Узнать будет ли налоговая проверка

Предлагаем полезную информацию по теме: узнать будет ли налоговая проверка от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка

Екатерина Гостева
налоговый консультант

Физические и временные ресурсы налоговых инспекторов ограничены, поэтому они идут с проверкой только туда, где гарантированно можно сделать доначисления налогов. Предлагаем вашему вниманию 7 критериев отбора кандидатов на выездные проверки. Проверьте заранее, не грозит ли вам в ближайшем будущем визит налоговой инспекции.

Выездные проверки всегда были и до сих пор остаются действенным инструментом налогового контроля. Однако в последние годы выездных налоговых проверок стало гораздо меньше. Сама ФНС России ратует за то, чтобы не «кошмарить» бизнес и проведение выездной проверки назначать только при стопроцентном наличии нарушений с возможностью крупных доначислений по налогам. Тем более, что у инспекций есть свой, негласный, план по суммам доначислений, которые должны поступить в бюджет (официально этот факт, конечно, никогда не подтверждается).

В связи с этим отбор претендентов на проверки стал более качественным. И если компания оказывается в списке – может готовиться к доначислениям, поскольку еще до начала проверки инспекторы знают, что и где будут искать.

Сегодня мы поговорим об основных критериях, по которым ИФНС «вычисляет» компании, подлежащие выездной проверке.

Распространенные заблуждения

Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

[3]

Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли

В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.

  • Критические отклонения в налоговой нагрузке

Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.

Узнать среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, можно из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] .

(актуализировано с учетом данных за 2017 год)

  • Критические отклонения в рентабельности

Рентабельность проданных товаров

и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам — Приложение №4 «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности» .

Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС

Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.

К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на свежие данные .

Критерий №3. Низкая зарплата

Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть здесь .

Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более

Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

  • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
  • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
  • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

Критерий №5. Опережающий рост расходов

Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

[2]

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок .

Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

[1]

В частности, в обязательном порядке:

  • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
  • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
  • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем
Читайте так же:  У второй жены есть дети алименты

Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

Что дальше?

После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

Как узнать о выездной налоговой проверке

Бухгалтеры, как и представители других профессий, всегда предпочитают заранее готовиться к предстоящим проверкам и инспекциям. В этой небольшой статье мы познакомим читателя с тем, как должно быть организовано оповещение о проверке с точки зрения законодательства, и порассуждаем о том, как узнать, когда будет выездная налоговая проверка.

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики. Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке. Делают они это или по телефону, или путем отправки письма. Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения. Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа. Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих. Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой. Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок. Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Как узнать о плановой проверке моего предприятия? — Прокуратура разъясняет

Как узнать о плановой проверке моего предприятия?

Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Какая предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проверок предпринимательства?

Существует несколько способов узнать о плановой проверке Вашего предприятия.

Первый и наиболее универсальный: Вы можете зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в раздел «Сводный план проверок предпринимательства», выбрать соответствующий год проверки (к примеру, http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/), после чего указать ИНН своего предприятия и подтвердить запрос нажатием на картинку «Искать». Автоматизированная программа выдаст Вам результаты поиска.

Законодательные положения о необходимости размещения сводного плана проверок предпринимательства на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрены п. 7 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Использование второго варианта возможно, когда Вы знаете о том, какой контрольно-надзорный орган должен организовать в отношении Вас плановые мероприятия по контролю.

К примеру, Вы получили по почте распоряжение о предстоящей плановой проверке от органа муниципального контроля.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Таким образом, Вы можете проверить наличие планового мероприятия по контролю посетив сайт органа местного самоуправления, которому подчиняется орган муниципального контроля (при отсутствии у органа муниципального контроля собственного сайта).

И третий вариант:используется, когда Вы знаете, какой орган контроля должен проверить Ваше предприятие. Зайдите на сайт прокуратуры области в раздел «Сводный план проверок» (к примеру, http://www.samproc.ru/plan/2013/index.php), выберите соответствующий орган контроля, далее просмотрите план данного органа контроля на предмет наличия вашего предприятия.

Важно отметить, что проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет недействительность результатов ее проверки (пп. 7 ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также административную ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение подобных нарушений влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Снижение размера удержания из пенсии

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а возбуждает прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

Старший помощник прокурора Самарской области

по правовому обеспечению

Сайт проверок, Кто может проверить организацию в 2018 году, проверка микропредприятий

Планы проверок контролирующих ведомств в 2019 году

Министерства и ведомства утверждают планы проверок. Если вашей организации или ИП в этих перечнях нет, значит, плановые проверки вам не грозят. Но не забывайте, что при необходимости контролирующее ведомство вправе провести внеплановую проверку.

Планы проверок ведомства размещают на своих официальных сайтах. Об этом сказано в частях 3 и 5 статьи 9 главы 2 Закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ.

