Облагается ли налогом имущество казны

Предлагаем полезную информацию по теме: облагается ли налогом имущество казны от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Облагается ли налогом имущество казны

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/12 О налогообложении транспортным налогом имущества, составляющего муниципальную казну

Вопрос: Администрация городского поселения просит дать письменные разъяснения по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по определению налогоплательщика по налогу на имущество и транспортному налогу, при условии нахождения имущества в казне муниципального образования, не закрепленного за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного и оперативного управления, а именно, является ли имущество муниципальной казны объектом налогообложения налогом на имущество и транспортным налогом?

В части транспортного налога просим учесть, что движимое имущество, находящееся в казне, является собственностью муниципального образования, а так как муниципальное образование не является юридическим лицом, то оно не может зарегистрировать за собой автомототранспортные средства в органах ГИБДД. Регистрация производится за администрацией городского поселения как за юридическим лицом, действующим от имени муниципального образования.

Следовательно, объекта налогообложения, по нашему мнению, не возникает.

В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 февраля 2006 года N 03-06-01-04/39 указано, что имущество казны муниципального образования следует учитывать на балансе исполнительного органа местного самоуправления, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны муниципального образования. В данном случае исполнительный орган также не будет являться собственником движимого имущества, находящегося в казне, а, следовательно, постановка на учет в органах ГИБДД невозможна, с вышеуказанными последствиями.

Являются ли объектом обложения транспортным налогом автотранспортные средства, находящиеся в казне муниципального образования городского поселения (не закрепленные за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного и оперативного управления) и зарегистрированные за Администрацией городского поселения, как за юридическим лицом?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 14.08.2009 г. N 01-16/2406 по вопросу применения главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 Кодекса, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Исходя из данных положений Кодекса следует, что автотранспортные средства, находящиеся в казне муниципального образования городского поселения и зарегистрированные за Администрацией городского поселения, являющейся юридическим лицом, признаются объектом налогообложения транспортным налогом, а плательщиком налога в данном случае будет являться Администрация городского поселения.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/12

Земельные участки, входящие в муниципальную казну, земельным налогом не облагаются

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 6 октября 2009 года N 03-05-04-01/82, дало разъяснения по вопросу, касающемуся отсутствии оснований для обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом.

На основании ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и прочим муниципальным образованиям, относится к муниципальной собственности. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, закреплено, что муниципальное имущество, не закрепленное на праве оперативного управления или хозяйственного ведения согласно ст. 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации «объектом налогообложения признается указанное имущество, учтенное на балансе организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета».

Так, в тексте письма сказано, что имущество государственной (муниципальной) казны с начала текущего не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Относительно земельных участков, на основании предписаний Налогового кодекса Российской Федерации, которые являются собственностью муниципального образования, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с предписаниями п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации и муниципальные образования «не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога».

В письме говорится, что «согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Поэтому если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога».

Читайте так же:  Порядок выхода женщин на пенсию

Облагается ли налогом имущество казны

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Почему имущество казны не облагается налогом?

Разъяснения касаются налога на имущество организаций.

Согласно НК РФ им облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налогообложение операций с имуществом казны

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 7

По правилам бюджетного учета имущество казны с 1 января 2009 г. учитывается обособленно от имущества, которым бюджетные учреждения владеют на праве оперативного управления. Среди имущества казны выделяются недвижимое и движимое имущество, нематериальные и непроизведенные активы и материальные запасы. Такая классификация предусмотрена Инструкцией N 148н . Интересен тот факт, что акции и иные формы участия в капитале согласно правилам указанной Инструкции учитываются как финансовые вложения. По сути своей они (акции и иные формы участия в капитале) также являются имуществом казны. Должны ли юридические лица, на балансе которых стоят перечисленные выше объекты учета, платить какие-либо налоги с операций владения, распоряжения, мы выясним в этой статье.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций в отличие от налога на прибыль определяется на основании данных бухгалтерского учета. Так, в соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

[3]

До 2009 г. по правилам бюджетного учета имущество казны подлежало учету на счете 101 00 000 «Основные средства», а значит, оно являлось объектом налогообложения (Письмо Минфина России от 22.04.2009 N 03-05-04-01/25).

