Пени при переплате по налогу

Предлагаем полезную информацию по теме: пени при переплате по налогу от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Начисление пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу (страховым взносам)

Начисление пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу

Необходимым условием для начисления пеней является наличие у налогоплательщика просроченной задолженности по уплате налога (сбора) — недоимки (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ).

Нормы НК РФ не разъясняют, возможно ли начисление пеней в ситуации, когда наряду с недоимкой у налогоплательщика существует налоговая переплата.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В свою очередь в обязанности налогового органа входит осуществление такого зачета или возврата (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

При этом если недоимка существовала на момент образования (выявления) переплаты, то зачет производится налоговым органом самостоятельно, в «одностороннем» порядке (п.п. 1, 5, 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ)*(1). Зачет может быть произведен как по этому налогу, так и по иным налогам соответствующего вида.

Зачет имеющейся переплаты возможен и в счет уплаты предстоящих платежей по тому же или иным налогам, зачисляемым в один и тот же бюджет. Однако для этого необходимо заявление налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).

В любом случае обязанность по уплате соответствующего налога считается исполненной налогоплательщиком надлежащим образом со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов в счет исполнения этой обязанности (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Соответственно, если решение о зачете принимается после наступления срока уплаты налога, то до его принятия пени на имеющуюся недоимку будут начисляться в общем порядке (письма Минфина России от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 12.02.2010 N 03-02-07/1-62).

Вместе с тем, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пени являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. При наличии же у налогоплательщика переплаты по налоговым платежам государство финансовых потерь не несет, что исключает необходимость в их компенсации.

В связи с этим многие суды приходят к выводу, что в случае наличия у налогоплательщика налоговой переплаты в сумме, превышающей сумму причитающихся к уплате или взысканию налогов, начисление пеней является неправомерным.

Такая позиция прослеживается как в случае, если на момент образования (выявления) недоимки на лицевом счете налогоплательщика существует переплата по этому же налогу (в т.ч. подлежащему зачислению в другой бюджет), так и при наличии переплаты по иным налогам того же вида. Смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 28.03.2014 N Ф10-614/14, ФАС Уральского округа от 13.10.2011 N Ф09-6497/11, ФАС Московского округа от 16.08.2011 N Ф05-7677/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2011 по делу N А32-8217/2010 и др.

В частности, суды, вставая на сторону налогоплательщика, делают следующие выводы:

— если в результате налоговой проверки наряду с недоимкой выявлены обстоятельства, свидетельствующие о переплате налогов, налоговый орган должен учесть эти обстоятельства при принятии итогового решения, скорректировав суммы доначисленных налогов на суммы имеющихся переплат (постановление ФАС Московского округа от 06.08.2012 N Ф05-7653/12). При отсутствии итоговой задолженности не возникает и оснований для начисления пеней;

— из норм главы 25 НК РФ следует, что налог на прибыль организаций является единым и не может быть поделен на несколько самостоятельных частей в зависимости от зачисления в бюджеты разных уровней, поэтому пени могут быть начислены только при наличии недоимки в целом по налогу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2008 N А29-860/2008). Т.е. если у налогоплательщика есть переплата налога в части, зачисляемой в один бюджет, и задолженность по этому же налогу в части, зачисляемой в другой бюджет (в размере, не превышающем переплату), то в бюджетная система РФ не страдает, значит начисление пеней незаконно;

— если у налогоплательщика имеется переплата по другому налогу (одного вида с недоимкой), размер которой больше суммы причитающихся платежей, то задолженность отсутствует и бюджетная система не понесла каких-либо потерь (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N Ф07-3930/11).

Однако, рассматривая обстоятельства конкретного спора, суд не всегда встает на сторону налогоплательщика. Примером тому служит постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2012 N Ф07-2109/11 (определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-7469/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ). В этом деле суд, вынося решения о правомерности начисления пеней при наличии у налогоплательщика переплаты, принял во внимание:

1) действующий порядок проведения зачета излишне уплаченных сумм, в соответствии с которым налоговый орган не вправе самостоятельно проводить зачет имеющейся переплаты в счет будущих платежей. Налогоплательщик в рассматриваемом случае заявление на такой зачет своевременно не подавал. В итоге зачет произведен позднее, чем образована недоимка. Соответственно с момента образования просрочки и до момента принятия решения о проведения зачета налоговый орган имел все основания для начисления пеней. Стоит отметить, что данный вывод согласуется с мнением финансового ведомства, приведенным выше;

2) полномочия органа Федерального казначейства, у которого в соответствующий период не было права самостоятельно произвести перераспределение поступивших денежных средств по различным бюджетам. В связи с чем возникновение у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджеты ряда регионов, влечет начисление пеней даже при наличии у него переплаты по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет иных регионов.

