Расследование уклонения от уплаты налогов

Предлагаем полезную информацию по теме: расследование уклонения от уплаты налогов от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Расследование уклонения от уплаты налогов

§ 2. Типовые следственные ситуации и особенности методики расследования в сфере налогообложения

Расследование уклонения от уплаты налога с организаций

Расследование уклонения от уплаты налога с организаций осуществляется методами, набор которых определяется в зависимости от сферы деятельности юридического лица.

[2]

Так, при раскрытии факта сокрытия объекта обложения наиболее эффективным может быть метод общего сопоставления стоимости имущества. В его основе лежит принцип, согласно которому прирост стоимости имущества налогоплательщика может происходить (и должен отражать темп) только за счет учтенных для целей налогообложения доходов. Если же прирост

стоимости имущества опережает прирост доходов, это свидетельствует о возможном сокрытии части доходов от обложения. Для оценки прироста стоимости имущества могут быть взяты такие объекты, как оргтехника, программное обеспечение, служебный транспорт, служебные помещения.

Для торговых предприятий применим метод оценки товарных запасов. Суть его заключается в том, что количество прошедших по складу товаров в их рыночной оценке сопоставляется с величиной торговой выручки. При расхождении этих двух показателей можно предполагать факт сокрытия части доходов от реализации.

В отдельных случаях виновные могут скрывать как неучтенные излишки товара, так и выручку, полученную от их реализации. Такие способы могут быть выявлены с помощью установления себестоимости хранения и транспортировки товарных единиц, после чего на основании данных о соответствующих расходах у налогоплательщика устанавливается, для обслуживания скольких товарных единиц такие расходы могут быть понесены.

Для предприятий производственного сектора сокрытие объекта обложения может быть выявлено с помощью так называемого товарно-сырьевого баланса. В промышленном производстве потребление всех материальных ресурсов для изготовления одной единицы продукции строго установлено. Поэтому, зная о количестве отпущенных в производство сырья и материалов, можно сделать вывод о количестве продукции, которая была из этих материалов произведена. Расхождение между данными о продукции, которая должна была быть произведена из использованных ресурсов, и о той, которая была фактически произведена, может указывать на наличие неучтенных товарных излишков, выручка от реализации которых укрывается.

Во всех вышеприведенных случаях установление факта сокрытия объекта обложения осуществляется с помощью осмотра и исследования документов, изъятия документов, проведения экспертиз, допросов и встречных проверок.

Для выявления фактов искажения объекта обложения, которое особенно распространено на крупных многопрофильных предприятиях, ведущих различные виды деятельности, необходимо прежде всего составить перечень объектов обложения, которые в налоговой отчетности предприятия отражены как освобожденные от налогов. Затем необходимо получить от налогоплательщика список обстоятельств, с которыми связано налоговое освобождение, после этого необходимо произвести их

[3]

проверку (например, из какого источника получен доход, как используется необлагаемое имущество и т.д.) Уклонение считается доказанным, если эти обстоятельства существовали только в отчетности. Расхождение между данными, содержащимися в документации, и реальной действительностью могут быть доказаны экспертизой, показаниями свидетелей, данными встречных проверок.

Для успешного выявления завышения вычетов на предприятиях торговли и оказания услуг необходимо прежде всего тщательно разобраться в механизме расчета налога, применяемом на данном предприятии. Уклонение от налога таким способом чаще всего осуществляется путем заключения фиктивных сделок на приобретение услуг, обычно консультационных, маркетинговых и т.д. Доказать фактическое получение результатов от этих услуг и их использование в производственной деятельности крайне затруднительно, поскольку каких-либо материальных результатов (отчетов, заключений и т.д.) в таких случаях обычно не имеется. Все такие услуги, прикрытые фиктивными сделками, фактически выполняются собственными силами, но фиктивные договоры позволяют вывести часть выручки в подставные фирмы и присвоить ее.

Для предприятий производственной сферы завышение расходов может происходить за счет фиктивного приобретения сырья по завышенным ценам.

