Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Предлагаем полезную информацию по теме: проверка кассовой дисциплины налоговыми органами от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 N 373 П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.
Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:
В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом.
Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики . организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Права и обязанности проверяемых лиц

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:
— предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;
— рассмотрение проверяющими необходимых документов;
— проверка полноты учета выручки денежных средств;
— оформление результатов проверки.
Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения . возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Обратите внимание:
Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов.

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры рассматриваемой проверки. Приведем их в таблице.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФНС

Как мы уже отметили, проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке.
Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Могут ли налоговики проверять кассовую дисциплину одновременно с проведением выездной налоговой проверкой?

Вправе ли налоговый орган проводить проверку кассовой дисциплины одновременно с выездной налоговой проверкой?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Выездная налоговая проверка налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет самостоятельный предмет проверки.

Проводимые налоговыми органами проверки за применением контрольно-кассовой техники также имеют самостоятельный предмет проверки. Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не установлено ограничение на проведение такой проверки одновременно с проведением выездной налоговой проверки.

Чем чревато нарушение кассовой дисциплины

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

    проверка кассовой дисциплины представителями налоговой инспекции. В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.
Читайте так же:  При каких обстоятельствах платят алименты

Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.
проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка. Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу. В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину. Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как расходно-кассовые ордера и приходно-кассовые ордера, журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

    Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

Периодичность проверок кассовой дисциплины

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

С 01 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение от 12.10.11 г. № 373-П). Данный порядок действует как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей. В письме ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/[email protected] указывает, что Положение от 12.10.11 г. № 373-П распространяется на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, а также на юридических лиц ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (исключение среди которых составляет Центральный банк Российской Федерации). В соответствии с указанным письмом Федеральной налоговой службы России, а также положением от 12.10.11 г. № 373-П, функции по проведению проверки по соблюдению кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляет Федеральная налоговая служба России.

Налоговые органы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ) выполняют контроль при использовании контрольно-кассовой техники.

С 05 февраля 2012 г. также действует утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, согласно которому государственному контролю подвержены организации и индивидуальные предприниматели, за исключением кредитных организаций, осуществляющие деятельность с использованием ККТ. При осуществлении указанного госконтроля проверяются условия и порядок применения и регистрации контрольно-кассовой техники.

Читайте так же:  Условия выхода на пенсию по старости

В соответствии с Федеральным Законом от 22 мая 2003 г.
№ 54-ФЗ, а также утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 г. № 133н Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, срок, который устанавливается на исполнение государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается непосредственно руководителем или заместителем руководителя налогового органа, но вместе с тем устанавливаемый срок не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Согласно официальной позиции Федеральной налоговой службы РФ, которая отражена в Письме от 12.09.2012 г. № АС-4-2/15195, текущими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях, а также у индивидуальных предпринимателей не ограничивается и данные проверки не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи чем требования п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ на них не распространяются.

Также необходимо отметить, что период, который Федеральная налоговая служба вправе проверять в ходе вышеупомянутых мероприятий, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается. Однако, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ период для указанных проверок не может превышать 3 года, предшествующих году, в котором было вынесено решение об осуществлении проверки, но, вместе с тем, как было разъяснено в Федеральной налоговой службе России, это требование не распространяется на проверку полноты учета выручки. Следовательно, инспектора Федеральной налоговой службы могут осуществить проверку любого периода. Однако привлечь к ответственности за нарушения, которые будут выявлены при указанной проверке, достаточно проблематично, и зачастую представляется не всегда возможным в связи со следующими обстоятельствами.

