Порядок организации ведения налогового учета

Предлагаем полезную информацию по теме: порядок организации ведения налогового учета от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Порядок организации ведения налогового учета

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Чтобы правильно рассчитать налог на прибыль, фирма должна определить облагаемую базу по этому налогу. Для этого необходимо вести налоговый учет. Сразу отметим, что правила налогового учета иногда значительно отличаются от учета бухгалтерского.

Что такое налоговый учет

В Налоговом кодексе сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно. Правила ведения такого учета закрепляют в налоговой учетной политике фирмы.

Определение налогового учета дано в ст. 313 Налогового кодекса:

«Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Как видно из определения, налоговый учет необходим, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила расчета налога, установленные гл. 25 Налогового кодекса, таковы, что зачастую сделать это на основании лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Обратите внимание: с 2003 г. действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль.

Однако это не освобождает фирму от ведения налогового учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяют доходы и расходы фирмы;

— как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируют сумму резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Данные налогового учета подтверждают первичные документы, расчеты налоговой базы и аналитические регистры налогового учета. Обратите внимание: справка бухгалтера также является первичным документом. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

Что такое регистры налогового учета

Регистры налогового учета — это документы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

— период (дата) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Если составлять собственные регистры желания нет, вы можете воспользоваться уже готовыми. Так, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало Рекомендации по составлению регистров налогового учета «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Вот полный перечень этих регистров:

Регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета».

Регистр-расчет амортизации нематериальных активов.

Регистр-расчет стоимости списанных сырья/материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

Регистр учета сомнительной и безнадежной задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

[2]

Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату.

Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

Регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода.

Регистр-расчет расходов на текущий ремонт.

Регистр-расчет расходов на ремонт.

Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистр информации об объекте основных средств.

Регистр информации об объекте нематериальных активов.

Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Регистр информации о движении приобретенных товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

Регистр учета расходов будущих периодов.

Регистр учета операций по движению дебиторской задолженности.

Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

Регистр учета расчетов с бюджетом.

Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.

Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.

Регистр учета поступлений денежных средств.

Регистр учета расхода денежных средств.

[3]

Регистр-расчет сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период.

Регистр учета расходов по оплате труда.

Регистр учета начисления налогов и сборов, включаемых в состав расходов.

Регистр-расчет амортизации основных средств.

Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном периоде.

Регистр учета прочих расходов текущего периода.

Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества».

Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

Регистр-расчет остатка транспортных расходов.

Регистр учета внереализационных расходов текущего периода.

Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг.

Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

Регистр учета доходов текущего периода.

Регистр учета убытков обслуживающих производств и хозяйств.

Регистр-расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств».

Регистр учета поступлений целевых средств.

Регистр учета использования целевых поступлений.

Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Организация налогового учета на предприятии

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

  • — формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Читайте так же:  Перезачет налога с одного кбк на другой

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы [2. С. 132].

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета — совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа — последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому [3.С. 284].

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст. ст. 313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

  • 1) обособленный учет — при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;
  • 2) объединенный учет — этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;
  • 3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

  • — порядок формирования суммы доходов и расходов [4.С. 244];
  • — порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • — сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • — порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • — сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129_ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы [7.С. 136].

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • — наименование регистра;
  • — период (дату) составления;
  • — измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • — наименование хозяйственных операций;
  • — подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается — отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

  • — минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
  • — возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
  • — возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл. 25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

  • 1. Период, за который определяется налоговая база [4.С. 273].
  • 2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
  • 3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.
  • 4. Прибыль (убыток) от реализации.
  • 5. Сумму внереализационных доходов.
  • 6. Сумму внереализационных расходов
Читайте так же:  Как делается перерасчет пенсии после увольнения

Организация и ведение налогового учета

В отличие от БУ, где все регламентировано, в НУ нет жестких стандартов и правил. Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно. Правила ведения НУ устанавливаются в учетной политике для целей н/о. По тем объектам, порядок учета которых совпадает с БУ, могут использоваться данные БУ.

Данными НУ (информационная база) являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. Т.о, справка бухгалтера является первичным документом.