Ситуация изменилась с 1 января 2009 г., с момента введения в действие Инструкции N 148н. Указанной Инструкцией предусмотрен учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Между тем основные средства бюджетных учреждений подлежат учету на счете 0 101 00 000 «Основные средства». И тот, и другой счет входят в состав разд. I «Нефинансовые активы» Плана счетов бюджетного учета. Здесь в целях сравнения можно сказать, что такая категория объектов учета, как «Нефинансовые активы», существует только в бюджетном учете. Она соответствует взятым в совокупности категориям учета коммерческого Плана счетов «Внеоборотные активы», «Производственные запасы» и «Готовая продукция и товары». Основные средства коммерческих организаций включены в раздел «Внеоборотные активы».

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Примечание. Имущество казны является наряду с основными средствами нефинансовыми активами учреждения. Отсюда, имущество государственной (муниципальной) казны не признается объектом обложения налогом на имущество организаций начиная с расчетов за I квартал 2009 г. Подробные разъяснения даны в Письмах Минфина России от 22.04.2009 N N 03-05-04-01/24, 03-05-04-01/25.

Налог на прибыль организаций Сдача имущества казны в аренду

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. В соответствии с п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается на балансе федеральных органов, уполномоченных управлять им, а также на балансе субъектов РФ и муниципальных образований.

Процесс управления имуществом предполагает в том числе и операции по сдаче имущества в аренду. Облагается ли доход, полученный от сдачи имущества казны в аренду, налогом на прибыль организаций?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно выяснить, являются ли субъекты РФ и муниципальные образования плательщиками налога на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, поименованным в указанном пункте, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не следует из закона или особенностей данных субъектов.

Президиум ВАС РФ Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что Российская Федерация, ее субъекты, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 НК РФ. Отсюда, доходы от сдачи в аренду имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль (Письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Читайте так же:  Процентная ставка вклада сбербанка пенсионный плюс

Указанный вывод вытекает также из разъяснений Минфина, данных в Письме от 03.11.2006 N 03-03-04/4/174. Так, при решении вопроса об обложении налогом на прибыль доходов, полученных от использования и продажи государственного имущества, следует определить, являются они доходами исполнительного органа государственной власти — бюджетного учреждения или доходами казны.

Если доходы получены от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за бюджетным учреждением — исполнительным органом государственной власти на праве оперативного управления для ведения этим органом его деятельности, они являются доходами данного бюджетного учреждения и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Если доходы получены от использования или продажи имущества государственной казны, то есть государственного имущества, в отношении которого исполнительный орган государственной власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает.

Дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлен ст. 275 НК РФ. В соответствии с п. 2 указанной статьи, в случае если источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом. В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Таким образом, если плательщик налога на прибыль организаций получает доход в виде дивидендов от российской организации, обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с указанного дохода возложена на организацию, выплачивающую налогоплательщику дивиденды.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Дивиденды по акциям, долям хозяйственных обществ, находящимся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций, в силу того, что указанные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций.

Отсюда следует, что обязанности налогового агента по удержанию налога на прибыль с доходов в виде дивидендов по акциям, являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не предусмотрены НК РФ. Такие разъяснения дает Минфин в ряде Писем . При этом он обращает внимание, что указанное положение действует только в случае, если указанные дивиденды поступают непосредственно в соответствующий бюджет.

Письма Минфина России от 02.04.2008 N N 03-03-06/1/247, 03-03-06/1/246, от 14.12.2007 N 03-03-06/1/866.

Налог на добавленную стоимость

Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем следует различать реализацию имущества казны и ценных бумаг. Реализация последних на территории Российской Федерации на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Принимая во внимание указанные положения, реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг, составляющих государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в том числе акций, поступивших в казну, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

При этом налоговым агентам следует иметь в виду, что при исчислении суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ счета-фактуры составляются в порядке, установленном п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Указанные правила закреплены в п. 3 ст. 168 НК РФ. При этом согласно п. 5 данной статьи при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Такие рекомендации даны в Письме ФНС России от 17.04.2009 N ШС-22-3/[email protected]

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ». ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 22.04.2009 N 03-05-04-01/26

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 апреля 2009 г. N 03-05-04-01/26

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке учета и признании объектом налогообложения налогом на имущества организаций имущества муниципальной казны и сообщает.

Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст. ст. 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294 , 296 ГК РФ.