По поводу нарушений, допускаемых сотрудниками налоговой инспекции при проведении проверок кассовой дисциплины, Санкт-Петербургский городской суд в своем определении от 22.10.2012 N 33-14585/2012 отмечает, что процедуры проверки выдачи кассовых чеков сотрудниками налогового органа должны осуществляться в форме контроля, основанной на визуальном наблюдении, с применением или без применения способов аудио, видеофиксации фактов покупки и оплаты товаров клиентами. При проведении проверки данной проверки, о чем говорится в определении, сотрудник инспекции нарушил пределы своих полномочий: он лично осуществил покупку товара, о потом сам же выявил невыдачу товарно-кассового чека. По результатам проверки налогоплательщик обратился прокурору, который вынес представление о незаконности действий инспектора. Как указано в представлении, мероприятие по контролю не является оперативно-розыскной мерой, но специалисты налогового органа при исполнении государственной функции могут взаимодействовать с органами внутренних дел РФ для осуществления своих функций. Визуальное наблюдение сотрудником налогового органа за покупкой и оплатой товара покупателем не включает участие инспектора в этих действиях.

В настоящие время Федеральная налоговая служба осуществляет функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями.

Предметом данных проверок является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, требований к ККТ, а также условий и порядка ее регистрации и применения.

Срок, который отводится на исполнение конкретных мероприятий подразделениям Федеральной налоговой службы в отношении проверяемого объекта в каждом определенном случае устанавливается непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем, при этом такой срок не может быть больше 20 рабочих дней со дня предъявления налогоплательщику поручения на исполнение данных мероприятий.

Период, который налоговая инспекция вправе проверять в ходе проверки, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается, но вместе с тем такой период не может превышать три года.

Действующее законодательство указывает на то, что данные проверки учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не отнесены к выездным налоговым проверкам, а указанные нарушения не относятся к нарушениям о налогах и сборах, поэтому при выявлении нарушения кассовой дисциплины налогоплательщик привлекается к административной ответственности.

Также следует помнить, что срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, соответственно, если сотрудники налоговой инспекции выявили нарушения кассовой дисциплины, которые были совершены более 2-х месяцев назад, и при этом настаивают на взыскание штрафа, указанные действия должностных лиц являются неправомерными и в постановлении о привлечении к административной ответственности проверяемому необходимо указывать о своем несогласии ввиду истечения срока давности.

Следует помнить, если сотрудником налоговой инспекции проводится проверка кассовой дисциплины и при этом инспектор сам же является покупателем товара, а потом привлекает к ответственности за невыдачу товарного чека, указанные действия инспектора подпадают под превышение должностных полномочий, в этом случае налогоплательщику за защитой своих прав необходимо обратиться в прокуратуру.

Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!

К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс?

Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты. В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают. Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Читайте так же:  Зависит ли зарплата от налогов

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/[email protected], в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты, утвержденные приказами № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;

проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

Соблюдение кассовой дисциплины проверят

Наговицына Е. Б., юрист

Журнал «Учет в торговле» № 2, апрель 2009 г.

Торговые организации на практике сталкиваются с тем, что правила соблюдения кассовой дисциплины могут проверить как налоговики, так и сотрудники обслуживающего банка. В статье мы проанализировали нормы действующего законодательства и разъяснения чиновников по этому вопросу.

Что проверяют банковские контролеры

В пункте 41 раздела IV Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее – Порядок) установлено, что систематические проверки на соблюдение организацией кассовой дисциплины организуют работники обслуживающего банка.

Порядок ведения кассовых операций утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40.

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П даны разъяснения, что в ходе проверки рассматриваются:

– полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;

– полнота сдачи денег в кассу банка;

– соблюдение согласованных с банком условий расходования поступающих в кассу организации наличных денежных средств;

– соблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами;

– соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе организации;

– правильность ведения кассовой книги и других кассовых документов.

Проверяют кассовую дисциплину не реже одного раза в два года.

Рассмотрение дел по выявленным нарушениям

При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью в налоговую инспекцию по месту учета организации банк передает Справку по форме № 0408026. На основании этого документа инспекция определяет меры ответственности. Ведь рассмотрение дел по нарушениям порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций возложено именно на налоговые органы (ст. 15.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В письме УМНС России по г. Москве от 18 декабря 2003 г. № 11-24/69763 уточнено, что налоговики составляют протоколы об административных правонарушениях и налагают штрафы по сведениям, представляемым банками.

