Ответ налоговой на встречную проверку

Предлагаем полезную информацию по теме: ответ налоговой на встречную проверку от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Ответ налоговой на встречную проверку

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку у контрагента (поставщика) Общества.
Налоговый орган в рамках встречной проверки, обосновывая требование о проведении выездной налоговой проверки у Организации, запросил копии документов по взаимоотношениям с данным контрагентом, поставившим в адрес Общества товар.
Обществом получено из налогового органа требование о представлении документов и информации со ссылкой на статьи 93, 93.1 НК РФ. Обществом не заявлены какие-либо налоговые льготы или требование возврата (зачета) средств из бюджета. Общество не является участником регионального инвестиционного проекта.
Обязано ли Общество сообщать налоговому органу информацию о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации Обществу целесообразно представить налоговому органу документы и информацию, относящие к его взаимоотношениям с проверяемым контрагентом (поставщиком).
Требования налогового органа, касающиеся представления информации о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве, представляются необоснованными. Однако это не исключает возможности для Организации представить налоговому органу все затребованные документы и информацию в добровольном порядке, для исключения риска внеочередной выездной налоговой проверки и других последствий. В любом случае отказ от представления каких-либо документов, скорее всего, придется отстаивать в суде.

К сведению:
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Требование налогового органа о представлении документов (информации);
— Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

2 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Образец ответ на запрос налоговой о встречной проверке

Например, организация имеет большую дебиторскую задолженность с просроченным сроком действия и по закону обязана создавать резерв, суммы которого попадают во внереализационные расходы. Пояснительная записка в налоговую по требованию об убытках должна содержать разъяснения о возникновении причин превышения расходов над доходами. В случае если на результаты повлияли макроэкономические факторы, следует писать, что компания не в силах изменить экономическую ситуацию в регионе, валютный курс, уровень инфляции и тому подобное. В то же время желательно пообещать провести оптимизацию затрат в ближайшем будущем. Надо помнить, что компанию подозревают в неправомерности действий и вправе вызвать руководящих лиц на комиссию, если ответ не будет достаточно обоснованным.

Маленькие секреты встречных проверок

Образец пояснительной записки в налоговую по требованию по НДС должен содержать следующие оправдания:

  • причины возникновения ошибок и несоответствий;
  • налогооблагаемая разница, на которую повлияет уточнение;
  • тенденция налога к возникновению недоимки или переплаты;
  • обещание внести исправления в декларацию;
  • перечень прилагаемых скан-копий документальных доказательств в случае наличия.

Документация загружается в ТКС отдельными файлами в соответствии с принадлежностью и реквизитами. Надо помнить, что электронный способ доставки не освобождает от заверки копий по всем правилам.

Могут ли проверять НДФЛ? Образец пояснительной записки в налоговую по требованию по НДФЛ также должен соответствовать запрашиваемой информации.

Письмо в ифнс, которое поможет на «встречке»

С 2017 года вся переписка по НДС ведется в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи. Инспектор не примет ответ в бумажном виде, так как это запрещено законом.

При обнаружении в декларации ошибок налогоплательщик обязан подать уточненный расчет с приложением книг покупок и продаж в сроки, установленные в требовании. Кроме того, он должен загрузить скан-копию разъяснений.

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Порядок действий при получении требования После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными. В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам).

Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.). Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета.
Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

НК РФ, предусматривающая возможность запроса у налогоплательщика документов, составленных в ходе реализации конкретных сделок. На практике же действия налоговиков, направленные на работу с документами контрагента проверяемого предприятия, до сих пор называют встречной проверкой.

Читайте так же:  Как отразить пени в налоговом учете

Цель проведения встречной проверки В ходе проведения проверки сотрудники налогового органа запрашивают у налогоплательщика документы, оформленные в ходе совершения сделок с определенным контрагентом. Основанием для подобного запроса является проведение камеральной или выездной проверки на предприятии, с которым были заключены эти сделки.

Целью налоговиков является сопоставление сведений, содержащихся в представленных проверяемым предприятием документах, с информацией, зафиксированной в документации его контрагента.

Образец ответ на запрос налоговой о встречной проверке

При проведении проверок деятельности крупных предприятий налоговые органы могут работать со столь большими объемами документов, что запросы на получение некоторых из них могут быть направлены неоднократно. У налогоплательщиков при этом возникает закономерный вопрос: стоит ли передавать в ФНС официальные бумаги, которые уже были отправлены ранее? Ответ на него содержится в абз.

