Субсидии на иные цели нецелевое использование

Предлагаем полезную информацию по теме: субсидии на иные цели нецелевое использование от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях

Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях

С 4 августа 2013 года к ответственности, предусмотренной ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» КоАП РФ, привлекаются бюджетные и автономные учреждения, а также их должностные лица. Административная ответственность применяется при расходовании любых средств, получаемых непосредственно из бюджета, а именно:

1) субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

2) субсидий на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

3) грантов в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);

4) субсидий на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).

Понятие «нецелевое использование» бюджетных средств не должно применяться к средствам бюджетных и автономных учреждений, поступающим в связи с осуществлением приносящей доход деятельности. Даже если нарушены условия по целевому использованию гранта (поступившего из внебюджетных источников) или пожертвования, к организации могут применяться только те санкции, которые предусмотрены двусторонними соглашениями о предоставлении этих средств.

Примечание

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств применяется только в том случае, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ, по-прежнему являются только должностные лица получателей бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения к получателям бюджетных средств не относятся (ст. 6 БК РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств может быть квалифицировано только в том случае, если затраты уже были понесены учреждением — были произведены кассовые расходы.

Не может идти речи о нарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, только в связи с фактом:

— размещения извещения о закупке, по которой могли бы быть произведены нецелевые расходы;

— заключения договора (контракта), по которому могли бы быть произведены нецелевые расходы;

— заключения отдельного соглашения на предоставление целевой субсидии для осуществления тех расходов, которые уже фактически понесены за счет другой бюджетной субсидии.

Кроме того, не является нецелевым использованием бюджетных средств нарушения требований по нормированию в сфере закупок, установленных согласно ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Ответственность за подобные нарушения предусмотрена ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Субсидии из бюджета предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на основании соглашений. Эти соглашения — двусторонние документы, подписываемые уполномоченными должностными лицами учреждения и органа, осуществляющего в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя.

В соглашения могут быть включены любые дополнительные условия по целевому расходованию средств субсидий, которые обязательно должны применяться при квалификации нарушений по ст. 15.14 КоАП РФ. Конечно, эти дополнительные условия не должны противоречить нормам действующего законодательства. Например, в качестве условия о целевом использовании средств бюджетной субсидии нельзя установить требование о приобретении за счет средств этой субсидии товаров у конкретного поставщика, если закупка должна осуществляться путем проведения конкурентных процедур согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Не всякие условия предоставления бюджетной субсидии определяют требования по целевому характеру расходования денежных средств. За нарушения юридическим лицом, получившим субсидию, иных условий ее предоставления применяется ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Например, порядком предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, установленным уполномоченным органом в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в качестве условия предоставления субсидии может быть определено выполнение задания. По мнению специалистов финансового ведомства, в этом случае при невыполнении задания к бюджетным и автономным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-10-09/23856, п. 8 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065). Сам по себе факт невыполнения задания в полном объеме по отдельным видам услуг не может служить основанием для применения ст. 15.14 КоАП РФ (постановление Седьмого ААС от 22.05.2015 N 07АП-3673/15).

Средства могут быть израсходованы с нарушением требований действующих нормативных правовых актов (локальных актов учреждения), однако оснований для квалификации расходов в качестве нецелевых не возникнет. Например, переплата заработной платы (выплата окладов, надбавок сверх установленных норм) за счет субсидии на выполнение задания работникам, занятым оказанием услуг в рамках задания, является финансовым нарушением. Однако рассматривать это нарушение в качестве нецелевого использования бюджетных средств не совсем корректно — в данном случае средства были направлены строго на выполнение задания.

Согласно положениям бюджетного законодательства после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета, и соответственно, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в т.ч. и положения ст. ст. 306.2, 306.4 БК РФ о применении бюджетных мер принуждения (см. также письмо Минфина России от 23.05.2014 N 02-03-11/24579).

Даже если факт нецелевого использования бюджетных средств будет установлен, необходимость привлечения должностных (юридических) лиц к ответственности будет увязываться судами с обстоятельствами конкретного дела. Так, например, согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как проводится возврат субсидий в бюджет

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

Читайте так же:  Когда в беларуси поднимут трудовые пенсии

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

[3]

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

Читайте так же:  Порядок начисления алиментов на двух детей

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Субсидии на иные цели нецелевое использование

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

от 17 февраля 2015 года N 813

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНЫМ И АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ГОРОДА ЭЛИСТЫ

(в редакции Постановлений Администрации г. Элисты от 03.06.2015 N 2798, от 13.12.2017 N 3099)

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 44 Устава города Элисты, Администрация города Элисты постановляет:

1. Утвердить Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета города Элисты бюджетным и автономным учреждениям города Элисты (приложение).

2. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Элисты и опубликованию в газете «Элистинская панорама».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города Элисты Баглиеву О.С.

Глава Администрации
города Элисты
С.РАРОВ

Приложение. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА ЭЛИСТЫ БЮДЖЕТНЫМ И АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ГОРОДА ЭЛИСТЫ

Приложение
к Постановлению
Администрации города Элисты
от 17 февраля 2015 года N 813

(в ред. Постановлений Администрации г. Элисты от 03.06.2015 N 2798, от 13.12.2017 N 3099)

1. Настоящий Порядок устанавливает порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из бюджета города Элисты бюджетным и автономным учреждениям города Элисты (далее — учреждения), не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания (далее — целевые субсидии) в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Целевые субсидии учреждениям предоставляются на осуществление расходов, связанных с:

реализацией проектов модернизации системы общего и дошкольного образования;

проведением мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;

организацией отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время;

выплатой компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования;

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 03.06.2015 N 2798)

присмотром и уходом за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

осуществлением денежных выплат отдельным категориям работников муниципальных учреждений города Элисты;

проведением мероприятий, не включенных в муниципальное задание;

поддержка обустройства мест массового отдыха населения (городских парков);

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

единовременная денежная выплата;

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских школ искусств (по видам искусств);

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

капитальный ремонт зданий и сооружений;

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

благоустройство, озеленение прилегающей территории;

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

расходы, не связанные с выполнением муниципального задания, в том числе погашение кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2017 года, а также расходы, не относящиеся к бюджетным инвестициям.

(абзац введен Постановлением Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

3. Перечень целевых субсидий определяется в соответствии с направлениями, предусмотренными пунктом 2 настоящего Порядка, отраслевым (функциональным) органом Администрации города Элисты, осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета города Элисты (далее — ГРБС), по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку.

4. Расчет объема целевых субсидий осуществляется ГРБС исходя из количества планируемых мероприятий и объема расходов на реализацию мероприятий в разрезе аналитических кодов по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

(в ред. Постановления Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

5. При предоставлении целевой субсидии учреждениям за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета, объем и условия предоставления целевой субсидии определяется с учетом нормативно-правовых актов Республики Калмыкия, устанавливающих цели и условия предоставления и расходования межбюджетного трансферта.

6. Предоставление целевых субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Элисты в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели решением Элистинского городского Собрания о бюджете города Элисты на очередной финансовый год и плановый период.

7. Целевые субсидии предоставляются при условии заключения между ГРБС и учреждением соглашения о предоставлении целевых субсидий, в котором должны быть определены:

1) объем, цели предоставления целевых субсидий;

2) перечень документов, необходимых для предоставления целевых субсидий;

3) ответственность учреждения за нецелевое использование средств, полученных в виде субсидий на иные цели;

4) основания и условия изменения ГРБС объема целевых субсидий;

5) порядок предоставления отчетности о результатах выполнения условий соглашения учреждением;

6) обязательства учреждения по возврату полной суммы средств целевых субсидий, использованной не по целевому назначению;

[2]

7) сроки предоставления целевых субсидий.

[1]

Соглашение о предоставлении целевых субсидий заключается после принятия решения Элистинского городского Собрания о бюджете города Элисты на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку.

8. Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждениям, учитываются на отдельных лицевых счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Республике Калмыкия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(в ред. Постановления Администрации г. Элисты от 13.12.2017 N 3099)

9. Санкционирование расходов учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляется в установленном порядке.

10. ГРБС ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в Финансовое управление Администрации города Элисты отчет об использовании целевых субсидий по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку.

11. Неиспользованные остатки целевых субсидий по состоянию на 1 января очередного финансового года подлежат возврату в бюджет города Элисты в установленном порядке.

12. В случае установления факта нецелевого использования целевой субсидии учреждение в течение 10 рабочих дней с момента получения требования от ГРБС о возврате указанной субсидии обязано осуществить возврат в бюджет города Элисты средств, полученных в виде целевых субсидий, израсходованных не по целевому назначению.

Читайте так же:  Постановление о досрочном выходе на пенсию

13. Учреждение представляет ГРБС отчет об использовании целевой субсидий по форме, в порядке и сроки, устанавливаемые учредителем в соглашении.