К форме и содержанию первичных документов в целях н/о применяются такие же требования, как и в БУ. Они должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Налоговым законодательством введены отсутствующие в бухгалтерском учете первичные документы, такие как счет-фактура, используемая для исчисления налоговой базы по НДС, а также специальные формы (регистры, журналы) налогового учета, которые налогоплательщики обязаны вести: книга учета доходов и расходов, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга учета покупок и продаж.

НУ ведется в аналитических регистрах без применения двойной записи. Аналитические регистры НУ – это сводные формы (таблицы) систематизации данных НУ за отчетный (налоговый) период, сгруппированных без отражения на счетах бухгалтерского учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах (справках бухгалтера), иных данных для отражения в расчете налоговой базы. Единой формы налоговых регистров (как в БУ) нет. Формы регистров НУ и порядок отражения в них данных НУ разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно, утверждаются и прикладываются к учетной политике. Основанием для записей в регистрах НУ являются первичные документы, а также расчеты бухгалтера (например, расчет зарплаты). Регистры должны содержать сведения: наименование регистра, период (дата) составления, измерители операций в денежном и натуральном выражении, наименование хоз. операций, подпись ответственного лица.

Регистры налогового учета

Налог Налоговые регистры
Налог на прибыль Регистр учета доходов от реализации Регистр учета внереализационных доходов Регистр учета расходов, связанных с реализацией и т.д.
НДС Книга учета доходов Книга учета расходов Счет-фактура (первичный документ)
НДФЛ Регистр (карточка) учета доходов физ. лица, налоговых вычетов
Страховые взносы Регистр (карточка) учета доходов физ. лица
Налог на имущество Данные БУ

Регистр учета доходов текущего периода

Дата получения дохода Вид дохода От кого получен доход Сумма руб. Общая сумма по виду дохода

Варианты ведения НУ

Для систематизации и накопления информации могут быть использованы: регистры БУ; регистры БУ, дополненные необходимыми реквизитами в целях н/о; регистры НУ. Возможны две модели ведения налогового учета.

Модель 1. Предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров НУ, при этом НУ ведется параллельно БУ. Взаимодействие двух систем учета при использовании этой модели сводится к минимуму. Общими для БУ и НУ являются лишь данные первичных документов. Для этой модели НУ необходимо отдельное структурное подразделение. Приемлем для крупных организаций. Недостаток – затратно.

Схема формирования налоговой базы по модели 1

Модель 2. НУ ведется в системе БУ. Для этого нужно определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем различаются. Затем нужно максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику, установив одинаковые способы учета. Тогда многие операции, отраженные в БУ, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль. Бухгалтерские регистры (карточка счета, оборотные ведомости) можно использовать в качестве регистров НУ. Если регистры БУ содержат недостаточно информации для расчета налоговой базы, то в них можно ввести дополнительные реквизиты (комбинированные регистры). Когда правила БУ не совпадают с налоговым законодательством, обороты по счетам БУ для целей н/о можно корректировать. Для этого составляют специальный расчет. Он и будет регистром НУ.

Схема формирования налоговой базы по модели 2

Основным недостатком этой схемы организации НУ является неизбежное доминирование НУ над бухгалтерским, предпринимаются попытки ведения БУ по правилам НУ, в результате чего БУ в организации становится менее эффективным, искажаются реальные показатели хоз. деятельности и финансовые результаты, что намеренно или ненамеренно приводит к обману пользователей бухгалтерской отчетности.

Таким образом, для организации НУ необходимо:

— определить те объекты учета, по которым правила БУ и НУ идентичны, установить регистры БУ, которые могут быть использованы для НУ;

— определить те объекты учета, по которым правила БУ и НУ различаются, разработать формы аналитических регистров НУ для выделенных объектов.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 266 | Нарушение авторских прав

Организация налогового учета на предприятии

«Налоговый вестник», 2005, N 10

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации наряду с бухгалтерским учетом организация осуществляет налоговый учет. Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст. ст. 313 и 314 НК РФ. Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщик определяет в учетной политике для целей налогообложения порядок ведения налогового учета (перечень регистров, ответственных за их ведение, организацию документооборота). Порядок ведения налогового учета — это особый порядок учета доходов и расходов и определение момента их признания, представляющий собой механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного периода, особый порядок формирования отложенных расходов (расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных периодов по специальным расчетам, предусмотренным гл. 25 НК РФ).

