Ставки налогов в республике беларусь

Предлагаем полезную информацию по теме: ставки налогов в республике беларусь от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Налоги в Белоруссии

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Читайте так же:  Льготная пенсия список 1 украина

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Законодательство Беларуси

База данных «Законодательство Беларуси» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Республики Беларусь

Общие сведения

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( общей и особенной ), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Читайте так же:  Поздравление с выходом на пенсию маме

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины. Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности». Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года «О предупреждении социального иждивенчества»).

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Ставки основных налогов

Основные налоги, которые юридические лица, зарегистрированные на территории Беларуси, уплачивают при общей системе налогообложения:

Налоги Ставки
Налог на прибыль 18% Налог на прирост капитала 18% Налогообложение прибыли филиалов при переводе в головную организацию 0% Ставки налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство: — Плата за перевозку, фрахт, демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок, а также платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг 6% — Доходы от долговых обязательств любого вида, в том числе доходы по кредитам, займам, доходы по ценным бумагам, условиями выпуска которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь 10% — Доход в виде дивидендов 12% — Доход в виде роялти, доход от лицензий и прочий доход согласно перечню, определенному законодательством 15% Налог на добавленную стоимость 20% Налог на недвижимость 1% Обязательные страховые взносы: 35% Обязательное социальное страхование в случае достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) 29% Обязательные страховые взносы на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и т. д. 6%
Читайте так же:  1969 г выход на пенсию

+375 17 226 41 66

+375 17 226 50 24

+375 17 200 81 75

+375 29 690 09 44

Новостная рассылка

Подпишитесь на ежеквартальную рассылку новостей.

Основные ставки налогообложения в Республике Беларусь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основные республиканские налоги согласно статьи Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [21]

Подоходный налог с физических лиц взимается в размере 12% ставки на общий доход, полученный от источников внутри и за пределами Республики Беларусь (для жителей Беларуси) и с общей суммы доходов, полученных от источников в Республике Беларусь (для нерезидентов).Некоторые виды доходов (социальные пособия, доходы от продажи личного имущества и продукции выращиваемой на приусадебных участках и др.), освобождаются от этого налога. При наличии достаточных оснований, налогоплательщики имеют право применять стандартные, социальные и другие налоговые льготы.

Индивидуальные предприниматели и частные нотариусы выплачивают налоги размером 15%.Налог на прибыль уплачивают в размере 18% ставки (с 2012) на предприятия Республики Беларусь, иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, партнерство и экономические группы.

Налогооблагаемая прибыль равна совокупному доходу за вычетом суммы расходов. Доходы, полученные от источников иностранных компаний в Республике Беларусь, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагаются налогом по следующим ставкам:

  • 6% — международные перевозки;
  • 10% — процентные доходы форме долговых требований;
  • 12% — дивиденды и другие подобные права;
  • 15% — роялти и других доходов (ограничение списка, включая все виды сделок с недвижимым имуществом);
  • 5% на дивиденды, проценты, роялти и лицензий, если источником дохода является Hi-Tech Park жителя.

Налог на добавленную стоимость

  • 20% — общая налоговая ставка;
  • 10% — продажа сельскохозяйственных товаров, произведенных в Беларуси, импорт и / или продажа продуктов питания и товаров для детей;
  • 0% — экспортируемых товаров.

Ставка земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Налоговой базой является эквивалентной от кадастровой стоимости земельного участка, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Местные налоги (налог на владельцев собак, налог на собирателей и курортных сборов) вводятся местными органами власти в пределах, установленных Налоговым кодексом:

  • — Налог на владельцев собак: 17 500-52 5000 рублей (50 000 — 150 000 рублей от 01.04.2012), т.е. от 50 до 150% базовой величины (рисунок 2.1);
  • — Налог на сборщиков: не более 5% от собранной стоимость продукции;
  • — Курортный сбор: не более 3% от стоимости ваучера курорта.

Рисунок 2.1 — Налог на владельцев собак до и после увеличения базовой величины

[2]

Специальные налоговые режимы

  • 1) Упрощенная система налогообложения:
  • 5% от валового дохода для плательщиков НДС (численность работников не более 100, а годовой валовой доход не более 9 000 000 000 рублей ? 1 100 000 долл. США);
  • 7% от валового дохода по НДС неплательщиками (численность работников не более 15 и годового валового дохода не более 3 400 000 000 рублей ? 415 000 долл. США);
  • 2% от валовой выручки от экспорта товаров / работ / услуг / прав интеллектуальной собственности (до 31.12.2013);
  • 15% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих валового дохода в качестве налогооблагаемой базы.

