Налоговый учет резервов на ремонт основных

Предлагаем полезную информацию по теме: налоговый учет резервов на ремонт основных от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Резерв на ремонт ОС в налоговом учете

Расходы на ремонт в налоговом учете

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта ОС налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты ОС в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости ОС и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (ст. 324 НК РФ).

Совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых ОС, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).

Условие резервирования расходов

Отчисления в резерв рассчитываются от стоимости всех амортизируемых основных средств.

Формировать резерв только на капитальный ремонт или по одному из нескольких объектов нельзя (Письмо Минфина РФ от 10.11.2016 N 03-03-06/1/65799).

Налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв исходя из периодичности ремонтов, частоты замены элементов ОС и сметной стоимости ремонта.

Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (ст. 324 НК РФ).

Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта ОС в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование такого ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком его проведения (ст. 324 НК РФ).

Отчисления в резерв в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода (ст. 324 НК РФ).

Если налогоплательщик создает резерв, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств этого резерва (ст. 324 НК РФ).

Если стоимость ремонта превысила сумму резерва, остаток затрат на ремонт включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода (ст. 324 НК РФ).

Если на 31 декабря имеется остаток резерва, сумма включается в состав доходов налогоплательщика или переносится на следующий год в зависимости от учетной политики и графика ремонтов (ст. 324 НК РФ).

В бухучете

Обязательство в отношении предстоящих ремонтов основных средств не возникает, поскольку у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать. Оценочное обязательство по предстоящим расходам по ремонту основных средств организации не признается (ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»).

Налоговый учет резервов на ремонт основных

Федеральные органы исполнительной власти:

Администрация Президента РФ Счетная палата РФ
Минэкономразвития России Минфин России
Минрегион России Минздравсоцразвития России
Минсельхоз России Минтранс России
Минобрнауки России МВД России
Роструд Роснедвижимость
Росавиация Росрыболовство
Росводресурсы ФТС России
ФАС России ФГУ «Дирекция Программы повышения безопасности дорожного движения»

Администрации субъектов РФ:

Республика Адыгея Новгородская область
Республика Алтай Нижегородская область
Республика Ингушетия Новосибирская область
Республика Мордовия Орловская область
Республика Татарстан Ростовская область
Красноярский край Саратовская область
Пермский край Смоленская область
Белгородская область Тамбовская область
Брянская область Тверская область
Воронежская область Тульская область
Ивановская область Ульяновская область
Калининградская область Челябинская область
Калужская область город Москва
Курская область город Санкт-Петербург
Ленинградская область Ненецкий автономный округ
Липецкая область Ямало-Ненецкий автономный округ
Московская область

Органы местного самоуправления

  • Балашиха (Московская область)
  • Кировск (Ленинградская область)
  • Красновишерск (Пермский край)
  • Липецк
  • Омск

По мнению клиентов, специалистов РБС отличает глубокое понимание специфики деятельности государственных и муниципальных структур, эффективное применение адаптированных бизнес-технологий, учет лучшего отечественного и международного опыта в сфере государственного управления. Отзывы наших клиентов За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь: Тел. +7 (495) 967 6838
Заместитель Генерального директора — директор Департамента государственного консалтинга Чудинов Андрей Юрьевич
E-mail: [email protected] Директор Дирекции по работе с государственными структурами Андрей Николаевич Репников, E-mail: [email protected]

Распечатано с сайта компании «Развитие бизнес-систем» (РБС).

Закрытое акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / Факс: +7 495 956 6850 / e-mail:
© 2011 / ЗАО «АКГ «РБС»/ Все права защищены

Особенности учета затрат на ремонт основных средств

Учет затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учетах может происходить по разным правилам. Вместе с тем в них много общего. Рассмотрим эти сходства и различия.

[2]

Ремонт основных средств— это что?

Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:

Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).

Ремонт может быть осуществлен:

  • привлеченным контрагентом,
  • собственными силами,
  • смешанным способом.

