Порядок и сроки взыскания налогов

Предлагаем полезную информацию по теме: порядок и сроки взыскания налогов от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

СРОК ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГА

Под принудительным взысканием следует понимать действия уполномоченного органа (налогового органа, суда), направленные на понуждение лица исполнить свои обязанности по уплате налога, пеней, штрафа. Представляется, что данный срок следует отличать от срока выставления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку последствием последнего может являться добровольная уплата соответствующих сумм. Кроме того, направление требования об уплате недоимки является мерой предварительного (досудебного) характера, поскольку реализовать принудительное взыскание возможно только при условии письменного извещения должника о сумме, подлежащей уплате. Однако безусловно, что срок направления требования и срок принудительного взыскания недоимки взаимосвязаны и применяются с целью обеспечения поступления соответствующего платежа в бюджет, поскольку в случае неисполнения требования в добровольном порядке срок на принудительное взыскание поглощает срок выставления требования.

Налоговое законодательство предусматривает право на принуждение к исполнению налоговой обязанности налоговым органом самостоятельно либо посредством обращения в суд.

В бесспорном порядке (самостоятельно) налоговый орган вправе взыскать с организации и индивидуального предпринимателя недоимку, пени и штраф, руководствуясь ст. 46, 47, 48, 103.1 НК РФ. В случаях, на которые указанные статьи НК не распространяются, недоимка, пени, а также штраф могут взыскиваться в судебном порядке.

Срок, в течение которого могут быть приняты меры принудительного взыскания недоимки, пеней, непосредственно в НК не указан, в связи с чем судебная практика исходит из системного толкования норм налогового законодательства и неоднозначна в его применении.

В некоторых случаях суд приходит к выводу, что срок взыскания обязательных платежей и пеней должен составлять три года со дня образования недоимки, является пресекательным и влечет отказ суда в удовлетворении требования налогового органа. Кассационные инстанции, системно толкуя ст. 23, 78, 87, 113 НК, ст. 196 ГК, п. 6 ст. 13 АПК, делают вывод о том, что давностный срок взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами и в пределах этого разумного срока налоговые органы вправе осуществлять взыскание налога, сбора пеней. Истечение указанного срока является основанием к отказу в удовлетворении требований налогового органа во взыскании недоимки и соответствующих пеней.

В других случаях суды ориентируются на толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, согласно п. 3.3 которого положение уже упомянутой ст. 87 НК, определяющее, что налоговой проверкой (как камеральной, так и выездной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, корреспондирует пп. 8 п. 1 ст. 23 НК, в силу которого налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том что штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика (ст. 35, ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции Российской Федерации)

День проведения налоговой проверки указывается в решении налогового органа о ее проведении.

Выявленные факты неуплаты обязательных платежей подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки либо указываются в требовании об уплате недоимки, направляемом должнику по результатам проведения камеральной проверки.

Снова возвращаясь к ст. 46, 47, 48 НК, отметим, что способом принудительного взыскания недоимки и пеней в бесспорном порядке является взыскание за счет средств, находящихся на счетах и иного имущества налогоплательщика (налогового агента, сборщика налогов) — организации и индивидуального предпринимателя.

В силу п. 3 ст. 46 НК решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке может быть принято в течение 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пеней.

Согласно п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК.

При этом ст. 47 Кодекса не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Между тем следует иметь в виду, что в ст. 47 НК, так же как и в ст. 46 НК, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 указанного Кодекса.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока

По истечении срока бесспорного взыскания недоимки и пеней, предусмотренного ст. 46 НК, налоговый орган вправе обратиться с требованием о взыскании данных сумм в судебном порядке.

В связи с вступлением с 1 января 2006 г. Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (далее по тексту — Закон N 137-ФЗ) возникло новое толкование норм НК о порядке взыскания недоимки и пеней.

Указанный Закон не изменяет порядка принудительного взыскания недоимки и пеней, а имеет отношение лишь к принудительному взысканию штрафов, однако после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда информационного письма от 20 февраля 2006 г. N 105 большинство арбитражных судов восприняли разъяснения высшей инстанции однозначно — в случае обращения налоговых органов в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней, без вынесения решения об их бесспорном взыскании, т.е. без соблюдения досудебного порядка, такое заявление подлежит возвращению (даже не оставлению без рассмотрения), в порядке ч. 1 ст. 129 АПК РФ, а в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде

Таким образом, до недавнего времени арбитражные суды первой и апелляционной инстанций возвращали заявления либо прекращали производство по делу о взыскании недоимки и пеней в отсутствие решения налогового органа о бесспорном взыскании указанных сумм, не исследовав вопрос о возможности его вынесения в порядке ст. 46 НК.

