Постановка недвижимости на налоговый учет

Предлагаем полезную информацию по теме: постановка недвижимости на налоговый учет от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Как проводится учет объектов недвижимости

И коммерческая, и бюджетная структура время от времени оперирует с недвижимыми объектами. Поступление, выбытие, строительство объектов подлежат учету.

Бухучет объектов недвижимости

Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:

  • Положение по бухучету, установленное Приказом Минфина №26 н от 30.03.2001.
  • Методические указания по учету ОС №91.

Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):

  • Недвижимость необходима для ведения основной деятельности фирмы (продажа продукции, оказание услуг).
  • Объект будет эксплуатироваться дольше года.
  • Фирма не планирует перепродажу.
  • Предполагается, что объект будет приносить финансовую выгоду. В этом случае его приобретение будет считаться обоснованным.

Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.

Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.

Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.

Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:

  • Необязательны документы о регистрации объекта.
  • Необязательна фактическая эксплуатация.
  • Амортизация не начисляется в том случае, если имущество остается на счету 08.

С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:

  • Соответствие положениям пункта 4,5 ПБУ 6/01.
  • Капитальные вложения окончены.
  • Есть документы, подтверждающие готовность к эксплуатации.

Регистрация для вхождения имущества в ОС необязательна. Амортизация собственности будет зависеть от того, когда она принята к учету. Месяц принятия к учету – это тот месяц, в котором окончены вложения и объект стал соответствовать характеристикам, оговоренным в пункте 4 ПБУ 6/01. Для амортизации необязательна передача бумаг на регистрацию. Объект можно принимать в состав ОС в дату подписания акта приема-передачи.

Принятие недвижимости к учету

Первоначальная стоимость объекта будет включать в себя эти составляющие:

  • Если объект куплен: стоимость имущества, выставленная поставщиком, а также издержки на приведение объектов в вид, пригодный для эксплуатации.
  • Если компания строит недвижимость: средства, заплаченные подрядчику.

Прочие издержки допустимо включать в расходы, сопутствующие деятельности фирмы. Учитывать эти траты нужно в том периоде, в котором они возникли. Рассмотрим проводки, актуальные при принятии объекта недвижимости:

  • ДТ08 КТ60. Учет трат на приобретение или возведение объектов. Предполагается, что эти расходы входят в первоначальную стоимость.
  • ДТ01 КТ08. Принятие объектов к учету.

Проводки выполняются на основании документов. К примеру, это акт приема-передачи недвижимости.

Бухучет реконструкции имущества при УСН

Реконструкция недвижимости – это улучшение объекта. Траты на реконструкцию учитываются в составе расходов. Признаются они тратами с даты эксплуатации объекта. Расходы должны равномерно списываться до окончания отчетного периода. К учету принимаются только те траты, которые были фактически оплачены.

Формирование первоначальной стоимости при ОСНО

Если фирма использует ОСНО, первоначальная стоимость включает в себя эти расходы:

  • Стоимость возведенного или приобретенного имущества.
  • Процент по кредиту, взятому для приобретения или строительства.
  • Траты на улучшение объекта для того, чтобы он стал пригоден к эксплуатации.
  • Прочие траты, сопутствующие приобретению (к примеру, комиссионные).

Если фирма использует ОСНО, для учета и амортизации также необязательно посылать документы на государственную регистрацию.

Особенности учета объектов у продавца

Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:

  • У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
  • Сумма выручки от продажи известна.
  • Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
  • Покупатель получил право собственности на объект.
  • Траты на операцию можно установить однозначно.

Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.

Бухгалтерские проводки

Фирма-продавец выполняет следующие проводки:

  • ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
  • ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
  • ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.

В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.

Учет покупки объектов

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.
Читайте так же:  Нет денег на уплату налогов

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

Налоговый учет

С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.

Регистрация недвижимости по новому закону с 2019 года

Начиная с 2019 года, регистрация недвижимости будет проводиться по новому закону. ФЗ № 218 от 13.07.2015 года включает в себя новые правила по регистрации сделок. Благодаря нововведениям, процедура постановки соглашения о передаче прав на собственность другому лицу стала намного проще и короче. Оформление кадастрового паспорта также стало занимать меньше времени и требовать небольшой пакет документации.

В настоящее время в России объектов недвижимого имущества, не имеющих кадастрового паспорта и номера, очень много. В этой связи государством было принято решение не только о предоставлении возможности регистрировать сделки и различные операции в упрощенном порядке. Дополнительно был сокращен перечень обязательной документации. Обо всех нюансах процедуры регистрации в соответствии с новым законом читатели смогут ознакомиться в данной статье.

