Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки

Предлагаем полезную информацию по теме: продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Процедура оформления результатов налоговых проверок – на что налогоплательщику обратить внимание

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени, штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. После фиксации в акте налоговой проверки обнаруженных нарушений, налогоплательщик, не согласный с ними, должен подготовить возражения. Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов проверок, подачи возражений посвящено это интервью.

— Какой документ составляется при окончании налоговой проверки?
Составление справки о проведенной проверке предусмотрено только для выездной налоговой проверки (пункт 15 статьи 89 НК РФ). Проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку в последний день проверки.
В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]
Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.
Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

— Когда должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта должна соответствовать Приложению 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected]
Если проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки, то есть проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.
Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.
До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
Независимо от представления или непредставления возражений налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.
Но при направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.

— Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?
Обязательно следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату.
В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected]).

— Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?
Не обязательно. Налогоплательщик извещается о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Несмотря на то что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

— Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?
Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

— Как оформляются результаты дополнительных мероприятий?
Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным решением не оформляются.

Читайте так же:  Размер алиментов на содержание 1 ребенка

— Какой срок отводится на подготовку налогоплательщиком возражений по материалам, полученным в ходе дополнительных мероприятий?
Если налогоплательщик знакомится с материалами допмероприятий отдельно, то в протоколе должна быть отметка о согласованном сроке для представления возражений.
Если лицо, получив уведомление о рассмотрении материалов проверки, направило заявление об ознакомлении с материалами дела, налоговый орган обязан ознакомить это лицо с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее чем за 2 дня до рассмотрения материалов налоговой проверки.

— А если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки или материалов допмероприятий?
Налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ.
Если решение по проверке основано, например, на материалах, полученных в ходе допмероприятий, и которые у проверяемого лица отсутствовали, то такое решение будет признано незаконным.
Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить допущенное указанное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

— Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?
Такой обязанности нет. Решение не обязательно должно быть принято в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение налогоплательщика о времени и месте вынесения решения также не предусмотрено – его известят уже о подписанном решении.
Если налоговым органом проводились допмероприятия, то принимая во внимание постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, сроки принятия решения могут быть следующими.
В случае извещения лица о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля решение должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом возражений на материалы.
Если с учетом обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, они не направлялись проверяемому лицу, 10-дневный срок для принятия налоговым органом указанного решения должен исчисляться с момента истечения срока проведения таких мероприятий.

— Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?
Да – решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение срока давности привлечения к ответственности.

— Если налоговым органом пропущены сроки вынесения решения по материалам проверки?
Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.
Перенос рассмотрения материалов проверки допустим, в том числе для обеспечения возможности налогоплательщику ознакомиться со всеми материалами проверки.
Несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (пропуск сроков рассмотрения не продлевает срок взыскания).
Доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в рамках оспаривания требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного на основании статьи 70 НК РФ, решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

[2]

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

[1]

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Читайте так же:  Размер социальной пенсии инвалида 1 группы

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию водителей

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Приложение N 8. Решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки (форма по КНД 1160088 )

Приложение N 8
к письму ФНС России
от 15 января 2019 г. N ЕД-4-2/[email protected]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1 Нужное указать.

2 Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Кодекса, дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

3 Отчество указывается при наличии.

4 КПП указывается для организаций.

5 Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

>
N 9. Решение о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.
Содержание
Письмо Федеральной налоговой службы от 15 января 2019 г. N ЕД-4-2/[email protected] «О направлении рекомендуемых форм документов.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки

сегодня завтра
USD ЦБ 66.61 +0.17 66.78
EUR ЦБ 73.95 +0.03 73.98
BTC/USD 10655.95

калькулятор валют

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, сообщает следующее.

Статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 130-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

1) обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

[3]

2) обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение налоговыми органами норм, закрепленных Кодексом, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

Таким образом, налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов налоговой проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении возможности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля необходимо отметить следующее.

Федеральным законом № 130-ФЗ пункт 1 статьи 101 Кодекса дополнен абзацем вторым, согласно которому в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1 указанной статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи.

Читайте так же:  Ставок налогов для налогоплательщиков впервые

Также указанным законом статья 101 Кодекса дополнена пунктом 6.1 статьи 101 Кодекса, в которой предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассматриваются и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следовательно, норма последнего предложения абзаца первого пункта 1 статьи 101 Кодекса распространяется на абзац второй пункта 1 статьи 101 Кодекса.

Вместе с тем в абзаце первом пункта 1 статьи 101 Кодекса установлена возможность продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения на срок не более чем один месяц применительно ко всей процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки в совокупности.

В этой связи принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля возможно в том случае, если общий срок продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не будет превышать один месяц.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО

Срок принятия решения по результатам налоговой проверки

«Право и экономика», 2009, N 6

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что налогоплательщик в течение 15 дней после получения акта налоговой проверки вправе представить свои возражения по акту в целом или в части. Это означает, что по общему правилу через 25 дней после вручения проверяемому лицу акта налоговой проверки налоговый орган должен принять решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении).

