Расходы платон в налоговом учете

Предлагаем полезную информацию по теме: расходы платон в налоговом учете от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

С 2019 года плата в систему «Платон» не уменьшает транспортный налог, зато в полном объеме учитывается в «прибыльных» расходах

С этого года отменена льгота, согласно которой владельцы большегрузов на сумму платы уменьшали транспортный налог.

Также отменена норма, предусмотренная пунктом 48.21 статьи 270 НК РФ, в силу которой было запрещено учитывать при исчислении налога на прибыль организаций расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в размере, на который была уменьшена сумма транспортного налога.

Это означает, что расходы в виде платежей в систему «Платон» с 2019 года можно учесть при расчете налога на прибыль в полном объеме в составе прочих расходов на основании статьи 264 НК РФ.

Расходы платон в налоговом учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[2]

Организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и на основании договора аренды зарегистрировала их в системе «Платон». Арендованные транспортные средства использовались в производственной деятельности. В течение срока аренды транспортных средств организация оплачивала платежи по системе «Платон». Сумма платы в систему «Платон» арендодателем не возмещается.
Может ли организация принимать к налоговому учету затраты, понесенные по платежам в систему «Платон»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом, учитывая, что официальных разъяснений уполномоченных ведомств по аналогичным ситуациям обнаружить не удалось, мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от нашей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

1 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) учесть плату «Платон», если она больше транспортного налога?

Плательщики платы «Платон» могут на величину платы, перечисленной в бюджет, уменьшить сумму транспортного налога. Если плата «Платон» больше суммы транспортного налога, сумма превышения включается в расходы. В программе «1С:Бухгалтерия 8» для учета платы «Платон» создан специальный документ «Отчет оператора системы «Платон», куда необходимо вводить данные из отчета оператора о перечисленных в бюджет суммах. Этот документ позволяет автоматически сделать необходимые проводки по транспортному налогу и налогу на прибыль.

Порядок отражения в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) описан в новой практической статье «Справочника хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8»:

Подпишись на новости

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • вы подписываетесь только на те категории новостей, которые хотите получать;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;

С 2019 года плата в систему «Платон» уменьшает налог на прибыль

Плату в счет возмещения вреда, причиняемого грузовиками массой свыше 12 тонн федеральным автодорогам общего пользования, теперь можно включать в базу налога на прибыль. Об этом сообщает ФНС в информационном сообщении от 18.01.2019 .

В ведомстве поясняют, что с 1 января 2019 года отменяется вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн причиняет дорогам федерального значения.

Соответствующие нормы содержит Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ.

Одновременно упраздняется ограничение на учет указанной платы в налоговой базе по налогу на прибыль. Теперь всю сумму платы в систему «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов.

До 2019 года организация не могла уменьшить базу по налогу на прибыль на всю сумму платы в систему «Платон».

Принят закон, позволяющий уменьшать сумму транспортного налога на сумму «дорожного сбора», уплаченного через систему «Платон»

Сумму транспортного налога в отношении грузовиков массой свыше 12 тонн можно будет уменьшить на плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам такими большегрузами. А если размер «дорожного сбора» превысит сумму транспортного налога, его остаток можно будет учесть при расчете налога на прибыль или при расчете единого налога по УСН. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс приняты Госдумой в третьем чтении и направлены на рассмотрение в Совет Федерации.

Уменьшение транспортного налога на «дорожный сбор»

Как известно, транспортные средства, имеющие разрешенную массу свыше 12 тонн, не могут передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения соответствующей платы в систему «Платон». При этом сейчас помимо «дорожного сбора» владельцы большегрузов уплачивают еще и транспортный налог. Комментируемые поправки позволят снизить финансовую нагрузку на собственников больших грузовиков. Закон, в частности, вводит для владельцев грузовиков своеобразный вычет по транспортному налогу. Они смогут уменьшить сумму транспортного налога за налоговый период на сумму дорожного сбора, уплаченную в отношении этого транспортного средства в том же налоговом периоде. Если сумма «дорожного сбора» больше суммы транспортного налога, то налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога. Это будет касаться как физлиц, так и организаций. При этом организации не должны будут уплачивать исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в отношении большегрузов (п. 2 ст. 363 НК РФ). А физлица, имеющие право на льготу в виде уменьшения транспортного налога на «дорожный сбор», должны представить в инспекцию заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу. Об этом сказано в новой статье 361.1 НК РФ «Налоговые льготы».