Для выявления налоговых преступлений, совершаемых рассмотренным способом, следователю необходимо построить структуру расходов данного предприятия и установить, какие затраты занимают в ней наибольшую долю (по объему расходов). После этого следователю надлежит проверить, насколько оправданна потребность в приобретении такого рода ресурсов и какова их рыночная цена. Если уклонение совершается на предприятии производственного сектора, может быть применено построение «обратного» товарно-сырьевого баланса. При этом на основании данных о произведенной продукции, полученной при изучении документов, осмотров складов, допросах, рассчитывается количество потребленных для ее изготовления ресурсов, после чего с помощью экспертизы на основании рыночных цен устанавливается их реальная стоимость. Если этот показатель оказывается ниже себестоимости, сформированной на предприятии, это свидетельствует о возможном завышении стоимости потребляемых ресурсов.

При получении сведений, указывающих на возможное завышение расходов, следователь должен принять меры по установ-

лению источников потребленных ресурсов, выявить обстоятельства заключения договоров, реальность произведенных поставок, их реальную цену, а также связь поставщиков с тем предприятием, в отношении которого производится расследование. В ряде случаев поставщики могут оказаться подставными лицами, которые на момент проведения расследования уже прекратили свое существование. В этом случае следствие должно принять меры по поиску следов хозяйственной деятельности поставщика. К ним относятся сведения о персонале (данные можно получить в органах Пенсионного фонда и социального страхования), об операциях, проходивших по банковскому счету (сведения о счете можно получить в налоговом органе) и т.д. Если имеются доказательства того, что хозяйственная деятельность фактически не велась, это ставит под сомнение фактическое получение результатов работ по фиктивным договорам, а значит, и доказывает завышение расходов.

Как показывает практика, большая часть задач, возникающих при расследовании налоговых преступлений, решается с помощью таких следственных действий, как допрос, осмотр, проведение ревизии и инвентаризации, экспертиза.

Ревизия и инвентаризация, как правило, проводятся в рамках налоговой проверки, проводимой по совместному решению следственных и налоговых органов. В ходе этой проверки может производиться осмотр производственных и складских помещений. При осмотре следует сосредоточиться на поиске тех предметов, которые могут быть так или иначе связаны с предполагав-

мым способом уклонения от уплаты налога. Например, при сокрытии выручки в ходе осмотра могут быть выявлены неучтенные товарные излишки. При таком осмотре целесообразно привлечение специалиста-товароведа, специалиста в области складского учета и складского дела и т.д. При уклонении от уплаты налога путем завышения вычетов предметом поиска могут быть в том числе печати, учредительные документы тех организаций, с которыми заключаются фиктивные договоры. На складах могут быть установлены запасы материальных ресурсов, произведена оценка их качества, что в дальнейшем позволит установить их рыночную стоимость. Если имеется подозрение на уклонение от уплаты налога за счет необоснованного применения льгот, в ходе осмотра может устанавливаться количество работающих, их физическое состояние и т.д. Кроме того, в ходе осмотра могут изыматься копии первичных документов, бухгалтерской и налоговой отчетности, а также производиться копирование файлов, содержащихся в памяти компьютеров. В отдельных случаях может изыматься сам жесткий диск сервера, на который записана программа по ведению бухгалтерского учета, либо диск персонального компьютера того лица, которое может вести «черную бухгалтерию».

Читайте так же:  Налоговая ставка 35 установлена в отношении

Особая роль при расследовании налоговых преступлений принадлежит экспертизе. По такого рода делам производятся следующие виды экспертиз:

— техническая экспертиза (производственно-техническая, компьютерно-техническая и др.). Предметом ее могут служить производственные объекты, основные средства, товары и материалы. Перед экспертом могут быть поставлены вопросы относительно производительной способности данного оборудования, предназначения определенных материалов и их пригодности для использования по назначению. Особым видом экспертного исследования является часто назначаемая компьютерно-техническая экспертиза. Как указывалось выше, во многих случаях лица, уклоняющиеся от уплаты налога, могут хранить ее данные в памяти своих компьютеров. При этом электронные данные могут быть закодированы или даже предварительно удалены. Однако даже удаление и форматирование диска не препятствует восстановлению и раскрытию данных, которые могут оказать значительную помощь в проведении расследования (см. гл. 35 и § 5 гл. 14);