Документальное оформление ремонта

Проведению ремонта предшествует составление:

  • дефектной ведомости, отражающей состояние объекта, которая может быть сделана в 1 экземпляре, если ремонт осуществляют собственными силами или смешанным способом, и оформляется в 2 экземплярах, если ремонт делает сторонний контрагент;

О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».

  • сметы на ремонтные работы, составленной либо сторонним контрагентом, либо собственным подразделением, осуществляющим ремонт;
  • приказа руководителя на проведение ремонта, в котором отражаются сроки выполнения ремонтных работ, силы, его осуществляющие, и, при необходимости, решения по замене временно отсутствующих ОС;
  • договора на ремонт, если его будет делать сторонний контрагент;
  • накладной на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтируется в собственном подразделении.

О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».

По завершении ремонтных работ оформляют:

  • акт о приемке объекта из ремонта;
Читайте так же:  Каким работающим пенсионерам делают перерасчет пенсии

О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».

  • накладную на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтировался в собственном подразделении;
  • запись о произведенном ремонте в инвентарной карточке ОС.

Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».

Отражение ремонта в бухучете

Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.

При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:

Дт 23 Кт 10, 69, 70.

Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:

В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:

По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:

Дт 25 (26, 44) Кт 23.

Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:

Дт 25 (26, 44) Кт 60;

В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.

Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность из Методических указаний по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).

Учет ремонта в налоговом учете

В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):

  • Так же, как и в БУ, т. е. путем включения затрат в расходы в периоде завершения ремонта (п. 1).
  • Через создание резерва (п. 3). Размер отчислений в него определяется в особом порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Общая сумма резерва имеет ограничения, но может накапливаться в течение нескольких налоговых периодов. Если резерв создается, то все расходы на ремонт учитывают, относя их на уменьшение этого резерва. И только если его сумма превышена, расходы по ремонту можно учесть непосредственно в затратах.

Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».

Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.

Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.

Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.

Резерв расходов на ремонт основных средств

Если вашей фирме предстоит дорогостоящий ремонт машин или оборудования, вы можете зарезервировать средства на эти цели. Иначе единовременное списание крупных расходов приведет к резкому увеличению затрат и может стать причиной убытка.

Порядок создания резерва в бухгалтерском учете законодательством не установлен. Поэтому фирма вправе определить его самостоятельно и закрепить в бухгалтерской учетной политике. Налоговый кодекс предусматривает два вида таких резервов:

– на оплату обычного ремонта;

– на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта.

Эти резервы создают и списывают по-разному.

Резерв на оплату обычного ремонта

Чтобы создать резерв, нужно рассчитать «предельную сумму отчислений» в него. Предельная сумма отчислений – это плановая сумма расходов на ремонт основных средств в текущем году. Ее определяют исходя из периодичности ремонта, стоимости деталей, которые меняют в процессе ремонта, и его сметной стоимости.

Для расчета суммы отчислений в резерв нужно составить:

– график ремонта основных средств;

– смету расходов на ремонт основных средств.

Если компания платит налог на прибыль ежемесячно, то сумму отчислений в резерв рассчитывают так:

Общая сумма планируемых расходов на ремонт по смете : 12 =

= Ежемесячная сумма отчислений в резерв.

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.

Если компания перечисляет налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают так:

Общая сумма планируемых расходов на ремонт по смете : 4 =

= Ежеквартальная сумма отчислений в резерв.

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала.

Обратите внимание: максимальная сумма резерва, которую учитывают при налогообложении прибыли, не может быть больше средней суммы фактических расходов на ремонт за последние три года.

Среднюю сумму фактических расходов на ремонт рассчитывают так:

Фактические расходы на ремонт за три последние года : 3 =

= Средняя сумма расходов на ремонт.

Если планируемая сумма резерва больше средних расходов на ремонт, то сумма резерва будет равна средним расходам.

В бухгалтерском учете сумма резерва не ограничивается.

Чтобы упростить работу, создавайте резервы в том порядке, который предусмотрен налоговым законодательством. В этом случае вам не придется вести дополнительные регистры налогового учета.

