Налоговые сборы в системе налоговых платежей

Предлагаем полезную информацию по теме: налоговые сборы в системе налоговых платежей от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Виды налогов и сборов в РФ: плательщики, сроки уплаты, бухучет

* Если срок уплаты налога (сбора) выпадает на нерабочий день, перечислить налог (сбор) в бюджет нужно не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

** Торговый сбор вводится законом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе его могут установить не раньше 1 июля 2015 года. А на остальных территориях – только после принятия соответствующего федерального закона.

Это следует из положений статьи 410 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ.

Классификация налоговых платежей

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы,
  • единый социальный налог,
  • налог на доходыфизических лиц,
  • налог на прибыль организаций,
  • налог на добычу полезных ископаемых,
  • водный налог,
  • государственная пошлина,
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

  • налог на имущество организаций,
  • транспортный налог,
  • налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц,
  • земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • упрощенная система налогообложения,
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы, т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета. Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону, но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

Читайте так же:  Надбавка к пенсии за рождение детей

В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

[3]

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

[1]

Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

б) другие косвенные налоги на производство;

2) прямые налоги:

а) подоходные налоги (налоги на доходы);

б) другие личные налоги с физических лиц.

Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

Таблица 1
Распределение основных видов налогов и сборов в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

Читайте так же:  Возраст 80 лет доплата к пенсии

Налоги и сборы

Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов».

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в пользу государства и/или муниципальных образований, то есть перечисляемый в бюджетную систему РФ.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, без уплаты которого плательщик сбора не может получить соответствующее разрешение или лицензию, к примеру, на пользование объектами животного мира (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ).

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на страховое обеспечение по каждому виду обязательного социального страхования.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— НДПИ;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина — налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог — земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор

Функции налогов и сборов

Экономическая сущность налогов и сборов раскрывается через их функции.

Фискальная функция. Означает то, что за счет налогов и сборов формируются доходы бюджетной системы, обеспечивающие деятельность государства.

Распределительная функция. Налоги и взносы, уплаченные конкретными налогоплательщиками, расходуются на создание / поддержание общественных благ. То есть происходит перераспределение денежных средств;

Контрольная функция. Заключается в том, что посредством обязательных платежей государство осуществляет контроль за доходами организаций и физических лиц и в целом за финансовыми потоками;

Регулирующая функция. Сводится к тому, что для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть предусмотрены более низкие ставки налогов, льготы с целью улучшения экономической ситуации в конкретных сферах деятельности, отраслях, регионах.

Признаки налога и сбора

Из понятия налогов и сборов вытекают признаки налогов и сборов. Это:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • денежная форма уплаты.
  • общественные цели налогообложения.

Таким образом, налоги и сборы представляют собой платежи, которые законодательно устанавливаются государством в одностороннем порядке, характеризуются безвозвратностью и должны использоваться в общих интересах населения.

Порядок уплаты налогов и сборов в 2018-2019 годах

Порядок уплаты налога на первый взгляд не вызывает трудностей, однако чиновники регулярно шлют фирмам уведомления об изменении правил перечисления платежей в бюджет. В рубрике «Порядок уплаты налогов и взносов» мы расскажем вам о действующих правилах составления платежек по бюджетным платежам, а также дадим рекомендации, как действовать в сложных практических ситуациях.

Порядок исчисления и уплаты налогов

Каждый житель РФ обязан уплачивать определенные налоги: автовладелец — транспортный налог, собственник квартиры — налог на имущество, работник какой-либо компании — подоходный налог.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юрлица и предприниматели также имеют обязательства перед бюджетом. Компания платит налог на прибыль, на имущество, перечисляет НДФЛ за работников (выполняет функции налогового агента), в зависимости от режима налогообложения может платить НДС, упрощенный или вмененный налог и т. д. У бизнесмена налоговые обязательства перед государством другие, но они тоже есть. В РФ нет полностью освобожденных от уплаты налогов компаний и предпринимателей.