[3]

Часть платы за вред дорогам уменьшает налог на прибыль и единый «упрощенный» налог

Еще одна поправка касается «упрощенщиков» с объектом «доходы минус расходы»: они смогут уменьшать единый налог на часть суммы «дорожного сбора», превышающую сумму транспортного налога (подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Напомним, что сейчас плату в счет возмещения вреда дорогам могут учитывать только организации на ОСНО при расчете налога на прибыль (также см. «“Дорожный сбор” с владельцев грузовиков уменьшает налог на прибыль, но не учитывается в расходах при УСН»). Причем, эта плата учитывается в полном объеме. А вот после вступления поправок в силу организации на ОСНО тоже смогут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль только на часть суммы «дорожного сбора», превышающую сумму транспортного налога (п. 48.21 ст. 270 НК РФ). Таким образом, законодатели установили одинаковый подход к учету «дорожного сбора» в расходах при УСН и при общем режиме налогообложения.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога на строительство дома

Вступление в силу и период действия поправок

Комментируемый закон вступит в силу со дня его официального опубликования. При этом статья 361.1 НК РФ, согласно которой физлица могут уменьшать транспортный налог на «дорожный сбор», будет распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. Нормы, позволяющие уменьшать налог на прибыль и единый налог на часть «дорожного сбора», а также разрешающие организациям применять вычет по транспортному налогу, будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года. Действовать указанные поправки будут до конца 2018 года.

Плата «Платону» не уменьшит транспортный налог

Учет платы за вред автодорогам в 2019 г.

Как и предполагалось в 2016 г., владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в специальном реестре большегрузов, лишь до конца 2018 г. смогут уменьшать транспортный налог на плату оператору системы «Платон» в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значени я п. 4 ст. 2 Закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ .

С 2019 г. «платоновский» вычет по транспортному налогу отменяют. Это значит, что организации должны будут в общем порядке исчислять и уплачивать авансовые платежи и транспортный налог по большегрузам — как и по другим автомобилям.

В связи с отменой «платоновского» вычета подкорректирован порядок заполнения декларации по транспортному налогу. Обновленным порядком нужно будет руководствоваться при заполнении отчетности за 2019 г.

Однако, если позволяет режим налогообложения, плату «Платону» можно будет полностью учесть в налоговых расходах.

Так, плательщики налога на прибыль смогут учесть для целей налогообложени я подп. 1, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо ФНС от 20.09.2017 № СД-4-3/[email protected] :

• всю «отъезженную» начиная с 01.01.2019 плату «Платону» (с 2019 г. отменено ограничение, ранее закрепленное в ст. 270 НК п. 48.21 ст. 270 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) );

• начисленный за 2019 г. транспортный налог (авансовые платежи по нему, если они предусмотрены региональным законодательством).

На «доходно-расходной» УСН также можно будет учесть в расходах сумму платы «Платону», которая одновременн о подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ :

• уплачена оператору системы (ведь упрощенцы применяют кассовый метод);

• «отъезжена» — использована в качестве платы за возмещение вреда дорогам по совершенным начиная с 01.01.2019 поездкам.

Уплаченный транспортный налог и авансовые платежи по нему также можно учесть в составе расходов упрощенцев, применяющих «доходно-расходную» УСН подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

Аналогичная ситуация и у плательщиков ЕСХН. Для них снято ограничение на учет в налоговых расходах полной суммы платы «Платону», которая уплачена и «отъезжен а» подп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ . Уплаченный транспортный налог (в пределах начисленного) плательщики ЕСХН могут учесть в расхода х подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ .

Налоги за 2018 г. считаем по старым правилам

Напомним, что при расчете налогов за 2018 г.:

• транспортный налог на конкретный грузовик можно уменьшить на плату в систему «Платон» только по тому же грузовику, причем если она уже израсходована на поездки («отъезжен а») Письмо Минфина от 13.01.2017 № 03-05-05-04/739 ;

• сумма «отъезженной» и уплаченной платы «Платону» подтверждается отчетом оператора. Его можно получить в личном кабинете на сайте «Платона». Если она больше транспортного налога за конкретный грузовик, то такой налог платить не нужн о п. 2 ст. 362 НК РФ; Письмо ФНС от 16.10.2018 № БС-4-21/20166 . Иначе в бюджет надо уплатить транспортный налог в сумме, превышающей плату «Платону»;

• в «прибыльном» налоговом учете можно учесть в расходах только превышение платы «Платону» над суммой транспортного налога. В то же время транспортный налог учитывается в расходах только в части, не покрытой за счет платы «Платону» (то есть берем сумму налога после применения вычет а) Письма Минфина от 11.07.2017 № 03-03-10/43987 , от 27.06.2017 № 03-03-10/40602 ; ФНС от 20.09.2017 № СД-4-3/[email protected] .

• плательщики ЕСХН и упрощенцы на «доходно-расходной» УСН смогут учитывать в расходах лишь ту плату «Платону», которая превышает сумму транспортного налога, «отъезжена» и уплачена.

Предприниматели и иные граждане, владеющие большегрузами, начиная с 2019 г. вынуждены будут платить и плату «Платону», и транспортный налог. Так что 2018 г. — последний, за который можно применить льготу по транспортному налогу, уменьшив его на «платоновский» выче т ст. 361.1 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) .

Поскольку расчет транспортного налога граждане сами не делают, им надо подать в инспекцию (любой налоговый орган по своему выбору) заявление о предоставлении налоговой льготы в виде платы за возмещение вреда за 2018 г., приложив к нему подтверждающие документ ы п. 3 ст. 361.1, п. 1 ст. 362 НК РФ; Письмо ФНС от 26.08.2016 № БС-4-11/15777 .

Можно ли учесть в расходах по НУ плату Платон, если транспортный налог не платится?

Учет затрат на «Платон» в 1С зависит от необходимости начисления транспортного налога.

Читайте так же:  Как пополнить пенсионную карту сбербанка

Транспортный налог может не уплачиваться в следующих случаях, если:

  • транспортное средство (ТС) не является объектом налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ);
  • применяется налоговая льгота.

Если ТС не является объектом налогообложения

Если ТС не является объектом обложения транспортным налогом, то ждать расчета транспортного налога не нужно.

Поэтому в 1С необходимо:

  • не регистрировать ТС в регистре сведений Регистрация транспортных средств , т.к. расчет транспортного налога по данному ТС не нужен;
  • отразить расходы на плату «Платон» документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) аналогично услугам сторонних организаций.

Если применяется льгота, освобождающая от налогообложения

Если применяется льгота, освобождающая от налогообложения, то транспортный налог равен нулю, следовательно, сумма платы «Платон» учитывается в полной сумме (п. 48.21 ст. 270 НК РФ).

В 1С для автоматического и корректного учета платы «Платон» необходимо:

  • зарегистрировать ТС в системе «Платон» в регистре сведений Регистрация транспортных средств вид операции Регистрация в разделе Справочники – Налоги – Транспортный налог – Регистрация транспортных средств .
    • Налоговая льготаОсвобождение от налогообложения и указать причину, по которой транспортный налог не уплачивается;
    • установить флажок Зарегистрировано в реестре системы «Платон» ;
  • отразить расходы на плату «Платон» документом Отчет оператора системы Платон ;
  • рассчитать транспортный налог с помощью процедуры Закрытие месяца документ Расчет транспортного налога.

При проведении документа Расчет транспортного налога оплаченные расходы на плату «Платон» будут полностью учтены в расходах по НУ.

«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): Как настроить счет и аналитику затрат для платы «Платон» (+ видео)?

Понятие платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, введено пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее – плата «Платон»). Порядок взимания платы «Платон» определен Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504. Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ налогоплательщик может уменьшить сумму транспортного налога, исчисленного по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства (ТС) на сумму платы «Платон», исчисленную в текущем периоде в отношении этого средства, то есть применить вычет.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета платы «Платон» предназначен специальный документ Отчет оператора системы «Платон». С помощью этого документа пользователь отражает данные по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств собственника (владельца) ТС в качестве платы в зависимости от пути, пройденного каждым транспортным средством. Расчет суммы транспортного налога выполняется регламентным документом с видом операции Расчет транспортного налога.

