Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Предлагаем полезную информацию по теме: урегулирование задолженности по налогам и сборам от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Задолженность по налогам и сборам: отражение в учете и урегулирование разногласий

Долги по фискальным платежам компании могут быть:

  • текущими — возникающими по причинам, о которых мы расскажем ниже;
  • просроченными — если организация действительно несвоевременно перечисляет фискальные сборы.

Правила бухгалтерского учета

Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.

Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2019 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.

Отражение в бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность формируется по формам, утвержденным Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Задолженность по налогам и сборам в балансе отражается в составе кредиторской задолженности в разделе V:

Если величина долга перед бюджетом существенна, то компания отражает сведения о нем обособленно. Уровень существенности определяется организацией в учетной политике. В этом случае вводится в состав баланса дополнительная строка.

Как минимум раз в год (при проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности) необходимо сверить данные компании по налоговым долгам с данными ИФНС. Рекомендуем это делать чаще. Это не сложно, особенно если у вашей организации подключен ЭДО с инспекцией или зарегистрирован личный кабинет на официальном сайте ФНС.

Для подтверждения задолженности необходимо подписать с инспекцией акты сверки по всем фискальным платежам. Это может занять некоторое время. Для оперативной проверки удобно использовать документ «Справка о состоянии расчетов». В одной форме сведены сведения о сальдо расчетов по всем платежам.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Если вы обнаружили, что в регистрах ФНС отражено неверное сальдо расчетов, то его необходимо исправить. Ведь отсутствие задолженности по налогам и сборам позволяет компании получить кредит, участвовать в тендерах, заключать госконтракты. А ее наличие может привести к отказу банка в предоставлении заемных средств, а покупателей и заказчиков — от заключения контрактов.

Для исправления ошибки необходимо установить причину ее возникновения. Для этого можно заказать в ФНС «Выписку операций по расчету с бюджетом» по фискальному сбору с ошибочным сальдо. Если ИФНС неправильно отразила начисление или не отразила перечисление налогового платежа, напишите заявление о необходимости исправления и приложите подтверждающие документы. Заявление составляется в произвольной форме и предоставляется в инспекцию лично, почтой или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Ответы ФНС на вопросы по урегулированию задолженности

На сайте налоговой службы опубликованы ответы на вопросы налогоплательщиков, в том числе по урегулированию задолженности. Расскажем, что налоговики ответили по поводу списания долгов ИП, а также по некоторым другим вопросам.

Списание задолженностей предпринимателям

28 декабря 2017 был подписан закон № 436-ФЗ, в соответствии с которым списываются налоговые задолженности физическим лицам, в том числе имеющим статус ИП. В связи с этим у предпринимателей возникает множество вопросов.

Какие суммы задолженностей будут списаны в соответствии с указанным законом?

Для действующих и бывших ИП подлежат списанию долги по налогам, связанным с предпринимательской деятельностью, которые возникли на начало 2015 года. Будут списаны сами налоговые недоимки, а также штрафы и соответствующие суммы пеней. При это не списываются задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых, по акцизам и по налогам, которые связаны с экспортом и импортом.

Когда именно будет списана указана задолженность? Будет ли налогоплательщик об этом уведомлен (по почте)?

Налоговые органы проводят работу по списанию указанной задолженности. В настоящий момент она продолжается. Что касается уведомления налогоплательщика, то по почте такая информация направлена не будет. Чтобы узнать о списании задолженности, можно воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика физического лица или индивидуального предпринимателя — в зависимости от того, какие налоги списываются.

Нужно ли что-то предпринимать налогоплательщику, чтобы его налоговая задолженность была списана?

Нет, никаких действий от налогоплательщика не требуется. Работа по списанию задолженности проводится ФНС самостоятельно.

Спишут ли предпринимателям страховые взносы за себя?

Взносы в фиксированном размере предпринимателям не спишут. Пересчитают лишь суммы взносов, которые были им начислены до 1 января 2017 года в максимальном размере.

Поясним эту ситуацию. Дело в том, что пока страховыми взносами управляли фонд, имела место такая практика. Если предприниматель не подавал налоговую декларацию, Пенсионный фонд не получал информации о его доходах. В этом случае предпринимателю страховые взносы начислялись по максимуму: исходя из 8-кратного размера МРОТ, тарифа страховых взносов и времени (месяцев и дней) осуществления деятельности в качестве ИП. Так, не отчитавшиеся по доходам за 2016 год предприниматели получили от ПФР требования к уплате взносов в сумме 158 648, 69 рублей.