*(1) Переплата может быть выявлена как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом (п. 3 ст. 78, п.п. 3, 4 ст. 79 НК РФ)

Пеней по налогу не будет, если переплата превышает недоимку

blinow61 / Depositphotos.com

Сообщается, что по итогам каждого отчетного периода налог на прибыль организаций исчисляется исходя из прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. Порядок исчисления налога не зависит от изменения места нахождения организации и изменения места учета организации в налоговом органе (письмо Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-02-07/1/16043).

О порядке начисления пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу узнайте из одноименного материала в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При наличии суммы излишне уплаченного налога на прибыль за предыдущий отчетный период эта сумма учитывается в счет исполнения обязательств за последующий отчетный период. Если сумма переплаты налога за предыдущий отчетный период равна или более суммы, подлежащей уплате за последующий отчетный период, оснований для начисления пеней за этот последующий отчетный период не имеется.

Пени при переплате по налогу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация подала уточненную декларацию по налогу на имущество. На дату подачи по данному налогу имелась переплата, превышающая сумму доначисленного налога. Но в результате ошибки в расчете суммы пени они были уплачены не в полной сумме. Доплата пеней произведена после сверки с налоговой инспекцией. Недоимка выявлена за 2015 год, переплата образовалась при уплате авансового платежа в 2016 году.
Может ли организация быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ? Какой срок давности установлен законодательством для привлечения к ответственности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, в случае неуплаты (неполной уплаты) до представления уточненной декларации причитающихся пеней.
На наш взгляд, уплаченный в большей сумме авансовый платеж по налогу на имущество организаций в целях применения глав 15 и 16 НК РФ может признаваться переплатой по этому налогу.

Уточненная отчетность

Читайте так же:  Уклонение от уплаты алиментов судебная практика

Излишне уплаченный авансовый платеж

Пени

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия судебной практики. Пеня (Ст. 75 НК);
— Энциклопедия судебной практики. Внесение изменений в налоговую декларацию (Ст. 81 НК);
— Энциклопедия судебной практики. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (Ст. 122 НК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

14 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Переплата по пеням как зачесть

Переплату по налогу можно использовать следующими способами (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • зачесть в счет погашения налоговой задолженности, пени, штрафов;
  • зачесть в счет уплаты предстоящих налоговых платежей;
  • вернуть на банковский счет.

1. Зачет переплаты в счет погашения налоговой задолженности, пени, штрафов

Прежде всего сумма переплаты по налогу подлежит зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам. Представлять заявление для такого зачета не надо, так как налоговый орган произведет зачет самостоятельно. Со дня принятия инспекцией решения о зачете недоимка, пени, штрафы считаются уплаченными (пп. 4 п. 3, п. 8 ст. 45, п. 5 ст. 78 НК РФ).

2. Зачет переплаты в счет уплаты предстоящих налоговых платежей

Для зачета суммы переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам надо подать в налоговый орган заявление (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Зачесть переплату можно только в счет уплаты налога (пеней по налогу) того же вида (п. 1 ст. 78 НК РФ). Так, например, переплата по местному налогу может быть зачтена только в счет уплаты по этому или другому местному налогу (пеней по ним).

Справка.Виды налогов в РФ

Так, в частности, к федеральным налогам относится налог на доходы физических лиц (НДФЛ); к региональным — транспортный налог; к местным — земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. ст. 13 — 15 НК РФ).

Пример.Порядок зачета переплаты по земельному налогу в счет недоимки по другим налогам

У гражданина имеются переплата по земельному налогу и недоимка по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу.