Счет и аналитика затрат для платы «Платон» соответствуют способу отражения расходов по транспортному налогу, который настраивается в регистре Способы отражения расходов по налогам. Доступ к регистру осуществляется из раздела Главное (Настройки – Налоги и отчеты – Транспортный налог – Способы отражения расходов) или из раздела Справочники (Транспортный налог – Способы отражения расходов).

По умолчанию в этот регистр вводится запись для отнесения сумм налога (авансовых платежей по налогу) по всем транспортным средствам в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» по статье затрат Имущественные налоги.

Если такой способ отражения соответствует способу, закрепленному в учетной политике организации, то для его использования достаточно указать подразделение, к которому относятся расходы.

Если учетной политикой предусмотрен другой счет для учета расходов по транспортному налогу, то можно внести изменения в имеющуюся запись, либо ввести в регистр новую запись с более поздней датой действия.

В случае если по отдельным ТС способ отражения расходов по налогу отличается от остальных, то в регистр нужно ввести отдельную запись, где заполнить реквизиты:

  • дату, с которой действует способ отражения;
  • установить переключатель в положение Для основного средства и указать транспортное средство (элемент справочника Основные средства), к которому относится данная запись;
  • счет и аналитику учета затрат по транспортному налогу.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Об уменьшении транспортного налога на плату «Платон» в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0, в случае, если транспортный налог больше и меньше платы, см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет» в 1С:ИТС.

Плата «Платону»: отражение в расходах в течение 2016 года

В течение года менялся порядок учета. Проверьте, правильно ли сделаны корректировки.

Порядок отражения в расходах платы в систему «Платон» в течение 2016 года менялся, в связи с чем налогоплательщики были вынуждены осуществлять перерасчет и корректировать базу по налогу на прибыль Предлагаем в конце года проверить, правильно ли были сделаны корректировки.

Отчетный период – I квартал 2016 года.

Статья 31.1 Закона об автомобильных дорогах[1], согласно которой движение большегрузных транспортных средств (свыше 12 т) по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам такими транспортными средствами (плата в систему «Платон»), вступила в силу 15.11.2015. Размер и порядок взимания данной платы устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 6 Правил взимания платы[2] оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности, маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств.

У плательщиков налога на прибыль сразу возник вопрос о возможности учета в налоговых расходах указанной платы.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением тех, что поименованы в ст. 270), произведенных в деятельности, направленной на извлечение дохода.

Поскольку плата в счет возмещения вреда большегрузами федеральным автодорогам носит компенсационный характер, а ее внесение в бюджет в силу положений Закона об автомобильных дорогах – условие использования владельцами ТС названных дорог (то есть осуществления деятельности), расходы в виде указанной платы являются экономически обоснованными. Следовательно, при наличии подтверждающих документов эти расходы учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих производственных затрат на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Такой вывод Минфин сделал, в частности, в письмах от 06.10.2015 № 03-11-11/57133, от 27.11.2015 № 19-02-05/7/69769, сославшись при этом на примеры из арбитражной практики. Так, в последнем письме были упомянуты постановления АС ВВО от 11.03.2015 № Ф01-437/2015 по делу № А29-767/2014, ФАС МО от 20.06.2014 № Ф05-5822/2014 по делу № А40-110708/13, в которых арбитры пришли к выводу, что плата должна учитываться в составе налоговых расходов, поскольку налогоплательщик вносит ее в бюджет добровольно в целях ведения хозяйственной деятельности и выполнения договорных обязательств.

Подтверждающими документами в отношении таких расходов будут служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на конкретном маршруте (см. письма Минфина России от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03-03-06/1/76740). То есть авансовые платежи, не подтвержденные отчетом оператора за соответствующий период, не являются расходами.

Читайте так же:  Расшифровка по налогам физических лиц

При этом организации исчисляли и уплачивали авансовые платежи по транспортному налогу (в том числе в отношении большегрузных ТС) за I квартал 2016 года. Суммы этих платежей организации включали в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, в I квартале организации учитывали в расходах и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу.

Отчетный период – полугодие.

03.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные главы ч. II НК РФ, в том числе в гл. 25 (п. 48.21 ст. 270) и 28 (ст. 362, 363).