В этом же письме указано, что если инспектор в ходе проведения проверки обнаружил нарушения (превышены предельные суммы расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, не соблюден порядок хранения свободных денежных средств в кассе, то есть превышен лимит остатка кассы), он должен уведомить соответствующее учреждение банка. В этом случае банк на основании уведомления проводит проверку организации в соответствии с Положением № 14-П.

Что проверяют налоговики

Соблюдение правил применения контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт контролируют налоговые инспекции (ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Они могут:

– осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

– осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

– проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

[1]

– проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

– налагать штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона № 54-ФЗ (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обратите внимание: фирмы, которые работают на «вмененке» и принимают от покупателей наличные, от обязанности применения контрольно-кассовой техники не освобождены. Об
этом напомнили финансисты в письме от 5 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-48*.

Соблюдение лимита наличных расчетов

Как показывает практика, в ходе проверок достаточно часто выявляется превышение предельного размера расчетов наличными деньгами.

Необходимо учитывать, что Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У установлено следующее. Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках заключенного между ними одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.

Лимит ограничивает расчеты в рамках одного договора, заключенного между:

– юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;

– индивидуальными предпринимателями (при этом предмет договора должен быть связан с осуществлением ими предпринимательской деятельности).

Дополнительно скажем, что в письме ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т уточнено, в каких случаях лимит не применяется. К ним относятся ситуации, когда:

– наличные деньги выданы работникам организации (расчеты связаны с выплатой заработной платы и иными выплатами, в том числе социального характера);

– за оказанные услуги рассчитывается подотчетное лицо от своего имени (например, командированный работник оплачивает проезд, проживание).

Обратите внимание: действие лимита не распространяется на расчеты организаций и предпринимателей с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (например, на расчеты, осуществляемые при закупе продукции у населения).

Согласно статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Отметим, что постановление по делу об административном правонарушении в области финансов не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого нарушения (ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В случае вынесения налоговиками постановлений о привлечении к административной ответственности с нарушением такого срока суды признают их незаконными и отменяют (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. по делу № А05-9566/2007).

Кассовая книга должна быть верно оформлена

Пунктами 22 и 23 Порядка предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег необходимо учитывать в кассовой книге. Каждая фирма ведет только одну такую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

Записи нужно вести в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Оба экземпляра должны иметь одинаковый номер.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера торговой организации или лица, его заменяющего.

В соответствии с пунктом 24 Порядка записи в кассовую книгу вносятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами.

Следует помнить, что одним из критериев установления факта неоприходования денежной наличности является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги. Поэтому отсутствие кассовой книги будет свидетельствовать о неправильном оприходовании денежных средств (например, постановление ФАС Поволжского округа от 26 июня 2008 г. по делу № А65-29513/07-СА3-44).

Кассовая дисциплина

Кассовая дисциплина – это соблюдение организациями и ИП правил ведения кассовых операций, правил расходования наличной выручки, правил хранения наличности, а также правил работы с ККТ.

Сразу хотим отметить, что кассовая дисциплина едина для всех (за исключением некоторых моментов), то есть кассовая дисциплина в 2019 году для ООО такая же, как, например, для АО.

Кассовая дисциплина в 2019 году

О правилах ведения и оформления кассовых операций мы уже рассказывали ранее. Поэтому сейчас остановимся на правилах расходования наличной выручки, хранения наличности и работы с кассовыми аппаратами.

Ведение кассовой дисциплины: расходование наличной выручки

Организациям и ИП запрещено расходовать наличную выручку (п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У ). Но из любого правила есть исключение, поэтому вышеуказанные суммы можно использовать, например, для:

  • выплат работникам (различные зарплатные выплаты и социальные выплаты);
  • выдачи денег подотчетникам;
  • оплаты товаров/работ/услуг (кроме ценных бумаг);
  • возврата денег покупателям/заказчикам за оплаченные наличными деньгами, но возвращенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги).

