Налоговая нарушила сроки камеральной проверки

Предлагаем полезную информацию по теме: налоговая нарушила сроки камеральной проверки от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Нарушение сроков проведения камеральной налоговой проверки: последствия

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца

Пункт 1 статьи 88 НК РФ говорит о том, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Судебная практика показывает, что пропуск установленного ст. 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки (3 мес.) не приводит к отмене вынесенного инспекцией решения по итогам проверки.

В пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что применяя указанную норму (ст. 88 НК), следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2016 г. по делу № А06-9110/2015: применяя норму пункта 2 статьи 88 НК РФ, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Следовательно, минимальный период просрочки (камеральная проверка была начата 09.02.2015 и закончена 12.05.2015) не является основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки.

Так, АС Московского округа (Постановление от 18.03.2015 по делу № А40-57212/14) , отменяя положительные для налогоплательщика решения судов, отметил:

«Удовлетворяя заявленное требование и признавая решение налогового органа недействительным, судебные инстанции исходили из того, что налоговым органом допущены нарушения порядка проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, выразившиеся в нарушении срока проведения камеральной проверки, срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения, а также в не рассмотрении представленных Обществом возражений и указании в оспариваемом решении на отсутствие при рассмотрении материалов проверки представителей налогоплательщика, фактически присутствовавших при рассмотрении материалов проверки. При этом, суды пришли к выводу об избыточности и неограниченности по продолжительности применения Инспекцией мер налогового контроля, а также о нарушении целей налогового администрирования.

Так, указывая на нарушение сроков проведения камеральной налоговой проверки, их рассмотрения и вынесения решения налоговым органом, суды не приняли во внимание, что срок проведения камеральной проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации не превысил установленный ст.88 НК РФ, поскольку в акте проверки от 29.02.2012 отражен период проведения проверки – с 16.11.2011 по 16.02.2012, и после составления акта проверки никаких мероприятий налогового контроля относительно уточненной декларации налоговым органом не проводилось.

Кроме того, установленный срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и его истечение не является препятствием для выявления фактов ненадлежащего исполнения налоговых обязательств и совершения налоговых правонарушений и принятию мер для принудительного взыскания при выявлении факта неуплаты налога».

Для выяснения дополнительных обстоятельств по данному делу (которые могли повлиять на нарушение прав налогоплательщика) суд кассационной инстанции отправил данное дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении АС г. Москвы подтвердил правоту налогового органа (Решение АСГМ от 11.06.2015 г. по делу № А40-57212/14):

«Суд признает неосновательными доводы заявителя о том, что его права и законные интересы нарушены избыточным или не ограниченным по продолжительности применением мер налогового контроля, поскольку заявитель не обосновал, как именно длительное не привлечение его к ответственности в виде штрафа негативно повлияло на деятельность организации.

Подводя итоги, стоит отметить, что нарушение установленных НК РФ сроков проведения налоговой проверки (вынесения решения и т.п.) не является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика (по мнению судов) по смыслу п. 14 ст. 101 НК РФ.

Нарушение срока камеральной проверки

Даниил Копаев, старший консультант департамента налогового
и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете» (14.05.2009)

Зачастую на практике, налоговые органы выходят за пределы времени, установленного для проведения камеральной проверки. В данной статье мы рассмотрим последствия таких нарушений.

Отметим, что с 01 января 2009 г. уточнен, момент, с которого отсчитывается срок проведения камеральной проверки. Теперь она проводится в течение трех месяцев со дня предоставления только декларации, а не со дня предоставления декларации и всех документов как это было ранее.

Какие же последствия наступают при нарушении указанного срока? Так, в соответствии в пунктом 9 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 г. № 71 проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней. Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Так, при взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества организации. Причем, по мнению судей, данный срок является пресекательным.

Отметим, что само по себе, рассматриваемое Информационное письмо несколько устарело, хотя и по прежнему действует. Так судьи отмечают следующий порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога, который не может быть пропущен:

Читайте так же:  Средняя пенсия в россии в долларах

Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки (в пределах трех месяцев).

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Срок на обращение в суд надлежит исчислять по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ срока на направление требования.