3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ, который, в свою очередь, ссылается на п. 5 ст. 93 НК РФ. Согласно последнему, налоговая не вправе требовать у проверяемого налогоплательщика представления документов, ранее направленных им в ее адрес в ходе проведения камеральных и выездных проверок (за исключением случаев, когда в налоговый орган передавались подлинники, впоследствии переданные владельцу, а также ситуаций, когда копии документов были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
При этом п. 5 ст.

Главная — Статьи Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверки (Статья 93.1 НК РФ). Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать.

А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам. Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации) (Статья 129.1 НК РФ) и готовы отстаивать свою позицию при необходимости даже в суде, наша статья для вас.

Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять. Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб.

Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней.

Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.
Их притязания к оформлению пояснительной записки включают в себя ряд обязательных пунктов:

  • фирменный бланк;
  • реквизиты и контакты предприятия;
  • наличие исходящего номера и даты записки;
  • упоминание в теле письма реквизитов полученного требования для оперативности опознания;
  • расшифровка должности и подписи лица, поставившего росчерк на письме.

В какой форме писать пояснения, решает налогоплательщик. Ответ в основном зависит от характера требования. В любом случае надо помнить, что отвечать на требование пустыми фразами не годится. Налогоплательщик должен ссылаться на конкретные факты, цифры и букву налогового кодекса, приводя документальные доказательства.

Ответ на требование о представлении документов

В отдельных случаях налоговая инспекция может запросить у организации или ИП, чтобы они предоставили ей определенные документы. С этой целью ИФНС направляет требование. Как составить ответ на требование налоговой о предоставлении документов, расскажем в нашей консультации.

Когда инспекция может запросить документы?

Как правило, документы инспекция запрашивает при проведении камеральной, встречной или выездной налоговой проверки.

Так, например, при проведении камеральной налоговой проверки инспекция может запросить документы для подтверждения достоверности сведений, отраженных в декларации, если в ходе такой камеральной проверки инспекция выявила несоответствия между отраженными данными и сведениями, имеющимися у налоговой инспекции (п. 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11 по делу № А40-54354/10-4-301 ).

Также, инспекция вправе запросить счета-фактуры, первичные и иные документы, если налогоплательщик в своей НДС-декларации заявил налог к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ).

При проведении встречной налоговой проверки инспекция может запросить у вас документы, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, являющегося, в свою очередь, вашим контрагентом (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Естественно, документы налоговая инспекция может запросить и при проведении выездной налоговой проверки, если такие документы относятся к проверяемым периодам (Письма Минфина от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744 , ФНС от 25.07.2013 3 АС-4-2/13622).

И даже вне рамок налоговых проверок инспекция может запросить документы по конкретной сделке, если она вызвала подозрения у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Составляем ответ на требование

Ответ на требование о предоставлении документов составляется в произвольном виде. По сути, это сопроводительное письмо к передаваемым документам.

Соответственно, если требование содержало исключительно запрос документов, в письме нужно подтвердить, что такие документы организация предоставляет и привести перечень передаваемых документов. Если в требовании есть и иные вопросы, в ответе необходимо будет дать пояснения по каждому пункту. Ответ на требование ИФНС подписывает руководитель организации.

Если документы затребованы в рамках проведения налоговой проверки самого налогоплательщика, то предоставить документы по требованию необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (ч. 3 ст. 93 НК РФ).

По требованию о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки или при запросе документов по конкретной сделке, представить их нужно в пятидневный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Истребованные инспекцией документы могут быть поданы в ИФНС проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы через ТКС (в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика) (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если организация не может предоставить документы в установленные сроки (например, при существенном их объеме), она может в течение дня, следующего за днем получения требования направить в инспекцию Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации). Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.01.2017 № ММВ-7-2/[email protected] . Пример заполнения уведомления мы приводили здесь.

Читайте так же:  Алименты на ребенка задним числом

Приведем пример заполнения ответа на требование ИФНС о предоставлении документов.