14. Контроль за целевым использованием средств, полученных в виде целевых субсидий, а также за соблюдением условий их предоставления осуществляется ГРБС в установленном порядке.

Приложение N 1. ПЕРЕЧЕНЬ СУБСИДИЙ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ

Приложение N 1
к Порядку определения объема
и условий предоставления
субсидий на иные цели из бюджета
города Элисты бюджетным и автономным
учреждениям города Элисты, созданным
на базе имущества, находящегося
муниципальной собственности

ПЕРЕЧЕНЬ СУБСИДИЙ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ

Субсидия на иные цели

Код по классификации расходов бюджета

Целевое назначение субсидии на иные цели

Описание требований к реализации мероприятий, выполнению работ, за счет средств субсидии на иные цели

Субсидии на иные цели: приобретение и учет основных средств

Бюджетным учреждениям, помимо субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам, предоставляются субсидии на иные цели (ст. 78.1 БК РФ). О том, какими бухгалтерскими записями отражаются операции по учету основных средств, приобретенных за счет этого источника финансирования, и пойдет речь в нашей статье.

Общие положения о предоставлении субсидий на иные цели

Порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям на иные цели утверждается:

в отношении средств федерального бюджета – органом государственной власти, выполняющим функции учредителя. В качестве примера можно привести приказы Минкультуры РФ от 16.01.2012 № 3 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Государственному Эрмитажу», ФНС РФ от 27.04.2012 № ММВ-7-5/[email protected] «Об утверждении Правил предоставления в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочии учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг», Минсельхоза РФ от 17.01.2012 № 70 «Об утверждении Правил предоставления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным образовательным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели»;

в отношении средств бюджетов субъектов РФ – органом власти субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства МО от 17.04.2012 № 507/14 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области»;

в отношении средств бюджетов муниципалитетов – муниципальным органом управления (см., например, постановления администрации Чеховского муниципального района МО от 10.04.2012 № 421/10‑1 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения Чеховского муниципального района», администрации г. Н. Новгорода от 13.02.2012 № 505 «Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели»).

В нормативном акте, устанавливающем правила предоставления бюджетным учреждениям субсидий на иные цели (далее – Порядок предоставления субсидий на иные цели), прописывается, что субсидия предоставляется учреждению в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответству-ющий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке бюджетному учреждению. Предоставление субсидии учреждению осуще-ствляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением. Необходимость наличия соглашения и перечень условий, которые должны в нем содержаться, прописываются в Порядке предоставления субсидий на иные цели. Обычно соглашение предусматривает следующие условия:

  • объем, сроки (периодичность) перечисления субсидии (в том числе по месяцам), цели предоставления субсидии;
  • обязательства учреждения по целевому использованию субсидии;
  • перечень документов, необходимых для предоставления субсидии;
  • право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных соглашением;
  • обязательства учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению;
  • порядок, сроки и форма представления учреждением отчетности об использовании субсидии;
  • порядок и условия расторжения соглашения, внесения в него изменений и дополнений;
  • ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения.

Перечисление субсидий на иные цели осуществляется на отдельный лицевой счет учреждения. Санкционирование оплаты денежных обязательств по этим субсидиям производится в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 №72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Об использовании субсидий на иные цели (не на возмещение нормативных затрат на выполнение задания учредителя) учреждение представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, отчетность в сроки, установленные соглашением. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии подлежат возврату в бюджет. В соответствии с решением органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о наличии потребности в не использованной на начало текущего финансового года субсидии остатки указанной субсидии могут быть использованы учреждением в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии. В случае нарушения условий предоставления субсидии ее перечисление приостанавливается. Если субсидия будет использоваться на цели, не соответствующие условиям их выделения, она подлежит взысканию в доход бюджета.

Мы рассмотрели общие вопросы предоставления бюджетному учреждению субсидий на иные цели. Однако в рамках статьи нас в первую очередь интересуют вопросы учета основных средств, приобретенных за счет данных субсидий. Ниже остановимся на этом подробнее.

Можно ли приобретать основные средства за счет сумм субсидий?