Налогоплательщик организует ведение налогового учета самостоятельно. При этом он должен обеспечить возможность осуществления контроля за правильностью формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы как при осуществлении внутреннего контроля, так и проверяющими органами.

В силу ст. 313 НК РФ данные налогового учета подтверждаются, в частности, первичными учетными документами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые и служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Этими же первичными документами могут подтверждаться данные налогового учета.

Порядок ведения налогового учета организации

Налоговый учет ведется для того, чтобы собрать данные о валовых расходах и доходах предприятия и использовать их для составления налоговой отчетности. Сам процесс нацелен на расчет налоговой базы за каждый отчетный период. С его помощью руководитель организации может корректировать полученные данные с показателями бухучета для налогообложения чистой прибыли.

Читайте так же:  Единовременное пособие облагается ли налогом

Система налогового учета должна быть организована фирмой самостоятельно на основе последовательного применения установленных законодательством правил. Порядок ведения деятельности фиксируется для каждой конкретной цели налогообложения в учетной политике, которая в свою очередь утверждается распоряжением менеджера высшего уровня.

Данные налогового учета отображают:

  • алгоритм формирования суммы расходов и доходов;
  • порядок нахождения доли расходов, которая будет учитываться в отчетном периоде для всех целей налогообложения;
  • алгоритм создания сумм формируемых резервов;
  • размер задолженности по расчетам с бюджетом по налогу;
  • величину остатка убытков, которая будет отнесена в расходы будущего налогового периода.

Что могут подтвердить данные, полученные в результате учета?

Доказательством правильно проведенных вычислений могут быть:

  • первичные учетные документы;
  • сводные формы налогового учета, такие как аналитические регистры. В данных документах отображаются сгруппированные данные без распределения по отдельным счетам. Регистры позволяют накапливать и систематизировать информацию в хронологическом порядке. данные разрешается фиксировать в таблицах и справках бухгалтера;
  • подробный расчет налоговой базы, который составляется налогоплательщиком в соответствии со статьей №315 действующего Налогового кодекса Российской Федерации.

В каких случаях можно производить изменения в учетной политике?

  • если изменилось действующее законодательство.
  • если компания стала осуществлять другие виды деятельности (следует отобразить алгоритм их учета).
  • если изменились используемые методы учета.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все поправки в учетной политике применяются с начала нового отчетного периода. Это делается для того, чтобы не было лишней путаницы, и все данные были объективно отражены в отчетности. Нарушение порядка учетной политики влечет за собой штрафные санкции со стороны государства.

Порядок ведения налогового учета

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа — последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

Обратная связь

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Организация налогового учета, способы его ведения

23. Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период.

Налог не добавленную стоимость — многоступенчатый косвенный налог, которым облагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Плательщиками налога являются:

лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

В рамках налогового периода (календарный месяц) для расчета налогового обязательства применяются три вида ставок: ноль процентов, 10 и 20 %.

Организация и техника ведения налогового учета (стр. 1 из 12)

Министерство образования и науки Российской Федерации

НП «Тульский колледж технологий, экономики и права»

о производственной технологической

Студентки 3 курса дневного отделения

группы 3-04 специальности 080106 «Финансы»

Место практики _____________

Время прохождения практики: 20.04.2007 – 24.05.2007

Руководитель практики в ТК ТЭП

Содержание отчета по технологической практике

2.1. Налог на добавленную стоимость. Налоговые регистры по НДС. 6

2.3. Налог на прибыль. Налоговый учет доходов и расходов организации. Налоговые регистры по налогу на прибыль. 15

2.4. Единый социальный налог. Налоговые регистры по ЕСН. 21

2.5. Налог на доходы физических лиц. Налоговые регистры по НДФЛ. 25

2.6. Государственная пошлина. 34

2.7. Плата за природные ресурсы. 38

2.7.1. Налог на добычу полезных ископаемых. 38

2.7.2. Водный налог. 41

3.1. Налог на имущество организаций. 46

3.2.Транспортный налог. 49

3.3.Налог на игорный бизнес. 52

4.1. Плата за землю. 56

4.2. Налог на имущество физических лиц. 61

5.1. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.. 64

5.2. Упрощенная система налогообложения. 68

Налоговый учет был введен с 1.01.2002 г. Согласно ст. 313 Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Читайте так же:  Сколько пенсия по потере кормилица

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

· период (дату) составления;

· измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. За ее разглашение наступает ответственность, установленная действующим законодательством.
Федеральные налоги и сборы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Данный налог регламентирован 21 главой НК РФ.