Штрафы за непредоставление документов по встречной проверке в 2019 году

Понятие «встречная проверка» в настоящее время отсутствует в Налоговом кодексе (НК РФ). Но налогоплательщики по-прежнему используют этот термин, когда идет речь о требовании ИФНС представить документы (информацию), касающуюся контрагентов налогоплательщика.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время такие процедуры осуществляются, когда ИФНС проводит проверку какой-либо организации, и в ходе проверки выясняется, что по какой-либо сделке проверяемого лица у ИФНС недостаточно информации (документов), либо имеющиеся документы вызывают какие-либо сомнения. В таком случае налоговый орган может в рамках дополнительных мероприятий по налоговой проверке затребовать документы (информацию) как и у других сторон сделки, так и у третьих лиц, имеющих какую-либо информацию по сделке (Читайте также статью ⇒ Штрафы за не предоставление отчетности в ФСС в 2018 году).

Порядок проведения встречной проверки

Процедура встречной проверки регламентируется статьей 93.1 НК РФ и проводится в следующем порядке:

  1. ИФНС, проводящая проверку, направляет поручение об истребовании документов в ИФНС по месту регистрации контрагента, у которого необходимо получить документы. В поручении должно быть указано, в рамках какой именно проверки происходит истребование документов. В случае запроса документов по конкретной сделке должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать сделку.
  2. Для ИФНС, получившей поручение, установлен срок 5 дней для направления требования налогоплательщику, документы (информация) которого должны быть затребованы.
  3. Налогоплательщик, получивший требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверки также в течение 5 дней должен либо представить документы (информацию), либо дать обоснованное пояснение о том, что он не располагает указанными документами (информацией). Если объем запрашиваемых документов очень велик, он может попросить отсрочку по сроку представления документов.
  4. Если налогоплательщик в рамках встречной проверки не представил затребованные документы или информацию, он привлекается к ответственности, соответственно по статье 126 или 129.1 НК РФ.

Штраф за непредставление документов по встречной проверке.

штраф в размере 10 000 рублей (с организации или ИП) и 1 000 рублей с физического лица.

Штраф взымается за непредставление в срок или отказ в представлении документов (информации) по запросу налогового органа. Аналогичный штраф действует и в том случает, если документы (сведения) представлены, но они оказались недостоверными.

Кроме того, за каждый непредставленный документ будет штраф в размере 200 рублей.

Штраф в размере 5 000 рублей, в случае повторного нарушения в течение года – 20 000 рублей.

Штраф взымается несообщение (несвоевременно сообщение) сведений, которые налогоплательщик должен был сообщить по НК РФ в ИФНС.

Статья 15.6 КоАП РФ

Штраф в размере от 300 до 500 руб.

[3]

Административный штраф на руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) в случае, если требование ИФНС было не исполнено, либо исполнено с опозданием (Читайте также статью ⇒ Порядок и сроки составления сводной финансовой отчетности в 2018 году).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Случаи признания требований о представлении документов в рамках встречной проверки незаконными.

В судебной практике довольно часто встречаются случаи, когда суды признают требования ИФНС в рамках встречной проверки полностью или частично незаконными.

№ п/п Суть вопроса / решение суда Нормативный документ
1 В требовании не был указан период, за который необходимо представить документы. Суд признал, что налогоплательщик вправе не представлять документы по такому требованию.

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2013 по делу № А55-32435/2012

2 В требовании были указаны документы, отсутствующие в поручении ИФНС, проводящей проверку. Эти документы налогоплательщик не стал представлять в ИФНС, за что был оштрафован по статье 129.1. Суд признал штраф незаконным Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2012 № Ф09-8983/11 по делу N А47-3079/2011

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Может ли ИФНС в рамках встречной проверки затребовать документы, которые были ранее затребованы (и представлены в ИФНС) в рамках камеральной проверки?

В таком случае повторно требовать документы ИФНС не вправе. Но, как и у всякого правила, тут есть исключения. Эти исключения перечислены в п. 5 статьи 93 НК РФ. ИФНС может повторно затребовать документы, которые ранее представлялись в ИФНС в виде подлинников, и которые были впоследствии возвращены налогоплательщику. Кроме того, ИФНС может повторно затребовать документы, которые были утрачены в силу обстоятельств непреодолимой силы.

Вопрос № 2:

К требованию о представлении документов в рамках встречной проверке не приложена копия поручения об истребовании документов, подписанное ИФНС, проводящей проверку. Можно ли в таком случае не исполнять требование о представлении документов?