В настоящее время произошли некоторые изменения, их мы рассмотрим подробнее и подсчитаем реальный срок в течение которого может быть взыскан налог по результатам проведения камеральной проверки. В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Исходя из пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Кроме того, организация вправе предоставить письменные возражения по акту проверки. Сделать это нужно в течение 15 дней с даты его получения. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ по акту и представленным письменным возражениям налогоплательщика руководителем налогового органа должно быть вынесено решение по результатам рассмотрения налоговой проверки в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.

Далее, в соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. А решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (пункт 9 статьи 101 НК РФ). Кроме того, согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Исходя из изложенного, налог не подлежит взысканию по результатам проведения камеральной проверки, если с даты начала ее проведения (даты предоставления декларации) прошло – 9 мес. и 75 дн.(3 мес. + 10 дн. + 5 дн. + 15 дн. + 10 дн. + 10 дн. + 10 дн. + 5 дн. + 10 дн. + 6 мес.).

Более того, нарушение срока камеральной проверки может привести налоговые органы и к другим негативным последствиям. Так проведение камеральной проверки за пределами, установленными пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ ни что иное как нарушение налогового законодательства. При этом, подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах. А должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 1 статьи 33 НК РФ).

А за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (пункт 3 статьи 35 НК РФ). Т.е. данные лица могут быть привлечены и к административной ответственности.

К тому же пунктом 2 статьи 22 НК РФ на должностных лиц налоговых органов также возложена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), предусмотренная федеральными законами.

Исходя из статьи 12 Закона от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, если же нарушение срока камеральной проверки привело к убыткам (например, в результате нарушения данного срока произошла задержка в возмещении налога, что привело к неблагоприятным последствиям) то, налоговые органы можно привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ.

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Налог оплачен с карты другого человека

Камеральная проверка 3-НДФЛ в 2018 году: сроки, процесс проверки

Налог на доход физических лиц — один из обязательных отчётных документов для налоговых органов, посредством которых последние получают возможность сопоставлять фактическое положение материальных дел с указанными данными. В случае обнаружения ошибок или недочётов налогоплательщик призывается к даче пояснений. А сам процесс поиска нарушений входит в комплекс мер под названием «камеральная проверка 3-НДФЛ».

О том, каков регламент, последовательность и процедуры используются в данном случае, разберём далее в статье.

Сразу скажем, что порядок проведения подобных мероприятий, ответственность и права сторон прописаны в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно отсюда черпаются основания, методы взаимодействия и противодействия нарушениям.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ: кто должен сдавать документ?

Несмотря на то, что данному виду налогообложения подлежит абсолютное большинство физических лиц, независимо от статуса, далеко не все подают декларацию в территориальный налоговый орган. Соответственно, возникает резонный вопрос — почему? Всё элементарно — за большую часть физических лиц в нашей стране эту работу выполняют налоговые агенты:

  • работодатели;
  • наниматели;
  • заказчики и многие другие.

То есть люди или субъекты финансово-хозяйственной деятельности, которые проводят фактические взаиморасчёты за выполненный объём работы, предоставленные услуги на постоянной основе и прочее.

Однако есть и такая группа лиц, вынужденная самостоятельно заниматься данным вопросом. Это частные юристы и нотариусы, оценщики, медиумы и спиритуалисты. Кроме того, подать декларацию придётся лицам, получившим в дар движимое или недвижимое имущество, ведущим деятельность за пределами страны с переводом сюда денежных средств и некоторым другим. Так что знания, извлечённые из данного материала, помогут всем вышеперечисленным налогоплательщикам.

Особенности проведения камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году: начало процесса

Слово «камеральная» в данном определении означает, что все проверочные мероприятия будут осуществляться должностными лицами, не покидая помещения территориального отделения ФНС. При этом для инспекторов с целью защиты прав налогоплательщиков действует ряд строгих ограничений, включая:

  • Камеральную проверку 3-НДФЛ инспектор может проводить лишь за тот период, за который сдана декларация (законом установлен 1 календарный год).
  • Инициировать повторные мероприятия или проводить проверку дополнительных документов должностное лицо не имеет права.
  • В процессе проведения мероприятия инспектор также не имеет права запрашивать у налогоплательщика дополнительных материалов, кроме указанных в обязательном перечне при подаче декларации.