Благодаря корректировкам в п. 2 ст. 363 НК РФ, организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

Пункт 2 ст. 362 НК РФ был дополнен положениями, согласно которым сумма транспортного налога (ТНисчисл.), исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы (ПП), внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае если при применении указанного налогового вычета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ТНк уплате), принимает отрицательное значение, сумма налога считается равной нулю.

То есть если ПП ≥ ТНисчисл., то ТН не уплачивается.

Если ПП [1] Федеральный закон от 08.11.2007 №?257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504.

Как уменьшить транспортный налог на сумму Платона

Для многих бухгалтеров возник вопрос: как отражает транспортный налог и система Платон бухгалтерский и налоговый учёт. Собственники транспортных средств обязаны уплачивать налог на движимое имущество согласно российскому законодательству. Это может относиться и к лизингополучателям, если оговорено в условиях договора. С 2015 года владельцы машин с массой более 12 тонн обязаны уплачивать сбор за нанесение вреда по системе «Платон». В этой статье вы также узнаете, как уменьшить транспортный налог на Платон.

Сущность системы «Платон»

Система «Платон» была введена в конце 2015 года. С её помощью Правительство постановило уплачивать сборы на восстановление федеральных трасс, разрушающее действие на которые оказывают автомобили с массой свыше 12 тонн. В этот показатель входит не только масса автомобиля, но и допустимая масса груза, перевозка пассажиров и даже водителей.

Правильно определить, обосновать или опровергнуть необходимость регистрации авто по такой системе можно по следующим документам:

  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации автомобиля.

Если в общем итоге вес составляет более 12 тонн, необходимо зарегистрировать транспортное средство у уполномоченного оператора и вносить плату за каждый пройденный километр по федеральной трассе.

Чтобы урегулировать спорные моменты и двойную систему налогообложения был принят федеральный закон №249 от 3.07.2016 г. Согласно ему собственник средства может уменьшить транспортный налог на сумму платежей по системе «Платон» с учётом некоторых требований. Для возможности уменьшения налога в ИФНС по месту регистрации владельца автомобиля подаётся заявление и пакет документов. Образец заявления на уменьшение транспортного налога за счёт Платона можно найти на сайте налоговой службы, в личном кабинете налогоплательщика или других системах.

В пакете должны находиться документы, содержащие информацию о:

  • владельце автотранспортных средств;
  • транспортном средстве с указанием массы и допустимой массы;
  • документы об уплате платежей в системе «Платон».

Заявление на вычет по транспортному налогу и пакет документов по Платону подаются в налоговую службу. Их нужно подавать в ИФНС по юридическому адресу организации, если владельцем является юридическое лицо. Платёжные документы лучше всего оформлять в личном кабинете.

Если транспортному средству необходим прицеп какого-либо вида, то масса прицепа также должна учитываться по ПТС.

Исчисление транспортного налога с учётом платежей по системе «Платон»

Собственники большинства транспортных средств обязаны уплачивать транспортный налог в региональный бюджет. Он может уплачиваться один раз в год либо равными частями в течение года. Такое решение принимают власти региона, в котором зарегистрирован автомобиль. В большинстве субъектов РФ авансовые платежи отменены.

Исчислением налога для собственников – юридических лиц – занимается сама организация в лице сотрудников бухгалтерии. Для физических лиц сумма налога начисляется сотрудниками налоговой службы. Ежегодно налог высылается владельцу на его адрес регистрации.

Обязательство по уплате налога возникает по окончании календарного года. Расчёт налога начинается с месяца постановки на учёт и не зависит от конкретного числа данного месяца. Это относится и к месяцу снятия с учёта.

Расчёт налога на автомобиль регулируется Налоговым Кодексом РФ и региональными постановлениями.

Для его расчёта необходимо знать:

  1. Налоговую ставку. Она утверждается на государственном уровне.
  2. Налоговую базу. Ей является количество лошадиных сил в транспортном средстве (указываются в регистрационных документах).
  3. Количество месяцев владения. Отражается в паспорте транспортного средства.

Чтобы рассчитать сумму налога, необходимо перемножить показатели и разделить на 12 месяцев.

Для некоторых категорий автомобилей применяется повышающий коэффициент.