В нормативных документах такая ситуация не рассматривается, но есть судебная практика, согласно которой требование о представлении документов необходимо исполнить, при необходимости отправить запрос в ИФНС о представлении копии поручения. При этом необходимо помнить, что если проверяемый налогоплательщик и налогоплательщик, к которому есть вопросы в рамках встречной проверки, стоят на учете в одной ИФНС, поручение об истребовании документов в таком случае не составляется (Читайте также статью ⇒ Штрафы за несдачу отчетности в налоговую в 2018 году).

Вопрос № 3:

Требование о представлении документов в рамках встречной проверки было отправлено по почте, налогоплательщик его не получил. Будет ли штраф?

К сожалению, штраф будет. Ведь требование, отправленное ИФНС по почте, считается полученным налогоплательщиком на шестой день после отправки ИФНС.

Вопрос № 4:

В рамках одной встречной налоговой проверки было прислано несколько требований о представлении документов (сведений). Какой штраф будет наложен на организацию, если на два требования ответ был дан с опозданием?

Скорее всего, штраф будет наложен в размере 25 000 рублей. Хотя есть судебная практика, когда суд признал, что за отправку ответов с опозданием на 4 требования по одной проверке штраф должен составлять 5 000 рублей.

Встречная налоговая проверка

В настоящее время любая деятельность, как коммерческая, так и некоммерческая подлежит обязательной регистрации в исполнительных органах власти, в том числе и налоговой инспекции. Данная процедура подразумевает негласное согласие со всеми существующими законами, регулирующими любую деятельность в той или иной сфере. За исполнением всех нормативных положений осуществляют контроль налоговые органы власти, которые в свою очередь имеют полное право осуществлять проверку деятельности посредством запроса необходимой информации или документов, что и называется встречной налоговой проверкой. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты и нюансы проведения такого рода проверки со стороны исполнительных органов власти.

[2]

Налоговый контроль деятельности налогоплательщиков

Своевременное пополнение бюджета, корректность в определении налогооблагаемой базы, полнота и прозрачность отражения операций являются базой для осуществления налогового контроля со стороны органов исполнительной власти. Самым распространенным инструментом контроля со стороны налоговых органов выступает проверка правильности и своевременности заполнения налоговой декларации, которая является одним из обязательных документов, которые обязаны предоставлять как физические, так и юридические лица.

Читайте так же:  Алименты за какой срок подают

При выявлении каких-либо нарушений или неполноты предоставленной информации, налоговая служба имеет право воспользоваться другим инструментом контроля, который называется – встречная налоговая проверка. В ходе данной проверки исполнительные органы власти могут затребовать все необходимые документы, касающиеся совершенных операций (сделок) и учетные данные, отражающие операции по всем сферам деятельности организации.

Встречная налоговая проверка: причины и основания для проведения

С недавнего времени были внесены ряд изменений в существующее законодательство, регламентирующих процесс проведения налоговых проверок. Точнее поправки больше относятся к ограничению возможности проводить данные проверки вне плана или должны иметь веские причины. Также существует ряд ограничений на запрашиваемую информацию со стороны налоговой инспекции, поэтому основаниями для формирования запросы со стороны органов исполнительной власти могут стать только:

  • Обращение на предоставление какой-либо информации может быть сформировано в рамках проведения налоговой проверки налогоплательщика (контрагента) исполнительными органами власти на основании не противоречащему существующему законодательству. При этом по факту произведенного запроса проходящая проверка может быть приостановлена на время получения всей необходимой информации.
  • В рамках проведении налогового контроля по завершению проверки со стороны исполнительных органов власти. Чаще всего встречная налоговая проверка используется, как дополнительная мера осуществления контроля над деятельностью организации в целом, либо над конкретной сделкой и ее участникам.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Целесообразность проведения встречной налоговой проверки

Каждое действие совершенное как индивидуальным предпринимателем, так и крупным бизнесом должно соответствовать букве закона. Что подразумевает прозрачность, правомерность, а также полноту отражаемой во внутреннем учете информации о деятельности организации. Весь учет, существующий в организациях, в первую очередь должен быть организован в рамках существующего налогового законодательства, а также положению о бухгалтерском учете. Поэтому к основным целям встречной налоговой проверки можно отнести:

  • Проверки участников интересующей проверяющие органы сделки с налогоплательщиком на факт их существования, а также прозрачность деятельности;
  • Проверка факта осуществления, а также полноты и корректности отраженной в учете налогоплательщика операции;
  • Сверка данных между участниками финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия данных у всех участников.