Любое нарушение вышеуказанных требований ставит под вопрос компетентность специалиста и является основанием для аннулирования выведенных результатов.

Важно: для камеральной проверки должностному лицу не требуется указанием или разрешение вышестоящих органов. Процесс начинается без уведомления лица, сдавшего декларацию.

Завершается ревизия также без каких-либо уведомлений, но лишь в том случае, если в документах и расчётах не было обнаружено ошибок. Если же неточности зафиксированы, налоговый инспектор оповещает об этом плательщика и требует от него, либо прокомментировать, либор исправить ошибки.

[2]

Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

О том, сколько идёт камеральная проверка 3-НДФЛ, можно узнать из официальных документов. В частности, из статьи 88 НК РФ в пункте 2. Существует чёткий регламент, отводящий ровно 3 месяца на проведение данного мероприятия ответственному должностному лицу. Никаких исключений в этом аспекте быть не может. Однако существуют некоторые обстоятельства, влияющие на данный параметр.

Они частично зависят от налогоплательщика (допущенные ошибки) и проверяющего (законные требования о разъяснениях).

Также на фактический срок камеральной проверки декларации влияет ряд внешних обстоятельств, способных существенно затянуть процесс без воли сторон данных отношений. О подобных случаях поговорим ниже.

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ и внешние факторы воздействия

Итак, единственным законным методом для должностных лиц фактически продлить срок проведения камеральной проверки заключается в обнаружении ошибок и требовании разъяснений от налогоплательщика. Тот, в свою очередь, при самостоятельной фиксации недочётов может, не дожидаясь официального запроса, направить уточнённую декларацию с пояснениями и сносками, а также приложенными документами, подтверждающими правильность расчётов.

При наступлении такого случая срок проверки обнуляется и начинается заново, что даёт инспектору ещё 3 месяца.

Второй интересный момент связан с ситуациями, когда справка по форме 3-НДФЛ доставляется почтовым отправлением в соответствующий орган.

Срок проведения проверочных мероприятий в данном случае начинается не с дня отправки, а с момента получения декларации инспектором, так как ранее он физически не может начать работу. Учитывая нестабильность почтовых российских служб, разница от максимально установленного промежутка может составлять до нескольких десятков дней.

Таким образом, сроки проверки налоговой декларации, при юридически чёткой постановке, могут значительно изменяться фактически. И привлечь к ответственности за это никого не удастся. Однако принципиальная важность данного аспекта актуальна лишь в случае, если сам налогоплательщик заинтересован в скорейшем проведении мероприятия. Бывает это не так часто.

[1]

Влияние срока на вычет НДФЛ: материальная заинтересованность в скорости проверки

Как оказалось, проведение камеральной проверки 3-НДФЛ с соблюдением установленных сроков может быть выгодно не только инспектору, который рискует получить дисциплинарное взыскание за несоблюдение установленных требований, а и самому налогоплательщику. Это касается людей, рассчитывающих на получение средств в форме налогового вычета по расходам. Затягивание процесса для них весьма нежелательно, поэтому они лучше других разбираются в юридическом аспекте ситуации.

В частности, минимально установленный срок получения вычетов из 3-НДФЛ составляет 4 месяца, а не 3, как сама проверка. Объясняется добавление его очень просто — по закону на начисление средств налогового вычета соответствующим фондам даётся месяц. На практике же ждать 120 дней приходится редко, хотя и такие случаи бывают.

Простой пример получения вычета по НДФЛ

Для тех, кто пока не понимает, как работает данный механизм, рассмотрим простейшую ситуацию. Но, для начала, скажем, что каждый гражданин имеет право вернуть до 13% от подоходного налога в виде последующего вычета.

Налогоплательщик оплатил собственное обучение в высшем учебном заведении на сумму 80 тысяч рублей и имеет на руках соответствующий подтверждающий документ. Его месячная зарплата за подотчётный период составила 50 тысяч рублей.

Учитывая 13% подоходного налога, за год НДФЛ составил 72 тысячи. Указав в декларации вычет, он имеет право получить сумму, не превышающую 13% от налога, что составило 10 тысяч 400 рублей. Учитывая размер оплаты НДФЛ выше этого значения, налогоплательщик может рассчитывать на полное возмещение.