Позже этот подход был пересмотрен. Есть письмо ФНС № БС-4-11/[email protected] от 01.09.2017, из которого следует, что предпринимателям, пусть и с опозданием, но все-таки подавшим налоговые декларации, взносы следует пересчитать.

Поэтому если ИП были начислены взносы по максимальной ставке, то их должны пересчитать. Что же касается взносов, начисленных в базовом размере, то они списанию не подлежат. Предпринимателю нужно будет уплатить эти суммы, а также причитающиеся пени.

Прочие вопросы урегулирования задолженности

В отношении организации вынесено решение о приостановлении операций по расчетному счету. Можно ли в такой ситуации открыть новый расчетный счет?

Нет, это невозможно. В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса, если вынесено решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов или налогового агента, то новый счет банк такому клиенту не откроет.

В какие сроки решение о приостановке операции по счетам организации отменяется налоговым органом?

Решение о приостановке операций по банковским счетам организации отменяется после того, как будет погашена образовавшаяся задолженность, оплачены штрафы и пени. На следующий день после того, как налоговый орган получит документ о погашении всех задолженностей, он должен отменить решение о приостановке движения по счетам.

Решение о приостановке операции может быть принято налоговым органом не только из-за задолженности, но и в том случае, если организация не подала налоговую декларацию в течение 10 дней после истечения крайнего срока. Если декларация будет подана, то такое решение отменяется не позднее следующего дня. Если налоговый орган затребовал документы либо пояснения или же вызывал налогоплательщика, то решение будет отменено не позднее следующего дня после направления пояснения или документов либо явки представителя организации.

Положены ли налогоплательщику проценты и в каком размере?

Компания Обратилась в ИФНС с заявлением на возврат излишне уплаченной суммы налога. Однако в установленный срок возврат произведен не был. Полагаются ли проценты?

Налогоплательщик может подать заявление на возврат излишне уплаченного налога в письменном виде либо направить его в электронной форме, подписав КЭП, по ТКС или через ЛК на сайте ФНС. В таком случае налоговый орган должен произвести возврат переплаты в течение месяца со дня получения заявления. Если этого не происходит, то на сумму переплаты, которая должна быть возвращена налогоплательщику, начисляются проценты за каждый день просрочки срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Читайте так же:  Физические лица как плательщики налогов

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-535 О выдаче налоговым органом справки, подтверждающей отсутствие у налогоплательщика неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ

Вопрос: В настоящее время авиакомпания (ЗАО) является эксплуатантом воздушных судов российского производства, которые получила по договорам лизинга от российской лизинговой компании для предпринимательских целей.

В 2009 году ЗАО стало участником конкурса, проводимого Федеральным агентством воздушного транспорта, и на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по отбору российских авиакомпаний на право получения возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства было признано победителем.

11.01.2010 года между ЗАО, как победителем конкурса, и Федеральным агентством воздушного транспорта заключены действующие договоры на предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства.

ЗАО в соответствии с указанными договорами и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466 направило в Федеральное агентство воздушного транспорта полный пакет документов, необходимых для возмещения затрат авиакомпании на уплату лизинговых платежей. В данном пакете были предоставлены справки территориального органа ФНС РФ, подтверждающие отсутствие у ЗАО текущих задолженностей по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, также в указанных справках отражено наличие отсроченной к взысканию задолженности, взыскание которой приостановлено соответствующими определениями суда. Таким образом, требование подпункта в) пункта 11 Правил возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, ЗАО соблюдено, и законные основания для отказа от выплаты субсидии отсутствуют.

Однако до настоящего момента субсидии ЗАО не предоставлены ввиду того, что представители Управления экономики и программ развития Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) считают, что документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, у ЗАО отсутствуют. Данная позиция противоречит фактическому положению вещей и прямо нарушает законные права нашей авиакомпании.

На основании вышеизложенного просим Вас дать мотивированное заключение по сложившейся ситуации.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 17.09.2010 N 20/1-2394 по вопросу о выдаче налоговым органом справки, подтверждающей отсутствие у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно Правилам возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, одним из обязательных условий получения субсидии по лизинговым платежам и кредитам является справка налогового органа об отсутствии у организации неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

При этом названными Правилами не конкретизируется, что понимается под неурегулированной задолженностью по обязательным платежам в бюджеты.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс) используются термины «недоимка» (сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок) и задолженность по соответствующим пеням и штрафам. Термин «неурегулированная задолженность» в Кодексе не используется.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику (плательщику сбора или налоговому агенту) по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).

В справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, утвержденной приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, и в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, утвержденной приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/[email protected], отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам. При этом суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам показываются без учета сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

В ранее действующем приказе МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-24/149 (утратил силу на основании приказа МНС России от 21.09.2004 N САЭ-3-24/[email protected]) была предусмотрена справка об отсутствии неурегулированной задолженности по налогам и другим обязательным платежам и нарушений налогового законодательства. При этом в письме МНС России от 03.06.2003 N ШС-6-24/622 «О направлении приказа МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-24/149» указывалось, что под неурегулированной задолженностью понимается не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок сумма налога и (или) сбора, сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога и (или) сбора, сумма налоговых санкций, в отношении которых не изменялся срок уплаты в порядке, установленном главой 9 Кодекса, и не предоставлялось право на проведение реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изменение в установленном порядке сроков уплаты налогов, пеней и штрафов направлено на урегулирование задолженности налогоплательщика по соответствующим налогам, пеням и штрафам.

[2]

В связи с этим полагаем, что наличие у налогоплательщика отсрочки (рассрочки), реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам, приостановленных к взысканию платежей не является препятствием для реализации целей постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, но вместе с тем не означает, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате соответствующих недоимки, пеней и штрафов (статья 45 Кодекса).

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-535

[1]

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

С 2002 г. российским авиакомпаниям за счет бюджетных средств возмещают часть затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства, получаемые ими от российских компаний. Речь также идет о части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 гг. на соответствующие цели.

Для получения субсидии, в частности, необходимо представить справку налогового органа об отсутствии неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды.

При этом в правилах предоставления данной субсидии не содержится определение «неурегулированной задолженности».

В НК РФ данный термин не используется.

Читайте так же:  Возможно ли не платить алименты

Налоговые органы представляют плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В ней отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Ранее под неурегулированной задолженностью понималась не уплаченная в установленный срок сумма налога (сбора), пеней, штрафов, налоговых санкций, в отношении которых не изменялся срок уплаты и не предоставлялось право реструктуризовать задолженность (приказ МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-24/149).

По мнению ФНС России, наличие у плательщика отсрочки (рассрочки), реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам, приостановленных к взысканию платежей не препятствует получению субсидии. Однако это не означает, что он уплатил соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Статья 15. Финансово-правовое урегулирование задолженности по налогам и сборам

Статья 15. Финансово-правовое урегулирование задолженности по налогам и сборам

Установить, что по решению Правительства Республики Марий Эл может проводиться реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл. Порядок и условия проведения реструктуризации устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.

>
Дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
Содержание
Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Урегулирование задолженности вопрос-ответ от налоговой службы

Вопросы заданы на сайте налоговой службы(ФНС). Источник тут(сайт nalog.ru).

Понравилась статья? Добавьте к себе:

С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости

С 1 июня 2018 года ФНС запустит сервис «Прозрачный бизнес». Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

МРОТ с 1 мая 2018 года составил 11 163 рублей(+17,6%). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит — 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение — возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

😢 Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер «О» (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

Сегодня: 21 августа, 19 г. среда — 03:16:32 МСК

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой не является. В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания налоговой задолженности, возврата налогов, налоговой ответственности, однако законодательного определения «налоговой задолженности» встретить не удается [7].

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам в бюджеты всех уровней состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок [4].

По материалам Российского налогового курьера [6], за период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,7 трлн. руб.

В то же время любая задолженность может быть урегулирована, т.е. произведено восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности за счет погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.

К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

— добровольное погашение недоимки;

— изменение срока уплаты налога и сбора;

— взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;

— взыскание недоимки за счет имущества;

— применение процедур банкротства;

Кроме того, законодательством предусмотрены «смешанные» способы урегулирования задолженности, например реструктуризация — когда при погашении части задолженности, оставшаяся ее часть списывается.

К сожалению, не все перечисленные выше способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Например, на практике редко использовался способ, изменение срока уплаты налога и сбора, а списание задолженности юридического лица применялось, только если его ликвидации или при реструктуризации задолженности.

[3]

Механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [3]. Так же, предусмотрен метод зачета, излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Обеспечительная форма реализации урегулирования налоговой задолженности обеспечивает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Данная форма недостаточно четко законодательно проработана в процедуре применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора.

Читайте так же:  Переходящий отпуск бухгалтерский и налоговый учет

Принудительную форма — это обязанность платить налоги, распространенная на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы — начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [5].

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы — принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности.

Проанализируем динамику налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 — Динамика налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (тыс. руб.)