Существенные положения нового закона

В январе текущего года был издан указ о создании и формировании общей базы данных недвижимого имущества. Свод данных получил название ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости. В базу будут вноситься сведения одновременного из Госкадастра и из единого реестра прав на недвижимость.

В итоге сведения из новой базы данных будут состоять из:

  • кадастровых данных и карт;
  • документов из госреестра;
  • указания границ и точек привязки объекта.

Регистрация нового объекта будет производиться сотрудниками ЕГРН с учетом данных, которые объединены в реестре сразу из двух баз. Благодаря тому, что учет и регистрация прав на объект будут производиться одновременно, граждане смогут получать необходимые бумаги, подтверждающие их право на имущество, вдвое быстрее.

Как будет формироваться данные и в каком виде храниться?

Для граждан предусмотрено сразу несколько возможностей подачи заявления на регистрацию:

[3]

  • бумажный вариант, при котором собственник подготавливает обязательные документы и бланки, а затем передает сотруднику Росреестра для проведения регистрации. Допускается не только личное обращение, но и отправление заявки по почте;
  • электронный вариант – обращение происходит посредством портала госуслуг, где заявление можно подать через личный кабинет;
  • регистрация в МФЦ также позволят провести регистрацию. Документы подаются в бумажном виде.

Фактически информация, касающаяся процедуры регистрации, хранится в электронном виде. Правки и изменения также вносятся и сохраняются при использовании компьютера. В качестве подтверждающего документа, который в дальнейшем выдается обратившемуся гражданину, выступает выписка из ЕГРН. В ней содержится информация об объекте, а также данные о соглашении, на основании которого был произведен переход права собственности. Другой документации, справок и выписок для подтверждения права не требуется.

Механизм обмена информацией между сторонами

Кроме непосредственно процедуры регистрации прав, изменения коснутся схемы и порядка обмена данных между профильными организациями. Если изменения в статусе объекта произойдут на основании судебного решения, то новые данные будут внесены в реестр без уведомления собственника.

Дублироваться сведения будут и в Росреестр автоматически. Такое нововведение избавило граждан от обязанности подавать документы по месту расположения объекта. Теперь лица, являющиеся собственниками имущества, могут обратиться в любое удобное отделение Росреестра или МФЦ.

Новые сроки регистрации

Существенным преимуществом является сокращение срока прохождения всех процедур. В частности, для постановки объекта на кадастровый учет теперь потребуется всего 5 дней с момента подачи данных. Параллельно в это же время осуществляется регистрация права собственности гражданина на объект имущества.

Чтобы получить новый кадастровый номер для объекта недвижимости, может потребоваться на два дня больше, а в случае обращения срок увеличивается на четверо суток. Иными словами, если гражданин хочет сразу выполнить обе процедуры, ему на это потребуется от 10 до 12 суток. При этом сроки не изменяются в зависимости от того, какая форма подачи документации была использована – бумажная или электронная.

Как действовать при допущении ошибок сотрудниками Росреестра?

Случается так, что сотрудники Росреестра допускают ошибки при регистрации объекта или безосновательно отказывают обратившимся гражданам в регистрации. В этом случае единственным вариантом решения проблемы является обращение в суд с исковым заявлением.

Новый закон описывает условия, которые позволяют получить собственнику жилого помещения однократную компенсацию при наличии объективных причин. Выплаты будут финансироваться из федерального бюджета, однако сумма не сможет превышать 1 млн рублей.

Заключение

Новый федеральный закон, вступивший в действие в начале текущего года, внес существенные изменения в порядок регистрации сделок с недвижимостью. Основным новшеством стало создание ЕГРН, который объединил в себе данные кадастрового учета и сведения из реестра прав собственности.

Изменился порядок проведения процедуры регистрации, а также сроки проведения процедуры. В итоге собственники получили возможность поставить на кадастровый и регистрационный учет объекты в упрощенном порядке.

Нюансы постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости подразумевает комплекс определенных процедур, проводимых собственником и кадастром. Закон обязывает вносить в реестр все данные о земельном участке и самой недвижимости. Это обусловлено необходимостью контроля за движением земельных наделов и объектов недвижимости.