Читайте так же:  В течение какого времени переводят алименты

При пересмотре актов первой и апелляционной инстанций в порядке кассационного производства вопрос об обязательности вынесения налоговым органом решения о бесспорном взыскании недоимки и пеней разрешается путем указания на то, что налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о взыскании налога после истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК, даже если решения о его бесспорном взыскании вообще не принималось. Принятие решения о бесспорном взыскании по истечении данного срока не имеет правового смысла, поэтому требование о его обязательном наличии является правомерным

В силу п. 2 ст. 48 НК, который применяется также и в случае взыскания недоимки с организаций и индивидуальных предпринимателей, 6-месячный срок на взыскание недоимки в судебном порядке подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 2 ст. 48 НК, в отношении заявлений к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК для бесспорного взыскания соответствующих сумм

НОВОСТИ
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

13.10.2008 Контрольный пакет »Бананы-мамы» готовы продать из-за долга более 1 млрд руб.
Вклады до 13,34% годовых. Банк без инвестиций на фондовом.
[подробнее. ]

13.10.2008 Продуктовый ритейл ждет банкротств и поглощений
В начале этого года ритейлеры из России пополнили список топ-250 мировых лидеров Deloitte Touch. Такая тенденция не выглядела удивительной, так как рост в продуктовой рознице по итогам 2007г.
[подробнее. ]

27.09.2008 Сулейман Керимов хочет купить у Потанина 35% »Полюс Золота» за $1,6 млрд
»Нафта Москва» Сулеймана Керимова, которая до весны этого года являлась основным акционером »Полиметалла», направила владельцу »Интерроса» Владимиру Потанину» предложение о покупке.
[подробнее. ]

КУРСЫ ВАЛЮТ
ЦБРФ на

© ЗАО «КРИБЕЛ-КОНСАЛТ», Москва

661-63-24-многоканальный; E-mail: [email protected]

Срок давности по налогам физических лиц: разъяснения налогоплательщикам

Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее. Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно. Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление. Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

Срок давности по налогам физических лиц

В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками. Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество — второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует ФЗ №2003-1.

Ч. 3 ст. 363 НК

В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание — истечение срока давности.

Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок. Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности. По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок. В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС. Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц — в 3 года.

Важный момент

Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании. Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел. Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений. Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления. Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог. Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы. Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан — 6 мес.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно. При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК. В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам. На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.

Читайте так же:  Есть ли ограничения по пенсии

Существует, в частности, в НК статья 48. В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика — гражданина либо его налогового агента — может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной). Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления «более прогрессивной» части НК. В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу. В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней. Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение. Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует. Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования. Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.

Информационное письмо Президиума ВАС

Этот документ разъясняет один из случаев судебной практики. Налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием о принудительном удержании с индивидуального предпринимателя недоимки по ЕНВД за март 1999 г., а также пеней, возникших вследствие просрочки погашения этого обязательства. В удовлетворении заявления контрольного органа было отказано. Суд мотивировал вынесенное постановление тем, что был пропущен пресекательный срок, определенный в п. 3 ст. 48 НК, в рамках которого допускается подать претензию. Вместе с этим инстанция указала, что установленный в ст. 70 НК трехмесячный период направления требования о необходимости погасить обязательство перед бюджетом закончился 30.05.1999 г. Сама сумма должна была быть отчислена не позже 28.02.1999 г. Требование же фактически было отправлено плательщику через год — 05.05.2000 г. А срок добровольного погашения обязательства в нем устанавливался на 15.05.2000 г.

[3]

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК шестимесячный период, предусмотренный для обращения контрольным органом в судебную инстанцию с заявлением о принудительном взимании недоимки, который является пресекательным, начинается с даты окончания установленного для исполнения бюджетного обязательства временного промежутка. Пропуск налоговой службой срока, в который она могла направить требование о выплате вмененной плательщику по закону суммы, не предполагает изменения правил исчисления указанного выше срока. В связи с этим период для обращения контрольного органа в суд начинается с 10.06.1999 г., то есть через 10 дней с даты окончания предусмотренного в ст. 70 НК периода. В связи с тем, что исковое заявление было предъявлено 27.09.2000 г., то есть за рамками пресекательного срока, установленного в п. 3 ст. 48 НК, оно не подлежит удовлетворению.