Обобщая, можно сказать, что целесообразность встречной налоговой проверки – это выявление ошибок учета (умышленных или без злого умысла) для определения корректности сформированной налогооблагаемой базы и соответственно уплаченных в бюджет налогов.

Правовая процедура по истребованию информации и необходимых документов у налогоплательщика

Проверка налогоплательщика является правовой процедурой инициированной со стороны налоговой службы. Законодательством регламентирован порядок и сроки проведения проверок. В целом вся процедура должна проходить в рамках правового поля, в противном случае налогоплательщик имеет право оспорить правомерность происходящего и не предоставить запрашиваемую информацию.

Инициатор обращения Сроки выполнения Описание
Проверяющая налоговая служба отправляют запрос в местный налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик (контрагенту) Сроки выполнения оговариваются в обращении, если сроки не указаны, документ должен быть обработан и принят к исполнению в течение календарного месяца Проверяющий налоговый орган (инициатор проверки) отправляет официальный запрос с указанием всей необходимой информации и списком необходимых документов в местную налоговую службу
Местная налоговая служба направляет запрос налогоплательщику (контрагенту) В течение 5 рабочих дней обращение должно быть направлено налогоплательщику (контрагенту) В случае отсутствия необходимой информации, местная налоговая служба имеет право обратиться непосредственно к налогоплательщику (контрагенту) посредством официального запроса
Налогоплательщик (контрагент) отправляет ответ местной налоговой службе В течение 5 рабочих дней ответ должен быть направлен местной налоговой службе Документы и вся запрошенная информация должна быть предоставлена в кратчайшие сроки. Либо при отсутствии таковой должен быть предоставлен ответ о невозможности предоставить запрашиваемую информацию либо документы

[1]

Нарушение сроков предоставления запрашиваемой информации либо документов

Налогоплательщик, являющийся участником налоговых взаимоотношений, по умолчанию обязан предоставлять всю запрошенную информацию со стороны исполнительных органов власти. Читайте также статью ⇒ “Сроки проведения камеральной налоговой проверки“. Данная информация может быть как о конкретной сделке, правомерность которой проверяется налоговыми органами, либо о его деятельности в целом. При этом нарушение регламентированных сроков влечет за сбой неприятные последствия:

  • За непредставление запрошенных со стороны проверяющих органов документов назначается штраф в размере 200 рублей за каждый документ. При этом в случае объективной невозможности предоставить тот или иной документ, должен быть предоставлен официальный ответ с описанием причины. Ответ также должен быть предоставлен в установленный срок.
  • При отказе направлять запрошенные данные либо если налогоплательщик направляет сведения (документы), которые умышленно искажают данные, может быть наложен штраф в размере 10 тысяч рублей.

При отправке документов по почте или курьерской службой, которые по какой-то причине задержали их, нарушением будет считаться только тот случай если дата отправки позже установленной крайней даты предоставления документов. То есть неважно, когда по факту получат запрошенные сведения налоговые органы, важно только что отправка была произведена во время, что может быть подтверждено посредством штампа с датой на конверте либо соответствующей квитанцией.

Нормативно-правовые акты регламентирующую процедуру проведения встречной налоговой проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс

Статья № 93 Данная статья регламентирует правомерность истребования документов и необходимой информации по факту проведения проверки налогоплательщика в целом или конкретной сделки Статья № 9 Статья регламентирует основных участников отношений, подпадающих под налоговое законодательство Статья 126 Статья регламентирует последствия нарушения установленных для ответа налогоплательщика на обращение налоговой службы о предоставлении необходимых сведений и документов
Читайте так же:  Порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Какие последствия для организации может принести встречная налоговая проверка.