— экономическая экспертиза. Эта экспертиза способна установить балансовые взаимосвязи между стоимостью потреблен-

ных ресурсов и выпуском продукции (товарно-сырьевой баланс), рыночную стоимость продукции и производственных ресурсов. Кроме того, экспертиза может дать ответ на вопрос о соответствии ведения бухгалтерского учета установленным правилам, наличии или отсутствии необходимых документов, о лицах, ответственных за упущения в ведении учета, корректности отражения в учете отдельных хозяйственных операций и последствиях некорректных проводок;

— судебно-техническая экспертиза документов. Она проводится с целью установления способов изготовления того или иного документа, идентификации печатей и штампов, времени изготовления того или иного документа (если есть подозрение, что он датирован «задним числом») с целью идентификации печатающего устройства, на котором документ изготовлен. В отдельных случаях с целью установления подлинности подписи может назначаться также почерковедческая экспертиза.

Криминалистика

Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций

Анализ практики возбуждения уголовных дел показывает, что чаще всего признаки налоговых преступлений обнаруживают:

  • налоговые инспекции;
  • налоговая полиция и налоговые инспекции в результате совместных проверок;
  • органы МВД России и прокуратуры, расследующие уголовные дела своей подследственности. Однако поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 198, 199 УК РФ обычно служит информация, собранная органами ФНС России.

Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов МВД России и прокуратуры. Это необходимо им в тех случаях, когда при расследовании преступлений своей подследственности они обнаруживают признаки налоговых деликтов.

Представляемые в органы ФНС России материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без дополнительных проверочных действий. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов или страховых взносов, следует (при необходимости) получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.

Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки) или завышении расходов либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия.

Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.

Планирование первоначального этапа расследования. Уяснив, посредством каких следственных действий и оперативных мероприятий эффективнее решать предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. Почти всегда ему необходима экономическая оценка финансовых результатов незаконных хозяйственных операций, приведших к занижению налоговых платежей. Такую оценку может дать налоговый инспектор, проводивший выездную или камеральную проверку.

При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенных ракурсах. Даже версия, не подтвердившаяся при проверке, может стать отправной точкой для новых, более обоснованных предположений. Их выдвижение и проверка зависят от опыта и профессиональной подготовки следователя.

Для начала расследования характерны такие следственные ситуации.

Первая ситуация. Исходные данные о налоговом преступлении получены оперативным путем в результате проведенных мероприятий. Источниками могут быть: сообщения негласных сотрудников органов налоговой полиции, криминальной милиции, таможни и ФСБ России; оперативное наблюдение за процессами производства, перевозки и сбыта сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; негласный осмотр помещений, транспортных средств и бухгалтерской документации; сообщения осведомленных лиц; консультации со специалистами по результатам оперативно-розыскных мероприятий и бесед; получение образцов для сравнительного исследования; предварительный анализ документов, продукции, сырья; использование сведений из криминалистических и специализированных банков данных.

Уклонение от уплаты налогов. Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям в 2019 г.

По налоговым преступлениям ( ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ) действует особый порядок возбуждения уголовных дел, отличный порядка от возбуждения дел по иным экономическим составам УК РФ.

Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки?

Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ.

Читайте так же:  Процент алиментов на 4 х детей

Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так являются распространенным поводил для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.
В 2017 — 2018 г. наши адвокаты все чаще сталкивались с уголовными делами по уклонению от уплаты налогов, поводом для возбуждения которых послужили расследования других преступлений, таких как обналичивание (ст. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств за рубеж (ст. 193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193.1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Могут ли привлечь собственника компании к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары. В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом. Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

Звоните! 8-921-786-43-15

В случае вероятного доначисления ФНС существенных сумм, которые у Вас не будет возможности покрыть, мы рекомендуем в ходе налогового спора прибегать к помощи адвоката , разбирающегося не только в налоговом, но и в уголовном законодательстве, а не к услугам юристов, не имеющих права работать по уголовным делам. Это позволит избежать критических ошибок в ходе налогового спора с ИФНС и сократит риски уголовного преследования.