Исполнение обязательства перед бюджетом

В законодательстве установлено, что лица, признающиеся налогоплательщиками, должны осуществлять отчисления, предусмотренные в НК. Обязательства перед бюджетом будут считаться исполненными с момента предъявления поручения в банк на совершение соответствующей операции при наличии достаточного объема средств на счету субъекта. Если лицо имеет непогашенные платежи и не обладает достаточным количеством финансов для удовлетворения предъявленных требований, налог будет признан невыплаченным. Обязательства будут также считаться непогашенными в случае отзыва поручения из банка. Если выплату должен осуществлять налоговый агент, то требование законодательства признается исполненным с момента удержания им установленной суммы из дохода. Невыполнение обязательства перед бюджетом выступает в качестве основания для применения принудительных мер по взиманию недоимки.

Действия контрольных органов

Принудительное взыскание осуществляется в соответствии с решением ФНС. Процедура предполагает направление в банковскую организацию инкассового поручения на списание средств со счета плательщика или агента. Данное распоряжение должно быть выполнено не позже 1 операционного дня, который следует за датой его получения (для рублевых р/с). В случае отсутствия либо недостаточного объема средств на счету плательщика исполнение требования ФНС осуществляется по мере поступления денег. Если у контрольного органа нет информации о р/с субъекта, он вправе взыскать сумму за счет имущества обязанного лица. Принудительное взимание недоимки осуществляется по решению руководителя подразделения ФНС. На протяжении трехдневного срока с даты его вынесения судебному приставу отправляется постановление. Период его исполнения — 2 месяца. Требования удовлетворяются последовательно по отношению к:

  1. Наличным средствам.
  2. Имуществу, не участвующему в производстве товаров.
  3. Готовой продукции.
  4. Материалам и сырью, используемым непосредственно в производстве, станкам, зданиям, оборудованию, сооружениям и проч.
  5. Имуществу, которое передается в соответствии с договором в распоряжение, пользование, владение иным лицам без получения ими права собственности.
  6. Другим материальным ценностям.

Обязательство перед бюджетом будет считаться исполненным с момента реализации изъятого имущества у плательщика и погашения образовавшейся задолженности за счет вырученной суммы.

Взыскание налогов в принудительном порядке

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, то налоговый орган взыскивает с него сумму налога в принудительном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ). Для этого налоговики направляют в банк, где открыт расчетный счет налогоплательщика, поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 2 ст. 46 НК РФ, налоговые органы могут направлять поручение как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Порядок направления поручения в электронном виде должен установить ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Платим налоги с подаренных денег

В прежней редакции п. 4 ст. 46 НК РФ был установлен период, в течение которого налоговики должны направить в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, поручение на списание денежных средств. На это им отводился месяц со дня принятия решения о взыскании налога.

Поскольку документы, направленные в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам, будут поступать в тот же день, из п. 4 ст. 46 НК РФ исключено положение о месячном сроке направления поручения на взыскание налога.

Если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно, то налоговики будут взыскивать налог за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя налогового органа. Причем подобное решение должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Благодаря Закону N 229-ФЗ п. 1 ст. 47 НК РФ дополнен следующими положениями. Решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, которое принято после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может взыскать с налогоплательщика недоимку по налогу в судебном порядке. Заявление в суд налоговики могут подать в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налога

В случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику уведомление на уплату налога (ст. 52 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным в ст. 52 НК РФ, подобное уведомление налоговые органы могут передать налогоплательщику тремя способами:

— лично под расписку;

— по почте заказным письмом;

— в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет устанавливать ФНС России.

Требование об уплате налога и сбора

Если налогоплательщики не перечислили налог в установленный срок, налоговики направляют ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). Законодатели изменили срок, в течение которого налогоплательщики должны исполнить требование об уплате налога. Согласно прежней редакции п. 4 ст. 69 НК РФ требование должно было быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения. В новой редакции указан иной срок — 8 рабочих дней.

Такая поправка имеет смысл в том случае, если на период, в течение которого налогоплательщик должен исполнить требование об уплате налога, выпадают нерабочие праздничные дни. Например, если налогоплательщик получил требование на уплату налога 31 декабря 2010 г., то по старым правилам срок исполнения требования истекает 10 января 2011 г. По новым правилам этот срок истечет только 20 января 2011 г.