На сайте Генеральной прокуратуры

есть сервис поиска по ежегодному сводному плану проверок. Через него можно определить, есть ли организация в списках, и если да, то когда и кто ее будет проверять. Чтобы узнать информацию, введите реквизиты организации (ОГРН, ИНН и т. п.).

Опубликован сводный план проверок на 2019 год

Узнайте, когда к вам придут контролеры. Опубликован план проверок бизнеса на 2019 год

На сайте Генпрокуратуры опубликован сводный план проверок

субъектов предпринимательства на 2019 год.

Поиск в сервисе осуществляется по реквизитам компании.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов МСП.

Чтобы узнать, попал ли ваш бизнес в план проверок какого-либо контролирующего ведомства (например, трудовой инспекции, МЧС или Роспотребнадзора) нужно ввести в специальную форму следующие данные (все сразу или только некоторые из них):

  • ОГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Если в отношении компании или ИП в 2018 году планируется провести ревизию, помимо цели проверки (например, проверка соблюдения трудового законодательства или требований пожарной безопасности), вы узнаете, сколько рабочих дней/часов отведено проверяющим на ревизию.

Ссылки на сайты министерств и ведомств приведены в таблице ниже.

Проверки «малышей» запрещены, Как избежать проверок малым предприятиям

Появился новый способ избежать вычеркнуть себя из плана проверок

Малые компании получили инструкцию, как исключить себя из плана проверок надзорных органов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 № 1268).

С 2016 по 2018 год малые предприятия и ИП освобождаются от плановых проверок надзорных органов (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

«Надзорные каникулы» для малышей продлили

Мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства продлен до конца 2020 года.

Ранее планировалось, что 2018 год станет последним годом действия «надзорных каникул».

Новый этап проверочного моратория имеет свои особенности. Освобождение распространяется только на те виды проверок, которые назначаются без применения риск-ориентированного подхода.

Помимо этого, как и прежде, запрет на плановые проверки не коснется «малышей», ведущих деятельность в области здравоохранения или образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения или электроэнергетики. Организации и ИП, которые были наказаны на грубые нарушения, лишены лицензий или дисквалифицированы в течение последних трех лет, также будут включаться в «проверочный» план на общих основаниях.

Внимание! Под освобождение не подпадают организации и индивидуальные предприниматели сферы здравоохранения, образования и др. Не вправе воспользоваться освобождением организации и предприниматели в течение трех лет с момента, как контролеры выявили допущенные нарушения.

Если контролеры по ошибке включили организацию в план проведения проверок, она вправе подать заявление об искючении ее из плана. Форма заявления приведена в приложении к постановлению № 1268. К заявлению организация прикладывает документы, подтверждающие статус малого предприятия: выписку из реестра акционеров общества, заверенные копии отчета о финансовых результатах и о среднесписочной численности работников.

Орган государственного или муниципального контроля рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней с даты его получения. Через три дня после того, как решение будет принято, его отправят заявителю.

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

План проверок и предпроверочный анализ

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков,
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными. Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Видео удалено.
Читайте так же:  Закончился срок пенсионной карты сбербанка
Видео (кликните для воспроизведения).

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг). В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет. А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него. Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах – умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

  • затраты должны иметь документальное подтверждение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2013 по делу № А03-14608/2012);
  • налогоплательщиком должна быть проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента (постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу № А40-81666/12-108-86);
  • должна быть доказана реальность взаимоотношений юридических лиц.

Если в рамках договора купли-продажи приобретается продукция, требующая специальных условий хранения или транспортировки, то в рамках встречной проверки контрагента также будут проведены мероприятия по проверке наличия соответствующих условий и технологий и самое главное знал ли налогоплательщик (либо в силу определенных обстоятельств должен был знать) о допущенных контрагентом нарушениях.

Рассматривая степень рисковости деятельности налогоплательщика необходимо, прежде всего, ориентироваться на открытые данные ФНС России. Так, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

Показатели деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

Все фото, использованные в материале, предоставлены компанией КСК групп.

Узнать будет ли налоговая проверка

На наших каналах свежие новости, интересные посты, связанные с налогами , законами и лайфхаками:

  1. Советы для начинающих предпринимателей.
    Какую систему налогообложения выбрать, что лучше выбрать ООО или ИП, в каком банке лучше открыть расчетный счет.
  2. Советы для опытных предпринимателей.
    Как уменьшить НДС, как снизить Налог на прибыль , как оптимизировать систему налогообложения, как добиться от сотрудников 100% отдачи.
  3. Как бороться с налоговиками
    Какие документы использовать для встречных и камеральных проверок, когда налоговая не имеет право Вас тревожить.

Подписывайтесь!

Как узнать будут ли проверять налоговики твою компанию??

октябрь 15, 2017

Всем привет! сегодня статья про то как взвесить свои риски на включение в план выездной налоговой проверки!