В 2005 году ЗАО «Актив» решило создать резерв на ремонт основных средств. Планируемая сумма расходов на ремонт по смете – 120 000 руб. Фирма платит налог на прибыль ежемесячно.

Фактические расходы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

– в 2002 году – 150 000 руб.;

– в 2003 году – 20 000 руб.;

– в 2004 году – 40 000 руб.

Максимальная сумма резерва на ремонт основных средств составит:

(150 000 руб. + 20 000 руб. + 40 000 руб.) : 3 = 70 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (120 000 руб.) превышает его максимальный размер. Поэтому «Актив» может создать резерв только в сумме 70 000 руб.

Читайте так же:  Пенсии работающим пенсионерам после окончания работы

Ежемесячная сумма отчислений в резерв составит:

70 000 руб. : 12 мес. = 5833 руб.

Резерв на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта

Этот резерв создают в том же порядке, что и резерв на оплату обычного ремонта основных средств. При этом сумма такого резерва не ограничена. Резерв создают на основании графика ремонта и сметы расходов по нему. Сумма резерва равна плановым расходам, которые по графику приходятся на каждый налоговый период (год).

Если фирма платит налог на прибыль ежемесячно, то сумму отчислений в этот резерв рассчитывают так:

(Общая сумма планируемых расходов на ремонт по смете) : 12 =

Количество лет ремонта

= Ежемесячная сумма отчислений в резерв.

У такой компании сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.

Если фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают так:

(Общая сумма планируемых расходов на ремонт по смете) : 4 =

Количество лет ремонта

= Ежеквартальная сумма отчислений в резерв.

У такой компании сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала.

Чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, создавайте резерв в двух учетах по одинаковым правилам.

Резерв на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств создавать нельзя, если:

– ремонт проводится меньше одного года;

– в предыдущие годы фирма уже проводила аналогичный ремонт.

В 2005 году ЗАО «Актив» решило создать резерв на ремонт основных средств. Планируемая сумма расходов на ремонт составила 1 200 000 руб., в том числе:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– на обычный ремонт – 240 000 руб.;

– на особо сложный ремонт – 960 000 руб.

Согласно графику, обычный ремонт основных средств проводится в течение 2005 года, особо сложный – в течение 2005–2008 годов (то есть четыре года). Фирма платит налог на прибыль ежемесячно. Фактические расходы компаннии на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

– в 2002 году – 190 000 руб.;

– в 2003 году – 130 000 руб.;

– в 2004 году – 220 000 руб.

Максимальная сумма резерва на обычный ремонт основных средств составит:

(190 000 руб. + 130 000 руб. + 220 000 руб.) : 3 = 180 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (240 000 руб.) превышает его максимальный размер. Поэтому «Актив» может создать резерв только в сумме 180 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в этот резерв составит:

180 000 руб. : 12 мес. = 15 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв на оплату особо сложного ремонта составит:

960 000 руб. : 4 года : 12 мес. = 20 000 руб.

Общая сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату ремонта основных средств, которая уменьшает облагаемую прибыль «Актива», составит:

15 000 руб. + 20 000 руб. = 35 000 руб.

Общая сумма резерва, который может быть создан в 2005 году, составит:

35 000 руб. Х 12 мес. = 420 000 руб.

Все затраты по ремонту основных средств списывают за счет созданного резерва. Если же затраты превысили резерв, то сумму превышения включают в состав расходов, которые уменьшают облагаемую прибыль. При этом по правилам налогового учета уменьшить прибыль вы сможете только в конце года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать его не стоит.

По правилам бухгалтерского учета сумму превышения затрат по ремонту над резервом включают в расходы в том периоде, когда такие затраты возникли.

В отчетном году ООО «Пассив» создает резерв на ремонт основных средств. Максимальная сумма резерва, который может создать «Пассив», – 40 000 руб.