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе:

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Похожие публикации

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

Задолженность по налогам и сборам

Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же плательщик пренебрегает этой своей обязанностью и не уплачивает налоги/сборы, то возникает задолженность по налогам и сборам, которую налоговики, в свою очередь, имеют право взыскивать (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика – за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Урегулирование задолженности по налогам и сборам физлица

Обычному физлицу (не ИП) так же, как и организации/ИП при наличии недоимки выставляется требование об уплате. Если же физлицо его проигнорировал, то налоговики вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств и иного имущества физлица (ст. 48 НК РФ).

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве баланса. Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

В соответствие с Налоговым Кодексом РФ и Конституцией нашей страны, каждый действующий субъект бизнеса вне зависимости от своего юридического статуса и масштабов деятельности обязан платить установленные государством налоги и сборы. Такая обязанность физических и юридических лиц напрямую влияет на дальнейшее функционирования такого субъекта и соблюдение всех требований, выдвигаемых к бизнесу. Но не все могут, и не все хотят платить такие платежи, и тогда у лиц возникает задолженность по налогам и сборам. И далее о том, как такая задолженность возникает, каике последствия она имеет для самого должника и какими способами ее можно погасить.

Читайте так же:  Возврат таможенных платежей и налогов

Задолженность и способы ее урегулирования

Все прекрасно понимают, что такое задолженность. Но если говорить о налоговых долгах налогоплательщиков, то хотелось иметь четкое определение такого понятие в Налоговом Кодексе РФ. Но, к сожалению, такого определения нет. И вообще ,если внимательно изучить налоговое законодательство, то напрямую такого определения нет. И таким образом, дадим самостоятельное определение такого термина.

Задолженность по налогам и сборам – это сумма платежей, которые не были уплачены в срок по начисленным налоговым обязательствам компании, а также сумма пени и штрафных санкций, начисленных за такое нарушение.

Долги по налогам могут быть урегулированными и не регулированными, все зависит от степени и готовности должника покрыть свои обязательства и компенсировать бюджету понесенные потери: штрафы, пеню и неустойки.

Так неурегулированная задолженность – это та, которая возникла за счет пропуска установленного срока уплаты, то есть своевременное взыскание такой задолженности не есть возможным. Но при этом любой вид долга может быть урегулирован, если он будет уплачен налогоплательщиком, в том числе и с расчетом начисленных штрафов.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам возможно за счет таких методов:

  1. Оплата основного долга, а также всех начисленных взысканий – пени, неустойки, штрафа в добровольном порядке налогоплательщиком;
  2. Принудительное взыскание долга с банковских счетов плательщика;
  3. Списание долга;
  4. Банкротство предприятия и погашение долга за счет реструктуризации долга, продажи имущества и т.д.

Задолженность по налогам и сборам учет

Задолженность по налогам и сборам – это разновидность кредиторской задолженности, которая возникает у субъекта. Следовательно, она, как и другие кредиты и обязательства, должна быть отражена в бухгалтерском учете, в частности, в отчетной документации. В результате такие вот долги перед бюджетом отражаются в такой форме как «Баланс» в специально предназначенной для этого строке – 624, которая так и называется «Задолженность по налогам и сборам». Учет ведется в пассивной части формы.

По строчке 624 отражается итоговое сальдо счета 68, имеющего название «Расчеты по налогам и сборам». В балансе уже отражают суммарную величину обязательств, которые уже начислены и подлежат уплате в бюджет, но еще по определенным причинам не оплачены. При подсчете итогового сальдо по сч.68 учитываются все обязательства на отчетную дату кроме тех сумм, которые уплачиваются в фонды внебюджетного характера. Они отражаются по другим счетам.

Обязательно обратите внимание на то, что сам ЕСН также отражается в стр.624, а не в стр.623 как многие думают. И даже не важно здесь на каком счете отражается такой ЕСН. Даже если по учётной политике предприятия ЕСН учитывается на сч.69, то его величина суммируется к сальдо сч.68.

Также важно знать, что задолженность по налогам и сборам в балансе в строчке 624 содержит в себе сумму единого социального взноса, но без учета обязательных платежей по пенсионному страхованию.

Все начисленные штрафы, пеня и неустойка по платежам такого рода также учитывается в сч.68 и итогом формирует баланс по строчке 624.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам предоставляет право компании проставлять в балансе нулевые значения по данным строкам. Но, внимание: если на дату составления отчетности, начисленные налоги еще не уплачены, хотя это и планируется сделать завтра или в ближайшее время, то долг все равно выставляется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Об урегулировании задолженности физических лиц

Федеральная налоговая служба в целях взыскания задолженности по имущественным налогам физических лиц после наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению и отсутствии в налоговом органе информации об уплате по нему рекомендует налоговым органам проводить следующие мероприятия:

1. После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению, направленному налогоплательщику — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем (далее — физическое лицо, налогоплательщик) и отсутствию в налоговом органе информации об уплате по нему, налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос в части получения актуальной информации о месте жительства (пребывания) физического лица для направления ему требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате) в отношении налогоплательщиков, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей.