Рисунок 2.2 — Упрощенная система налогообложения

  • 2) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции — 1% от валового дохода
  • 3) единый налог для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц — налоговых ставок отличаются
  • 4) налог на азартные игры — налоговые ставки различаются (в евро за единицу игорного)
  • 5) налог на доходы от лотереи — 8% от выручки лотереи без призового фонда
  • 6) налог на доходы электронных интерактивных игр — 8%
  • 7) Леви о деятельности судов — одна базовая сумма в течение календарного года (35 000 рублей, а с 01.04.2012 — 100 000 рублей)
  • 8) Леви на ферме эко-туризма — одна основная сумма в течение календарного года (35 000 рублей, а с 01.04.2012 — 100 000 рублей)

Налогообложения свободных экономических зон

Есть 6 свободных экономических зон (СЭЗ) в Беларуси пользующихся льготным налогообложением в отношении производства и реализации импортозамещающих товаров и экспортируемых товаров (услуг).

Прибыль резидентов СЭЗ, освобождаются от налога на прибыль в течение первых 5 лет проведения такой деятельности. Позже для резидентов СЭЗ может применяться ставка налога на прибыль уменьшенная на 50%, а ставка налога на прибыль не может превышать 12% годовых. Налог на недвижимость не выплачивается резидентами СЭЗ.

Налоговая система республики Беларусь: виды налогов и особенности исчисления

«Аудиторские ведомости», N 11, 2000

Законодательство о налогах и сборах Республики Беларусь состоит из Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», законов о налогах и сборах, а также декретов и указов Президента Республики Беларусь о налогах и сборах.

На территории Республики Беларусь действует двухуровневая система налогов и сборов: всего около 30, из них 13 республиканских. В целом принципы и характеристики налоговой системы Республики Беларусь приближены к российской.

Ниже приведены основные виды налогов в Республике Беларусь.

Налог на прибыль. Ставка налога: основная — 25% (до 15 марта 1999 г. — 30%), для малых предприятий — 15%, фиксированные суммы налога на прибыль (платежи) по мелкорозничной торговле. Для предприятий АПК и предприятий, обслуживающих АПК, ставки — 7 и 10% соответственно. Объектом налогообложения является балансовая прибыль. Налог уплачивается ежемесячно. Балансы в налоговую инспекцию сдаются один раз в год. Производственное предприятие, занимающееся выпуском продукции (производственного, бытового назначения и др.), обязано иметь калькуляции, нормы расхода сырья и материалов для контроля налоговой инспекцией за правильностью их списаний на производство продукции.

Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Ставки налога: по дивидендам, роялти, лицензиям, другим доходам (по перечню) — 15%, по доходам от долговых обязательств и при реализации товаров на выставках — продажах — 10%, по плате за фрахт в связи с осуществлением международных перевозок — 6%.

Читайте так же:  Возврат таможенных платежей и налогов

Налог на добавленную стоимость. Ставки налога — 20, 10, 0%. С 1 января 2000 г. в Республике Беларусь введен порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, аналогичный порядку, действующему в Российской Федерации.

Акцизы. Ставки установлены в евро и процентах от стоимости товаров. Плательщиками акцизов являются юридические лица: производящие подакцизные товары, ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию подакцизные товары. По подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья на территории Республики Беларусь, плательщиками акцизов являются предприятия, производящие эти товары (переработчики).

Налог на недвижимость. Ставка — 1%. Облагается остаточная стоимость основных фондов и объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий. Налог уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков.

Земельный налог исчисляется в рублях за 1 га площади и относится на себестоимость продукции. Его плательщиками являются юридические и физические лица.

Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки составляют 1,5% выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятий и организаций, дохода банков, балансовой прибыли страховых организаций.

Налог с продаж автомобильного топлива. Ставка — 10% стоимости реализованного автомобильного топлива. Налог уплачивается импортерами и производителями автомобильного топлива.

Отчисления средств пользователями автомобильных дорог. Производители сельхозпродукции уплачивают 0,5%, остальные плательщики — 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг предприятий и организаций, дохода (за вычетом расходов) банков, валового дохода организаций общественного питания, торговых и других организаций, реализующих товары и прочие активы, балансовой прибыли страховых организаций. Отчисления зачисляются в дорожный фонд.