Фирма платит налог на прибыль ежеквартально. В конце каждого квартала в резерв отчисляется по 10 000 руб. (40 000 руб. : 4).

Фактические расходы по ремонту основных средств составили:

По итогам I квартала расходы «Пассива» превысили сумму резерва на 5000 руб. (15 000 – 10 000). Эта сумма не уменьшает прибыль фирмы.

За шесть месяцев сумма расходов на ремонт меньше резерва на 2000 руб. (20 000 – 18 000). Однако при налогообложении учитывают всю сумму резерва (то есть 20 000 руб.).

По итогам девяти месяцев расходы на ремонт превысили сумму резерва на 7000 руб. (37

000 – 30 000). Эта сумма не уменьшает прибыль фирмы.

По итогам года сумма расходов на ремонт превышает резерв на 9000 руб. (49 000 – 40 000). Эта сумма уменьшает облагаемую прибыль «Пассива» в конце года.

Если фактические затраты на ремонт оказались меньше, чем резерв, то остаток неиспользованного резерва увеличивает прибыль в конце отчетного года. Это правило действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В отчетном году ООО «Пассив» создало резерв на ремонт основных средств в сумме 120 000 руб. Фактические расходы по ремонту составили 100 000 руб.

Сумма превышения резерва над расходами по ремонту в размере 20 000 руб. (120 000 – 100 000) увеличивает налогооблагаемую прибыль «Пассива» за год.

[1]

Из этого правила есть исключение. Сумма неиспользованного резерва может быть перенесена на следующий год, если:

– резерв создан для оплаты особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, который продолжается более одного года;

[3]

– перенос резерва на следующие налоговые периоды предусмотрен учетной политикой (п. 2 ст. 324 НК РФ).

В 2005 году ЗАО «Актив» решило создать резерв на капитальный ремонт основных средств. Ремонт будет проводиться в течение 2005–2007 годов. Учетной политикой фирмы предусмотрено, что сумма резерва может быть перенесена на следующие налоговые периоды.

Максимальная сумма резерва, который может создать «Актив» в 2005 году, составляет 300 000 руб.

В течение 2005 года на капитальный ремонт основных средств было потрачено 230 000 руб.

Неизрасходованная сумма резерва в размере 70 000 руб. (300 000 – 230 000) может быть перенесена на 2006 год.

Если фирма создает резерв на оплату обычного ремонта и резерв на оплату особо сложного и дорогостоящего ремонта, то неиспользованные суммы первого резерва увеличивают облагаемую прибыль, а второго – могут быть перенесены на следующие налоговые периоды.

В 2005 году ЗАО «Актив» решило создать резервы на обычный и особо сложный ремонт основных средств.

Максимальная сумма резерва на обычный ремонт составила 180 000 руб., а на особо сложный – 240 000 руб.

Фактическая сумма расходов на ремонт в 2005 году составила 330 000 руб., в том числе:

– на обычный ремонт – 140 000 руб.;

– на особо сложный ремонт – 190 000 руб.

31 декабря 2005 года сумма неиспользованного резерва на оплату обычного ремонта в размере 40 000 руб. (180 000 – 140 000) включается в состав внереализационных доходов и увеличивает облагаемую прибыль «Актива».

Сумма неиспользованного резерва на оплату особо сложного ремонта в размере 50 000 руб. (240 000 – 190 000) переносится на 2006 год.

Читайте так же:  Оплатить налог по решению суда

Резерв на ремонт основных средств: как правильно сформировать для целей налогового учета

Пунктом 3 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.
При этом в случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв, исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

В случае если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

В случае если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

Таким образом, размер фактически произведенных расходов на «холодный» ремонт печи сравнивается с размером резерва, сформированного для проведения данного ремонта, в том налоговом периоде, в котором данный ремонт будет выполнен, и если сумма фактических затрат превышает размер резерва, то остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода, если же размер резерва превышает сумму фактических расходов, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

ПИСЬМО Минфина РФ от 29 марта 2007 г. N 03-03-06/1/184

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 324 НК РФ)

По мнению ФАС ВСО (Постановления от 03.08.2004 N А19-2703/03-24-Ф02-2928/04-С1 и от 18.11.2004 N А19-12380/04-33-Ф02-4717/04-С1), в расходы может быть включен как текущий ремонт объектов (ст.