Для порядочных и добросовестных владельцев усложнение технического процесса постановки на учет является нагрузкой. Действительно, чтобы продать свой законный участок, необходимо пройти много процедур. Однако именно в сфере недвижимости максимальное количество тех, кто занимается нечестным бизнесом, часто оставляя людей и без объекта, и без денег.

Государству стоило больших трат привести сделки с недвижимостью к безопасности сторон. Единственный действенный способ контролировать оборот недвижимости и создать условия для безопасности владельцев — тотальный контроль за каждой манипуляцией по объекту любого вида. В этом основная задача кадастрового учета.

Читайте так же:  Расчет единовременной выплаты пенсии накопительной

Для чего нужен кадастровый учет

У некоторых собственников, владеющих объектами много лет и не состоящими на учете, неизменно рождается вопрос о своем праве. Суть кадастра в том, что только при постановке на учет у собственника возникает право распоряжения собственностью.

Однако это не урезает права в том случае, когда собственник владеет имуществом и не стоит на учете. Ограничение возникнет в момент, если он захочет реализовать недвижимость или совершить иные манипуляции.

Кадастровая служба призвана контролировать любую недвижимость, но есть несколько исключений:

  • водные фонды и лесные массивы;
  • космические корабли;
  • морские/речные суда;
  • участки с государственным назначением;
  • культурное наследие, включая заповедники.

Исключения попадают под контроль другой юрисдикции. Все остальные виды недвижимости необходимо поставить на кадастровый учет.

Для определения статуса своего владения нужно обращаться в кадастр и получить выписку. Последняя готовится до 10 дней и будет иметь силу полноценного документа. Законом определены основания, которые требуют постановки и регистрации:

  • выдел одного участка из другого;
  • новый выделенный участок;
  • строительство нового здания или сооружения;
  • дробление целого надела на несколько отдельных;
  • соединение нескольких участков в один;
  • новое помещение, неучтенное, в здании;
  • раздел здания.

Порядок постановки

Закон определил порядок постановки недвижимости на госучет. По этому вопросу необходимо обращаться либо в МФЦ своего региона, либо напрямую в кадастровую палату. Обратиться возможно как лично, так и нанять представителя. Для последнего потребуется доверенность от собственника на право подписи.

Наш портал представит сводный перечень необходимых документов, однако конечный вариант нужно уточнять по своему региону. Требуется пакет документации, куда включается:

  • заявление о желании стать на кадастровый учет;
  • межевой и геодезический планы;
  • технический план;
  • правоутверждающие документы;
  • личные документы;
  • учредительные документы для ЮЛ;
  • квитанция о выплате госпошлины за действие;
  • заключение органа опеки, если участие принимает малолетний;
  • доверенность, если действие проводит представитель.

Если участок или помещение являются муниципальными, потребуется разрешение от муниципалитета. Если земля в долгосрочной аренде, требуется согласие от собственника, даже если это муниципалитет. Самовольно арендатор или пользователь не могут стать на кадастровый учет.

Срок зависит от того, куда было обращение. При обращении напрямую в кадастровую палату срок изготовления документов до 18 дней. При обращении в МФЦ срок увеличивается на 2-5 дней по причине того, что центр подает запрос на изготовление документов в кадастр.

Регистрация

Однако просто поставить на учет недвижимость недостаточно. После получения документации необходимо пройти регистрацию. В реестр должны быть внесены все изменения и выдано новое свидетельство о собственности. Для этого обращаются в Росреестр или региональное МФЦ. Обязательно прикладываются документы:

  • заявление на внесение актуальных данных;
  • кадастровый паспорт;
  • техпаспорт, если оформляется здание;
  • межевой, если оформляется земля;
  • основания для прав владения;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • личные документы.

Только после регистрации процедура постановки на учет будет полностью завершенной.

Важно заранее позаботится о том, чтобы технический/кадастровый паспорт были действительными.

В материале ответы о постановке на учет и для ЮЛ:

Приостановка/отказ

При подаче документации в постановке может быть отказано или процесс временно приостановлен. Приостановка применяется в тех случаях, когда в документах чего-то не хватает или есть неточность. То есть временно остановить процедуру могут для устранения недочетов. Не так важно, что именно стало причиной. Главное условие: причина может быть устранена собственником.

Труднее с полными отказами при постановке. Отказ указывает на то, что вообще невозможно поставить на учет здание или иную недвижимость. Это происходит потому, что при проверке выявлено одно или несколько обстоятельств, которые исключают возможность учета. Так, если выяснено, что земля отведена под госнужды, постановка невозможна.