Основной законодательный акт, определяющий порядок уплаты налогов в РФ, — Налоговый кодекс. Какие еще нормативные акты регулируют налогообложение в РФ, читайте в статье «П. 1 ст. 1 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С 2017 года к числу платежей, регулируемых НК РФ, добавлены страховые взносы, ранее подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и страховые взносы зафиксирована в ст. 23 НК РФ. Здесь вы сможете ознакомиться с ее текстом, а также пояснениями наших экспертов. А о том, как организация или физическое лицо должны исполнять свою обязанность по уплате налогов, рассказывается в публикации «Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 30.11.2016 появилась возможность уплаты налога за третьих лиц и взыскания выявленной недоимки с зависимых юр- и физлиц. Подробнее об этом – в материалах «Разрешена уплата налогов за третьих лиц» и «Взыскать налоги теперь могут с учредителей, руководителей и других физлиц».

НК РФ устанавливает для граждан и компаний разные сроки, в течение которых они должны отчитаться перед бюджетом и перечислить налог. Эти сроки зависят от вида налога и особенностей регионального или местного законодательства. Кроме того, на предприятия возложена обязанность вносить по некоторым налогам авансовые платежи, а затем рассчитывать годовую сумму налога к доплате. Какие бывают налоговые и отчетные периоды, от чего зависит их длительность, расскажет эта статья.

С порядком уплаты налогов связан один существенный момент. Еженедельно ЦБ РФ отзывает лицензию как минимум у одного банка. Мы подготовили для вас рекомендации о том, как поступить с налоговыми платежами, если банк, в котором у компании открыт расчетный счет, потерял право на ведение банковской деятельности.

Некоторые компании в таких случаях пытаются оплатить налоги из наличной выручки, но в таком виде налоговики платеж не примут. Почему — читайте в статье «Организация не может заплатить налоги “налом”».

[2]

А вот физлицо может заплатить налог наличкой. Однако перечислять налоговый платеж за другого человека с банковской карты мы не рекомендуем. Почему? Ответ вы найдете здесь и здесь.

Правила заполнения платежного поручения

Порядок уплаты налогов юридическим лицом или предпринимателем предполагает несколько этапов. Сначала бухгалтер рассчитывает сумму платежа в бюджет, затем формирует платежное поручение — указание банку списать с расчетного счета организации денежные средства в адрес поставщика или бюджетных органов.

Читайте так же:  Счетная палата провал пенсионной реформы

От правильности заполнения платежного поручения зависит то, как быстро банк сможет обработать платеж, а госорган — идентифицировать поступившие средства. Ошибки в платежке — это потерявшиеся в пути деньги, которые не поступят в бюджет вовремя или же поступят, но попадут в невыясненные поступления. А значит, компания рискует получить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.

Чтобы этого не произошло, познакомьтесь с нашей инструкцией «Как заполнить платежное поручение в 2017 году — образец».

Одно из самых важных сведений в платежном поручении на уплату налогов — КБК. Их значения, применяемые в 2017-2018 годах, вы найдете в этой статье.

О том, какими с 2017 года стали реквизиты для уплаты налоговых платежей в Москве, читайте в публикации.

С 2017 года платежи по страховым взносам надо оформлять с новыми КБК. Подробнее об изменениях в оплате страховых взносов — в публикациях:

Однако правила уплаты взносов в ФСС по страхованию от несчастных случаев не изменились, и платежные поручения по ним оформляются так же, как и в 2016 году.

Уплата штрафов, пени, долгов

Нарушение порядка уплаты налогов и сборов чревато наказанием: за несвоевременное перечисление платежа в бюджет налогоплательщику грозит штраф, а с самой суммы платежа удерживается пеня. Чем дольше просрочка, тем большую сумму в итоге придется заплатить в бюджет. Что такое пеня и по каким правилам она удерживается, читайте в статье «Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С 01.10.2017 эта статья НК РФ приобрела новую редакцию (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ), согласно которой размер пеней зависит от продолжительности просрочки: при задержке оплаты до 30 дней они считают в ранее действовавшем порядке, а при превышении этого срока увеличиваются вдвое.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как в конце 2015 года ЦБ РФ принял решение приравнять ставку рефинансирования к ключевой, то с 01.01.2016 суммы пеней рассчитываются исходя из размера ключевой ставки.