Зачесть переплату по земельному налогу в счет погашения недоимки по налогу на имущество физических лиц можно, поскольку оба налога являются местными. Зачесть переплату по земельному налогу в счет недоимки по транспортному налогу нельзя, так как транспортный налог является региональным (ст. ст. 14, 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Тот факт, что объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам находятся в разных регионах (муниципальных районах или городских округах), значения не имеет.

Пример.Порядок зачета переплаты по налогу на имущество физических лиц в счет недоимки по другим налогам

У гражданина в собственности имеются две квартиры, находящиеся в г. Москве, и земельный участок, расположенный в Московской области. Гражданин имеет переплату по налогу на имущество физических лиц и недоимку по земельному налогу. Поскольку недоимка возникла по одному и тому же виду налога, то, несмотря на нахождение объектов налогообложения в разных регионах, переплату по налогу на имущество можно зачесть в счет погашения недоимки по земельному налогу (ст. 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Переплату по налогу можно зачесть в счет уплаты штрафа без учета видовой принадлежности налога и вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения (п.

Как вернуть деньги, если переплатил пени по налогам?

3. Возврат суммы переплаты на банковский счет

Для возврата суммы переплаты на счет в банке надо подать в налоговый орган заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ).

4. Порядок обращения в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате переплаты

Срок, в течение которого можно заявить о зачете или возврате переплаты, составляет три года с даты уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Вам необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего учета с письменным заявлением о зачете или возврате переплаты. Представить заявление можно лично или через представителя непосредственно в налоговый орган, направить по почте или передать в электронной форме, в частности через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 26, п. п. 2, 4 ст. 78 НК РФ).

Инспекция должна принять решение о зачете или возврате излишне уплаченной суммы в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или подписания акта совместной сверки расчетов, если такая сверка проводилась. Затем в течение пяти рабочих дней налоговая инспекция направит вам сообщение о принятом решении. Возврат переплаты на ваш банковский счет должен быть произведен в течение одного месяца со дня получения указанного выше заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ).

При нарушении срока возврата налога инспекция обязана уплатить вам проценты за каждый день просрочки, которые начисляются на сумму переплаты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в это время (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Если вы считаете, что налоговая инспекция нарушила ваши права в ходе процедуры зачета (возврата) переплаты, вы вправе обжаловать решения инспекции, действия или бездействие ее должностных лиц в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом обратиться в суд можно только после обращения в УФНС. Срок для подачи жалобы — год в УФНС, а в суд — три месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав (ст. 137, п. п. 1 — 3 ст. 138, п. п. 1, 2 ст. 139 НК РФ; ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

9. Зачет (возврат) излишне уплаченных

сумм налога, пеней и штрафов

Согласно новой редакции НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее. Но НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока. Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.

После обнаружения переплаты по налогу возможно проведение сверки, о проведении которой может заявить как налоговый орган, так и налогоплательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результаты этой сверки необходимо оформить актом (абз. 2 п. 3 НК РФ). Отметим, что значение сверки — это определение конкретной суммы переплаты. Однако это не означает, что в дальнейшем налогоплательщик не может обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после проведения сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует (см. ФАС Центрального округа от 28.11.2003 N А14-2583-03/109/24, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005(8711-А27-33)).

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Ранее этот срок в НК РФ указан не был, однако судебной практикой поддерживалось мнение, что срок составляет три года, так же как и для подачи заявления на возврат переплаты (см. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Теперь же этот срок установлен прямо в .

Сроки для проведения зачета в счет предстоящих платежей увеличились: вместо прежних 5 дней налоговый орган может принимать решение в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась) (п. 4 НК РФ).

Читайте так же:  Алименты на содержание жены после 3 лет

Новая редакция п. 5 НК РФ предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам самостоятельно в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки (если сверка проводилась), или вступления в силу решения суда. Прежняя редакция п. 5 НК РФ позволяла налоговому органу самостоятельно зачесть переплату лишь в счет погашения недоимки по налогу. В счет погашения недоимки по пеням переплата по налогу не могла быть направлена без соответствующего заявления налогоплательщика (см. ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12 и др.).

В то же время согласно абз. 3 п. 5 НК РФ налогоплательщик в таком случае вправе самостоятельно подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Следовательно, при наличии такого заявления налоговый орган не сможет в соответствии с п. 5 НК РФ зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

В новой редакции НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 НК РФ).

