Период порядок и сроки уплаты налога

Предлагаем полезную информацию по теме: период порядок и сроки уплаты налога от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Порядок и сроки уплаты налогов, отчетность

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации); каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации; входящего в состав Единой системы газоснабжения; налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость; облагаемого по разным налоговым ставкам.

Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия и 9 месяцев. Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса. Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества. Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы – для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы – для процентных (адвалорных) налоговых ставок; 3) в комбинированной форме – для комбинированных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

[3]

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9554 —

| 7552 — или читать все.

Порядок, способы и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налога – это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, как элемент закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа, т. е. в бюджет или во внебюджетный фонд, в который уплачивается налог;

· средства уплаты налога, т. е. в рублевых средствах, валюте; как правило, налог уплачивается в национальной валюте (возможны исключения, которые определяются законодательными актами);

· механизм платежа(в безналичном или наличном порядке, в кассусборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.);

· особенности контроля за уплатой налога.

Хотя вопросы налогового контроля – предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах.

Общий порядок уплаты налогов и сборов приведен в ст. 58 НК РФ (ч. 1, гл. 8):

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Читайте так же:  Как начисляют пенсию по инвалидности 3 группы

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации;

· уплата налога у источника дохода;

· кадастровый способ уплаты налога;

· уплата налога по уведомлению.

Уплата налога по декларации состоит в следующем. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

При уплате налога у источника дохода, в отличие от способа уплаты налога по декларации, момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату.

Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

[1]

Кадастровый способ уплаты налога означает, что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.

Уплата налога по уведомлениюприменяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны:

· основание к уплате и размер налога, подлежащего уплате

· расчет налоговой базы

· срок уплаты налога

Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.

Информация о сроках уплаты налогов и сборов отражена в ст. 57 НК РФ(ч. 1, гл. 8).

В зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные.

К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины.

Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут.

· Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции (п. 2 ст. 57 НК РФ).

· В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

Порядок и сроки уплаты налога.

Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты налога или сбора предполагает:

1. установление механизм платежа, а именно в безналичной или наличной форме, через налоговых агентов и т.д.;

2. направление налогового платежа (бюджет, внебюджетный фонд);

3. валюта уплаты налога.

Сроки уплаты налогов – это дата или период времени, в течение которого налогоплательщик обязан перечислить налог по установленным реквизитам.

В зависимости от сроков уплаты налогов принято различать:

1. срочные налоги, то есть налоги, уплачиваемые в течение определенного времени с момента возникновения обязанности по уплате налога;

2. периодически-календарные налоги, то есть налоги, уплачиваемые в соответствии с установленными для них налоговыми периодами (месячные, квартальные, полугодовые, годовые, 1 раз в квартал).

Наравне с обязательной группой элементов, определяющих налог, существует и вторая группа элементов, которая содержит в себе так называемые факультативные элементы налогообложения.

Факультативные элементы системы налогообложения

− это элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу. Например, это может быть порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы. Наличие факультативных элементов системы налогообложения предусмотрено п.2 ст. 17 НК.

К факультативным относятся следующие элементы налога:

Ø налоговая льгота;

Ø налоговые каникулы;

Ø целевой налоговый кредит

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Наиболее распространенные виды налоговых льгот следующие:

1. изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

2. скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;

3. налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

Отсрочка– это перенесение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка предоставляется при наличии следующих оснований:

1. нанесение налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий, катастроф;

2. задержка финансирования из бюджета;

3. задержка оплаты выполненного государственного заказа;

4. угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов;

5. сезонный характер предпринимательской деятельности.

Целевой налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет. Целевой налоговый кредит предоставляется при наличии следующих оснований:

1. выделяется организации, проводящей НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства;

2. осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3. выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Действующая в Российской Федерации система налогообложения допускает наличие так называемых специальных налоговых режимов (ст. 18 НК РФ), которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения;

3. упрощенная система налогообложения на основе патента;

4. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

5. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Функции налогов.

Существуют разные позиции по вопросу о функциях, которые выполняют налоги.Содержание этих позиций в целом близки между собой, но и имеют определенные различия.

Одна точка зрения предполагает, что налоги выполняют четыре функции:

Согласно другому подходу у налогов выделяют фискальную, регулирующую и социальную функции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Третья точка зрения заключается в том, что налогам свойственны только фискальная и регулирующая функции. Прочие функции, которые относят к налогам, являются производными от двух названных.