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа вправе вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в законе не установлен. По-видимому, разбирательство дела откладывается на срок, необходимый для надлежащего извещения лица, участие которого необходимо для рассмотрения дела.

Кроме того, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть перенесено ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налоговой контроля на срок не более чем на 1 месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). Как видно, 1 месяц — это предельный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Должен ли налоговый орган принять решение именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Должен ли налоговый орган изготовить принятое решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки или можно это сделать в другой день? Какие правовые последствия повлечет изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки? Будет ли данное обстоятельство являться существенным нарушением процедуры?

Пример. Судом установлено, что телефонограммой от 5 марта 2008 г. N 13-31/01018-35 налоговый орган вызвал заявителя на рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 марта 2008 г.

11 марта 2008 г. состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя в его присутствие, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом от 11 марта 2008 г. N 2.17-06/39. Следовательно, как обоснованно указано в кассационной жалобе, инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось в присутствии предпринимателя.

То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 19 марта 2008 г., а не 11 марта 2008 г. — в день рассмотрения материалов проверки — не свидетельствует о том, что 19 марта 2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Каких-либо дополнительных документов для обоснования своих возражений налогоплательщиком предъявлено не было, факты, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела отсутствуют.

Судом не учтено, что НК РФ не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Вместе с тем НК РФ содержит срок, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки — в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки на представление письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ). Нарушений инспекцией указанного срока судом не установлено.

Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что налоговым органом не было допущено нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 февраля 2009 г. по делу N А65-11146/2008).

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что само по себе наличие другой даты в решении не означает, что налоговый орган повторно рассматривал материалы налоговой проверки, поэтому данный факт не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Читайте так же:  Компенсация пенсии при увольнении работающего пенсионера

Аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении другого спора.

Пример. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Как видно из материалов дела, акт камеральной проверки от 26 ноября 2007 г. N 3827/11-10/09562 получен представителем общества (генеральным директором) 3 декабря 2007 г. В этом акте указано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 25 декабря 2007 г. на 10 часов 00 минут, о чем общество уведомлено (т. 3, л. д. 70).

Из протокола рассмотрения материалов проверки от 25 декабря 2007 г. следует, что перед рассмотрением материалов проверки установлен факт неявки представителя общества. Поскольку у налогового органа имелись сведения о надлежащем уведомлении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то рассмотрение материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений произведено 25 декабря 2007 г.

Вывод суда о том, что протокол от 25 декабря 2007 г. не содержит сведений о рассмотрении возражений, представленных обществом, не основан на доказательствах и опровергается текстом этого протокола (т. 3, л. д. 142).

То обстоятельство, что спорное решение датировано 15 января 2008 г, свидетельствует об его изготовлении в этот день, а не об иной дате рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства отложения рассмотрения материалов проверки на 15 января 2008 г. в деле отсутствуют и сторонами не представлены. Поэтому вывод суда о том, что 25 декабря 2007 г. рассмотрение материалов проверки было отложено налоговой инспекцией на 15 января 2008 г., не соответствует обстоятельствам дела и подлежит дополнительному исследованию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 октября 2008 г. N Ф08-5887/2008).

Возникшая проблема стала основанием для обращения в ВАС РФ. Нужно отметить, что дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ по заявлению налогового органа, так как судьи апелляционного и окружного арбитражного судов пришли к выводу, что изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, является существенным нарушением процедуры производства по делу о налоговом нарушении. Решение налогового органа по этому основанию было признано незаконным. Вместе с тем суд 1-й инстанции изначально встал на сторону инспекции.

Пример. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08).

Позиция ВАС РФ не отвечает интересам налогоплательщика и, как представляется, не совсем соответствует положениям НК РФ, так как создается неопределенность в вопросе срока принятия решения. Срок принятия решения указан в п. 1 ст. 100 НК РФ.

НК РФ не предусматривает, что налоговый орган вправе вынести решение в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ дата рассмотрения материалов налоговой проверки и дата вынесения решения совпадают. Ввиду этого ссылка на п. 7 ст. 101 НК РФ является неуместной, так как срок вынесения решения установлен в п. 1 ст. 100 НК РФ.

Является ли дата принятия решения в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о налоговом правонарушении? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку допущенному нарушению с учетом обстоятельств дела, но не ссылаться в оправдание действий инспекции на п. 7 ст. 101 НК РФ. При разбирательстве налоговых споров нужно прежде всего отдавать приоритет соблюдению законности, но не защищать любыми способами бюджет.

Необходимо доработать ст. 100 НК РФ и четко установить, что налоговый орган вправе изготовить мотивированное решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение определенного срока после вынесения (провозглашения) решения. Также следует установить, что резолютивная часть решения должна быть оглашена в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данные положения улучшат положение налогоплательщика и создадут более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов проверяемого лица.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2009 г., установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней после вынесения, однако относительно срока вынесения решения неопределенность в законе пока осталась.

Источники


  1. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

  2. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here