Порядок предоставления субсидий на иные цели обязательно устанавливает направления расходования субсидий (указывается, на что учреждение вправе израсходовать средства субсидий). В частности, Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 16.01.2012 № 3, определено, что субсидия предоставляется на:

а) выплаты стимулирующего характера по итогам отчетного периода;

б) мероприятия, связанные с материально-техническим оснащением бюджетного учреждения, а именно:

приобретение оборудования и разработку проектной документации;

приобретение основных средств, за исключением приобретаемых в целях оказания государственных услуг (выполнения работ), предусмотренных учредительным документом бюджетного учреждения;

в) капитальный ремонт и ремонтно-реставрационные работы на объектах имущественного комплекса бюджетного учреждения;

г) разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту и реставрации;

Читайте так же:  Налог на прибыль правила расчета

д) реализацию мероприятий, предусмотренных программой энергоэффективности бюджетного учреждения;

е) другие мероприятия, установленные вышеназванным приказом.

Таким образом, если субсидия на иные цели выделяется на приобретение основных средств, учреждение обязано эти основные средства приобрести. Здесь же хотелось бы рассмотреть следующий вопрос. Вправе учреждение закупать основные средства за счет сумм субсидий, выделенных ему на возмещение нормативных затрат, по заданию учредителя или основные средства могут приобретаться учреждением только за счет сумм субсидий на иные цели и за счет бюджетных инвестиций? Ведь если посмотреть хотя бы на те нормативные акты, которые упомянуты нами чуть выше, видно, что в каких-то случаях основные средства приобретаются за счет субсидий на иные цели для выполнения задания учредителя, а в каких-то – для деятельности, не связанной с выполнением задания учредителя. Попробуем ответить на поставленный вопрос, обратившись к правилам финансового обеспечения выполнения задания учредителя.

Согласно нормам ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 10 Порядка формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

То есть учредитель исходя их методики определения норматива затрат на одну единицу услуги (работы) и объема услуг (работ), которые учреждение должно оказать в планируемом периоде, определяет размер субсидий. Далее учреждение распределяет сумму субсидии по своему усмотрению.

Как мы говорили выше, расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляются за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя. То есть в субсидиях на иные цели обычно не учитываются расходы по содержанию имущества (ремонту, уплате налога на имущества и т. п.), приобретенного за счет данного источника финансирования. Именно поэтому основные средства, приобретаемые учреждением за счет средств субсидий на иные цели и отражаемые в учете по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели», переводятся на код вида деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Прежде чем рассмотреть на примере перемещение основных средств между видами деятельности, хотелось бы заметить, что некоторые специалисты, давая разъяснения по вопросам перевода основных средств между видами деятельности, предлагают осуществлять его не тогда, когда стоимость объекта сформирована на счете 0 101 00 000 «Основные средства», а когда объект еще учитывается на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства». По нашему мнению, если направлением расходования субсидии на иные цели является приобретение основного средства, следует сначала сформировать стоимость основного средства в учете и отразить ее на счете 0 101 00 000, а затем осуществить перевод. В этом случае, представляя учредителю отчетность об использовании субсидий, учреждение покажет, что им были приобретены основные средства, а не вложения в основные средства, как того и требовал учредитель. Ведь основные средства и вложения в основные средства не одно и то же, в частности, это следует из положений п. 23 Инструкции № 157н . В нем сказано, что стоимость объекта, отражаемого в учете как объект основных средств, включает в себя сумму фактических вложений в его приобретение, сооружение

или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению учреждением основных средств за счет средств целевой субсидии.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, расходы по приобретению основных средств относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Учредитель выделил своему подведомственному учреждению субсидию на иные цели в размере 800 000 руб. Субсидия предоставлена в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке учредителю, в том числе и на приобретение оборудования, не используемого непосредственно при оказании государственной услуги (выполнении работы). За счет средств субсидии учреждение приобрело оборудование стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). В силу того что денежные средства на содержание оборудования предоставляются учреждению в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на выполнение задания учредителя, учреждение перевело оборудование с кода вида деятельности 5 на код вида деятельности 4. Приобретенное оборудование относится к категории «особо ценное движимое имущество».

В бухгалтерском учете операции по приобретению и переводу оборудования отразятся следующим образом:

Нецелевое использование средств (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 03.07.2016

В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. В статье мы рассмотрим несколько судебных решений, связанных со спорами о квалификации выявленных нарушений в качестве нецелевого использования средств.

Добровольное страхование автотранспортных средств (каско)

Погашение кредиторской задолженности предыдущего года за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на следующий год

Приобретение сувениров, не связанных с функциями учреждения

Приобретение горшков, грунта, жидких удобрений, дренажа для цветов

Замена используемого при ремонте материала

Читайте так же:  Субсидии от государства многодетным семьям

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Субсидии на иные цели нецелевое использование

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

8 (800) 500-27-29 доб. 717

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

Главная » Вопросы экономики » Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность и наказание в 2019 году

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность и наказание в 2019 году

Каждая бюджетная организация отслеживает положения относительно темы нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность в 2019 году немного изменилась. Государственные органы каждый год выделяют из бюджета деньги бюджетным организациям на строго определенные цели.