[3]

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация — переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль — федеральный, а налог на имущество организаций — региональный (п. 1 НК РФ).

Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным , и ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

В п. 13 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет ( и ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года налог, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, например НДС, можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и т.п.). После этой даты будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (например, налога на прибыль в счет ЕСН), региональных в счет региональных (например, налог на имущество организаций в счет транспортного налога) и местные в счет местных.

Зачет (возврат) излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по правилам, действующим до 2007 года (п. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому новые правила (новые сроки на проведение зачета, право налогового органа самостоятельно провести зачет переплаты в счет задолженности по пеням и штрафам) будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже после 31 декабря 2006 г.

В то же время в от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54 Минфин РФ разъяснил, что новые и НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно НК РФ имеют обратную силу. Выражается это в следующем. Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому и НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов.

Не пеняй на пени — они зачтутся

Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога. Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.

Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, будет возвращаться (зачитываться) в рублях. Пересчет должен быть произведен на день излишней уплаты (п. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Спасти от штрафа за недоимку может не только перечисление налога и пеней, но и переплата

Вас не оштрафуют по статье 122 НК РФ, если перед подачей уточненной декларации «к доплате» вы не уплатили недоимку и пени, но имели переплату, размер которой позволял их погасить. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 04.09.07 № 2808/07

ПЕРЕПЛАТА НАЛОГА ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Плательщик самостоятельно обнаружил в прошлом налоговом периоде ошибку, которая привела к занижению НДС. Однако на начало этого периода у него была переплата по налогу. Причем ее сумма была достаточной, чтобы покрыть недоимку. На момент подачи уточненной декларации переплата сохранилась. В связи с этим бухгалтер решил, что этот факт освободит организацию от штрафа точно так же, как если бы она заплатила недоимку и пени (Занижение в декларации налога является налоговым правонарушением, за которое предусмотрен штраф по статье 122 НК РФ. Но ответственности можно избежать, если до подачи уточненной декларации доплатить недоимку и пени (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Ведь переплату можно зачесть в счет этих сумм. Однако ревизоры рассудили иначе и привлекли организацию к ответственности по статье 122 НК РФ. Дело в том, что инспектор уже зачел переплаченный налог в счет предстоящих платежей.

Организация обратилась в суд, и тот снял все претензии налоговиков. Арбитры подтвердили право налогоплательщика на освобождение от ответственности. Суд указал на то, что инспекция нарушила порядок зачета излишне уплаченного налога. Сначала переплату надо было зачесть в счет недоимки (Налоговые органы должны самостоятельно зачесть переплату в счет недоимки и пеней (п. 5 ст. 78 НК РФ). Этот же порядок содержит пункт 4 статьи 176 НК РФ для НДС), и только потом — в счет предстоящих платежей.

Читайте так же:  Налог на прибыль в 769 форме

ООО «Лидер» 20 ноября 2007 года подало уточненную декларацию по НДС за сентябрь того же года. В результате выявленной ошибки сумма налога увеличилась на 100 000 руб. Однако в декларации за август 2007 года сумма НДС была к возмещению в размере 150 000 руб. Налоговики зачли эту сумму в счет налога за октябрь. А бухгалтер общества счел, что 150 000 руб. достаточно, чтобы покрыть недоимку и пени. Поэтому не стал их отдельно оплачивать.

По мнению судей, штрафовать организацию нельзя. Ведь на момент подачи уточненной декларации была переплата. Суд обратил внимание и на то, что 20 ноября еще не истек срок уплаты налога за октябрь. Поэтому зачитывать в его счет переплату было преждевременно. Сначала налоговики должны самостоятельно зачесть недоимку.

Вот как эту ситуацию прокомментировал А.Б. Архиерейский, управляющий партнер юридической компании «ЭкспертФинанс»:

Если обнаружена недоимка, то соблюдение условий пункта 4 статьи 81 НК РФ позволяет плательщику избежать ответственности. Несоблюдение этих требований позволяет налоговоговому органу доказать факт правонарушения и оштрафовать компанию по статье 122 НК РФ.