Чаще всего отказ приходит при объединении нескольких участков в единый. Тут главное условие, чтобы все участки имело одно целеназначение. Так, нельзя объединить в один надел, если одна часть отведена под строительство, а вторая под садоводчество.

Нюансов много, в каждом случае органы конкретно рассматривают ситуацию. Если выдается отказ, то письменно и с указанием причины такого решения.

Если владелец считает неправильным отказ, он может обращаться в другие инстанции для аннулирования. Однако из практики можно сделать заключение, что оспаривание отказов почти всегда проигрышное для инициатора, поскольку система учета работает слаженно и координировано.

Поставить недвижимость на кадастровый учет — емкий процесс, особенно когда собственник впервые занялся документацией. Нужно понимать, что главные этапы: межевой и геодезический план, — могут отнять не один месяц. Потому к такой процедуре надо готовиться заранее и без спешки по срокам.

Контроль постановки на налоговый учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества

«Налоги и налогообложение», 2008, N 7

В январе 2008 г. ФНС России с целью осуществления налогового контроля за постановкой на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества разослала в территориальные налоговые инспекции соответствующие Методические указания . Особое внимание в них уделено вопросам постановки на учет налогоплательщиков, владеющих имуществом:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

  • на праве собственности, по договору лизинга;
  • на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

О направлении новой редакции Методических указаний «К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества»: Письмо ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/[email protected]

Методические указания в основном касаются внутреннего порядка деятельности налоговых органов при постановке на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества.

Общие правила постановки на учет. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям.

Читайте так же:  Пфр вернет пенсионные накопления в нпф

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 НК РФ).

После регистрации прав организации на недвижимое имущество органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) обязаны сообщать сведения о зарегистрированном имуществе, а также их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Специальные правила постановки на учет отдельных категорий налогоплательщиков. В Методических указаниях урегулированы следующие вопросы постановки налогоплательщиков на учет:

  1. Связанные с характером имущества/его правовым статусом, в т.ч. если:
  • организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории одного/нескольких субъектов РФ;
  • транспортное средство является предметом договора финансовой аренды (лизинга).
  1. Связанные с моментом регистрации имущества, в т.ч. если:
  • недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы до 2004 г.;
  • недвижимое имущество приобретено до 1998 г.
  1. Иные вопросы, в том числе если:
  • земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
  • недвижимое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации;
  • недвижимое имущество принадлежит организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
  • отсутствуют основания для постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе.
  1. Вопросы, связанные с характером имущества/его правовым статусом.

Если организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, то постановка на учет может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации. Регистрирующие и налоговые органы будут взаимодействовать в следующем порядке:

  1. Росрегистрация представляет сведения в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.
  2. Налоговый орган направляет сведения в Управления ФНС субъектов РФ.
  3. Управления ФНС субъектов РФ направляют сведения в уполномоченные налоговые органы.

Уполномоченным налоговым органом может быть налоговый орган по месту нахождения организации/обособленного подразделения либо по месту фактического нахождения недвижимого имущества.

При этом выбор уполномоченного налогового органа осуществляется Управлениями ФНС субъектов РФ с учетом:

  • удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом;
  • наилучшей оснащенности налогового органа для обмена информацией в электронном виде;
  • территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества.

Если организация владеет протяженным объектом недвижимого имущества, расположенным на территории одного субъекта РФ, то постановка на учет осуществляется в одном из налоговых органов этого субъекта РФ.

Порядок взаимодействия органов регистрации и налоговых органов, а также порядок и критерии выбора уполномоченного налогового органа аналогичны описанным выше.

Если транспортное средство является предметом финансовой аренды (лизинга), то постановке на учет подлежит та организация или физическое лицо, на чье имя выдано свидетельство о регистрации транспортного средства, по месту нахождения этого транспортного средства.

При этом организацией, подлежащей постановке на учет по месту нахождения транспортного средства, может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель .

См. п. 52 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

  1. Вопросы, связанные с моментом регистрации имущества.

Недвижимое имущество и транспортные средства зарегистрированы до 2004 г. Несмотря на то что до 2004 г. не существовало обязанности регистрирующих органов предоставлять информацию об имуществе налогоплательщика при подаче налогоплательщиком заявления о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества, налоговые органы обязаны принять это заявление. При этом налоговому органу рекомендуется обратиться с запросом о представлении сведений в регистрирующие органы вне зависимости от того, имелись ли уже сведения об объектах недвижимого имущества/транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику.