Если же на период исполнения требования праздничные дни не приходятся, то срок исполнения требования по-прежнему будет составлять 10 календарных дней (8 раб. дн. + 2 вых. дн.).

Согласно поправкам, внесенным в п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налогов налоговики могут передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

На официальном сайте ФНС размещен проект приказа «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

В процессе электронного документооборота налоговые органы и налогоплательщики обмениваются следующими электронными документами:

— требованиями об уплате;

— подтверждениями оператора электронного документооборота о дате направления требования об уплате;

— квитанциями о приеме требования об уплате;

[2]

— уведомлениями об отказе.

Дата, указанная в подтверждении оператора электронного документооборота, будет считаться датой направления налогоплательщику требования об уплате в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Требование об уплате считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме требования об уплате, подписанное электронной цифровой подписью налогоплательщика. При этом квитанция должна быть направлена в налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки требования.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Статьей 76 НК РФ установлен порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей налоговыми органами. Правила, установленные этой статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках (п. 11 ст. 76 НК РФ):

— налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;

— индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

— нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

— налогоплательщиков, налоговых агентов.

В то же время только в отношении организаций установлен запрет на открытие новых счетов при наличии решения о приостановлении операций по уже открытым счетам в банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Законодатели эту оплошность исправили. Согласно поправкам, внесенным в п. 12 ст. 76 НК РФ, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.

Бывает, что после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке у организации поменялось название или реквизиты счета.

Должен ли в этом случае банк исполнять решение о приостановлении счета?

В прежней редакции ст. 76 НК РФ об этом ничего не говорилось. Благодаря поправкам, внесенным в п. 7 ст. 76 НК РФ, решение налогового органа подлежит исполнению банком также в отношении организации-налогоплательщика, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены. Сделать это они должны не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (п. 5 ст. 76 НК РФ). После вступления в силу Закона N 229-ФЗ эти сообщения банк должен будет отправлять в электронном виде. Форматы сообщений, а также порядок их направления в банк в электронном виде будут утверждены ЦБ РФ по согласованию с ФНС России. Такие поправки внесены в п. 5 ст. 76 НК РФ.

В случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящаяся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает сумму, указанную в этом решении, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций.

До принятия соответствующего решения налоговый орган может направить в банк запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сделать это налоговики обязаны в течение дня, следующего за днем получения заявления от налогоплательщика (п. 9 ст. 76 НК РФ). Законодатели установили срок, в течение которого банк должен передать в налоговые органы сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, — не позднее следующего дня после получения запроса налогового органа. Подобное сообщение банк обязан передавать в электронном виде. Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 76 НК РФ.

Законодатели уточнили порядок отмены приостановления операций по счетам в банках. В частности, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Соответствующие поправки внесены в п. 9.1 ст. 76 НК РФ.

Читайте так же:  Как начисляются пенсионные баллы работающим пенсионерам

В настоящее время налоговые органы обязаны выплатить проценты в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций. Это установлено п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

С 1 января 2011 г. начислять проценты в пользу налогоплательщиков налоговым органам придется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Проценты будут начисляться на сумму денежных средств, в отношении которой действовало это решение, за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения о его отмене. При этом процентная ставка будет приниматься равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период неправомерного приостановления операций по счетам. Такие поправки внесены в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

Арест имущества

Арест имущества выступает в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов (п. 1 ст. 77 НК РФ). Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Законодатели установили срок, в течение которого налоговый или таможенный орган обязан уведомить налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества, — 5 рабочих дней после дня его принятия. Такие дополнения внесены в п. 13 ст. 77 НК РФ.

Сроки давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Начнем с того, что с точки зрения Налогового законодательства РФ является недоимкой. Итак, недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная налогоплательщиком в установленный срок (см. абз. 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного недоимкой может признаваться и излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговые инспекторы выявили в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки. Недоимка формируются со следующего дня после просрочки. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ на сумму недоимки подлежит начислению пеня за каждый день просрочки до дня оплаты суммы недоимки (основной задолженности по налогам) и пени. Если налогоплательщик должник не погасит задолженность в полном объеме, пеня будет взыскиваться в судебном порядке. Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. В данной статье речь пойдет о сроках давности для выявления и взыскания налоговой недоимки с юридических лиц.

В результате чего выявляется налоговая недоимка?