Исходя из положений ст. 324 НК РФ, налогоплательщик, образующий резерв, рассчитывает отчисления в резерв с учетом нормативов и правил об ограничении предельной суммы отчислений и предельной суммы резерва предстоящих расходов. Когда налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в течение более одного налогового периода, предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта. Таким образом, НК РФ не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств (текущий или капитальный), поэтому при создании резерва на ремонт основных средств налогоплательщик учитывает расходы на ремонт в порядке ст. 324 НК РФ вне зависимости от вида ремонта.

Постановление ФАС УО от 15.01.2007 N Ф09-11792/06-С3.

Фактические затраты на ремонт основных средств составили за налоговый период 179 млн. руб. При этом общество также произвело отчисления в резерв ремонта основных средств на

сумму 24 млн. руб., которые не израсходовало ни в проверяемом, ни в следующем году. Статьей 324 НК РФ не предусмотрено создание резерва в зависимости от видов ремонта (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2005 N 14184/04), следовательно, внереализационные расходы завышены.

Постановление ФАС ЗСО от 07.04.2005 N Ф04-1982/2005(10014-А27-40).

Суд указал, что согласно ст. ст. 260, 324 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в расходы весь размер резерва на ремонт основных средств в пределах фактических затрат налогового периода, а в случае превышения затрат на ремонт над размером резерва — все фактические затраты на ремонт основных средств.

Если в резерве аккумулируются средства для проведения особо сложных видов ремонта, предельная сумма резерва, сложившаяся за последние три года, не имеет значения (абз. 3 п. 2 ст.

Постановление ФАС ЗСО от 23.10.2006 N Ф04-7102/2006(27676-А67-40).

Признавая необоснованным создание резерва на предстоящий ремонт основных средств, инспекция указала, что, поскольку общество не занималось деятельностью в предыдущие три года (оно зарегистрировано в текущем году), в период которых мог быть выполнен ремонт, оно не может создавать резерв, так как это нарушает одно из условий определения суммы резерва -определение предельной суммы отчислений в резерв.

Возможность переноса недоиспользованного на конец налогового периода остатка средств резерва предстоящих расходов на ремонт на следующий год (коллизия норм абз. 7 и 8 п. 2 ст. 324

Постановление ФАС ПО от 18.04.2006 N А57-15446/05-35.

По мнению инспекции, неиспользованный на конец 2003 г. резервный фонд предстоящих расходов на ремонт подлежит включению в доходы, так как общество не подтвердило периодичность проведения ремонтов (графики цикличности ремонтов, пообъектные реестры основных средств, подлежащих капитальному ремонту, и т.д.). Общество в подтверждение правомерности невключения в доходы остатка недоиспользованного на 31.12.2003 резерва представило суду сметы и графики ремонта, договоры на выполнение ремонтных работ, плановые калькуляции, нормы расходов материалов, заказ-наряды, ежемесячные акты сдачи-приемки работ, счета-фактуры на оплату выполненных работ и другие доказательства. Резерв создавался и расходовался обществом в течение 2002 — 2004 гг. на основании графиков проведения ремонтов. Суд посчитал, что при данных обстоятельствах инспекция не доказала неправомерность действий общества.

Читайте так же:  Будет ли произведена индексация пенсий

Противоположные (отрицательные для налогоплательщика) решения. Постановление ФАС УО от 12.01.2007 N Ф09-11692/06-С3.