Как было выяснено в предыдущих вопросах, налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и его муниципальных образований. Из этого следует, что функциональное назначение налогов, вытекающее из их сущности, заключается в создании финансовых источников реализации государством его внутренней и внешней политики. Говоря иными словами, налоги имеют своей целью обеспечить расходы публичной власти. С этой точки зрения налоги безусловно выполняют фискальную функцию.

Читайте так же:  Винокур про пенсионную реформу в хорошем качестве

Однако, если рассматривать функции налогов как проявление их сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента распределения и перераспределения доходов государства. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Рассматривая современную систему налогообложения современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

2. распределительную или социальную;

Функции налогов, разделяясь между собой, имеют между собой прочную связь. Если фискальная функция предусматривает изъятие части стоимости, то распределительная функция, напротив, предусматривает направление изъятой части стоимости на нужды общества. Говоря иными словами, через распределительную функцию собранные налоги возвращаются в той или иной форме налогоплательщикам.

Анализ и изучение динамики налоговых потоков позволяет государству судить о процессах, происходящих в обществе, влиять на эти процессы и принимать в случае необходимости регулирующие решения. Таким образом, взаимодействие данных функции образуют целостную налоговую систему.

Рассмотрим содержание каждой из функций.

Фискальная функция

Фискальная функция налогов исторически сформировалась первой и ее принято считать основной функцией. С ее помощью реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для выполнения общегосударственных целевых программ. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций государства (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

| следующая лекция ==>
Элементы налогообложения. | По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 1769 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Сроки уплаты налогов и сборов

Порядок установления обязательных платежей в бюджет предполагает наличие их обязательных элементов.

Определение сроков уплаты налогов и сборов

Одним из элементов обязательных платежей выступают сроки уплаты налогов и сборов. Базовые нормы, устанавливающие обязанности налогоплательщиков по внесению к определенной дате федеральных, местных и региональных платежей установлены в ст. 57 НК.

Закон не содержит легального определения таких сроков. Однако это не служит препятствием для того, чтобы прийти к соответствующему понятию. Этому поспособствуют ряд особенностей:

  • порядок внесения платежа в бюджет предусматривает наличие метода, позволяющего определить своевременное исполнение этой обязанности налогоплательщиком. Это означает, что соответствующий механизм должен содержаться в законе. Существует как календарный метод (указание на дату), так и метод арифметического расчета, совмещенный с предыдущим способом установления;
  • итогом применения одного из методов является установление даты, которая отделяет надлежащее исполнение обязанности, которую предусматривает порядок внесения платежа в бюджет, от ненадлежащего;
  • несоблюдение срока уплаты налогов и сборов является основанием для взыскания соответствующих санкций (пени и штрафа).

Учитывая эти характеристики, получается следующее определение. Сроки уплаты налогов и сборов представляют установленные в законе даты, либо методику их определения, после истечения которых обязанности по внесению платежей в бюджет считаются невыполненными или выполненными ненадлежащим образом, что влечет установление пени и штрафа.

Установление сроков уплаты налогов и сборов

Порядок, предусмотренный ч. 1 ст. 57 НК, устанавливает правило, согласно которому сроки внесения отдельных платежей в бюджет определяются специальными нормами.

Однако ч.3 указанной статьи перечисляет возможные формы установления этого элемента:

  • наиболее простым способом служит указание определенной даты. Обычно такой метод применяется для платежей, вносимых в бюджет 1 раз в год;
  • другим случаем выступает указание на истечение определенного срока. Речь идет о годе, месяцах или кварталах;
  • Также возможно указание на наступление определенного события, либо совершение имеющего значение действия. К последнему случаю относится госпошлина. Обязанность внести ее в бюджет определяется датой, когда плательщик обращается за необходимыми госуслугами;
  • существует и смешанная форма. При ней указывается дата, следующая за истечением определенного срока. Речь идет об исполнении обязанностей в определенный день месяца, следующего за истечением отчетного периода (квартал, либо месяц).

Ч. 4 ст. 57 НК предусматривается ситуация, когда срок исполнения обязанности по уплате налога, несмотря на то, что этот элемент установлен в законе, наступает не ранее даты получения адресатом соответствующего налогового уведомления. На практике, это правило применяется в отношении транспортного, имущественного и земельного налогов.

Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Указанный порядок предусмотрен главой 9 НК. Ст. 61 устанавливает ряд принципов, которым должны соответствовать такие действия:

  • изменить сроки можно только путем переноса на более поздний срок;
  • допускается как перенос платежа полностью, так и частично;
  • устанавливается возмездность переноса сроков. Исключение составляет госпошлина;
  • изменение сроков возможно только в определенных формах. Речь идет о рассрочке, отсрочке, а также об инвестиционном налоговом кредите;
  • решение вопроса об изменении сроков происходит на основании соответствующего обращения плательщика;
  • действующий порядок подразумевает то, что ранее имевшиеся обязанности не обретают статус новых;
  • правила изменения сроков платы касаются как пеней, так и штрафа;
  • эта процедура недоступна налоговым агентам. Закон запрещает им выполнять обязанность за свой счет, поэтому оснований обращаться за послаблениями у них нет.