Президиум ВАС РФ указал, что имеющаяся у плательщика на момент подачи уточненной декларации переплата по налогам должна рассматриваться для целей пункта 4 статьи 81 НК РФ как «уплата недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней». Это вполне логичная и обоснованная позиция. Зачет переплаты в счет недоимки налоговые органы проводят самостоятельно. Поэтому и в данном случае переплату они должны были зачесть в счет исполнения обязанности по уплате налога и пеней. Вывод суда явно позитивный и касается не только НДС, но и других налогов.

ПЕРЕПЛАТА НАЛОГА ИСКЛЮЧАЕТ ВИНУ ПЛАТЕЛЬЩИКА

Учитывая тот факт, что организация имела переплату на начало периода, в котором был занижен налог, суд мог избавить ее от штрафа и по другому основанию, без обращения к нормам, освобождающим от ответственности по статье 81 НК РФ.

Дело в том, что такое занижение налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом и плательщик не считается совершившим налоговое правонарушение по статье 122 НК РФ. Главное, чтобы переплаты хватило для того, чтобы покрыть недоимку. На это указал Пленум ВАС РФ в пункте 42 постановления от 28 февраля 2001 г. № 5. Такую точку зрения взяли на вооружение арбитры (Постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского от 4 октября 2007 г. № А29- 2227/2007, Западно-Сибирского от 27 сентября 2007 г. № Ф04-6625/2007(38516-А45-6) округов.).

«Налоговые» пени — вопросы и ответы

Ю. Капанина

Видео (кликните для воспроизведения).

Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу. Пени взимаются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, по день уплаты недоимки включительно .

Примечание. С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке, размер которой составляет 11% .

Казалось бы, все просто, но вопросы о начислении пеней все равно возникают. На некоторые мы ответим в нашей статье.

Пени при наличии переплаты

(?) В текущем периоде обнаружили занижение выручки в IV квартале 2013 г. Собираемся подавать уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль. Доплачивать налоги нам не надо, так как на сегодняшний день и на конец 2013 г. у нас есть и была переплата по этим налогам, которая покроет нашу недоплату. Надо ли в таком случае исчислить и заплатить пени? И если надо, то как их считать, ведь просрочки платежей по налогам не было.

Е.К. Степанова, г. Москва

Ответ

Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки. Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствует . Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщика . После проведения зачета никаких потерь бюджет не несет . Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплаты .

Пени до принятия решения о зачете

(?) У нас была переплата по налогу на прибыль, которую мы хотели зачесть в счет уплаты НДС. Мы рассчитали НДС за IV квартал 2015 г. и 20 января 2016 г. подали в инспекцию заявление о зачете переплаты. Решение о зачете инспекция приняла только 29 января, то есть позже установленного срока уплаты НДС. Могут ли налоговики начислить нам пени?

Т.В. Морозова, г. Новосибирск

Ответ

Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщика . Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть. Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получения . При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачете . Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный 10-дневный срок) придется уплатить пени . А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговиков .

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен вовремя . Вопрос здесь только в периоде их начисления. Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога. Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78 НК РФ».

Конечно же, такая позиция крайне невыгодна, тем более что за нарушение срока принятия решения о зачете излишне уплаченных сумм проценты в пользу налогоплательщика не начисляются . Так что подавать заявление о зачете нужно заблаговременно.

Штраф в случае неуплаты пени при подаче уточненки с увеличенным налогом

(?) Наша организация сдала уточненную декларацию по НДС, сумма налога к доплате была уплачена до подачи уточненки, но пени мы не рассчитали и не уплатили. Может ли организация быть привлечена к ответственности?

В.Е. Павлова, г. Тверь

Ответ

Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный срок . Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочки . А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа нет .

Суды в последнее время считают так же .

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность . То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два раза .

Примечание. Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ .

Начисление пеней налоговому агенту

(?) После увольнения в 2015 г. работника обнаружено, что с части выплаченного ему дохода не был удержан НДФЛ. Могут ли в таком случае с компании как с налогового агента быть взысканы пени? Если да, то за какой период?

Читайте так же:  Исковое заявление на алименты мировому судье

А.П. Сергеева, г. Владимир

Ответ

Да, с компании могут взыскать пени . На это указывают суды, в том числе ВАС .

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога . Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюджет .

Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего года .

Примечание. А у ФНС свой взгляд на этот вопрос. Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего НДФЛ . Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ .

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судов . Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете.

