда ли, что при включении налогоплательщика в план выездной налоговой проверки, у инспектора уже есть конкретная сумма, которую он должен доначислить?

    Ответ: Как я говорила ранее, перед началом выездной налоговой проверки, проводится предпроверочный анализ налогоплательщика. В данном анализе собираются все нарушения допущенные предприятием. Естественно из допущенных нарушений рассчитывается сумма налогов, которую предприятие недоплатило в бюджет. Но в рамках данного анализа, невозможно увидеть всей картины нарушений предприятия, поэтому и назначается проверка. В ходе проверки все данные, указанные в анализе, проверяются, выявляются новые нарушения и тогда уже рассчитывается сумма, неуплаченных налогов. Она может быть и больше суммы указанной в анализе, может быть и меньше.

    Вопрос: Всегда ли выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика?

    Ответ: Нет не всегда. Есть ряд причин, по которым проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Но это не прихоть проверяющего, а необходимость, которую испытывает предприятие. Причины у предприятия могут быть разными, это и ремонт офиса, и отсутствие помещений и условий для размещения проверяющих. Если у предприятия возникли причины, из-за которых оно не может предоставить помещения для проведения выездной налоговой проверки, то ему следует направить заявление в письменной произвольной форме в адрес налоговой инспекции с указанием данных причин. ИФНС рассматривает данное заявление и вручает предприятию уведомление о проведении проверки в помещении налоговой инспекции.

    Вопрос: Каковы сроки предоставления документов запрашиваемых при выездной налоговой проверки? Что делать если количество запрашиваемых документов очень большое?

    Ответ: Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. При этом проверяемое лицо может не иметь возможности представить документы в течение 10 дней. Такая ситуация возникает если истребован большой объем документов либо место нахождение документов слишком далеко. В этом случае налогоплательщик должен в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих должностных лиц инспекции о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием соответствующих причин, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить документы.
    В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

    Вопрос: Сколько может длиться выездная налоговая проверка?

    Ответ: Выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать 6-ти месяцев. Таким образом, максимальный срок выездной проверки с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

    Вопрос: Что делать, если организация не согласна с результатами выездной налоговой проверки?

    Ответ: В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе в месячный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту выездной налоговой проверки. Возражения будут рассмотрены в присутствии проверяемого лица или его законного представителя и принято соответствующее решение. Если налогоплательщик не согласится с выводами и нарушениями, указанными в данном решении, он вправе обратиться в УФНС по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Если у налогоплательщика возникнут разногласия и на решение принятое УФНС по субъекту РФ, то тогда он вправе обратиться в суд.

    Вопрос: Если организация согласна с результатами выездной налоговой проверки, вправе ли она рассчитывать на смягчение штрафных санкций?

    Ответ: Руководство налоговой инспекции всегда идет на встречу, добросовестным налогоплательщикам. Для смягчения штрафных санкций предприятию необходимо, до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, предоставить ходатайство. Очень прошу, не путайте с разногласиями. В данном документе, налогоплательщик указывает все свои благоприятные и неблагоприятные факторы, а именно: наличие кредитов, лизинга, высокой кредиторской задолженности, признание вины по акту проверки и другие. Чем больше обстоятельств, для смягчения вы укажите, тем на большую сумму будут уменьшены штрафные санкции. При правильном составлении данного ходатайства, штрафные санкции снижаются до нуля.

    Срок выездной налоговой проверки

    Статьи по теме

    Налоговики стали проводить выездные проверки реже, но эффективнее. Для более тщательного контроля требуется больше времени. Законодательство позволяет в разы увеличивать срок выездной налоговой проверки, мы рассказали, как инспекторам это удается.

    В последнее время прослеживается тенденция к уменьшению количества выездных налоговых проверок. Но инспекторы стали проводить их более эффективно, доходы бюджета от таких контрольных мероприятий постоянно растут. Для более тщательного контроля инспекторы стараются максимально увеличить сроки, пробелы в законодательстве предоставляют им в этом широкие возможности. Мы расскажем, в какие сроки может проводиться выездная проверка.

    Читайте так же:  Дата назначения пенсии по старости

    Срок проведения выездной налоговой проверки

    Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регламентируются Налоговым кодексом. В соответствии с п.6 ст.89 НК РФ срок выездной проверки не может превышать двух месяцев. Однако НК РФ предусматривает возможность продления периода проверки, а также ее приостановление. В результате длительность контрольных мероприятий может достигать четырех, шести месяцев и более. А с учетом приостановления проверка может растянуться до года и более.