Общество в соответствии учетной политикой и графиком проведения ремонта начислило в 2004 г. резерв на ремонт основных средств в сумме 1700 тыс. руб., в том числе на обычный ремонт и на сложный ремонт — 700 тыс. руб. Фактически в 2004 г. израсходовано 380 тыс. руб. резерва на сложный ремонт. Таким образом, на конец 2004 г. общество не использовало средства резерва на сумму 320 тыс. руб., которые в соответствии с п. 7 ст. 250 и п. 2 ст. 324 НК РФ, по мнению суда, подлежат включению во внереализационные доходы. Данный вывод подтвержден письмом Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/1/588, в соответствии с которым в году окончания сложного ремонта в случае неполного использования зарезервированной суммы на сложный ремонт возникает обязанность по уплате налога с неизрасходованной суммы резерва. При этом расчетная величина резерва на сложный ремонт после окончания ремонта сравнивается с фактическими затратами на ремонт. Если фактические затраты больше — разница по состоянию на конец года включается в расходы, если они меньше — неизрасходованная сумма резерва в году окончания ремонта восстанавливается.

Постановление ФАС СЗО от 17.09.2003 N А26-1868/03-212.

Инспекция установила, что общество создавало резерв на ремонт основных средств, но при этом не определило нормативов отчислений, как это предусмотрено ст. 324 НК РФ, что привело к занижению налогооблагаемой базы по прибыли. Суд указал, что согласно п. 2 ст. 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает

отчисления в резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых в учетной политике. В абз. 3 п. 2 ст. 324 НК указано, что предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Следовательно, при создании резерва необходимо руководствоваться нормами ст. 324 НК РФ. Решение инспекции о том, что общество занизило налогооблагаемую базу в связи с неприменением нормативов при образовании резерва предстоящих расходов на ремонт, следует признать правильным.

Постановление ФАС ВСО от 23.12.2005 N А78-5322/04-С2-8/463-Ф02-6450/05-С1.

Суд, основываясь на нормах предпоследнего абзаца п. 2 ст. 324 и п. 7 ст. 250 НК РФ, посчитал, что разница между суммой фактически произведенных расходов на ремонт основных средств и суммой остатка резервного фонда на ремонт основных средств (недоиспользованный резерв) на конец налогового периода подлежит включению во внереализационные доходы.

По нашему мнению, если налогоплательщик осуществляет накопление средств для особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, соблюдая при этом нормативы и правила, установленные ст. 324 НК РФ, и остаток резерва на конец налогового периода подтвержден планом-графиком планируемых ремонтов (подлежащие ремонту объекты имеются на балансе, в предыдущие налоговые периоды аналогичные ремонты не осуществлялись, капитальный ремонт объекта еще не закончен или не начат), то в соответствии с абз. 8 п. 2 ст. 324 НК РФ недоиспользованный резерв не подлежит включению в доходы на конец налогового периода. В том случае, если фактические затраты на осуществленный в налоговом периоде ремонт основных средств были меньше запланированных сумм ремонта, то на основании абз. 7 п. 2 ст. 324 НК РФ излишне начисленные на конец года суммы резерва подлежат включению в доходы.

Если фактические расходы на ремонт основных средств в налоговом периоде не производились, то накопленный на конец года резерв на финансирование ремонта на конец налогового периода подлежит включению во внереализационные доходы (абз. 7 п. 2 ст. 324 НК

Постановления ФАС ДО от 12.05.2004 N Ф03-А37/04-2/722, от 21.04.2004 N Ф03-А37/04-2/532; ФАС ЗСО от 27.02.2006 N Ф04-592/2006(19931-А27-37).

Инспекция считала, что резерв на финансирование ремонта неправомерно включен во внереализационные расходы, так как в 2002 г. общество ремонтные работы не начинало (отсутствовали фактические затраты на ремонт). По мнению общества, его действия соответствуют абз. 8 п. 2 ст. 324 НК РФ, а довод инспекции о проведении ремонтных работ в каждом налоговом периоде неверен, так как накопление средств для проведения ремонта в течение нескольких налоговых периодов не противоречит нормам гл. 25 НК РФ.

Постановление ФАС СКО от 31.05.2005 N Ф08-2341/2005-940А.