Для расчета пеней используйте специальный сервис.

А перечислить пени в бюджет вам поможет эта инструкция по заполнению платежного поручения. Также мы подготовили для вас статью-подсказку «Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)».

В бухгалтерском учете вы вправе отнести суммы пеней на прочие расходы, а вот для целей налогового учета учесть их нельзя. Подробнее о порядке отражения пени в учете и отчетности читайте в статье «Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если своевременно не погасить задолженность перед бюджетом, налоговики смогут взыскать сумму налога и пени по нему принудительно. Подробности — в этой статье.

О новом способе взыскания налогов читайте в публикации.

Наличие у гражданина или компании подтвержденных судебным решением долгов перед бюджетом может повлечь за собой неприятные последствия: физлицо не сможет выехать за границу, а организация — участвовать в крупных контрактах или получить кредит в банке. Где и как получить эту информацию, вы узнаете здесь.

Порядок уплаты налогов строго регламентирован, а его нарушение чревато для налогоплательщика финансовыми и репутационными потерями. Чтобы разобраться в порядке уплаты налогов и сборов в сложных ситуациях и быть в курсе всех новостей законодательства, читайте нашу рубрику «Порядок уплаты налогов и взносов».

Система налогов и сборов РФ

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. региональные налоги и сборы;
  3. местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходыфизических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. водный налог;
  8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. осударственная пошлина (ст. 13 Налогового кодекса РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес:
  3. транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц (ст. 15 Налогового кодекса РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Читайте так же:  Есть ли налог с пенсии

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ).

Разграничение налоговых платежей

Нам встречаются различного вида платежи налогового характера: сам налог, налоговый сбор и налоговая пошлина. Но понять, какие же признаки у них различны, мы зачастую не можем. Более того, мы подчас затрудняемся ответить, имеют ли они вообще значимые категориальные различия. Так, А.В. Брызгалин пишет о том, что данные термины «являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями. Поэтому многочисленные дискуссии на предмет различий налогов, сборов, пошлин и иных платежей, по нашему мнению, в настоящий момент беспочвенны» [1] .

Налог и налоговый сбор. Попытаемся выяснить, так ли это применительно к налогам и налоговым сборам. Заметим, что в современной истории отечественного налогообложения действительно бывали времена, когда законодатель не видел разницы в этих двух категориях, употребляя термин «сбор» к ярко выраженным налогам. Устанавливались, например, сбор на нужды образования, сбор на содержание милиции, сбор на благоустройство территорий и т.п. сборы, имеющие все признаки налогов. Но последние десять лет законодатель разграничивает эти категории, дав им разные определения в НК РФ, хотя само количество налоговых сборов неуклонно уменьшается. В действующей редакции НК РФ остались только два вида налоговых сборов: сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина (сбор).

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), не так-то просто увидеть различие их признаков. Значительная часть признаков (законность, обязательность уплаты) идентична. В определении сбора отсутствует признак индивидуальной безвозмездности, присутствующий в характеристике налога. Вместо него появляется признак индивидуальной возмездности, а именно наличие определенного встречного предоставления (прав, разрешений, юридически значимых действий) в пользу плательщика сбора. Встречное предоставление в сборах, без сомнения, присутствует, но говорить о наличии индивидуального эквивалента между размером налогового сбора и себестоимостью оказания государством этого встречного предоставления нельзя. Размер сбора может значительно превышать такую себестоимость, а в отдельных случаях и для отдельных категорий плательщиков может быть даже существенно ниже ее. Таким образом, выделяя признак индивидуальной возмездности, мы не говорим о наличии в такой возмездности индивидуальной эквивалентности.