Чаще всего запрос на предоставление документов можно получить при проверке вашего контрагента. При этом налогоплательщику необходимо быть аккуратным в предоставлении всех запрошенных данных, так как это может навлечь проверку на него самого. Поэтому чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • При неточном, размытом запросе надо направить ответное письмо с обязательным уточнением того, что конкретно надо налоговым органам. Лучше не стремиться отправить документы просто на всякий случай, потому что в них могут содержаться сведения, которые привлекут внимание к самому налогоплательщику.
  • Все документы, направляемые в рамках запроса, должны быть подробно описаны в соответствующем акте, а данный акт должен быть утвержден и подписан ответственными лицами.
  • Любое действие в рамках исполнения поручений налоговых органов должны контролироваться юристами.

Вопрос №2. Предоставление сведений по финансово-хозяйственным показателям организации

Налоговые органы могут запросить отчеты по ФХД или каким-либо экономическим показателям, особенно в части проведенных сделок. Даже в случае если в организации подробно ведется управленческий учет, налогоплательщик имеет право отказать в предоставлении таких данных, сославшись на то, что такой учет не ведется.

Встречная проверка: ваш план действий

Что можно предоставить инспекторам по вашему контрагенту.

Для бухгалтера получить требование из налоговой инспекции – это не самое приятное событие. Сбор документов по требованию является дополнительной нагрузкой к текущей работе. А уж если вам приходит требование, в котором налоговики ссылаются на статью 93.1 НК РФ, то в этом случае к деталям необходимо проявить особое внимание.

В чем суть требования?

При этом требование организации выставляет именно та налоговая инспекция, где организация находится на налоговом учете, приложив к требованию копию поручения инспекции проверяемого налогоплательщика (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В поручении всегда должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов,а при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Что налоговики могут запросить по «встречке»?

Таким образом, налоговики не имеют права запрашивать информацию и документы, которые прямо или косвенно не связаны с деятельностью проверяемого контрагента ООО «Ромашка». На такие границы полномочий налогового органа Минфин отдельно указал в своем письме№ 03-02-07/1-246 от 09.10.2012 г. Однако до сих пор некоторые инспекции запрашивают документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, и многие бухгалтеры, не задумываясь, предоставляют все документы по запросу. Таким образом, они тратят больше своего времени на подготовку ответа. Кроме того, предоставленные документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, могут привлечь ненужное внимание уже к самому налогоплательщику.

Обычно налоговики запрашивают копии заключенных договоров, приложений к ним, спецификаций, накладных, актов, счетов-фактур, платежных поручений, сведения о должностных лицах, с которыми контактировали сотрудники вашей организации в период взаимоотношений.

В своем письме от 02.08.2018 г. № ЕД-4-2/[email protected] ФНС России указывает на то, что в рамках запроса инспектор обоснованно имеет право запросить у организации документы, касающиеся ее работника, который взаимодействовал с сотрудниками проверяемой организации. Это может быть характеристика на данного работника и/или документы с его подписью. На сегодняшний день Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений по объему и составу необходимых для проверки документов.

Обратите внимание, что в требовании налоговики не всегда указывают точные реквизиты запрашиваемых документов, такой обязанности НК РФ для них не предусматривает, им достаточно ограничиться простым перечислением наименований документов. Однако, если запрос идет не просто о взаимоотношениях с вашим контрагентом за какой-то период, а по конкретной сделке, то для идентификации документов запрос должен содержать именно те данные, которые позволят вам четко и однозначно предоставить им этот документ.

Ответить или отказать?

Штрафные санкции

  • За непредставление или несвоевременное представление документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФпредусмотрен штраф в 10 000 рублей (п.2 ст. 126 НК РФ).
  • За непредставление или несвоевременное представление документов, относительно конкретной сделки проверяемого налогоплательщика на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ – штраф 5 000 рублей (п.1 ст. 129.1 НК РФ).

Если организация собирается исполнять полученное требование, то обратите внимание на послабления в сроках предоставления ответа, которые теперь есть у бухгалтеров. Срок исполнения требования до последнего времени был ограничен пятью рабочими днями, следующими за днем получения требований. Однако с 6 сентября 2018 года срок предоставления документов в рамках встречной проверки увеличен до десяти рабочих дней (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ).

Также нужно иметь в виду, что налоговая инспекция по результатам встречной проверки не предоставит вашей организации свое решение, т.к. полученные сведения остаются в материалах проверки по проверяемому налогоплательщику, а не по его контрагентам.