ИП, получивший в кассу наличную выручку, может тратить ее на личные нужды.

Хранение наличных денег

Законодательно установленных требований к помещению кассы нет – они отменены еще в 2012 году. Поэтому руководитель компании/ИП сам решает, каким образом будут храниться наличные деньги в кассе (п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У ). Например, руководитель организации может издать приказ, в котором будет указано, что наличность должна храниться в сейфе, находящемся в бухгалтерии.

Работа с ККТ

Работа с применением контрольно-кассовой техники регламентируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон).

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием банковских карт, организации и ИП должны применять ККТ (п. 1 ст. 1.2 Закона).

Правда, в некоторых случаях можно обойтись без кассового аппарата на вполне законных основаниях. Так, к примеру, ИП, сдающие в аренду принадлежащие им жилые помещения, не обязаны применять ККТ (п. 2 ст. 2 Закона). Кроме того, ИП на ПСН, а также плательщики ЕНВД вправе в отдельных случаях работать без кассовых аппаратов вплоть до 01.07.2019 г., но при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств (товарного чека, квитанции или другого документа) (ч.7.1 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). А организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением имеющих работников организаций и ИП, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ также до 01.07.2019 при условии выдачи БСО (ч.8 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Условно можно выделить несколько основных правил работы с ККТ:

— ККТ должна соответствовать определенным требованиям (ст. 4 Закона). К таким требованиям, в частности, относится наличие корпуса, заводского номера, часов реального времени, исправность аппарата;

— ККТ нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, а в некоторых случаях необходимо перерегистрировать кассовый аппарат или снять его с учета (ст. 4.2 Закона). Стоит отметить, что законодательством не установлен срок подачи заявления в ИФНС для регистрации ККТ, но логично предположить, что зарегистрировать аппарат нужно до начала его использования;

— организация/ИП при реализации товаров (работ, услуг) за наличные обязана выдавать покупателю кассовый чек, а в случае, когда ККТ можно не применять, — бланк строгой отчетности. При этом к данным документам предъявляются определенные требования (ст. 4.7 Закона).

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

За нарушение кассовой дисциплины предусмотрено административное наказание. Причем штраф зависит от того, какое именно нарушение было совершено организацией/ИП.

Так, например, организации грозит штраф в размере от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. в случае (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ ):

  • расчета наличными деньгами с другими фирмами сверх установленного максимума;
  • хранение денег в кассе сверх установленного лимита.

Что же касается несоблюдения правил работы с ККТ, то штрафы за это следующие (ст. 14.5 КоАП РФ ):

[3]

Вид нарушения Размер штрафа
Для организации Для должностных лиц юрлица/ИП
Неприменение ККТ От 75% до 100% суммы расчета, произведенного без применения ККМ, но не менее 30 тыс. руб. От 25% до 50% суммы расчета, произведенного без применения ККМ, но не менее 10 тыс. руб. Применение ККТ, не соответствующей требованиям законодательства От 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. От 1,5 тыс. руб. до 3 тыс. руб. Применение ККТ с нарушением:
— порядка ее регистрации;
— порядка, сроков и условий ее перерегистрации;
— порядка и условий применения Непредставление налоговикам по их запросам ККТ-документов и информации или их представление с нарушением срока Невыдача чека (БСО) покупателю/ненаправление чека (БСО) в электронном виде в предусмотренных законом случаях 10 тыс. руб. 2 тыс. руб.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок давности привлечения к ответственности составляет год и исчисляется он (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ ):

  • или с момента совершения нарушения;
  • или с момента обнаружения длящегося нарушения (например, отсутствие ККТ у фирмы, обязанной ее применять).

Источники


  1. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  2. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  3. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here