Пунктом 3 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе создавать резервы на ремонт в течение двух и более налоговых периодов. Однако он обязан проводить ремонтные работы в каждом налоговом периоде. Поскольку в течение года ремонт не проводился, на конец года сумму созданного резерва общество должно было включить во внереализационные доходы.

Создание резерва на ремонт основных средств в налоговом учете

При отнесении расходов к ремонту или затратам на модернизацию необходимо исходить из цели и направленности проведения таких работ, учитывая при этом, что к ремонтным работам (затратам, не увеличивающим инвентарную стоимость объекта) относятся такие виды работ, после проведения которых не улучшаются (не повышаются) показатели объекта, а целью проведения ремонта является устранение имеющихся неисправностей, наличие которых делает опасной (невозможной) эксплуатацию основного средства.

НК РФ предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств (далее — ОС) для целей налогообложения:

  • — расходы на ремонт ОС могут включаться в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ);
  • — налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты ОС для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного учета расходов на проведение ремонта (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Создание резерва является одним из вариантов минимизации налога на прибыль, суть которого состоит в том, что организация за счет резерва равномерно распределяет расходы. Принцип равномерности включения затрат на ремонт ОС в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, обозначен в п. 3 ст. 260 НК РФ. Резерв может создаваться только в том случае, если организация для расчета налога на прибыль применяет метод начисления. Это связано с тем, что при применении кассового метода расходы признаются только после их оплаты.

Создание резерва на ремонт ОС должно обязательно быть отражено в учетной политике для целей налогового учета. При этом необходимо помнить, что НК РФ не позволяет создавать резервы по отдельным видам ремонта. Таким образом, организация не вправе создать резерв, например по текущему ремонту, а расходы на капитальный ремонт единовременно включить в состав прочих расходов (постановление Президиума ВАС РФ от 5.04.05 г. № 14184/04). Единственное исключение — это предстоящие в течение нескольких последующих лет особо сложные и дорогие виды капитального ремонта. Только по таким ремонтам ст. 324 НК РФ позволяет резервировать средства отдельно.

Сформированный резерв в течение года равномерно списывается на прочие расходы. При этом сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет указанного резерва (ст. 324 НК РФ).

В течение года организация все расходы на ремонт списывает за счет резерва независимо от того, достаточно средств данного резерва или недостаточно. В конце отчетного года определяется результат от создания и использования резерва и выявляются результаты:

  • — сумма затрат на ремонт превысила сумму отчислений в резерв, иными словами, произошел перерасход резерва. В этом случае разницу между фактическими затратами на ремонт и суммой использованного резерва необходимо включить в состав прочих расходов. Датой признания таких расходов будет последний день календарного года (т.е. с учетом последнего отчисления в резерв) (абзац шестой п. 2 ст. 324 НК РФ);
  • — сумма затрат на ремонт меньше, чем сумма отчислений в резерв, т.е. резерв недоиспользовался. В этом случае разница между суммой сформированного резерва и фактическими затратами на ремонт включается в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов будет последний день календарного года (т.е. с учетом последнего отчисления в резерв);
  • — сумма фактических затрат на ремонт полностью равна сумме отчислений в резерв, резерв использован полностью. В этом случае дополнительных доходов или расходов при расчете налога на прибыль не возникает.
Читайте так же:  Сколько доплачивают ветеранам труда к пенсии

Переносить неиспользуемый резерв на следующий год нельзя. Исключением является резерв, предназначенный для дорогого и сложного (капитального) ремонта. В конце года эта часть резерва в состав доходов не включается, а переносится из года в год до тех пор, пока средства на проведение сложного и дорогого ремонта не будут накоплены в заранее запланированном размере (абзац восьмой п. 2 ст. 324 НК РФ). Данная норма особенно важна в целях оптимизации налога на прибыль, так как позволяет перенести (отсрочить) налогообложение полученных доходов на несколько лет.

В случае, когда организация создавала резерв на дорогой и сложный ремонт, а потом решила ликвидировать ОС, часть резерва, накопленного для проведения ремонта этого объекта, в конце календарного года, на который запланирован ремонт, включается в состав внереализационных доходов.