Данный запрос направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене места жительства (пребывания) налогоплательщика, то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. После наступления срока уплаты по «единому» налоговому уведомлению необходимо на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

3. Налоговый орган не позднее 5-ти рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога, указанного в «едином» налоговом уведомлении, направленном физическому лицу, и, в случае неисполнения обязанности по уплате в установленный срок, формирует документ о выявлении недоимки у этого налогоплательщика.

Данный документ составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2012 № 26179) (далее — приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected]) и хранится в налоговом органе.

4. Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате):

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате, превышает 3 тыс. рублей — не позднее 10-ти календарных дней со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате составляет от 500 рублей до 3 тыс. рублей — не ранее 1-го месяца, но не позднее 2-х месяцев со дня выявления недоимки;

— если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование об уплате не превышает 500 рублей — не позднее 10-ти месяцев со дня выявления недоимки.

В случае, если требование об уплате вручается налогоплательщику лично под расписку или направляется по почте заказным письмом, то оно составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected]

Один экземпляр требования об уплате вручается соответственно физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или направляется по почте заказным письмом.

Второй экземпляр требования об уплате с датой и подписью налогоплательщика о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

В случае, если требование об уплате передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/[email protected] (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011 № 19804) либо через личный кабинет налогоплательщика согласно Порядку ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/[email protected] (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2015 № 38229), то оно составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], и, с подтверждением отправки налогоплательщику данного требования, хранится в налоговом органе.

Читайте так же:  Как оплатить налоги через сбербанк без квитанции

Срок исполнения требования об уплате рекомендуется устанавливать:

— при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в субъекте Российской Федерации, к видам деятельности которого относится централизованная печать и массовая рассылка налоговых документов в соответствии с приказом ФНС России от 15.11.2013 № ММВ-7-1/[email protected], — не менее 30, но не более 45 календарных дней;

— во всех остальных случаях — 30 календарных дней.

5. После истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налоговый орган до формирования списков, предусмотренных пунктом 7 настоящего письма, информирует должника (его законного или уполномоченного представителя) посредством телефонной связи о наличии у налогоплательщика задолженности, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом, в рамках приказа ФНС России от 30.04.2015 № СА-7-17/[email protected] «Об оказании услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации» при условии:

а) информирование физических лиц производится, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации составляет более 10 тыс. рублей, а для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга более 50 тыс. рублей;

б) номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС).

Информирование физических лиц осуществляется только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, с использованием иных альтернативных способов при условии соблюдения положений статьи 102 Кодекса, а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

6. После истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Информирование работодателей с направлением списка сотрудников с указанием фамилии и инициалов (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа осуществляется письменно не реже одного раза в год по форме согласно приложению № 1 к настоящему письму. Иная информация о физических лицах в письме не указывается.

7. Отделами, в компетенцию которых входит взыскание задолженности, формируются списки налогоплательщиков и передаются в правовые отделы в целях последующей подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в следующие сроки:

— в течение 4 месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию превысила 3 тыс. рублей и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

— в течение 3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. рублей.

8. Налоговый орган осуществляет взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления по оказанию содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам, а также о его правах и обязанностях по уплате обязательных платежей в соответствии с Кодексом:

а) одновременно с направлением информации работодателю о сотрудниках, имеющих задолженность по имущественным налогам налоговый орган участвует в работе комиссий по урегулированию задолженности с участием работников правоохранительных органов и органов исполнительной власти регионального и местного уровня;

б) после вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица, налоговый орган передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой Российской Федерации для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД) с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

9. В случае, если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу, и информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств.

10. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации заключают соглашения с Правительствами субъектов Российской Федерации в целях передачи сведений о задолженности физических лиц по имущественным налогам, после вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица.

11. В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 200 тыс. рублей (для г. Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга 300 тыс. рублей), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

При необходимости управления ФНС России по субъектам Российской Федерации могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

В случае, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему Российской Федерации превысила 3 млн. рублей, контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

12. Информацию об исполнении положений настоящего письма необходимо представлять ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно Приложению № 2 к настоящему письму.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д. ГРИГОРЕНКО

Источники


  1. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.

  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  3. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
Урегулирование задолженности по налогам и сборам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here