За какой период могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Ранее возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям было возможно только на основании фактов, покрытых периодом налоговой проверки – трехлетним периодом. Теперь следователь ограничен только сроками исковой давности. Срок давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от состава налогового преступления могут составлять два года (для небольшой тяжести) или шесть лет (для средней тяжести).

В 2019 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

Какой размер неоплаченных налогов является уклонением от уплаты налогов?

Уголовному преследованию подлежит уклонение от уплаты налогов с организации (ст 199 УК РФ) в только в крупном и особо крупном размере, неоплата налогов на меньшую сумму является только административным нарушением.

Уклонение от уплаты налогов в крупном размере:

более 5 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате налогов или более 15 млн. руб. — размер увеличен с середины 2016 г.

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере:

более 15 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате налогов или более 45 млн. руб.
При уклонении от уплаты налогов с физического лица порог неуплаты налогов существенно ниже за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности существенно ниже — возбуждение уголовного дела возможно при неуплате в бюджет 900 тыс. за 3 года.

У подозреваемого и обвиняемого есть право на освобождение от уголовной ответственности, если налоговое преступление совершено впервые, а ущерб, причиненный бюджетной системе в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Участие ФНС в возбуждении уголовного дела по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ в 2019 г:

Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС. Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует.

Обновленная ст. 144 УПК РФ предусматривает следующий порядок:
Получив от органов дознания сообщение о налоговом преступлении (которые, описаны в статьях ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ст. 199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента Уголовного Кодекса), следователь (если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик. В налоговый орган следователь направляет обосновывающие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.
Получив запрос, налоговый орган должен в течение 15 суток направить в ответ свое заключение.
Законом предусмотрено три опции ответов налоговой инспекции:

  • направление заключения, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась;
  • проинформировать о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу;
  • проинформировать об отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.
  • Звоните! 8-921-786-43-15

    Адвокат Бизнес Развития ответит на Ваши вопросы и договорятся о встрече с Вами.
    Так же, Вы можете заполнить контактную форму и наши адвокаты свяжутся с Вами в кратчайшие сроки.

    В случае, если Вы являетесь подозреваемым или обвиняемым в уклонении о уплаты налогов или иных экономических преступлениях, адвокаты Бизнес Развития могут осуществить представление Ваших в уголовном процессе .

    В случае, если Вам предстоит налоговый спор с ФНС и Вы опасаетесь привлечения к уголовной ответственности при негативном исходе дела, воспользуйтесь помощью налогового адвоката по представлению интересов в ИФНС и в Арбитражном суде в налоговых спорах .
    В случае возникновения у Вас вопросов по данной тематике, в том числе по наличию у Вас рисков привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и путей сокращения таких рисков, Вы можете воспользоваться нашими консультационными юридическими услугами .

    Особенности расследования уклонения от уплаты налогов (по материалам обобщения следственной практики)

    Автор: Александрова Л.И.

    Расследование налоговых преступлений имеет особенности, обусловленные правовой конструкцией данных деяний, характеристикой предмета преступного посягательства, способом его совершения, обстановкой, характеристикой личности типичного преступника и целым рядом других обстоятельств. Проведенное нами обобщение следственной и судебной практики производства по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов в Уральском, Центральном, Южном федеральных округах России позволило выявить ряд основных особенностей, с которыми сталкивается следователь при проведении расследования[1].

    Читайте так же:  Повышение пенсии пенсионерам 80 лет

    Прежде всего, речь идет о необходимости изучения, анализа и приобщения к материалам уголовного дела нормативных актов, регулирующих правовое положение налога и налогоплательщика, их статус, порядок и режим уплаты налога, уклонение от которого вменяется в вину. Кроме того, важно изучать и приобщать к делу правовые акты, регулирующие финансовые, хозяйственные, экономические аспекты деятельности налогоплательщика, нарушение которых повлекло, по мнению следствия, уклонение от уплаты налогов или было связано с данным преступлением.