Содержание:

  1. Понятие нецелевого использования средства
  2. Виды нецелевого использования средств
  3. Нецелевое расходование субсидий
  4. Кто нарушитель?
  5. Форма ответственности

    растраты на ведение хозяйственной деятельности в течение финансового года, если бюджетом они не предусматривались;

полученная прибыль была потрачена на другие цели, нежели были предусмотрены финансовым планом;

некорректное движение средств по статьям бюджетной квалификации, распределяющей все операции по секторам гос. управления;

произошло смешение разделов бюджета: на нужды одних были задействованы средства других;

объекты были профинансированы до того, как принята проектная смета;

деньги, выделенные из казны, потратили арендаторы, и впоследствии, расходы не были возмещены;

средства были использованы для оплаты услуг сторонней организации, вне деятельности учреждения, которое было профинансировано;

деньгами оплатили цели, которые планировались финансироваться на источники вне бюджета;

  • погашение расходов из федерального бюджета, в то время как они были предусмотрены на муниципальном уровне.
  • Требования в части нарушений расходования бюджета предусмотрены административным законодательством, а именно КоАП РФ. Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем. Осуществляет его Счетная палата РФ, Федеральное казначейство (оно приняло контролирующую функцию контроля в финансово-бюджетной сфере после упразднения Росфинннадзора), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба (в рамках контроля валюты), а также контрольно-счетные органы.
    Нецелевое расходование субсидий
    Из бюджета выделяются средства не только предусмотренные сметой, но и на основании заключенного соглашения. В этом случае речь идет о субсидировании деятельности социально важной организации. Полученные деньги должны тратиться, согласно установленных в договоре положений. Судебная практика отмечает следующие случаи нарушения оговоренных целей:

      Внесение средств на счета сторонних организаций за услуги содержания чужой собственности. В особенности это касается имущества, не принадлежащего профинансированному учреждению.

    Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.

    Перевод средств на счета сторонних организаций, за услуги, которые не были оказаны. В практике встречаются случаи, когда по документам подрядчик все предусмотренное условиями соглашения выполнил, о чем свидетельствуют акты приема-передачи, но при проверке по факту они не были выполнены полностью или в какой-то части. В этом случае речь идет об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность.

  • Списание денег, выделенных из бюджета за услуги, не предусмотренные договором. К примеру, средства были потрачены на страховые полисы, в то время как юридические услуги оплачиваются из внебюджетных средств.
  • Ситуаций на практике бывает гораздо больше, и все они имеют свои особенности. В судах доказывают не только наличие факта нарушения, но и его необоснованность. В последнем случае организации требуется доказать, что она действовала только в рамках гос. задания.
    Кто нарушитель?


    Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила. До окончания разбирательства, деятельность юридического лица временно приостанавливается. Также вину несет должностное лицо, в ведении которого было распоряжение выделенными средствами из бюджета. Для него предусмотрены следующие санкции:
  • лишение свободы на срок, установленный законом.
  • Чаще всего ответственным должностным лицом является руководитель, в ведении которого находятся экономические вопросы. Определяется лицо, исходя из подписи на финансовых документах, без нее не возникает последствий правового действия. Если подписывал важные бумаги в период отсутствия руководителя его заместитель, и все полномочия он получил официально, согласно приказа, то ответственность он несет единолично.

    То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

    Форма ответственности
    При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2019 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

      Административная. Санкции описаны в КоАП РФ, применяются если в действиях должностных лиц отсутствует уголовное деяние. В этом случае учреждение обязуется выплатить штраф, в сумме от 5 до 20% от выделенных средств из бюджета. Должностное лицо отстраняется от исполнения своих обязанностей сроком до 3 лет и обязуется выплатить от 20 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная. Санкции описаны в УК РФ. Согласно им в отношении виновного могут быть применены кроме штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей , принудительные работы сроком до 3-х лет, арест на полгода, или отбывание наказание в тюрьме сроком до 2-х лет, с последующим запретом занимать определенные должности (или без такого ограничения).
  • Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наказание ужесточается, если нецелевое расходование средств было спланировано группой лиц, и в совершении таких действий был умысел.

    Источники


    1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

    2. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

    3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
    Субсидии на иные цели нецелевое использование
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here