Все указанные принципы позволяют считать изменение сроков уплаты процедурой, осуществляемой в индивидуальном порядке, в отношении обязанного субъекта, запросившего ее.

Решение о предоставлении указанных послаблений, как правило, принимается налоговым органом.

Оно принимается согласно условиям, изложенным в приказе N ММВ-7-8/[email protected]

Если речь идет о госпошлине, то такие полномочия предоставляются органу, выполняющему оплачиваемые действия.

Примером служит суд, рассматривающий ходатайство об отсрочке или рассрочке госпошлины за рассмотрение дела.

Указанной главой устанавливаются требования к каждой из форм изменения сроков уплаты налога.

Нарушение сроков уплаты налогов и сборов

Если налогоплательщиком нарушен предусмотренный законом срок уплаты, ему будут начислены пени. Ей является денежная сумма, уплачиваемая помимо самой задолженности и вне зависимости от того, было ли привлечено к ответственности (уплате штрафа) лицо.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки и начинают течь с даты, следующей за последним днем срока уплаты налога. Она определятся в процентном отношении к сумме задолженности. Для расчета ежедневных пени используется действующая ставка рефинансирования ЦБ, поделенная на 300.

Начисление этих процентов прекращается только тогда, когда долг по налогу полностью погашен.

Ст. 122 НК предусматривает ответственность за неуплату налога. Таковой признается неисполнение соответствующей обязанности в срок. Размер штрафа за такое нарушение составит 1/5 от неуплаченной суммы. Если налоговики смогут доказать умышленный характер бездействия, то виновника ждет штраф, составляющий 40% от задолженности.

Действующие нормы позволяют налоговым органам применять широкий арсенал мер по взысканию штрафов и процентов. Они могут вставить инкассовые поручения, на основании которых обслуживающий плательщика банк будет обязан перечислить требуемые суммы в бюджет.

[2]

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налоговый период

Налогоплательщики — организации и физические лица самостоятельно исчисляют сумму водного налога по всем осуществляемым ими видам водопользования.

Читайте так же:  Банки учет процентов в налоговом учете

Сумма налога определяется по итогам каждого налогового периода (квартала) как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма водного налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных по всем видам пользования, и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налог уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего после окончания налогового периода, т.е. до 20 января, 20 апреля, 20 июля и 20 октября соответственно (ст. 333.14 НК РФ). Тот же срок установлен для подачи декларации в налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта.

Форма декларации по водному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 29н (в ред. приказа Минфина России от 12 февраля 2007 г. № 15н).

Налогоплательщики — иностранные лица обязаны подавать копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по месту нахождения органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Источник уплаты водного налога главой 25.2 НК РФ не определен.

На основании п. 2, 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации» ПБУ 10/99» № ЗЗн, для организации сумма водного налога, исчисленная в связи с забором воды, используемой для осуществления производственного процесса, является расходом по обычным видам деятельности. В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Таким образом, сумму исчисленного водного налога следует отразить в составе расходов по обычным видам деятельности заключительными записями.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций сумма исчисленного водного налога в полной сумме учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. При признании расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде налогов признается дата начисления налогов (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Россия располагает богатыми ресурсными месторождениями. Для того чтобы использовать их во благо страны, самих себя и будущего поколения, необходимо беречь их и использовать рационально. Этому способствует непрерывная, сложная и кропотливая работа в области налогообложения водных ресурсов, в том числе по дифференциации налоговых платежей с учетом качества водных объектов, возможности изменения характера самого платежа в форме штрафа и пр.

Перед законодателями стоит задача не повышения ставок в целях увеличения поступлений сумм налога в бюджетную систему, а введение системы поощрения тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании водных ресурсов и соблюдении экологических нормативов. Кроме того, необходимо работать над созданием условий для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов, совершенствованием налоговой отчетности по данному виду платежей в направлении ее прозрачности и понятности для налогоплательщика; совершенствованием процесса разработки нормативных актов и инструкций с точки зрения не получателя налогов, а их плательщика.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Кто является плательщиком водного налога?
  • 2. Что является объектом обложения водным налогом?
  • 3. Что не относится к объекту обложения водным налогом?
  • 4. Перечислите виды пользования водными объектами в соответствии с главой 25.2 НК РФ. Дайте определение фиксированной специфической ставки водного налога.
  • 5. В каких случаях налоговые ставки могут повышаться в пятикратном размере?
  • 6. Каковы особенности постановки плательщиков на налоговый учет?
  • 7. Какие существуют особенности в порядке уплаты водного налога налогоплательщиками — иностранными лицами?