Транспортный налог исчисляется по каждому отдельному средству. Это относится и к уплате платежей по системе «Платон». Большегрузы, проезжающие по федеральным трассам, обязаны уплачивать сбор за порчу дорог. Расчёт производится за каждый пройденный километр.

Чтобы снизить финансовую нагрузку владельцев автотранспорта, было принято решение по уменьшению транспортного налога и платежей «Платон». Чтобы воспользоваться таким вычетом, необходимо подтвердить факт оплаты соборов.

Расчёт производится по каждому отдельному автомобилю. Если на балансе организации находится несколько зарегистрированных средств, то суммировать начисленный налог по каждому средству и все платежи «Платона» нельзя. По каждому авто делается отдельный расчёт.

Может быть два случая:

  • налог на автомобиль больше суммы платежей по «Платону»;
  • налог на автомобиль меньше суммы платежей по «Платону».

В первом случае в региональный бюджет уплачивается разница между этими двумя показателями. Во втором случае налог не оплачивается вовсе.

Получить вычет может только собственник средства, который в то же время и вносил плату по «Платону». Если автомобиль сдавался в аренду, то уплата налога является обязанностью собственника, а уплата платежей за вред дорог – арендатора. Зачесть эти платежи нельзя.

Читайте так же:  Заявление в пфр на досрочную пенсию

Отражение в бухгалтерском учёте

Расчёты с уполномоченным оператором по уплате платежей по «Платону» отражаются в полной мере в бухгалтерском учёте организации. Для отражения в учёте применяются проводки по Платону и транспортному налогу, рекомендованные финансистами Минфина.

В качестве примера могут использоваться следующие:

  • отражение платежей на счёт оператора осуществляется через проводку: Кредит 51 «Расчётный счёт» – Дебет 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • отражение уплаты в бюджет: Кредит 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» – Дебет 68 «Расчёт с бюджетом», субсчёт «расчёты по Платон»;
  • списание расходов: Кредит 68 «Расчёт с бюджетом», субсчёт «расчёты по «Платон» – Дебет 20 «Основное производство».

Отражение операций по расчёту с системой «Платон» может отличаться от рекомендованных проводок и должно быть прописано в учётной политике организации. Такое право организации отражено в ПБУ «Учётная политика».

Начисление транспортного налога происходит обычным способом без каких-либо нюансов. Для отражения начисленного налога используют дебет 68 счёта с соответствующим субсчётом. Уплата по транспортному налогу отражается по кредиту счёта. При этом здесь отражается только разница между расходами по системе и начисленному налогу на автомобиль.

Особого внимания требуют авансовые платежи, если они применяются в регионе. Расчёт и уплата таких платежей по налогу на транспортное средство производится без учёта расходов по «Платону». Разница отражается только по итогам года.

Отражение проводок бухгалтерского учёта по «Платону» и транспортному налогу необходимо вести отдельно по каждому транспорту.

Отражение в налоговом учёте

Платежи по системе «Платон» отражаются в налоговом учёте иначе. Согласно Налоговому кодексу отражать такие платежи в налоговом учёте нельзя. Разъяснения Минфина указывают на то, что в налоговом учёте следует отражать только те затраты по данной системе, которые превышают сумму транспортного налога.

Если в региональном законодательстве предусмотрены авансовые платежи, то отражать по налоговому учёту необходимо разницу между списанными расходами по «Платону» и авансовыми платежами за аналогичный период.

Налоговый учёт также необходимо вести в разрезе каждого автомобиля.

Все начисления по налоговому учёту отражаются в декларации. Её форма с учётом платежей «Платона» утверждена в декабре 2016 года и действует с 2017 года. Бланк формы можно найти на сайте налоговой службы. Здесь также можно найти образец заполнения.

Для отражения платежей «Платон» используются:

  • строка 290 – вычет по Платону;
  • строка 280 – вычет по Платону по каждому автомобилю.

Сумма вычетов по строке 280 в итоге должна равняться общей сумме по строке 290.

Отражение сумм по данным строкам необходимо подтвердить документально. Чаще всего используются документы из онлайн-системы «Платон» в личном кабинете владельца автомобиля. В нём должны быть отражены расчёты начисленных и уплаченных сумм за порчу федеральных трасс.