    По существу, анализ действий налогоплательщика основывается на бланкетном законодательстве. При большом количестве законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы налогообложения, финансово-хозяйственной и экономической деятельности, и их частых изменениях – это непростая задача. В изученных материалах значительное число прекращенных прокурорами уголовных дел и оправдательных приговоров судов по налоговым преступлениям связано с допущенными ошибками в знании налогового, гражданского, финансового и хозяйственного законодательства, правильное применение которого является одной из особенностей и сложностей расследования налоговых преступлений.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Основу доказательственной базы в обвинении совершения преступления составляют материалы документальной проверки, проводимой Федеральной налоговой службой России, они образуют стержень обвинения, определяя процесс расследования. Поэтому важными являются изучение и оценка этих материалов в ходе следствия.

    Обобщение изученных уголовных дел, закончившихся вынесением оправдательного приговора, показало, что основанием к принятию таких решений явились недоброкачественные материалы налоговой проверки, в том числе нарушения установленной процедуры проведения проверки, неправильный расчет налога, подлежащего уплате, ошибки в квалификации сделок, на основе которых произведен расчет налога, и другие. Таким образом, особенностью расследования налоговых преступлений является анализ материалов налоговой проверки с обязательным исследованием документов, отражающих процесс формирования налога, его расчет, порядок уплаты и всей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также процедурных вопросов проведения проверки.

    Отличительная черта расследования налоговых преступлений состоит в том, что необходимо разбираться и исследовать деликты, относящиеся в первую очередь к налоговому законодательству. А в этом законодательстве процесс формирования, расчета и уплаты налога уже достаточно определен. Отсюда и в расследовании налоговых деликтов круг задач расследования является определенным. Основной объем доказательственной информации содержится в материалах документальной проверки и документах, изъятых в ходе расследования.

    Особенностью расследования налоговых преступлений является необходимость установления прямого умысла налогоплательщика на уклонение от уплаты налога. Иногда весь длительный и трудоемкий процесс расследования приводит к прекращению производства в связи с недоказанностью умысла виновного уклонения от уплаты налога. Такие уголовные дела прекращались производством в суде с вынесением оправдательного приговора. Думается, что при обстоятельной проверке следователями и работниками прокуратуры собранных материалов дела многие постановления о возбуждении уголовного дела были бы отменены за отсутствием состава или события преступления.

    Установление умысла по делам о налоговых преступлениях нередко является сложной задачей. Иногда доказывание его становится главной проблемой в процессе расследования. Из изученных судебных решений следует, что суды требуют, чтобы в ходе следствия было доказано, что налогоплательщик не только знал требования налогового законодательства, правила ведения бухгалтерского учета, но и сознательно их нарушал и внесенные налогоплательщиком искажения в налоговые и бухгалтерские документы были сделаны им умышленно. Необходимо еще и доказать, что привлекаемое к ответственности лицо не было введено в заблуждение и не действовало в состоянии крайней необходимости.

    Иногда, как видно из изученных дел, привлекаемые к ответственности лица сразу же (на первоначальном этапе расследования) признавали свою вину. После этого следователь быстро собирал разрозненные по своей сути доказательства. Впоследствии суд выявлял отсутствие прямого умысла или констатировал его недоказанность и выносил оправдательный приговор.

    В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положения ст. 199 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова подчеркивается, что состав данного преступления предполагает наличие в действиях виновного лица именно умысла, направленного непосредственно на уклонение от уплаты налога. Следовательно, применительно к преступлению, предусмотренному ст. 199 УК РФ, составообразующим может признаваться только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил.

    Особенностью расследования налоговых преступлений является и его связь с рассмотрением дела в арбитражном суде. Причем общим для уголовного и арбитражного дела являлась объективная сторона налогового правонарушения, отраженная в акте налоговой проверки. Такой акт являлся основой в уголовном и арбитражном деле, где почти всегда имеются объяснения налогоплательщика о признании недействительным решения налоговых органов о привлечении его к налоговой ответственности. Рассмотрение арбитражного дела часто затягивается на длительное время, так как оспариваемое решение проходит всю процедуру судопроизводства, включая кассационное и надзорное его рассмотрение. Нередкими являлись случаи, когда на это уходили месяцы и годы. Поэтому следователь, расследующий уголовное дело, вынужден ждать вступления в законную силу судебного решения.