После получения запрошенных сведений налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества или транспортных средств в общеустановленном порядке.

За непредставление налогоплательщиком заявления штрафные санкции не применяются.

Недвижимое имущество приобретено до 1998 г. До 1998 право на недвижимое имущество не подлежало государственной регистрации в учреждениях Минюста России. В отношении недвижимого имущества, приобретенного до 1998 г., налогоплательщик был обязан подать заявление о постановке на учет по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 г. . Если налогоплательщик не состоит на учете, но у него возникла обязанность по уплате налога на имущество, постановка на учет по месту нахождения имущества осуществляется на основании письма или заявления. При этом предусмотрены новые КПП для постановки или снятия с учета таких налогоплательщиков («39» и «87» соответственно).

См.: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

  1. Иные вопросы постановки налогоплательщика на учет.

Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. В связи с введением в действие Земельного кодекса все юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления ) были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность. В последнем случае налоговый орган обязан на основании п. 5 ст. 83 НК РФ осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им на праве собственности земельных участков.

См.: п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
См.: п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ.

Недвижимое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации.

В случае если собственником недвижимого имущества является муниципальное образование, субъект РФ или РФ, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества не осуществляется. Если же объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, субъекту РФ или Российской Федерации, переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение, то такая организация на основании п. 5 ст. 83 НК РФ подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

Читайте так же:  Повысится ли пенсия в этом году

Недвижимое имущество принадлежит организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Постановка на учет не осуществляется, если организация уже состоит на учете в налоговом органе в отношении недвижимого имущества, зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 1 января 2004 г. Если организация не состоит на учете в налоговом органе в отношении вышеназванного имущества и у нее возникает обязанность по уплате налога на имущество в отношении такого имущества, то постановка на учет в налоговом органе данной организации по месту нахождения имущества осуществляется налоговым органом на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе земли), зарегистрированного организацией на праве оперативного управления или хозяйственного ведения до 1 января 2004 г.

Если отсутствуют основания для постановки на учет в налоговом органе, но существует обязанность по уплате отдельных налогов и сборов. При возникновении обязанности у организации по уплате отдельных налогов и сборов и отсутствия у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет налоговые органы по месту уплаты отдельных налогов и сборов осуществляют учет организаций на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате отдельных видов налогов и сборов.

В качестве примеров Методические рекомендации приводят следующие ситуации:

  • учет сведений об организации в налоговых органах по месту уплаты сбора за пользование объектами животного мира;
  • учет сведений об организации в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества в случае подачи организацией документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации прав на указанное имущество;
  • учет сведений об организации, уплачивающей регулярные платежи за пользование недрами.

При этом предусмотрены новые КПП для постановки или снятия с учета таких налогоплательщиков («41» и «31» соответственно).

Постановка на налоговый учет

Все юридические лица подлежат постановке на налоговый учет. Встать на учет в налоговой инспекции организация должна (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • при первоначальной регистрации в качестве юридического лица по месту своего нахождения (п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ );
  • по месту нахождения своих обособленных подразделений (п. 4 ст. 83 НК РФ);
  • по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ);
  • и в других случаях, поименованных в НК РФ.

Остановимся подробнее на первом случае, когда компания только открывается. Как следует из ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с того дня, когда запись о нем была внесена в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). В соответствии с этими записями осуществляется и постановка на налоговый учет (п. 3 ст. 83 НК РФ).

[1]

Регистрацией организаций занимается налоговая служба РФ (п. 1 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Она же осуществляет постановку на налоговый учет юридических лиц при их регистрации (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Регистрация и постановка на учет в налоговом органе: необходимые документы

Регистрация организации начинается с подготовки пакета документов. В нем должны быть (ст. 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001, код по КНД 1111501 (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] );
  • решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ);
  • учредительные документы. Обычно это устав, утвержденный его учредителями (участниками), или учредительный договор. Документы представляются в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сформировать ее можно на сайте ФНС;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем выступает такое лицо.

Представить документы можно несколькими способами:

  • заявитель может подать их в ИФНС или МФЦ лично (либо через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности);
  • переслать в налоговую ценным письмом с описью вложения;
  • направить в ИФНС документы в электронном виде. Это можно сделать через сайт ФНС посредством сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановка на учет в налоговой инспекции: какие документы должны выдать

После регистрации юридического лица налоговики выдают:

  • устав организации или учредительный договор, на котором стоит отметка налогового органа;
  • лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (утв. Приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/[email protected] ). Этот документ с 2017 года выдают вместо свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2, 5.1 ст. 84 НК РФ) по форме № 1-1-Учет (Приложение № 1, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected] ).