Конечно же, для разграничения данных понятий одного признака индивидуальной безвозмездности или возмездности явно недостаточно. Ведь индивидуальная возмездность присутствует также во всех неналоговых платежах. Необходимы дополнительные различающиеся основания. В качестве таковых следует выделить наличие конструктивных особенностей сборов, приводящих к тому, что у сборов в отличие от налогов проявляются не все элементы.

В отношении конструктивных особенностей сбора И.И. Кучеров [2] делает важный вывод. Сборы имеют специфический элементный состав. У них по определению отсутствует такой важнейший элемент, как объект обложения, поскольку обязанность по уплате сбора связывается не с возникновением у плательщика облагаемого объекта (как это проявляется в налоге), а с потребностью плательщика в определенном встречном предоставлении (прав, разрешений, юридически значимых действий). Уплата сбора здесь противостоит получению встречного предоставления, в то время как в налоге уплата налога следует за возникновением объекта. Отсутствие у сборов объекта приводит к отсутствию тесно связанных с ним таких элементов, как база обложения (по налогам — налоговая база,) и период обложения (налоговый период/

Отсутствие у сборов объекта, налоговой базы и налогового периода приводит к тому, что такой признак налогов, как регулярность уплаты, заменяется у сборов признаком нерегулярности уплаты. Но все эти моменты не отражены в действующем определении сбора, которое в итоге представляется достаточно противоречивым. Для более адекватной характеристики сбора может быть предложено следующее авторское определение.

Сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц определенного встречного предоставления (прав, разрешений, юридически значимых действий).

На рис. 2.6 [3] представлены схожие и различающиеся признаки налогов и сборов. В принципе, они понятны из рисунка, но следует пояснить схожесть признака обязательности (принудительности). На первый взгляд, в сборе в отличие от налога обязанность по уплате возникает в результате свободного выбора плательщика. На самом же деле обязательность сборов имеет характер, схожий с обязательностью косвенных налогов.

Рис. 2.6. Проявление основных признаков в восприятии налога и сбора

Плательщик может избежать уплаты косвенных налогов, отказавшись от потребления обложенными этими налогами товаров (работ, услуг), может он избежать и уплаты сборов, не обращаясь за соответствующими услугами к государству. Но при этом совершенно непонятно, как будет обеспечивать свою жизнедеятельность индивид, если практически все товары и услуги содержат в себе косвенные налоги. Точно также непонятно, как будет индивид жить в государстве без легитимации определенных его прав. Он может не обращаться в суд и тем самым не платить соответствующую пошлину, но он не сможет прожить без паспорта, без регистрации прав на свое имущество и подобных атрибутов.

Определенную специфику имеет реализация принудительности. Как отмечает С.Г. Пепеляев [4] , в целом элемент принуждения присутствует в сборе, так же как и в налоге, но различны механизмы реализации принудительного начала этих платежей. В налогах реализуется механизм прямого принуждения, а в сборах он лишен смысла, поскольку плательщик достаточно мотивирован к уплате сбора, желая совершения в его интересах юридически значимого действия. Таким образом, оба эти платежа имеют принудительный характер, но принуждение в сборе реализуется через отказ уполномоченных органов и должностных лиц в совершении искомого юридически значимого действия без предварительной оплаты по принципу «платеж вперед услуги».

Налоговый сбор и налоговая пошлина. На рис. 2.5 вся совокупность налоговых платежей была разделена на два вида: сами налоги и налоговые сборы. В качестве разновидности последних представлены налоговые пошлины. Посмотрим, действительно ли налоговые пошлины являются разновидностью сборов, не имеющей отличительных категориальных признаков. Заметим, что в данном контексте речь не идет о таможенных пошлинах. Они будут рассмотрены ниже.

