Налоговая система по характеру начисления налога

Предлагаем полезную информацию по теме: налоговая система по характеру начисления налога от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Налоговая система по характеру начисления налога

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 2011 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 86% доходов федерального бюджета РФ.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.

Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике.

К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров — алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за 2011 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога является налог на доходы физических лиц.

С 1 января 2001 г. е Российской Федерации введена «плоская» шкала налогообложения доходов физических лиц, или пропорциональная система налогообложения.

В соответствии со ст. 224 Налогового Кодекса РФ, «налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов», если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки.

Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Предельная налоговая ставка — это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

[1]

В соответствии с представленной выше шкалой подоходного налога предельная ставка налога может принимать строго 3 значения. Среднюю же ставку легко вычислить для любого уровня дохода.

Например, при совокупном доходе 75 000 руб. предельная ставка будет равна 20%, а средняя вычисляется по формуле:

Средняя налоговая ставка = Валовой уплачиваемый налог / Валовой (совокупный) полученный доход, т.е. в нашем примере (в процентном выражении):

(6000 + (75000 — 50000) х 0,2 х 100 %) / 75000 = 13 %.

Регрессивный налог — это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог — это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога, что связано с . читать далее .

Налоги и их виды. Принципы налогообложения

Читайте также:

  1. I. Понятие, источники, принципы, наука.
  2. IV. Система и принципы управления брендом.
  3. VI Закономерности и принципы обучения
  4. VII.Аналогия из жизни.
  5. VIII. Принципы работы вычислительной системы
  6. Административные принципы организации
  7. Аналогии уравнений цепей постоянного тока, синусоидального тока в комплексной форме и переходных процессов, записанных в операторной форме
  8. Аналогичное исследование можно провести, используя ПЦР со случайными 10-членными праймерами.
  9. Аналогия
  10. Аналогия
  11. Аналогия закона — это применение к правоотношению нормы, регулирующей сходные правоотношения.
  12. Аналогия и моделирование.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги: на их долю приходится приблизительно 80-85% доходов Федерального бюджета РФ.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Читайте так же:  Номер требования об уплате налога

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.

Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу налогообложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения.

Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваемых конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ, на их долю приходится приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки.

Средней ставкой налога называется отношение суммы налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта налогообложения.

К такого рода налогам, в частности относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении налога в России действуют равные ставки налога.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России остается достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида применяется на уровне отдельных штатов.

Несмотря на такое разнообразие налогов в РФ, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них. Львиная доля налоговых доходов федерального бюджета (около 96%) приходится на НДС, акцизы, налог на прибыль и таможенные пошлины. В США основной объем поступлений в доход государства обеспечивают личный подоходный налог, акцизы и налоги с продаж, налог на собственность и налог на прибыль корпораций.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс производства.

Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Наиболее ярким примером политики такого рода служит политика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 80-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок.

По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным или местным налогам на срок до одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 0, до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.

Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично.

Читайте так же:  Пени за несвоевременное перечисление налогов

Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополнительные выгоды не только водители.

Во-вторых, принцип получения благ неприменим в отношении социальных расходов государства – в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат пособий по безработице на самих же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги.

В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительного дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали равной полезностью для их владельцев.

Критерий Викселля: после уплаты налогов каждый налогоплательщик должен ощущать одинаковую потерю.

Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Противники этого выдвигают следующие аргументы.

Во-первых, в случае его использования неправомерно искажаются результаты рыночной деятельности людей;

во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения.

[3]

(Дж. Милль так выразил свой взгляд на эту проблему: «Облагать большие доходы более высоким процентом, нежели мелкие, значит облагать налогом трудолюбие и бережливость, наказывать человека за то, что он работал усерднее и сберег больше, нежели его сосед».)

[2]

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнения доходов казны).

Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведения людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей.

Круг задач, которые решает с ее помощью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирования роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике.

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок или налоговые освобождения для определенных для определенных отраслей экономики, или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога.

Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов. Примером разумного подхода к этой проблеме может служить налоговая политика, проводимая с середины 1980-х гг. в ФРГ. Рост реальных доходов населения, наблюдавшийся с начала 60-х гг., привел к тому, что доля налогоплательщиков, доходы которых облагались по максимальной предельной ставке, за этот период выросла с 5% до 60%. По предложению федерального правительства ФРГ с 1986 г. началась поэтапная реформа подоходного налога. В том же году налоговое бремя уменьшилось на 11 млрд. марок, а в 1988 г. – уже 19 млрд.

Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал политиков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получение результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице.

| следующая лекция ==>
ТЕМА 7.Налогово-бюджетная система | Переложение налогового бремени

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1088 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

22.4. Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти.

В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90 % поступлений в государственный и примерно 70 % в местный бюджеты.

Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.

Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:

Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юридические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объекты налоговой системы — доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).

Источник налога — чистый доход общества.

Налоговая ставка — это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка — это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).

Твердые налоговые ставки — это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.).

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные.

Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается).

Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка).

Регрессивное налогообложение — по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается.

Дегрессивное налогообложение предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста базового дохода. При этом прирост нормы налогообложения по мере роста базового дохода снижается, т. е. каждый последующий прирост нормы налогообложения меньше пре-дыдущего.

Читайте так же:  Заявление о возврате налога октмо

Функции налогов. При выборе системы налогообложения необходимо учитывать функции, выполняемые налогами.

Сущность фискальной функции сводится к тому, чтобы с помощью налогов создать централизованные денежные средства и обеспечить за счет этого материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют накопление капитала; расширяют или сужают платежеспособный спрос населения.

Принципы налогообложения. Система налогообложения должна основываться на определенных принципах. В этом отношении не потеряли своего актуального значения знаменитые четыре основополагающих принципа налогообложения, сформулированные А.

Принцип справедливости. Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.

Принцип определенности. Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты.

Принцип удобности. При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика.

Принцип экономии заключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога. Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы из кармана народа изымалось как можно меньше средств сверх того, что поступает в казну государства. Если, например, сбор налога требует большой армии чиновников, то их заработная плата может поглотить значительную сумму от налоговых поступлений.

Кроме этого, система налогообложения должна быть понятной для налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от нередко наблюдаемого в настоящее время двойного, тройного обложения.

Принципы рациональной системы налогообложения сформулированы известным немецким экономистом Х. Халлером.

Принцип дешевизны налогообложения. Налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип дешевизны уплаты налогов. Система налогообложения должна быть такой, чтобы затраты налогоплательщика и процедура выплаты налогов были настолько низки, насколько это возможно.

Принцип ограничения бремени налогов. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым для налогоплательщика, с тем чтобы оказывать минимальное негативное воздействие на его экономическую активность.

К настоящему времени сложились две основные концепции налогообложения.

Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица. Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. д., должны оплачивать расходы, связанные с их содержанием и ремонтом. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т. д.

Вторая концепция основана на системе установления размера налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами. Данная концепция является более справедливой, рациональной и относительно простой.

Кривая А. Лаффера. При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов. Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов.

Существуют разные подходы к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические процессы. Одни решают возникшие в экономике проблемы с позиций спроса («экономика спроса»), другие — с позиций предложения («экономика предложения»).

Представители экономики спроса, к числу которых относятся кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги. Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает.

Сторонники экономики предложения, наоборот, советуют снижать налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения и снижению темпов инфляции. Они полагают, что высокие налоги увеличивают издержки предприятий, которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.

В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы не имеет однозначного ответа. В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «све-тлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера (рис. 22.1).

Графическое изображение кривой свидетельствует о том, что при нулевой ставке налога поступления в бюджет отсутствуют, при 100 %-ной ставке поступления в бюджет также отсутствуют. В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет.

Максимальная величина налоговых поступлений в бюджет достигается в точке А при налоговой ставке гд = 50 %. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до гВ в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению (повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике).

Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т. д. Считается, что высшая ставка подоходного налогообложения колеблется в пределах 50-70 %.

Читайте так же:  Досрочная пенсия уволенным по сокращению

Налоговая система Российской Федерации

Сущность, функции, виды и элементы налогов. Сущность налоговой системы. Принципы построения налоговой системы. Налоговая политика. Налоговая реформа в России

Сущность, функции, виды и элементы налогов

Существуют различные определения налогов. Д. Рикардо считал, что налог – это та доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К. Маркс полагал, что налоги – это экономическое воплощение существования государства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.

Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государства и выполняют следующие функции.

Регулирующая функция. Государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги. С помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики.

Перераспределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т.д.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 80% доходов.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция. Через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Классификация налогов

По объекту обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (уплачиваются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

По субъектам обложения налоги делятся на раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц).

Кроме того налоги можно классифицировать:

  • по месту поступления – закрепленные и регулирующие;
  • по уровню управления – федеральные, региональные и местные;
  • по цели использования – общие и целевые;
  • по срокам оплаты – регулярные и разовые.

Основные условия установления налогов и сборов:

  • – налогоплательщики;
  • – объект налогообложения;
  • – налоговая база;
  • – налоговый период;
  • – налоговая ставка;
  • – порядок исчисления налога;
  • – порядок и сроки уплаты налога;
  • – налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

  • – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  • – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • – международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные охранники, частные нотариусы, частные детективы.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз) товаров на территорию РФ и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – это национальный доход.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения:

  • – равное (подушное);
  • – пропорциональное – ставка налога одна, с ростом налоговой базы растет сумма налога;
  • – прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога;
  • – регрессивное – с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога. Это может быть сам налогоплательщик (налог на прибыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), третье лицо (работодатель при исчислении подоходного налога с физических лиц).

Способы исчисления налога – налог может исчисляться по частям, нарастающим итогом.

Способы уплаты налога:

  • – по декларации;
  • – у источника дохода;
  • – кадастровый (земельный налог).

Порядок уплаты налога – это технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут быть авансовые платежи в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога по окончании налогового периода; разовая уплата всей суммы налога и т.д. Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке через кредитную организацию в российской валюте. Днем уплаты налога признается день зачисления налога на счет бюджета, при ввозе товаров – день принятия таможенной декларации таможенным органом

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. Они могут быть определены календарной датой, периодом времени (год, квартал, месяц и т.п.).

Налоговая льгота – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате другими налогоплательщиками. Налоговые льготы предоставляются в виде дополнительных скидок и вычетов.

Налоги и налоговая система. Виды налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги— это обязательные платежи , взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ. Объект налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка— представляет собой размер налога на единицу обложения. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения (подоходный налог). Косвенные налоги— уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Читайте так же:  Платятся ли алименты с пенсии военнослужащего

По характеру начисления на объект обложения налог и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога (подоходный налог с физических лиц). Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятие средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода. Средняя налоговая ставка =Валовой уплачиваемый налог/Валовой полученный доход.

Регрессивный налог— это налог, который в денежном выражений равен для всех плотильщиков (акциз).

Пропорциональный налог— это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от стоимости объекта обложения ( налог на имущество).

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Налоговый кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. Львиная доля налоговых платежей приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы, т.е. 24.7%, 27,8% и 10,8 % соответственно. Как правило существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, производящие НИОКР или техническое перевооружение производства.

— по принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства (налог на бензин);

— принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, при чем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги.

В формировании доходов государства проявляется фискальная функция налогов (пополнение доходов казны). Налоги могут существенно влиять на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей.

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов для фирм представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и ,прежде всего связанно с величиной ставок налога на заработною плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов.

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского ученного Артура Лаффера стремлении правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал ученный при помощи своей известной кривой. Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. В ответ на 100 % налог легальная деятельность будет просто свариваться или уходить в тень. Более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду. Сбережениям , инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Очевидно, снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффекта и проявляется в полной мере лишь в долгосрочном аспекте. Формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают. Бремя налога может смещается от одних субъектов налогообложения к другим.

Виды налогов со смещением налогового бремени:

— Личный подоходный налог. Например, врачи, адвокаты могут поднять ставки за свои услуги, тем самым налог будет переложен на тех кто пользуются их услугами.

— Налог на прибыль корпорации. В некоторой своей части налог может быть переложен на потребителей через боле высокие цены.

— Косвенные налоги: налог с продаж и акцизный налог. Основная масса налогов с продаж акцизы перекладывается на потребителей через повышение цен. Акцизы на бензин, табачные изделия, алкогольные изделия с легкостью перекладываются на их потребителей.

— Поимущественный налог. Как правило, его уплачивает те, на кого ложиться формальное бремя налога: налог на землю, на наследство не на кого положить. Но если вы сдаете квартиру в аренду, то в таком случае часть налогового бремени может быть переложена на арендатора путем повышения ставки арендной платы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  2. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  3. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Налоговая система по характеру начисления налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here