Читайте так же:  Взять справку о получении пенсии

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи , применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ »О бухгалтерском учете», ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации, в том числе по установлению единой методологии бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий, закреплены исключительно за Министерством финансов Российской Федерации.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии всей совокупности активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот).

Пункт 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса устанавливает к информации, раскрываемой в Балансе исполнения бюджета, требования, предусматривающие обязательное включение в состав его показателей информации о составе всей совокупности нефинансовых активов, принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.

Объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н (утратил силу), на счете бухгалтерского учета 010100000 »Основные средства» и, следовательно, подлежали налогообложению налогом на имущество организаций.

Таким образом, положение, предусматривающее необходимость ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Министерством финансов Российской Федерации указанной Инструкцией по бюджетному учету, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008 по делу N ГКПИ08-1879.

В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих ведение бюджетного учета (бухгалтерского учета в секторе государственного управления), порядок учета имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется с 1 января 2009 г. в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 »Основные средства» ( 010101000 — 010109000 ) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000 — 010409000 .

Что касается имущества государственной (муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 г. введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 »Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 »Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).

В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

и таможенно-тарифной политики

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Не облагается налогом имущество муниципальной казны

Отвечает
А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Согласно статье 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальным учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Следовательно, сдача в аренду имущества, находящегося в муниципальной казне, не будет основанием для вывода его из муниципальной казны и обложения налогом на имущество организаций.

Не облагается налогом имущество муниципальной казны

Отвечает
А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Согласно статье 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальным учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Читайте так же:  На сколько подняли пенсию в украине

Следовательно, сдача в аренду имущества, находящегося в муниципальной казне, не будет основанием для вывода его из муниципальной казны и обложения налогом на имущество организаций.

ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 22.04.2009 N 03-05-04-01/26

Вопрос: Каков порядок бухгалтерского учета имущества казны муниципального образования? Подлежит ли указанное имущество обложению налогом на имущество организаций?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 апреля 2009 г. N 03-05-04-01/26

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке учета и признании объектом налогообложения налогом на имущества организаций имущества муниципальной казны и сообщает.

Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст. ст. 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294 , 296 ГК РФ.

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи , применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ »О бухгалтерском учете», ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации, в том числе по установлению единой методологии бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий, закреплены исключительно за Министерством финансов Российской Федерации.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии всей совокупности активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот).

Пункт 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса устанавливает к информации, раскрываемой в Балансе исполнения бюджета, требования, предусматривающие обязательное включение в состав его показателей информации о составе всей совокупности нефинансовых активов, принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.

Объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н (утратил силу), на счете бухгалтерского учета 010100000 »Основные средства» и, следовательно, подлежали налогообложению налогом на имущество организаций.

Таким образом, положение, предусматривающее необходимость ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Министерством финансов Российской Федерации указанной Инструкцией по бюджетному учету, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008 по делу N ГКПИ08-1879.

[1]

В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих ведение бюджетного учета (бухгалтерского учета в секторе государственного управления), порядок учета имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется с 1 января 2009 г. в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 »Основные средства» ( 010101000 — 010109000 ) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000 — 010409000 .

Что касается имущества государственной (муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 г. введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 »Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 »Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).

В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

и таможенно-тарифной политики

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Читайте так же:  Облагается ли пенсия подоходным налогом

Облагается ли налогом имущество казны

Ничук Р.П.,
консультант-эксперт ИД «Советник бухгалтера»

Бюджетные учреждения, являясь юридическими лицами, должны уплачивать различные налоги, в том числе налог на имущество и земельный налог. Однако при уплате данных налогов следует учитывать целый ряд нюансов, некоторые из которых были разъяснены Минфином России.

Имущество казны налогом на имущество не облагается

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Имущество муниципальной казны

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ КАЗНУ

Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Об этом Письмо Минфина РФ от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82.

В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Статьей 215 ГК РФ определено, что муниципальное имущество, не закрепленное на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294 , 296 ГК РФ за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс РФ) установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, объектом налогообложения признается указанное имущество, учтенное на балансе организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (вступил в силу с 1 января 2009 г.), предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 »Нефинансовые активы имущества казны».

При этом в соответствии со структурой Плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Следовательно, имущество государственной (муниципальной) казны с 1 января 2009 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Что касается земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования, то в соответствии с п. 1 ст. 388 гл. 31 »Земельный налог» Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу положений п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

[2]

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  4. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Облагается ли налогом имущество казны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here