Транспортный налог отражается по строке 190. Если организация подтвердила льготу на вычет по системе «Платон», то в строке 300 отражается сумма к уплате с учётом льготы. По этой строке отрицательные суммы к уплате не отражаются. В этом случае ставится ноль.

Собственники автомобилей обязаны уплачивать транспортный налог в бюджет. Кроме того, тяжеловесные машины должны вносить плату за порчу дорог. В данной статье мы постарались разъяснить, как правильно уменьшить транспортный налог на сумму сборов по Платону, в каких случаях это возможно, а в каких нет. Отражать расходы по платежам в бюджет и уполномоченному оператору можно и в бухгалтерском и в налоговом учёте. Предоставление документов по утверждённым формам позволит получить законный вычет и уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли. Платежи за порчу федеральных трасс отражаются в бухгалтерском учёте, в налоговом – только разница между платежами и суммой налога.

Как учесть для налога на прибыль транспортный налог и плату «Платону»

Введение в действие системы сбора платы за вред, причиняемый дорогам большегрузными автомобилями (система «Платон»), сопровождалось различными пертурбациями в части налогового учета. В результате законодатели утвердили некий компромисс, разрешив уменьшать транспортный налог на взносы в систему. Однако компромисс оказался с подвохом. Это подтверждают разъяснения, данные специалистами ФНС России в письме от 20.09.2017 № СД-4-3/[email protected] в отношении учета при расчете налога на прибыль транспортного налога и взносов в систему «Платон».

Проблема с вычетом

Комментируемое письмо посвящено, казалось бы, техническому вопросу: какую сумму транспортного налога нужно считать начисленной для целей отражения в расходах при налогообложении прибыли? Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ организации вправе включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, суммы налогов, начисленные в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. То есть из дословного прочтения указанной нормы следует, что для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль нет необходимости в реальной уплате суммы налога или сбора.

До появления системы «Платон» эта норма никаких вопросов не вызывала: налогоплательщики определяли сумму налога, исходя из налоговой базы и ставки налога, применяли (если это предусмотрено положениями Налогового кодекса) налоговые вычеты и отражали получившуюся сумму в составе расходов.

Введение системы «Платон» изменило ситуацию кардинально. Дело в том, что законодатели установили, что сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в системе «Платон», уменьшается на сумму платы, внесенную в эту систему в отношении такого автомобиля в данном налоговом периоде. Если в результате сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога равна нулю (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Такое уменьшение в Налоговом кодексе прямо названо налоговым вычетом. Причем этот вычет, исходя из формулировок ст. 362 НК РФ, применяется не к налоговой базе (как, к примеру, в случае с НДФЛ), а именно к сумме исчисленного налога (как в ситуации с НДС). А раз так, то вопрос о том, какую же сумму считать начисленной, — до вычета или после — стал как никогда актуальным.

Не верьте декларации

Казалось бы, ответ на этот вопрос найти достаточно просто: нужно всего лишь заглянуть в налоговую декларацию по транспортному налогу и найти там строчку с названием «сумма налога исчисленная». И именно показатель по этой строке взять для расчета. Однако если мы попытаемся поступить таким образом, то обнаружим, что в новой декларации по транспортному налогу, форма которой утверждена приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected], имеется несколько строк с похожим названием. Так, в декларации есть строки 021 и 300, которые называются «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет». И есть строка 190, которая называется просто «Сумма исчисленного налога». Логично было бы предположить, что раз наименование строки 190 совпадает с формулировкой в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, то брать нужно сумму именно из этой строки. Тем более что при методе начисления факт уплаты для учета расходов значения не имеет (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Читайте так же:  Платится ли налог на имущество организаций

Но специалисты ФНС России в комментируемом письме пришли к противоположному выводу: в расходы попадает сумма, уменьшенная на налоговый вычет по системе «Платон». То есть та сумма, которая указана по строкам 021 и 300 декларации по транспортному налогу. Однако никакой аргументации, кроме ссылки на позицию Минфина России, изложенную в письме от 11.07.2017 № 03-03-10/43987, налоговики не привели. Поэтому нам не остается ничего иного, как поискать аргументацию в упомянутом письме финансистов.

Но и тут нас ждет разочарование: специалисты Минфина России также не утруждаются доказательствами, указывая на рассматриваемый факт как на нечто само собой разумеющееся. Приведем дословную цитату финансового ведомства: «При этом под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях». И никаких ссылок на положения Налогового кодекса или другие нормативные документы.