Можно ли проверить камеральную проверку?

С развитием цифровых технологий и массовым распространением сети Интернет, стали доступны различные опции для налогоплательщиков. В частности, каждый автор декларации может узнать о статусе проверки его документа, воспользовавшись личным кабинетом на официальном сайте ФНС России. Для этого необходимо пройти предварительную регистрацию с указанием личных данных налогоплательщика. Процедура занимает не более 5 минут, после чего доступ к различным процедурам и операциям посредством Сети предоставляется на круглосуточной основе.

Просмотр статуса проверки: принципы расчётов

Интерфейс личного кабинета довольно прост. Главным показателем в нём является счётчик процентов. Каждый день он будет увеличиваться на равное значение. Однако это совершенно не означает, что инспектор ежедневно проверяет равное количество информации.

Формула здесь значительно проще и примитивнее, что даёт лишь приблизительное представление о статусе. Трёхмесячный срок здесь берётся за величину 100%, а затем разделяется по дням. Таким образом, 1% приблизительно равен 1 суткам и нескольким часам с учётом выходных, праздников и т.д. Ведь за основу берутся календарные 3 месяца, а не рабочие.

Читайте так же:  Добровольная уплата алиментов оформление в бухгалтерии

Попытки выяснить текущее положение в телефонном режиме вряд ли увенчаются успехом, так как инспектора не обязаны отвечать на подобные вопросы. Исходя из всего вышесказанного, делаем выводы, оформленные в качестве тезисов:

  1. Чётко установленным, регламентируемым Налоговым кодексом РФ сроком камеральной проверки 3-НДФЛ является 3 месяца с момента получения инспектором соответствующего пакета документов в электронном или бумажном виде.
  2. Изменение данного параметра допускается в случае обнаружения ошибок и недочётов, предоставления уточнённой декларации или пояснений (не позднее 5 дней с момента получения оповещения).
  3. Налоговые вычеты, указанные налогоплательщиком, не влияют на общий временной ценз проведения мероприятия, но дата может сдвинуться на месяц для проведения начислений из фонда.
  4. Оспаривать действия и решения должностных лиц территориального налогового органа можно в законном порядке, обращаясь в вышестоящие и судебные инстанции.

Ежегодно налоговые органы проверяют миллионы деклараций физических лиц. Данный процесс, за редким исключением, довольно быстр, однако высокий уровень загруженности не позволяет инспекторам молниеносно справляться со всеми справками. При необходимости можно контролировать протекание проверки через электронный кабинет и просить ответственное лицо осуществить мероприятие как можно быстрее. Но здесь всё зависит от человеческого фактора.

justice pro…

юридическая помощь

Срок камеральной проверки 3-НДФЛ

После представления декларации в налоговую инспекцию начинается ее проверка. Налогоплательщик, заинтересованный в положительном результате рассмотрения документа, задается вопросами: «какой срок камеральной проверки 3-НДФЛ?», «сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ?»

Кому важен срок проверки декларации 3-НДФЛ?

Декларацию 3-НДФЛ подают физические лица, которые:

  • получили доход от продажи имущества (например, квартиры, находившейся в собственности менее минимального срока владения), от реализации имущественных прав (переуступка права требования);
  • хотят получить налоговый вычет, например, социальный: вычет на лечение (лекарства), образование и др.), имущественный (вычет на покупку квартиры, вычет по процентам по ипотеке и прочее), для оформляющих вычет важны сроки проверки 3-НДФЛ и выплаты;
  • получили в дар недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи от физических лиц, не являющихся близкими родственниками;
  • получили вознаграждение от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам имущественного найма или договорам аренды любого имущества;
  • получили доход в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и других основанных на риске игр;
  • получили доход от источников, находящихся за пределами РФ.

Срок проверки 3-НДФЛ налоговой инспекцией также может быть интересен индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и другим лицам, занимающимся частной практикой и декларирующим свои доходы.

Срок проверки 3-НДФЛ: закон

Порядок, а также сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ установлены статьей 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации (расчетов) и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа.