Налог на приобретение автотранспортных средств платят юридические и физические лица, приобретающие в собственность транспортные средства, в размере 5% их продажной цены (за исключением граждан, приобретающих в частную собственность транспортные средства, относящиеся к категориям «А» и «В»). Налог уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

[1]

Плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Ставки установлены в долларах США за 1 км расстояния. Постановлением Правительства Республики Беларусь утверждены допустимые параметры тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, проезжающих по автомобильным дорогам общего пользования, тарифы за их проезд и ставки транзитного налога с владельцев (пользователей) транспортных средств. Плата вносится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Плата за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница Российской Федерации. Введена Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 01.07.1996 N 432 и относится на себестоимость продукции. От платы освобождаются владельцы транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, кроме владельцев многоосных (более 2 осей) грузовых автомобилей.

Экологический налог. Этим налогом облагаются объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, а также объемы добываемых из природной среды ресурсов. Ставки устанавливаются Советом министров Республики Беларусь. Налог относится на себестоимость продукции.

Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Основная ставка — 35% от фонда заработной платы.

Чрезвычайный налог. Ставка налога — 4% от фонда заработной платы. Налог вводится в действие ежегодно с 1 января 1992 г. законами о бюджете.

Подоходный налог. Ставки налога — 9, 12, 15, 20, 25 и 30% с облагаемого дохода, превышающего 1080 минимальных размеров заработной платы за год.

Налог для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения. Ставка — 10% валовой выручки. На упрощенную систему налогообложения имеют право перейти предприятия и предприниматели с численностью работников до 15 человек, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 5000 минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством Республики Беларусь.

Декретами Президента Республики Беларусь в 1999 — 2000 гг. введены новые налоги: на лотерейную деятельность — 8% разности между выручкой и суммой призового фонда; на игорный бизнес — в минимальном размере заработной платы в месяц с игровых столов, касс тотализаторов и букмекерских контор; налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности: для банков и страховых компаний — 30% дохода, для иных юридических лиц по доходам с ценными бумагами — 40%. Данные налоги введены вместо НДС, налога на прибыль и отчислений от выручки в бюджетные фонды.

Указом Президента Республики Беларусь с 1 февраля 2000 г. введен оффшорный сбор, который уплачивают юридические лица и индивидуальные предприниматели в республиканский бюджет в валюте, перечисляемой на счета, открытые в оффшорных зонах нерезидентам Республики Беларусь, зарегистрированным в этих зонах. Ставка сбора — 15% суммы, перечисляемой за выполненные работы и оказанные услуги. Срок уплаты сбора — до перечисления нерезиденту соответствующих средств. Национальным банком определен список из 46 государств и территорий, где расположены оффшорные зоны, а Советом министров Республики Беларусь утвержден перечень работ и услуг, с оплаты которых взимается сбор (информационные, инжиниринговые, маркетинговые, консалтинг, посреднические, в том числе по выдаче гарантий и поручительств, рекламные и т.п.).

В Республике Беларусь приняты документы, регламентирующие контрольную работу налоговых органов: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.1999 N 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций».

Налоговые органы Республики Беларусь имеют права, отличные от прав налоговых органов и должностных лиц Российской Федерации, в частности, они могут проводить личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, налагать арест или производить изъятие имущества для обеспечения принудительного взыскания в бюджет недоимок по налогам и экономических санкций, изымать у правонарушителей неоприходованные товары, продукцию и денежную выручку и др. При наличии задолженности по налогам и экономическим санкциям инспекции вправе вносить предложения в соответствующие отделы внутренних дел о приостановлении выезда за границу налогоплательщика (его представителей), собственников юридических лиц до погашения ими образовавшейся задолженности.

Читайте так же:  Возврат переплаты по налогу усн

Налоговые инспекторы проводят три типа проверок: камеральную, выездную (плановую и внеплановую), в том числе встречную, и рейдовую (проводится в местах деятельности налогоплательщиков независимо от места постановки их на налоговый учет). Кроме того, проверяется соблюдение законодательства по внешнеэкономической деятельности, правил ведения кассовых операций с вынесением мер ответственности и экономических санкций. При проведении проверки должностные лица осуществляют обмеры объемов выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство (с привлечением специалистов) в целях определения правильности их списания на себестоимость. В нормативных актах установлен порядок проведения проверок при условии отсутствия (утраты) у налогоплательщика документов бухгалтерского учета.