Однако нарушения, которые выявлены в ходе проведения «встречки», могут стать причиной проведения проверки уже в вашей организации. Чтобы избежать этого развития событий, я бы рекомендовала при получении из налоговой требования со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, связаться с контрагентом, чтобы проверить правильно ли составлена и идентична ли информация в имеющейся у обеих сторон документах.

Требований из налоговой бояться не надо. Это рабочая ситуация. Соблюдение вышеописанной конкретики напомнит вам границы полномочий налоговиков, защитит вас от штрафов и покажет путь, по которому можно выстроить рабочее сотрудничество с налоговыми органами.

Встречная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка

Похожие публикации

Одним из популярных среди инспекторов и, что уж говорить, нелюбимых среди представителей бизнеса, методов налогового контроля является налоговая проверка. Статья 87 Налогового кодекса выделяет камеральные и выездные проверки. Первые проводятся по факту подачи фактически любого отчета – контролеры просто изучают содержащиеся в нем данные, и иногда могут запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные цифры. Второй вид проверки проводится непосредственно в самой компании, где изучаются все бухгалтерские документы, относящиеся к проверяемой ситуации. Несколько лет назад в этой же статье кодекса выделялся еще один вид ревизий – встречная налоговая проверка. Это термин, который на данный момент из главного налогового документа страны исключен, однако сами мероприятия подобного типа вполне проводятся, как в рамках выездной, так и при камеральной проверке.

Использование метода встречной проверки

Встречная налоговая проверка – это процедура, в рамках которой камеральной или выездной проверке подвергается не сам налогоплательщик, а его контрагент.

Читайте так же:  Соглашение об уплате алиментов стороны

Вопросы у контролеров может вызвать конкретная сделка или же группа сделок проверяемого налогоплательщика. Бывает и так, что в учете в целях занижения налоговой базы показываются несуществующие сделки или же сделки с вообще несуществующими контрагентами. Так или иначе в подобных ситуациях инспекторы могут запросить у связанных в рамках этих сделок лиц их копии документов, которые были отражены в учете проверяемого плательщика налогов и сборов. Сам факт существования таких контрагентов, а также соответствие документов по сделкам у одной и другой стороны будет говорить о правильности отражения данных в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого лица.

Порядок поведения встречной проверки, какие документы предоставляют в рамках этого мероприятия, прочие особенности проведения процедуры расписаны в статье 93.1. Официально в ней речь идет о порядке истребования документов у налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и налогового агента или информации о конкретных сделках. То есть сам термин «встречная проверка» — это определение, которое в данной статье не используется, однако суть его вполне раскрывается.

Встречная проверка документов

Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию. Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.

При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы. В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать. Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.

Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.

Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.

Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика — при наличии соответствующей электронной подписи.

Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки. Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме. В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.

Сроки запроса документов по встречной проверке

Поскольку запрос документов в рамках проведения проверки у контрагента фактически не является налоговой проверкой лица, у которого запрашивают встречные документы, то в данном вопросе существует некая законодательная коллизия. Ограничение срока трех предшествующих проверке календарных лет на данные ситуации не распространяется, а отдельных сроков для запроса информации для данных случаев не предусмотрено. Так что запросить могут и более ранние документы в рамках общих сроков хранения таких бумаг.

Напомним, для первичных документов, а также счетов-фактур, которые, как правило, инспекторы требуют в рамках проведения встречных проверок в целях подтверждения сделок, установлен четырехлетний срок хранения по окончании налогового периода, в котором данных документ был отражен в учете. Таким образом, если вы получили запрос на документ, который уже был уничтожен в виду истечения срока хранения, то об этом следует сообщить инспекторам в ответном письме. К нему целесообразно будет приложить подтверждение, в частности акт об уничтожении документов.

Ответственность лица, участвующего во встречной проверке

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Интересно, что отказ от сотрудничества в подобной ситуации и непредставление истребуемых документов либо же нарушение 5-дневного срока признается налоговым правонарушением, несмотря на тот факт, что налогоплательщик в данном случае сам проверке не подвергается. Размеры штрафов, предусмотренных в подобном случае, составляют 10 000 рублей при непредставлении документов в положенный срок (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ), 5000 рублей – при представлении документов, содержащих недостоверные сведения (п. 6 ст 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ), и 20 000 рублей – при повторном в течение календарного года несообщении требуемых сведений (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Источники


  1. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  2. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  3. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
  4. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
Ответ налоговой на встречную проверку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here