    [1]

    Во многих случаях расследование налоговых преступлений затруднено многоэтапностью и завуалированностью преступной деятельности привлекаемых к уголовной ответственности лиц, стремящихся к тому же различными способами повлиять на исход дела, уничтожить или исказить бухгалтерские документы.

    Изложенные особенности свидетельствуют о своеобразии и сложности расследования преступных уклонений от уплаты налогов, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

    Литература

    1. Александров И.В. Налоговые преступления: расследование: Монография. М.: Юстиция, 2017. 286 с.

    2. Бажанов С.В. Особенности отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела (преследования) в ходе процессуальных проверок и расследования налоговых преступлений // Российский следователь. 2011. N 14. С. 10 – 12.

    3. Истомин П.А. Некоторые аспекты первоначального этапа расследования налоговых преступлений // Российский следователь. 2009. N 5. С. 2 – 3.

    4. Куликов Л.А. Понятие и методы расследования, применяемые налоговыми органами и правоохранительными органами // Налоги. 2009. N 4. С. 8 – 11.

    5. Багмет А.М. Расследование налоговых преступлений / А.М. Багмет, С.И. Леншин, С.В. Маликов. М.: Юрлитинформ, 2011. Ч. 2. 448 с.

    Также рекомендуется Вам:

    6. Соловьев И.Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования: Монография. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. 160 с.

    [1] Автором статьи были изучены около 200 уголовных дел в архивах судов, прокуратуры, Следственного комитета РФ, возбужденных по ст. ст. 198 и 199 УК РФ в 2010 – 2017 гг.

    Методика расследования налоговых преступлений

    Анализ практики возбуждения уголовных дел показывает, что чаще всего признаки налоговых преступлений обнаруживают: а) налоговые инспекции, б) налоговая полиция и налоговые инспекции в результате совместных проверок, в) органы МВД и прокуратуры, расследующие уголовные дела своей подследственности. Однако поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 198, 199 УК РФ обычно служит информация, собранная органами МНС и ФСНП.

    Читайте так же:  Какие налоги уплачивает ип на усн

    Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов МВД и прокуратуры. Это необходимо им в тех случаях, когда при расследовании преступлений своей подследственности они обнаруживают признаки налоговых деликтов.

    Расследование уклонений от уплаты налогов с организаций.

    Представляемые в органы ФСНП материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без дополнительных проверочных действий. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов или страховых взносов, следует при необходимости получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.

    Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки), или искажении расходов, либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.

    Методика расследования налоговых преступлений

    Анализ практики возбуждения уголовных дел показывает, что чаще всего признаки налоговых преступлений обнаруживают: а) налоговые инспекции, б) налоговая полиция и налоговые инспекции в результате совместных проверок, в) органы МВД и прокуратуры, расследующие уголовные дела своей подследственности. Однако поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 198, 199 УК РФ обычно служит информация, собранная органами МНС и ФСНП. налоговый преступление камеральный проверка

    Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов МВД и прокуратуры. Это необходимо им в тех случаях, когда при расследовании преступлений своей подследственности они обнаруживают признаки налоговых деликтов.

    Расследование уклонений от уплаты налогов с организаций.

    Представляемые в органы ФСНП материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без дополнительных проверочных действий. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов или страховых взносов, следует при необходимости получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.

    Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки), или искажении расходов, либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.

    Защита на стадии предварительного расследования по делам об уклонении от уплаты налогов

    Следователь составляет обвинительное заключение — анализ добытых доказательств с кратким их изложением и ссылками на тома и листы дела. Это еще и официальный документ, который вручается обвиняемому, и на основании которого суд будет рассматривать дело. Это обвинительное заключение должен утвердить прокурор, после чего дело может быть направлено на судебное рассмотрение.

    Вот на этой стадии нужно срочно обращаться к прокурору с жалобой о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования.

    На какой стадии уголовного дела может быть допущен адвокат? На любой.