Налоговое законодательство Республики Беларусь не содержит норм, имеющих обратную силу в случае устранения или смягчения ответственности. Применяются акты законодательства, действующие во время и по месту правонарушения. Срок обжалования акта проверки налогоплательщиков минимален и составляет 5 дней. Взыскание недоимок, пеней и экономических санкций производится в бесспорном порядке.

Финансовая ответственность за налоговые нарушения значительна — трехкратный размер общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых (заниженных) объектов налогообложения. Существует превентивная мера: плательщикам, своевременно не представившим декларации о доходах, подлежащих налогообложению, налоговые органы предъявляют извещение об уплате налогов в размере 150% суммы налога, уплаченной за предыдущий отчетный период. После представления документа и его проверки производится перерасчет налога исходя из фактически полученного дохода с удержанием 10% от причитающейся суммы налога.

Ставки налогов в республике беларусь

Актуальная информация о ставках единого налога в Беларуси по областям и городу Минску.

В период с февраля 2019 года по декабрь 2020 года единый налог уплачивается по наименьшим ставкам, определяемым исходя из ставок, действовавшим в декабре 2018 года, либо из ставок, установленных в Налоговом кодексе. [∗] пункт 9 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Ставки, установленные Налоговым кодексом [∗] приложение 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь

Осуществляемый вид деятельности

Ставки единого налога за месяц, рублей

города Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Минский район

города Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск

другие населенные пункты

1. Индивидуальными предпринимателями:

1.1. техническое обслуживание и ремонт автомобилей, техническое обслуживание и ремонт мотоциклов

1.2. ремонт предметов личного пользования и бытовых изделий, производство одежды, производство обуви, производство готовых текстильных изделий, кроме одежды, производство ковров и ковровых изделий, стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий

1.3. предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

1.4. деятельность такси, деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта, не включенного в другие группировки, деятельность пассажирского речного транспорта, деятельность грузового речного транспорта, деятельность грузового автомобильного транспорта

1.5. общее строительство зданий, специальные строительные работы

1.6. медицинская, в том числе стоматологическая, практика, прочая деятельность по охране здоровья

1.7. деятельность по чистке и уборке, деятельность, способствующая выращиванию сельскохозяйственных культур и разведению животных, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

1.8. предоставление мест для краткосрочного проживания (за каждую сдаваемую жилую комнату в квартире, жилом доме, за каждый садовый домик, за каждую дачу)

1.9. сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (за каждую сдаваемую жилую комнату в квартире, жилом доме, за каждый садовый домик, за каждую дачу, за каждое машино-место), кроме предоставления мест для краткосрочного проживания

[3]

1.10. иные виды работ и услуг, не поименованные в подпунктах 1.1 — 1.9 настоящего пункта

1.11. розничная торговля товарами, отнесенными к следующим группам товаров:

1.11.1. хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция

1.11.2. овощи, плоды, ягоды, арбузы, дыни, виноград

1.11.3. иные продовольственные товары (за исключением пива, пивного коктейля, алкогольных напитков)

1.11.4. автомото- транспортные средства

1.11.5. одежда из натуральной кожи (пальто, полупальто, куртки, блейзеры, жакеты, жилеты, пиджаки, плащи, костюмы), ковры и ковровые изделия, сложные бытовые электротовары (кроме электрохолодильников бытовых и морозильников, машин стиральных бытовых)

1.11.6. иные непродовольственные товары (за исключением ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, специфических товаров, табачных изделий, нефтепродуктов через автозаправочные станции, ценных бумаг, газет и журналов, всех видов изделий из натурального меха, мебели, электрохолодильников бытовых и морозильников, машин стиральных бытовых, телевизионных приемников цветного и черно-белого изображения, компьютеров бытовых персональных, ноутбуков, их составных частей и узлов, электронных книг, планшетных компьютеров, мобильных телефонов, запасных частей к автомобилям)

1.12. общественное питание через объекты общественного питания (за исключением продажи алкогольных напитков, пива, пивного коктейля и табачных изделий)

2. Физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь:

2.1. реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки)

2.2. реализация продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2.3. реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции

Источники


  1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  2. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Ставки налогов в республике беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here