Неважно, подаете ли Вы документы в бумажном виде (приносите декларацию ИФНС лично либо отправляете по почте) или в электронном виде (например, через личный кабинет) срок проверки 3-НДФЛ одинаков.

Камеральная проверка 3 НДФЛ проводится уполномоченными должностными лицами налоговой инспекции в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ?

Обратимся к закону и определим, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ составляет максимум три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Камеральная проверка 3-НДФЛ: сроки проверки, если декларация выслана почтой

Если декларация 3-НДФЛ отправляется по почте, то срок проверки документов на налоговый вычет составляет три месяца с момента получения почтового отправления, а не с даты отправки налоговой декларации по почте (см. письмо Минфина РФ от 19 июня 2012 г. № 03-02-08/52).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок проверки уточненной декларации 3-НДФЛ

В случае если до окончания камеральной проверки, налогоплательщик подает уточненную декларацию 3 НДФЛ, проверка ранее сданной декларации прекращается, и начинается проверка уточненной 3 НДФЛ (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом максимальный срок камеральной проверки уточненной декларации 3-НДФЛ составляет также 3 месяца.

Если во время камеральной проверки 3 НДФЛ выявлены ошибки в декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Соответственно, срок камеральной проверки 3-НДФЛ может увеличиться.

Если Вы уточняете декларацию по требованию налоговой инспекции, то срок проверки корректирующей декларации 3-НДФЛ также может составить максимум три месяца.

Срок проверки 3-НДФЛ после донесения документов

Выясним, когда закончится срок проверки налоговой декларации 3 НДФЛ, если Вы по требованию инспекции донесли документы. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган «по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету)». Поэтому в ИФНС вправе исчислять дату начала срока проведения камеральной проверки 3 НДФЛ со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из необходимых документов (Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2007г. № 03-02-07/2-6).

Как узнать результат камеральной проверки 3-НДФЛ?

Чтобы узнать прошла ли камеральная проверка 3-НДФЛ, можно обратиться в ИФНС: по телефону или прийти лично в налоговую инспекцию.

Если у Вас есть доступ к личному кабинету налогоплательщика, то ход проверки 3-НДФЛ можно увидеть там. Как узнать статус проверки декларации 3-НДФЛ в личном кабинете? На сайте ФНС России через электронный сервис можно увидеть дату регистрации налоговой декларации, дату начала камеральной проверки, статус камеральной проверки и т.д. Также можно получить информацию о дате завершения проверки, о ее результате.

Срок камеральной проверки 3-НДФЛ по закону составляет 3 месяца, статус проверки можно узнать из личного кабинета, а также обратившись в Вашу налоговую инспекцию

Камеральная проверка 3-НДФЛ завершена: когда перечислят деньги?

В случае, когда Вы возвращаете сумму излишне уплаченного налога (например, получаете налоговый вычет за покупку квартиры, лечение), после окончания камеральной проверки 3 НДФЛ, в случае одобрения и подтверждения суммы к возврату, положенная сумма будет перечислена на расчетный счет, указанный в заявлении на возврат. Согласно п. 6 ст. 78 срок перечисления денег составляет максимум один месяц:

  • если Вы подали заявление о возврате вместе с декларацией 3 НДФЛ, то один месяц начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки декларации (Письмо Минфина России от 11.07.2014 № 03-04-05/34120);
  • если Вы подали заявление о возврате после окончания камеральной проверки 3 НДФЛ, то срок 1 месяц считается с момента подачи данного заявления.

Т.е. сроки проверки 3 НДФЛ и выплаты при одновременном представлении в ИФНС декларации и заявления составляют максимум 3 месяца на проведение проверки и 1 месяц на перечисление денег – 4 месяца.

Нарушение сроков камеральной проверки 3 НДФЛ

Может случиться, что налоговая инспекция не заканчивает проверку в установленный законом трехмесячный срок. Что делать, если нарушены сроки камеральной проверки 3 НДФЛ? Необходимо убедиться, что у ИФНС нет вопросов по сданной декларации и документам. Если вопросов к Вам нет, ошибок в расчетах не имеется, а срок проверки увеличился, предусмотрена ли ответственность за нарушение сроков камеральной проверки 3 НДФЛ? Нет, согласно ст. 88 НК РФ последствий пропуска трехмесячного срока законом не предусмотрено.