Общий срок взыскания налоговой недоимки с юридических лиц

Если налоговый орган выявил недоимку по налогам, он должен уведомить об этом налогоплательщика должника не позднее, чем за три месяца с момента выявления недоимки. В случае если недоимка была выявлена по результатам проведенной налоговой проверки, требование об уплате налоговой недоимки должно быть отправлено налогоплательщику должнику не позднее чем через десять дней с момента выявления недоимки. Налоговым кодексом РФ предусмотрен минимальный срок для взыскания задолженностей по налогам, сборам, пеням, штрафным санкциям после фактического получения налогоплательщиком требования от налогового органа. Равен он восьми рабочим дням, но может составлять и больше. При этом максимальный срок законом вообще на сегодня не установлен. Налогоплательщик обязан в установленный в требовании срок исполнить обязанность по уплате недоимки (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Помимо указанного, требование об уплате недоимки по налогам и начисленным штрафным санкциям должно содержать следующие обязательные требования:

  • размер недоимки;
  • сроки погашения недоимки;
  • сумму пеней, начисленных на сумму недоимки;
  • меры по взысканию недоимки.

В ходе налоговой проверки при выявлении недоимки по налогам, налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате выявленной недоимки в течение двадцати рабочих дней с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки. Если же недоимка была выявлена вне рамок мероприятий налогового контроля, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (в том числе задолженность по пеням и штрафам):

  • при задолженности в 500 рублей и более – требование направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее указанной суммы – в течение одного года со дня выявления недоимки.

Принудительное взыскание недоимки налоговики начинают только в случаях, когда налогоплательщик отказывается добровольно ее оплатить. Принудительное взыскание налоговой недоимки происходит путем взыскания недостающих сумм по налогам с расчетных счетов налогоплательщиков юридических лиц, в том числе принудительно взыскиваются и электронные деньги. Причем процесс принудительного взыскания (списания) задолженности по налогам происходит без обращения налоговиков в судебные инстанции.

Также принудительное взыскание задолженности по налогам осуществляется за счет реализации имущества юридического лица. Следует обратить внимание на то, что общий срок исковой давности, установленный законодательством РФ для гражданских правоотношений, к налоговым правоотношениям никакого отношения не имеет (см. п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ). Самостоятельной нормы, аналогичной нормы об общих сроках исковой давности предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в Налоговом кодексе нет. Однако при этом общий срок исковой давности для взыскания налоговой недоимки составляет три года. Как уже было отмечено выше, налоговые обязательства в нашей стране действительно бессрочны. Налоговым кодексом РФ предусмотрены сроки, пропустив которые задолженность может быть признана безнадежной. Имущественные налоги, такие как, налог на транспорт, недвижимость и т.п., могут быть начислены налоговым органом только за последние три года, по общим правилам исковой давности.

[1]

Сроки взыскания налоговой недоимки налоговыми органами

В случае выявления налоговой недоимки, налоговым органом выставляется требование должнику об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • не позднее двадцати рабочих дней со дня вступления в законную силу решения, вынесенного налоговым органом по итогам проверки (в рамках проверки – см. п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ);
  • срок направления требования зависит от суммы задолженности (вне рамок проверки – см. пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога согласно пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ может быть вручено тремя способами:

  • путем вручения руководителю юридического лица, законному представителю лично под расписку;
  • путем направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.

Требование об уплате налоговой недоимки всегда направляется по адресу местонахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ст. 31 Налогового кодекса РФ). По общему правилу требование налогового органа, направленное по почте считается полученным налогоплательщиком на шестой рабочий день с момента отправки (см. п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Порядок направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700. В случае направления электронного требования по телекоммуникационным каналам связи, оно считается полученным налогоплательщиком с момента отправления им в налоговую инспекцию электронной квитанции о приеме документа. При наличии такой квитанции, налоговый орган требование в бумажном виде уже не дублирует по почте заказным письмом. Поэтому если налоговая инспекция при электронной отправке требования не получит назад квитанцию от налогоплательщика о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено по почте в общем порядке (см. пп. 5, 12 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 года № ММВ-7-8/700).

Читайте так же:  Несвоевременная оплата налога на прибыль

При невозможности взыскания задолженности по налогам с юридического лица, налоговый орган:

  • выносит решение о взыскании налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика не позднее одного года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ);
  • обращается в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой недоимки в период от года до двух лет после истечения срока исполнения требования.