Плательщиками НДС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), реализующие на территории РФ товары, работы или услуги.

Объектом обложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенные на стороне, включая недвижимое имущество, тепло- и электроэнергию, газ, а также обороты внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не включаются в издержки производства и обращения.

Налоговая база представляет собой стоимость реализованной продукциии, исчисленную по свободным или регулируемым ценам, а также суммы полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок или выполнения работ. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включаются и сумма акцизов.

Ставки по НДС делятся на расчетные и основные.

Данная ставка используется при реализации:

— товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ;

— работ/услуг, непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию РФ в рамках транзита;

— услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ;

— работ/ услуг, выполняемых непосредственно в космическом пространстве;

— драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из отходов или лома товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатов и членов и их семей;

— припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме, где припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения воздушных и морских судов.

Данная ставка испоьзуется при реализации:

— отдельных продовольственных товаров (мясо, молоко, хлеб, крупы, детское питание и др.);

— некоторых детских товаров отечественного производства (детская одежда, обувь, коляски, канцтовары и др.);

— периодических печатных изданий (за исключением изданий рекламного и эротического характера);

— отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

Применяется для остальных товаров, работ, услуг.

Применяется при реализации товаров, работ и услуг, облагаемых по основной ставке 18%, если в налоговую базу входит НДС.

Применяется при реализации товаров, работ и услуг, облагаемых по основной ставке 10%, если в налоговую базу входит НДС.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Освобождается от обложения НДС реализация:

— медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемеологических услуг;

— услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

— уход по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

— продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми;

— услуг по сохранению и использованию архивов;

— услуг по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, кроме такси, а также морским, речным и железнодорожным транспортом;

— ритуальных услуг по изготовлению памятников, а также реализация похоронных принадлежностей.

— предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

— осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);

— операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов;

— реализация изделий народно-художественных промыслов;

— оказание услуг по страхованию, включая оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;

Базовые правила ведения налогового учета: анализ требований законодательства

Аналогично бухгалтерскому учету, определение Налоговым кодексом Российской Федерации основных правил ведения налогового учета организации базируется на формулировке набора его базовых принципов.

Прежде всего, как уже отмечалось выше в части норм, касающихся налога на прибыль организаций, НК РФ, аналогично с правилами бухгалтерского законодательства относительно учетной политики (см. п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» и п. 6 ПБУ 1/98), вводит принцип последовательности применения учетной политики для целей налогообложения (налоговой политики организации).

Случаями, при которых организация может изменять приказ об учетной политике для целей налогообложения в части налога на прибыль, называются:

  • · изменение законодательства о налогах и сборах;
  • · изменение применяемых организацией методов налогового учета.

Далее, Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет три уровня обобщения информации в налоговом учете организации:

  • · первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • · аналитические регистры налогового учета;
  • · расчет налоговой базы.

Определяя первичные учетные документы как «подтверждение данных налогового учета», Налоговый кодекс фактически следующим из основных принципов налогового учета вводит принцип документирования, в соответствии с которым основанием записи в регистрах налогового учета служит первичный документ, оформляющий соответствующий факт хозяйственной жизни.

Данный принцип также аналогичен бухгалтерскому принципу обязательного документирования, нормативно определяемому Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете».

Напомним, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Определение следующего уровня обобщения информации в налоговом учете — аналитических регистров налогового учета — подчеркивает различия между налоговым и бухгалтерским учетом организации.

Согласно ст. 314 НК РФ, аналитические регистры налогового учета — сводные формы, систематизирующие данные налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Форма регистров налогового учета — определяется ст. 314 НК РФ — и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения.