Читайте так же:  Просроченная задолженность в налоговом учете

Иначе обстоит дело с нарушением срока перечисления суммы излишне уплаченного налога – 1 месяца со дня подачи заявления (например, на возврат суммы налога, полученной в результате предоставления налогового вычета). Согласно п. 10 ст. 78 НК РФ могут быть начислены проценты на сумму излишне уплаченного налога, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Таким образом, срок камеральной проверки 3-НДФЛ составляет три месяца со дня подачи декларации 3-НДФЛ и необходимых документов. В случае отсутствия вопросов у налогового инспектора, камеральная проверка 3 НДФЛ должна закончиться в определенный законом срок.

Налоговая нарушила срок камеральной проверки

Краткое содержание

1. У меня закончилась камеральная проверка по возрату 13% налога за покупку жилья 26 апреля 2019,23 мая 2019 из налоговой должны были отправить деньги в казначейство, в какие сроки стоит ожидать поступления денежных средств на карту, и если будут нарушены сроки выплаты, куда нужно будет обратиться? Спасибо.

1.1. Добрый день. Ожидайте денежные средства в течение 30 дней.

2. Налоговая нарушила срок камеральной проверки декларации по вопросу социального вычета на 50 дней, соответственно заявление на перечисление денежных средств мной не написано, т.к. не поступило ответа о результатах проверки.
С какого момента я могу требовать уплаты процентов за просрочку и с какого момента начинается день просрочки в моем случае? Спасибо!

2.1. Здравствуйте.
Подавайте заявление в ФНС для предоставление объяснений

3. Мне пришел акт камеральной налоговой проверки, не вовремя подал налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, нарушив срок ее предоставления на 4 месяца. Сумма налога, подлежащей уплате на основании декларации равна нулю. Тем не менее за не своевременную подачу присваивают штраф 1000 рублей. Какие факты о несогласии возможно изложить?

3.1. С 02.09.2010 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление декларации в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.

До 02.09.2010 минимальный штраф за такое нарушение был установлен в размере 100 руб.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, можно ли взыскать на основании данной нормы минимальный штраф за несвоевременную подачу (непредставление) «нулевой» декларации.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что при несвоевременном представлении «нулевой» декларации минимальный штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ взыскать можно. Минфин в своем письме от 07.10.2011 N 03-02-08/108
указал, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Есть судебные акты, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, подтверждающие данный подход.
В то же время есть судебные решения, согласно которым, если сумма налога к уплате равна нулю, оштрафовать такого налогоплательщика нельзя. Попробуйте сослаться на судебную практику и подачу в суд, может Вам аннулируют штраф.

4. Налоговая инспекция нарушает срок камеральной проверки 3-НДФЛ. камеральная проверка (имущественный вычет) длится более 3 месяцев с момента подачи декларации. Просрочка составляет 1 неделя. Проверка не завершена. Сотрудники камерального отдела ссылаются на то что документы на подписи у руководства. Что делать?

4.1. Ответ очевиден — Вам в суд

5. Налоговая инспекция нарушает срок камеральной проверки 3-НДФЛ. камеральная проверка (имущественный вычет) длится более 3 месяцев с момента подачи декларации. Просрочка составляет 1.5 недели. Проверка не завершена. Сотрудники камерального отдела ссылаются на то что документы на подписи у руководства. Что делать?

5.1. В суд подайте на них — быстро проверят.

6. Налоговая инспекция нарушает срок возврата излишне уплаченного НДФЛ за прошлый год (налоговый вычет), прошел месяц с момента окончания камеральной проверки декларации и подачи заявления на возврат. Как повлиять на инспекцию, реально ли получить пени за нарушение сроков возврата?

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2019 году

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/[email protected]).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/[email protected]

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Какой порядок заполнения декларации по НДС (пример, инструкция и правила)».

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте здесь.

[3]

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Читайте так же:  Калькулятор выхода на пенсию мвд

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/[email protected] утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Источники


  1. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  2. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  4. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  5. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
Налоговая нарушила сроки камеральной проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here