    • ознакомиться с материалами дела (полностью их можно изучить только по окончании следствия, такое право имеет только обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и их защитники и представители);
    • проконсультировать по всем возникающим во время следствия вопросам (например, подготовить участника процесса к допросу);
    • составить документы (заявления, ходатайства, жалобы, проекты показаний и др.);
    • принять участие в следственных действиях (допросах, выемках и т.п.) и судебных заседаниях, связанных с расследованием дела (например, при обжаловании действий и решений следователя);
    • обратиться к специалистам (например, аудиторам, почерковедам, экономистам и т.п.) за разъянением вопросов с получением письменных заключений;
    • собрать доказательства путем проведения опросов, получения справок и других материалов, например, для представления следователю при назначении экспертизы.

    Эту работу мы можем взять на себя как очно, так и заочно (кроме участия в следственных действиях, судебных заседаниях и проведения опросов).

    Проблема уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации: особенности преступления и наказание за него по ст. 199 УК РФ

    В РФ предусмотрены достаточно жесткие налоги для предпринимателей. Естественно, желание сократить расходы на них преследует многих предприимчивых деятелей. Однако за уклонение от уплаты налогов уголовное наказание по УК РФ грозит не только ИП (физическим лицам), но и руководителям организаций.

    Характеристика злодеяния

    Под уклонением от уплаты налогов, совершенным организацией, понимают сокрытие налоговой декларации или прочих обязательных для проверки документов, а также внесение в эти документы фальсифицированных данных. Уголовная ответственность по 199 статье УК наступает, когда речь идет о крупном или особо крупном размере.

    О том, что это за преступление и о его особенностях в некоторых странах расскажет следующее видео:

    Основные понятия

    Итак, в роли объекта описываемого злодеяния выступает нарушение порядка оплаты налогов. Предметом же являются сборы и налоги, взимаемые, согласно Налоговому кодексу (НК), с организаций. Поясним данные понятия.

    • Налог – это платеж (обязательный и индивидуально безвозмездный), который взимается с физлиц и организаций. Цель налогообложения – обеспечение деятельности государства и его муниципальных образований.
    • Сбор (иначе, пошлина) – это тоже обязательный платеж, но не безвозмездный. Он взимается, когда в отношении плательщика производится определенное действие, ему выдаются какие-либо права (лицензия) или оказываются услуги.

    Состав преступления

    Под определение «организация» подпадают все плательщики налогов, исключая физлиц.

    Объективную сторону рассматриваемого преступления формируют два типа действий:

    • Непредставление (в случае, когда это обязательно) налоговой декларации или прочих необходимых документов;
    • Искажение данных, заносимых в упомянутые документы или декларацию.
    Читайте так же:  Будет пенсия если вообще нет стажа

    В качестве субъекта преступления, подпадающего под 199 статью, может выступать:

    • Руководитель организации, уклоняющейся от уплаты пошлин и налогов;
    • Главный (старший) бухгалтер;
    • Лица, выполняющие обязанности руководителя или бухгалтера;
    • Сотрудники организации, причастные к уклонению от налогов (исказившие данные в декларации и прочих документах, сокрывшие доход и т.п.).

    В примечаниях к статье 199 поясняется:

    • Крупный размер – это сумма налогов за три года, равная или превышающая отметку в два миллиона рублей, если неуплаченные налоги составляют более 10%, или 6 млн. рублей.
    • Особо крупный размер – сумма налогов больше 10 млн., при неуплаченных 20% и более процентах, или 30 миллионов.

    Виды уклонения

    Есть масса способов уклониться от уплаты сборов и налогов. Рассмотрим несколько из них:

    • Уничтожение или подмена накладных после получения выручки от розничной торговли. Первичная документация уничтожается или искажается, в итоге не вся выручка отображается в налоговых документах;
    • Выручка, от реализации товара доверенными лицами, приходуется не полностью или не приходуется совсем. Организация дает доверенному лицу товар вместе с накладными. Когда это лицо вносит выручку в виде наличных, накладные уничтожаются либо переделываются, а разница в сумме не приходуется. Соответственно, уменьшается размер налога;
    • Наличие незарегистрированных точек торговли, через которые реализуется неучтенный товар. Такие точки стараются открывать там, где проверки правоохранительными органами проводятся редко;
    • Продажа одного продукта под видом другого. Дорогой товар проходит по документам как более дешевый (например, бензин А-95 как бензин А-92). Цена, разумеется, остается реальной. Разница в фактической цене на товар и в цене, записанной в документах, остается на руках у предпринимателя, то есть, становится черным налом;
    • Различные схемы, в результате которых выручка уходит заграницу и оседает на счетах самой компании.