Пени по уточненке, поданной после выездной проверки

(?) По результатам выездной налоговой проверки нашей организации отказано в принятии к вычету НДС за I квартал 2015 г. Вычет был заявлен в квартале оформления счета-фактуры, а товар фактически поступил в следующем квартале. Нам начислили штраф и пени. После вынесения ИФНС решения мы сдали уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 г., то есть заявили вычет в периоде поступления товара. Штраф уплачен полностью. Мы полагали, что налоговая инспекция должна пересчитать сумму пеней с учетом уменьшения срока недоимки по уточненной декларации. Но в ИФНС ответили, что суммы пеней по акту не пересматриваются. Права ли налоговая инспекция?

Н.В. Поричева, г. Воронеж

[2]

Ответ

Инспекция права. К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данные . Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.

пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ; ч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 22.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Разъяснения ФНС от 28.12.2009; пп. 57, 61 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57)

Указание ЦБ от 11.12.2015 N 3894-У

подп. 5 п. 1 ст. 21, ст. 78 НК РФ

п. 5 ст. 78 НК РФ

Определение КС от 29.05.2014 N 1069-О

Постановления ФАС ЦО от 28.03.2014 N А09-1913/2013; ФАС ДВО от 27.11.2013 N Ф03-5475/2013; 4 ААС от 26.09.2013 N А78-927/2013

п. 4 ст. 78 НК РФ

п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 78 НК РФ

подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ

Письма Минфина от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273

Постановление АС ЗСО от 26.05.2015 N Ф04-18993/2015

статьи 44, 45 НК РФ

п. 2 ст. 78 НК РФ

подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ

п. 3 мотивировочной части Определения КС от 07.12.2010 N 1572-О-О

Постановления АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 N Ф09-6030/14; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012; ФАС МО от 14.08.2013 N А41-20951/12

Постановления Президиума ВАС от 26.04.2011 N 11185/10; АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012

подп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ

Постановления ФАС СЗО от 29.08.2011 N А56-42827/2010; ФАС УО от 24.01.2011 N Ф09-11435/10-С3; ФАС СКО от 09.08.2010 N А53-30147/2009

п. 5 ст. 24, пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ

п. 2 Постановления N 57; Постановления Президиума ВАС от 12.01.2010 N 12000/09; ФАС СКО от 17.06.2014 N А32-11484/2012; ФАС ПО от 23.01.2014 N А06-3662/2012

п. 5 ст. 226 НК РФ

подп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, ст. 216 НК РФ

п. 2 Постановления N 57

Письмо ФНС от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600

Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692

Письмо Минфина от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)

[1]

Постановления ФАС СЗО от 28.03.2014 N А56-49359/2011; 19 ААС от 24.10.2013 N А48-2528/2013; ФАС СЗО от 29.11.2012 N А13-5425/2011

Пени по налогам и сборам в 2017 году

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени — это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Читайте так же:  Платятся ли налоги с больничного

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, е сли ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = [100 000 х 8,25%/300 х 2] + [100 000 х 10%/300 х 7] = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = [100 000 х 8,25%/300 х 2] + [100 000 х 10%/300 х 6] = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней Комментарии
Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного периода и итоговый авансовый платеж по завершении этого периода

Последним днем начисления пеней по ежемесячному авансовому платежу является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день фактической уплаты ежемесячного авансового платежа;
  • установленная дата уплаты авансового платежа по итогам отчетного периода

Начисленная сумма пеней может быть уменьшена соразмерно если авансовый платеж за отчетный период меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетного периода

Применяется, например, по налогу на прибыль организаций

Авансовые платежи уплачиваются по итогам отчетного периода

Пени начисляются до наиболее ранней из следующих дат:

  • даты фактической уплаты авансового платежа;
  • установленной даты уплаты налога

Начисленная сумма пеней может быть уменьшена соразмерно если сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода, меньше суммы авансовых платежей, которые следовало уплатить в течение этого периода

Применяется, например, по налогу при УСН

Изменения 2017 года

C 1 января 2017 года порядок расчета пеней по налогам не изменился. Однако с 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Изменения в расчете пеней произойдут 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендуем онлайн-курсы для бухгалтеров – по направлениям НДС, налог на прибыль, УСН. Документ об обучении по итогам тестирования.

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  4. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
Пени при переплате по налогу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here