8. Назовите проблемы и перспективы развития водного налога в Российской Федерации.

Практические задания

1. Предприятие теплоэнергетики ТЭЦ произвело в I квартале 2012 г. забор воды в бассейне реки Северная Двина для технологических нужд в объеме 25 000 куб. м из поверхностных источников и 18 000 куб. м из подземных источников.

Определите сумму водного налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода.

2. Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (ЛДК) сплавил в плотах по реке Лене 35 000 куб. м древесины за III квартал 2012 г. на расстояние 800 км сплава.

Определите сумму водного налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода.

Порядок уплаты налогов и сборов

Уплата налогов и сборов — это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, — один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Читайте так же:  Как обманывают при расчете пенсии

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налогов

Порядок исчисления налога как основной элемент налогообложения определен ст. 52 НК РФ и предполагает расчет налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему за налоговый (отчетный) период, определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы с учетом налоговых льгот на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог), а также если налогоплательщик не желает исполнять налоговое обязательство, у него отсутствует учет объекта налогообложения, доходов и расходов и т.п., суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджетную систему, исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик в таких случаях уплачивает налог на основании полученного от налогового органа налогового уведомления, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок. Налоговый орган обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы и срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее представителю) или физическому лицу (его представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде.

Читайте так же:  Налоговый учет резервов на ремонт основных

Отдельные налоговые платежи, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (НДФЛ, налог на прибыль в части дивидендов, процентов и в других случаях). В таких ситуациях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки и порядок уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому из них в соответствии со ст. 57 и 58 НК РФ. При уплате налога и сбора, их авансовых и иных платежей с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Изменение установленных сроков уплаты налога (сбора) допускается только в случаях предоставления налогоплательщику отсрочки, рассрочки и инвестиционного кредита.

Срок уплаты налога (сбора) — календарная дата или истечение периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, с указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено.

Например, уплата налога определена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, или в срок, установленный для подачи налоговой декларации и т.д. В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогоплательщиком налогового уведомления.

Уплата налога может производиться чаще всего разовой уплатой всей суммы налога, но законодательством может быть установлен и иной порядок:

  • равными частями в два или более сроков в течение налогового периода (например, уплата налога на имущество физических лиц);
  • • ежемесячно (удержание и перечисление налоговым агентом налога на доходы физических лиц);
  • • авансовыми платежами с их перерасчетом на фактические платежи по истечении налогового периода.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщик (налоговый агент), являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация связи обязаны:

  • • принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику и налоговому агенту;
  • • вести учет принятых и перечисленных денежных средств (налогов) по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • • выдавать налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие уплату ими налогов;
  • • представлять в налоговые органы по их запросам документы, подтверждающие прием денежных средств в счет уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов и их перечисление в бюджетную систему.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщиков в наличной форме, в течение пяти дней должны быть внесены в банк или организацию Федеральной почтовой службы для их перечисления через Федеральное казначейство в бюджетную систему. За неисполнение названных выше обязанностей местная администрация и организация почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Рассмотренные правила (порядок) уплаты налога распространяются на уплату сборов, пеней, штрафов и авансовых платежей по налогам.

Банки обязаны исполнить поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. На основании ст. 64 ГК РФ уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет производится в четвертую очередь.

Поручение налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа на перечисление налога должно быть исполнено банком в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в бюджетную систему РФ. Если банк не может исполнить названное поручение в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка в ЦБ РФ, он обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить об этом налоговому органу.

В случае неисполнения банком обязанности перечисления в бюджетную систему налога в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога и соответствующих пеней за счет его денежных средств или за счет иного имущества — в судебном порядке. Неоднократное нарушение банком указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об отзыве у него лицензии на осуществление банковских операций.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему должно быть направлено в банк в электронном виде не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной суммы налога и составления налоговым органом документа об этом факте. Требование о перечислении налога является уведомлением банка о неперечисленной сумме налога и об обязанности ее перечислить в установленный срок.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотренные правила применяются также в отношении исполнения обязанностей банка по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и перечисления в бюджетную систему сборов, пеней и штрафов.

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  3. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
Период порядок и сроки уплаты налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here