[1]

Вместе с тем, специальным предписанием ст. 313 НК РФ определяется перечень обязательных реквизитов аналитического регистра налогового учета, которые он должен содержать в обязательном порядке; это:

  • · наименование регистра;
  • · период (дата) составления;
  • · измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • · наименование хозяйственных операций;
  • · подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Нормативно определяя порядок ведения аналитических регистров налогового учета, НК РФ формулирует следующий принцип налогового учета — принцип непрерывности.

Согласно ст. 314 НК РФ, формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Читайте так же:  Накопительная часть трудовой пенсии по старости

Фактически определение данного принципа воспроизводит смысл бухгалтерского принципа непрерывности, нормативно определяемого пунктом 3 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете», согласно которой «бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

В данном случае имеет место заимствование налоговым законодательством классического бухгалтерского принципа соответствия доходов и расходов, в соответствии с которым расходы организации должны быть списаны в уменьшение финансового результата того отчетного периода, в котором организация получила доходы, благодаря данным расходам или стала очевидной их (расходов) убыточность.

Данный принцип лежит в основе исчисления финансовых результатов в бухгалтерском учете, и он же фактически положен главой 25 НК РФ в основу правил исчисления налогооблагаемой прибыли организации. Однако следует особо подчеркнуть, что методологически в отношении данного принципа предписания НК РФ построены четче и более определены, чем соответствующие нормы бухгалтерского законодательства.

Устанавливая принцип равномерности признания доходов и расходов как общее правило, НК РФ отдельно определяет критерии признания доходов и расходов при методе начисления (ст. 271 НК РФ) и при кассовом методе (ст. 273 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ, организации имеют право на определение даты получения доходы (осуществления расхода) по кассовому методу, только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Если доходы организации в силу выполнения указанного условия определяются по кассовому методу, то согласно п.п. 2 и 3 ст. 273 НК РФ, датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом расходами налогоплательщика признаются затраты также только после их фактической оплаты.

Что же касается всех прочих организаций — плательщиков налога на прибыль, то по общему правилу на них статьей 271 НК РФ распространяется порядок признания доходов по методу начисления.

Согласно этому порядку доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

1.3 Взаимосвязь основных требований (допущений), сформулированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета и базовых правил ведения налогового учета по: составу, содержанию, иным критериям

Границы между правилами бухгалтерского учета и порядком исчисления налогооблагаемых баз подчеркиваются определением налогового учета, которое содержит статья 313 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый учет определяется статьей 313 НК РФ как «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ».

Из данного общего определения следует, что НК РФ не рассматривает налоговый учет как замену бухгалтерскому учету, определяя налоговый учет как совершенно самостоятельную систему обобщения информации в целях исчисления налогооблагаемых баз и величин налоговых обязательств организации.

Определяя понятие налогового учета, НК РФ устанавливает порядок его организации и формулирует его основные принципы.

В соответствии со ст. 313 НК РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом Налоговым кодексом РФ специально подчеркивается, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Первый вывод, следующий из данного определения НК РФ, заключается в том, что схема организации и ведения налогового учета полностью определяется организацией — налогоплательщиком, которая «устанавливает порядок ведения налогового учета в приказе об учетной политике для целей налогообложения».

Однако здесь не следует забывать о том, что, декларируя полную свободу организаций в определении порядка ведения налогового учета, НК РФ при этом называет показатели, которые в обязательном порядке должны быть отражены в налоговом учете каждой организации — налогоплательщика.

Согласно ст. 313 НК РФ, данные налогового учета организации в обязательном порядке должны отражать: «(1) порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, (2) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, (3) порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также (4) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу».

Использование термина «учетная политика организации для целей налогообложения» не является новым для действующего налогового законодательства.

Напомним, что впервые понятие учетной политики организации для целей налогообложения как термина определяющего комплекс решений организации о выборе одного из предлагаемых законодательством режимов налогообложения конкретных хозяйственных операций было использовано в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Так, например, в соответствии со ст. 167 НК РФ, в целях уплаты налога на добавленную стоимость дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.

Таким образом, как следует из рассмотренных нами выше предписаний НК РФ, налоговый учет представляет собой совершенно самостоятельную систему обобщения информации, необходимой для целей исчисления налогооблагаемых баз и обязательств организации перед бюджетом, полностью обособленную от бухгалтерского учета и его (бухгалтерский учет) не заменяющую.

Источники


  1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
  4. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
Порядок организации ведения налогового учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here