Читайте так же:  Налог на авто для инвалидов 2 группы

Следует отметить, что пошлины являются исторически наиболее употребляемой налоговой категорией, имевшей достаточно универсальный фискальный характер. Упоминание о различных пошлинах — таможенных, торговых и судебных — мы встречаем еще во времена Киевской Руси. Наибольшее значение тогда приобрели торговые пошлины, объединяемые термином «мыт». Мыт подразделялся на проездной и торговый. Проездной мыт: «заставный» взимался за провоз товаров через заставы, «перевоз» — за речную переправу товара на лодках и паромах, «мостовщина» — за перевоз товара через мост, «костки» — за проезд торговых людей по большим, охраняемым дорогам. Торговый мыт: «гостиное» — взимался за право устраивать склады, «торговое» — за право устраивать рынки, «вес» и «мера» — за услуги по взвешиванию и измерению товаров. Первые судебные пошлины «вира», уплачиваемая за убийство, и «продажа», взимавшаяся в качестве штрафа, были введены еще Ярославом Мудрым.

Все это многообразие составило основу разветвленного ранее пошлинного обложения. Конечно, большинство этих пошлин сейчас осталось только в истории, но ряд из них претерпел трансформацию, разделившись на сборы (пошлины) налогового и сборы (пошлины) неналогового характера. Если посмотреть финансовую литературу XIX в., то можно увидеть, что уже к тому времени понятие пошлины стало отождествляться со сбором и даже раскрываться через категорию «сбор». В России этот процесс также отмечается. Существующая ныне государственная пошлина налогового характера раскрывается через понятие сбора: «государственная пошлина — это сбор. » (ст. 333.16 НК РФ).

А.А. Соколов придерживался данного подхода, говоря в 1928 г. о том, что в отличие от налогов «сборы пошлинного характера, имеют ту особенность, что здесь платежу всегда противостоит известная услуга, известная специальная выгода» [5] .

И.И. Янжул писал в 1890 г.: «Пошлиной называется сбор, взимаемый с частных лиц в пользу государства, когда эти лица вступают в соприкосновение с государственными учреждениями из-за своих частных выгод» [6] .

И.Т. Тарасов в 1889 г. наиболее определенно высказывался о возможной самостоятельности категории «пошлина». По его наблюдениям, насколько в средние века, когда требовалась оплата всех государственных услуг, преобладали пошлины, а налоги являлись редким исключением, настолько в настоящее время преобладают налоги. Причем переход от одного порядка к другому произошел не столько путем отмены пошлин и установления новых налогов, сколько приданием пошлинам налогового характера. Вследствие чего в настоящее время многие пошлины, в сущности, только названием отличаются от налогов, а таможенные пошлины, будучи не чем иным, как косвенными налогами, сохранили даже свое историческое название. «Следовательно, выделение пошлин из налогов и образование из них особой категории не имеют достаточного основания» [7] .

Таким образом, аргументируется практически полная идентичность налогового сбора и налоговой пошлины. Пошлине в этом случае присуши все признаки, отличающие сбор. Следует заметить, что современными налоговедами данный вывод практически не оспаривается, хотя попытки найти разницу между ними, пусть даже на уровне нюансов, все же не прекращаются. В частности, И.П. Кучерявенко [8] эту разницу видит в том, что налоговый сбор — это платеж за обладание особым правом, а налоговая пошлина — это плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.

Налоговые сборы в системе налоговых платежей

§ 2. Понятие налогов и сборов. Налоговая система. Налоговое право. Законодательство о налогах и сборах

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
В Налоговом кодексе РФ (ч. I) содержится легальное определение налога и сбора.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления* денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

* См. ст. 209, 294-296 ГК РФ.

* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824 (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999. № 155-ФЗ // Российская газета. 1999. 15 июля).

Видео (кликните для воспроизведения).

*В настоящем учебном пособии рассматривается только налоговое законодательство России. Налоговое законодательство зарубежных стран см.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993.

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  3. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  4. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
  5. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
Налоговые сборы в системе налоговых платежей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here