    Если проводится самостоятельная выездная проверка не головной компании, а ее филиала или представительства, то срок еще меньше – не более одного месяца. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется с момента вынесения решения о ее начале до даты составления справки по итогам проверки.

    Обратите внимание: течение срока начинается не в тот день, когда решение о проверке получил налогоплательщик, а с даты принятия решения. Чиновники Минфина в письме от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635 отмечают, что срок вручения рушения налогоплательщику законодательством не определен. Поэтому обычно на момент уведомления руководителя компании течение срока уже началось.

    Продление срока выездной налоговой проверки

    В том же п.6 ст.89 НК РФ инспекторам предоставлено право продления сроков выездной налоговой проверки. Однако НК РФ не содержит перечня оснований для увеличения, указывает лишь, что оно возможно в исключительных случаях. Их перечень приведен в Приложении N 4 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] Срок выездной налоговой проверки может быть продлен в следующих случаях:

    • Проверяемая компания имеет статус крупнейшего налогоплательщика,
    • Наличие у организации обособленных подразделений, их количество влияет на срок продления. Например, если обособок от четырех до десяти, то контрольные мероприятия продлевают на четыре месяца. А если филиальная сеть насчитывает более десяти самостоятельных единиц, то длительность проверки увеличат на шесть месяцев,
    • На территории, где проводится проверка, произошло чрезвычайное происшествие, например, пожар, наводнение, землетрясение и подобные происшествия,
    • Наличие у налоговиков сведений о возможном налоговом нарушении, которое требует дополнительной проверки. Или поступление из иных источников дополнительной информации, требующей проверки,
    • Непредоставление компанией документов, необходимых налоговикам.

    Можно ли обжаловать решение о продлении выездной налоговой проверки? Перечень условий продления не является закрытым. Это лишь примерный список, он может дополняться при наличии иных обстоятельств. Это дает проверяющим возможность продлить практически любую проверку. Суды часто встают на сторону инспекторов. Дело в том, что в Определении от 09.11.2010г. №1434-О-О Конституционный Суд РФ указал, что понятие «исключительный случай» является оценочным. Поэтому налоговики вправе по-разному оценивать обстоятельства в каждом конкретном случае. Налогоплательщикам нечасто удается добиться признания решения о продлении недействительным.

    Например, в Постановление 3 ААС от 13.08.2013 № А33-5889/2013 признано правомерным увеличение срока, поскольку у компании имелось 22 банковских счета. Кроме того, инспекторы сделали 25 запросов контрагентам контролируемой компании. Таким образом, получился большой объем «встречных проверок», и суд согласился, что налоговикам не хватит двух месяцев.

    Обратите внимание: продлевать срок налоговики могут только при проверке головной организации. При самостоятельной проверки обособленного подразделения продлить срок не могут, но могут приостановить проверку (п.7 ст.89 НК РФ, Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

    Период проверки увеличивается в следующем порядке. За несколько дней до окончания инспекторы направляют в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос на продление. В запросе указывают, на сколько месяцев необходимо увеличить период. Вышестоящий орган ФНС принимает решение о продлении, о чем сообщают руководителю проверяемой компании.

    Приостановление выездной налоговой проверки

    Налоговики могут не только продлить, а еще и приостановить мероприятия налогового контроля. Такое право закреплено п.9 ст.89 НК РФ. В отличие от продления, приостановление выездной налоговой проверки имеет закрытый перечень оснований (п.9 ст.89 НК РФ):

    • Получение информацию от иностранных государственных органов,
    • Проведение экспертизы,
    • Необходимость перевода документов, составленных на иностранном языке,
    • Вызов контрагентов проверяемой компании на «встречную проверку».

    Инспекторы могут несколько раз приостанавливать и возобновлять контрольные мероприятия, при этом сроки суммируются. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. При необходимости запроса документов у иностранных госорганов проверку могут дополнительно приостановить еще на три месяца.

    На период приостановления инспекторы должны:

    • Покинуть территорию организации,
    • Приостановить действия по истребованию документов у организации.

    Нарушение срока проведения выездной налоговой проверки

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Итак, несмотря на установленный двухмесячный срок, фактическая длительность выездной проверки может затянуться на более длительный период. Но даже если срок вынесения решения по выездной налоговой проверки нарушен, это не является основанием для отмены решения по ее результатам. Единственный «плюс» для организации – если пропущены сроки по ст.113 НК РФ, оштрафовать ее будет невозможно.

    Источники


    1. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

    2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

    3. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
    4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
    5. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
    Максимальный срок выездной налоговой проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here