Заметим, что подобный вывод специалисты Минфина России делают не впервые. Так, в разъяснениях, выпущенных финансистами задолго до появления системы «Платон», нотак же посвященных порядку учета для целей налогообложения прибыли дополнительного платежа, связанного с транспортными средствами, — утилизационного сбора, указывается, что датой начисления этого сбора признается дата возникновения обязательств, связанных с его уплатой в бюджет (письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/[email protected]).

Как видим, формулировка чуть менее категоричная, но по существу не отличающаяся от озвученной финансовым ведомством летом этого года и продублированной налоговой службой в комментируемом письме. И самое интересное, что опять же никаких аргументов в пользу такого подхода специалисты Минфина России не приводили и в 2014 г.

Конечно же, очень хотелось бы со сделанными чиновниками выводами поспорить. Однако, к сожалению, кроме уже упоминавшегося выше сходства формулировок в ст. 264 НК РФ и в декларации по транспортному налогу, противопоставить контролирующим органам нечего.

Тогда как в пользу изложенного в комментируемом письме подхода прямо свидетельствует формулировка п. 2 ст. 362 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что если в результате уменьшения транспортного налога на взносы в систему «Платон» сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, получается отрицательной, то сумма налога принимается равной нулю. То есть законодатель четко дал понять, что в этом случае исчисленной суммы налога просто нет. Точнее, она есть и равна нулю. Поэтому учитывать в расходах на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в данном случае налогоплательщику действительно нечего. И в этой части поводов для спора нет: все соответствует положениям Налогового кодекса.

…а дискриминация есть!

Однако повод для споров появляется в другой части — учете для целей налогообложения самой платы, внесенной в систему «Платон». Это становится очевидным, как только мы пытаемся применить на практике к конкретным платежам тот порядок учета, который заложен в Налоговом кодексе.

Предположим, что организация, владеющая большегрузным автомобилем, должна уплатить транспортный налог за этот автомобиль в размере 1000 руб. При этом она в течение года перечисляла плату в систему «Платон». Сумма взносов составила 2000 руб. Что получается с налоговыми платежами у этой организации?

Транспортный налог она не платит, так как сумма в систему «Платон» получилась больше суммы налога, а значит, она согласно п. 2 ст. 362 НК РФ равна нулю. Соответственно, как мы выяснили выше, 1000 руб. налога в расходы по подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ не попадают. И внесенная плата в систему «Платон», на которую был уменьшен налог, учитывается не полностью! Ведь это прямо предусмотрено п. 48.21 ст. 270 НК РФ. Напомним, что в этой норме Кодекса сказано, что при расчете налога на прибыль не учитываются расходы в виде суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузными автомобилями, в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении указанных транспортных средств.

Выходит, что организация фактически уплатила 2000 руб., а в налоговых расходах учтет только 1000 руб., то есть только ту часть взносов в систему «Платон», на которую не был уменьшен транспортный налог.

Если же взять аналогичную организацию, которая не вносит плату в систему «Платон» (потому что, к примеру, эксплуатирует свой грузовик только на региональных трассах), то она заплатит в бюджет ту же сумму транспортного налога в размере 1000 руб. и полностью учтет ее в расходах при расчете налога на прибыль.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налицо дискриминация налогоплательщиков, что уже напрямую нарушает общие принципы налогообложения, определенные в ст. 7 НК РФ. Причем дискриминация намеренная, так как п. 48.21 ст. 270 НК РФ введен временно и действует только до 31 декабря 2018 г. (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ). К сожалению, оспорить законность такого подхода иначе как в Конституционном суде не получится. Ведь речь идет о противоречии одного положения НК РФ другому его положению, а также о фактическом нарушении правил о равном и недискриминационном налогообложении, вытекающих из ст. 19 Конституции РФ. Но будем надеяться, что за оставшиеся время до отмены п. 48.21 ст. 270 НК РФ кто-нибудь из налогоплательщиков все же сумеет добиться признания подобного подхода противоречащим Конституции РФ и общими принципам налогообложения и не подлежащим применению.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  2. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

  3. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Расходы платон в налоговом учете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here