Постановка на налоговый учет означает и получение ИНН. Когда-то его указывали как раз в свидетельстве о госрегистрации. Но те, кто проходят процедуру регистрации в 2017 году, узнают свой ИНН уже из листа записи ЕГРЮЛ. Номер должен быть указан в одной из строк таблицы, где отражаются сведения, содержащиеся в записи ЕГРЮЛ.

Момент постановки на учет объекта недвижимости

Право собственности на объекты недвижимости организация получает на дату государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Но использовать это имущество некоторые компании начинают значительно раньше…

Сейчас действуют три ключевых нормативных документа, которые регулируют вопрос принятия на учет объектов недвижимости.

[2]

1

В частности, в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» указано, что актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:

· объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Читайте так же:  Выплаты при выходе на пенсию фсин

· объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

· объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Заметим, что в данном пункте ПБУ 6/01 нет указаний об обязательном оформлении права собственности на объект основных средств. Кроме того, нет указаний о наличии документов, подтверждающих регистрацию права собственности. А нет указаний — нет и требований. Следовательно, организация может принять на учет в качестве основного средства данный объект при наличии документа, подтверждающего готовность объекта недвижимости к эксплуатации, не дожидаясь документального подтверждения права собственности.

Согласно п. 32 ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

2

Однако существует и иной подход к порядку зачисления в состав основных средств объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит обязательной государственной регистрации.

Дело в том, что в ПБУ 6/01 нет оговорки, подобной той, что сделана в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

В Положении рассматривается вопрос о том, что относится к незавершенным капитальным вложениям, т.е. к тем активам, которые еще нельзя включать в состав основных средств, которые отражены в учете на счете 08.

Согласно п. 41 Положения к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования и т.д. А это значит, что, пока организация не получит документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности, она не сможет принять объект недвижимости на счет 01.

3

И третьим документом, в котором отражен порядок принятия на учет объектов недвижимости, являются Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н), где в п. 52 сказано, что допускается принимать к учету объекты недвижимости в качестве основных средств при выполнении следующих норм:

· по объектам должны быть закончены капитальные вложения;

· оформлены первичные документы по приемке-передаче;

· документы переданы на государственную регистрацию права собственности;

· объекты должны фактически эксплуатироваться.

По нашему мнению, под словом «допускается» следует понимать, что организация имеет право принимать объекты к учету по счету 01 на дату подачи документов на регистрацию, а может и не принимать и продолжать учитывать объект на счете 08 до получения прав собственности. Соответственно организации дано право выбора.

Таким образом, рассмотренные выше нормативные документы дают нам различные варианты учета объектов недвижимости.

При принятии решения о моменте постановки на учет объекта недвижимости немаловажным будет следующий момент: данные документы являются нормативными актами одного уровня, т.к. все они утверждены Приказами Минфина РФ и зарегистрированы в установленном порядке Минюстом России. Если в документах одного уровня обнаруживаются противоречия, то применяется либо тот документ, который издан позже, либо более поздняя редакция документа. То есть будет применяться принцип, который действует еще со времен римского права: «lex post erior derogat prior» — «последующий акт вытесняет предшествующий».

В данном случае это будет ПБУ 6/01.

Кроме того, при принятии решения следует обратиться к ст. 258 НК РФ, где говорится о том, что объекты основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав амортизированного имущества с момента документального подтверждения подачи документов на регистрацию прав собственности. Следовательно, в налоговом учете организации датой включения объекта недвижимости в состав амортизационной группы будет дата подачи документов на госрегистрацию. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно отражать объект недвижимости на счете 01 на дату подачи документов на госрегистрацию, что позволит организации избежать возникновения различий в оценке первоначальной стоимости здания в бухгалтерском и налоговом учете и организации не придется следовать нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

При постановке на учет объекта недвижимости не следует забывать о налоге на имущество.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По мнению Минфина РФ, государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с этим, если учитываемые на счете 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество подлежит обложению налогом на имущество (Письмо Минфина РФ от 27.07.2006 № 03-06-01-02/28). Иначе это будет рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  4. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
Постановка недвижимости на налоговый учет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here