    Все способы перечислить достаточно сложно, поскольку предприимчивые руководители организаций изобретают новые схемы, как только старые перестают действовать. Про ответственность, сроки давности за уклонение от уплаты налогов юридического лица по 199 статье УК РФ читайте ниже.

    О том, какие схемы уклонения от налогов чаще всего используются, расскажет видеосюжет ниже:

    Ответственность

    Какое же наказание ждет руководителя или бухгалтера организации за уклонение от уплаты налогов? Если размер невыплаченных сборов и налогов признан крупным, прибегают к 1 части 199 статьи. В ней предусмотрены такие меры:

    • Штраф (100 000 – 300 000 рублей) или изъятие дохода (за 1 – 2 года);
    • Принудительные работы (до 2 лет), которые, иногда, дополняются запретом занимать конкретные должности и заниматься соответствующей деятельностью (3 года максимум);
    • Арест на полгода максимум;
    • Лишение свободы (до 2 лет) с запретом заниматься конкретной деятельностью или без него.

    Особо крупный размер налогов или совершение злодеяния группой сговорившихся предварительно лиц является квалифицированным составом преступления и рассматривается во 2 части 199 статьи. Меры здесь более жесткие:

    • Штраф (200 000 – 500 000 рублей) или доход за 1-3 года;
    • Принудительные работы (до 5 лет) с запретом/без запрета заниматься конкретным видом деятельности до 3 лет;
    • Лишение свободы (6 лет максимум) с запретом деятельности или без него.

    Про расследование уклонений от уплаты налогов с организаций читайте далее.

    Особенности расследования и заведения уголовного дела

    В досудебном производстве выделяют два этапа:
    1. Доследственная проверка. Сотрудники ОЭБ или УЭБ МВД проверяют обоснованность поступивших в отношении организации сведений о факте уклонения от налогов и решают, возбуждать уголовное дело или нет;
    2. Предварительное расследование.

    Обычно, основанием для проведения правоохранительными органами проверки организации является информация, сообщенная им налоговой инспекцией после проведения проверки, вынесения решения и выставления Требования об уплате налогов, штрафов и пеней. Чтобы выполнить данное требование, у организации есть 2 месяца.

    В противном случае, возбуждается уголовное дело, дополнительной налоговой проверки для которого не требуется. Еще до возбуждения дела правоохранительные органы имеют право проводить дознание и участвовать в проверках, проводимых налоговой инспекцией.

    После возбуждения дела его досудебным расследованием занимаются следователи Следственного комитета РФ.

    О некоторых случаях из судебной практики по статье 199 УК РФ расскажем напоследок.

    Судебная практика по ст. 199 УК РФ об уклонении от уплаты налогов с организации

    Как уже отмечалось выше, уклонение от налогов может быть осуществлено через не предоставление налоговой декларации или через внесение в нее ложных данных. Мы рассмотрим второй случай.

    Ухтинским городским судом к двум годам лишения свободы, замененным условным сроком, был приговорен руководитель организации «…» В.Л.С. За определенный налоговый период подсудимый отобразил в налоговой декларации ложные сведения о расходах. Его организация якобы пользовалась услугами нескольких транспортных фирм, за что и выплатила им конкретную сумму (указанные средства, разумеется, налогами не облагались).

    Но при проверке выяснилось, что данные организации не имеют на своем балансе транспортных средств, то есть оказывать подобного рода услуги они не могли. Списание средств на расход позволили В.Л.С. уменьшить объем налогов, взимаемых с организации. Поскольку речь шла об особо крупном размере, был применен пункт «б» части 2 199 статьи УК.

    Подсудимый признал свою вину. Ввиду этого, а также того, что обвиняемый, в целом, характеризовался знакомыми положительно, реальный срок заменили условным.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    О еще одном случае из практики уклонения от уплаты налогов рассказывает видео ниже:

    Источники


    1. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

    2. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

    3. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
    Расследование уклонения от уплаты налогов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here