Резерв на покрытие затрат по капитальному ремонту может иметь остаток на конец налогового периода, если согласно плану проведения капитального ремонта работы не начаты или не завершены.

Для того чтобы создать резерв, прежде всего необходимо рассчитать предельную сумму отчислений в него (это планируемая сумма расходов на ремонт ОС). Данную сумму определяют исходя из периодичности ремонта, стоимости деталей, которые меняются в процессе ремонта, и его сметной стоимости. Сметная стоимость определяется на основании дефектных ведомостей (актов) или технического обследования, докладов о техническом состоянии объектов ОС, планов проведения ремонтных работ, сметы расходов на ремонт (при проведении работ хозяйственным способом), договоров со сторонними организациями (при подрядном способе).

ОС, нуждающиеся в ремонте, а также планируемые суммы расходов указывают в смете на предстоящий ремонт.

Предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Если в течение предыдущих трех лет у организации не было расходов на текущий ремонт либо организация существует менее трех лет, то предельная величина отчислений в резерв либо равна нулю, либо ее невозможно определить, а значит, и резерв организация создавать не может (письма Минфина России от 17.01.07 г. № 03-03-06/1/9 и УФНС России по г. Москве от 8.11.05 г. № 20-12/82434). Исключением является создание резерва на дорогой и сложный ремонт, который формируется исходя из сметы и графика проведения ремонта. Поэтому для его формирования срок, в течение которого компания ведет свою деятельность, и фактические расходы на ремонт за предыдущие годы значения не имеют.

Соответственно увеличить предельный норматив отчислений в резерв организация может только при осуществлении дорогого и сложного ремонта. Сумма отчислений в резерв на дорогой и сложный ремонт должна накапливаться в течение нескольких лет. По итогам календарного года сумма накопленного резерва переносится на следующий год. Резерв на дорогой и сложный ремонт используется для ремонта только тех ОС, для которых ремонт не проводился.

Сумма отчислений в резерв рассчитывается исходя из совокупной первоначальной стоимости амортизируемых ОС и нормативов отчислений, за исключением ОС, переведенных на консервацию свыше трех месяцев, переданных в безвозмездное пользование или находящихся на длительной реконструкции, т.е. исключенных из состава амортизируемых (п. 3 ст. 256 НК РФ). Совокупная первоначальная стоимость всех амортизируемых ОС — это общая первоначальная стоимость амортизируемых основных средств (по данным налогового учета) на начало того года, в течение которого организация будет формировать резерв. В качестве первоначальной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию до 2002 г., используется их восстановительная стоимость. Стоимость арендованных основных средств в расчет первого показателя не включается, они не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Следовательно, арендаторы могут создавать резерв только при наличии собственных основных средств и только исходя из их совокупной стоимости.

Норматив отчислений в резерв за год рассчитывается как частное от деления предельной величины отчислений в резерв за год на совокупную первоначальную стоимость основных средств на 1 января года, в котором создается резерв.

Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт ОС прилагается к учетной политике для целей налогообложения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отчисления в резерв равны произведению норматива отчислений в резерв и совокупной стоимости ОС, введенных в эксплуатацию на 1 января года, в котором создается резерв.

Периодичность отчислений в резерв зависит от продолжительности отчетного периода по налогу на прибыль (ежемесячно или ежеквартально). Для получения квартальной величины резерва (для фирм, которые отчитываются поквартально) годовую величину делят на четыре, а для определения месячной суммы отчислений (для фирм, которые отчитываются ежемесячно) — на 12 месяцев. При этом общая сумма отчислений в резерв списывается на расходы равномерно в течение всего календарного года. Для целей налогового учета данные расходы отражаются в последний день квартала (месяца) равными долями в течение всего календарного года (абзац четвертый п. 2 ст. 324 НК РФ).

Источники


  1. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
  5. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
Налоговый учет резервов на ремонт основных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here