Срок для взыскания недоимки в судебном порядке

Взыскание задолженности в принудительном судебном порядке происходит, как правило, если налогоплательщик должник отказывается добровольно ее погашать. Но по общим правилам судопроизводства кредитор не вправе принимать самостоятельных мер по принудительному взысканию задолженности со своего дебитора. Так и в случаях взыскания налоговым органом недоимки по налогам с налогоплательщика должника, ведь в данных отношениях налоговый орган является кредитором, а налогоплательщик – дебитором. Именно поэтому кредиторы вправе взыскать задолженность только через суд, но и пойти в суд кредитор сразу не вправе. Прежде чем отправиться в судебную инстанцию, кредитору необходимо попробовать урегулировать сложившейся спор в досудебном порядке. Тоже самое происходит при взыскании недоимки с налогоплательщика. В первую очередь, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки и пени. О правилах составления, порядке направления и вручения налоговым органом требования об уплате налоговой недоимки мы указывали выше.

Единственное что еще раз следует отметить в части судебного порядка взыскания налоговой недоимки, сумму налоговой недоимки, указанной в таком требовании налогоплательщик должен погасить в течение десяти дней с момента его получения. Если налогоплательщик задолженность по налогам не погашает, тогда уже налоговый орган обращается в арбитражный суд за принудительным взысканием. Как после рассмотрения любого имущественного требования, после рассмотрения иска налогового органа о взыскании налоговой недоимки суд выдает исполнительный лист. Далее процесс его исполнения выглядит стандартно: происходит списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика в размере суммы задолженности по налогам, накладывается арест на имущество налогоплательщика должника, выносится запрет на выезд за границу должностного лица.

Если налогоплательщик длительное время не выплачивает недоимку, она может быть признана безнадежной, а затем просто аннулирована как и любая безнадежная дебиторка. Даже если общий срок исковой давности по налоговой недоимке к налогоплательщику не истек, налоговый орган не вправе обязывать налогоплательщика погасить недоимку, несмотря на то что она продолжает за ним числиться.

Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:

  • ликвидации юридического лица;
  • признания юридического лица банкротом;
  • наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
  • вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Срок давности Налоговым кодексом РФ не установлен, в то время как сроки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ к налоговым недоимкам не применимы. Отсюда у многих возникает вполне резонный вопрос, на каком основании определяется срок взыскания налоговой недоимки? В свою очередь, срок взыскания недоимки в судебном порядке налоговым законодательством установлены и составляет три года. Это то, что касается срока исковой давности взыскания налоговой недоимки в принципе, а вот само взыскание происходит в течение девяти месяцев в среднем, с момента обращения организации в суд и два года, в случае взыскания налоговой недоимки за счет изъятия имущества. Стоит отметить, что взыскание недоимки по налогам через суд довольно длительный процесс. Однако если у налогоплательщика образовалась задолженность перед бюджетом (налоговые органы, пенсионный фонд, страховые компании), то судебный процесс, как правило, происходит намного быстрее.

В судебном порядке взыскиваются недоимки с компаний, у которых:

  • размер задолженности по налогам свыше 5 000 000 рублей (см. подп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
  • произошла переквалификация сделки, статуса или характера деятельности компании (см. подп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ);
  • проведена проверка правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (см. подп. 4 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Также через суд может быть взыскана недоимка с тех компаний, которые являются взаимозависимыми по отношению к компаниям, у которых эти налоговые недоимки возникли изначально, причем только возникших по итогам проведенных налоговых проверок и неоплаты компанией таких налоговых недоимок в течение трех месяцев. Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ и возможны в следующих случаях:

  • если на банковские счета взаимозависимых компаний поступает выручка за товары, работы или услуги, реализованные компаниями налогоплательщиками, имеющими недоимку на момент совершения той или иной сделки, или у которых она изначально возникла;
  • если компания, у которой изначально возникла налоговая недоимка, узнав о назначении выездной налоговой проверки или проведении камеральной налоговой проверки, передала взаимозависимой компании денежные средства или другое имущество, с целью затруднить взыскание налоговой недоимки или сделать то невозможным.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение рассматриваемой темы можно резюмировать, что налоговая недоимка является задолженностью, суммой не внесенных компанией налогоплательщиком взносов, отчислений и т.п. Установление факта недоимки в рамках налоговых проверок происходит вследствие выявления ошибок в платежных документах и самим налогоплательщиком – руководителем юридического лица. Налоговая недоимка, как любая задолженность, подлежит взысканию через суд. Фактическое взыскание денежных средств происходит путем списания денежных средств с банковских счетов юридического лица должника.

Источники


  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  2. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  3. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
  4. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Порядок и сроки взыскания налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here