Многие клиенты меня часто спрашивают есть ли возможность узнать будут ли проверять именно меня? в каком размере безопаснее всего платить налоги, да еще что бы не переплачивать и спать спокойно?
И так в этом письме я постараюсь русским языком, как можно более доходчиво обьяснить способы которыми пользуются налоговые инспекторы при составлении плана проверок.
Существует такой приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. Вот о нем сегодня и поговорим.

Всем хорошего дня, делитесь постом и пишите отзывы мне в личные сообщения!

Налоговая проверка ИП

Инспекция Федеральной налоговой службы (далее по тексту – ИФНС) осуществляет контроль основной функции индивидуальных предпринимателей, организаций и пр. В данной статье рассмотрим, как осуществляется налоговая проверка ИП и чего можно от нее ожидать.

Читайте так же:  Выдача пенсии по потере кормильца

Суть проверки

Налоговыми органами может быть осуществлена проверка всей бухгалтерской и налоговой отчетности ИП, контроль своевременности ее представления в инстанции и, конечно же, мониторинг соблюдения законодательства РФ.

Деятельность ИФНС нацелена на осуществление первичной и камеральной проверки сдаваемой ИП отчетности, в том числе включает выездные проверки. Рассмотрим два типа проверок, существующих на 2017 год:

  • Плановые – осуществляются согласно утвержденному ежегодному плану.
  • Внеплановые – при поступлении сообщения в ИФНС о нарушении либо для контроля выявленных ранее нарушений.

Проверка по плану

Узнать, попадает ли ваше ИП под плановую проверку, можно в свободном режиме официальным инструментом на сайте ФНС России, благодаря чему у вас будет фора для подготовки к встрече гостей. К тому же ФНС предварительно высылает уведомление ИП о предстоящем визите с указанием на то, что будет проверяться. Согласно ст. 21 НК РФ, ИП должен лично присутствовать на момент визита и осуществления действий ИФНС. Важно знать, что давность проверяемой документации – не больше 3 лет.

Камеральная налоговая проверка ИП – это повторная проверка налоговой инспекцией документации, представленной ИП. Она является регулярной и производится в случае отсутствия каких-либо нарушений – тогда ИП не подозревает о ее проведении. В случае выявления нарушений – высылается уведомление с указанием сроков для их устранения.

Принцип работы камеральной проверки

Инспектор лично отслеживает представление отчетности предпринимателем и просматривает расчеты по налогам. Также проверяется достоверность документов и правильность заполнения. В случае несогласия предпринимателя с выявленными нарушениями он может представить подтверждающие документы или, устранив нарушения, уведомить об этом ФНС.

Ждите в гости!

В случае обнаружения нарушений со стороны предпринимателя может быть принята такая мера как выездная налоговая проверка. Ее сложность для предпринимателя состоит в том, что охватывается не только отчетность, но и вся хозяйственная деятельность, которая ведется на предприятии. Максимальный срок ревизии составляет 2 месяца. Осуществляется она группой инспекторов, выезжающих на предприятие.

Предприниматель обязан обеспечить комфортные условия для проведения проверки и выделить инспекторам рабочее место. Если у ИП нет офиса, запрашиваемая документация представляется непосредственно в ИФНС.

Практика показывает, что не исключена проверка налоговыми органами и в случае прекращения деятельности ИП (или после его закрытия). Это не обязательная процедура, но возможная, ведь срок давности составляет 3 года. Предупрежден значит вооружен.

Проверка задолженности, оплата и подписка на уведомления о новых начислениях

Мы проверим все Ваши налоговые задолженности перед ФНС РФ в Государственной информационной системе ГИС ГМП

Мы отправим квитанцию оплаты Вам на электронную почту

Мы вовремя оповестим Вас о новых задолженностях

Безопасность

Возможность оплаты обеспечивается Платежным сервисом А3. Оператор Платежного сервиса «А3» – ООО «А 3», ОГРН 1107746155164. Перевод денежных средств осуществляет ПАО «Промсвязьбанк», лицензия 3251, ОГРН 1027739019142. Безопасность операций подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту PCI DSS.

Выездные проверки: пять незаконных требований налоговиков

Статьи по теме

Пять требований налоговиков незаконны. Проверяющие их используют, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. В статье инструкции, как защитить себя и компанию.

Не все требования инспекторов во время проверок законны. Нередко они пытаются жульничать, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. Мы разобрали, какие уловки применяют налоговики и какие хитрости помогут вам избежать лишних проблем.

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.

Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент.

2. Лишние подлинники документов

Представим ситуацию: проверку проводят за 2017 год, а инспекция требует первичку за 2016-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот.

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Читайте так же:  Как проверить камеральную проверку в налоговой

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга. Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

4. Допрос сотрудников

Ограничьте число людей, которые будут контактировать с проверяющими. Генеральный директор и главбух могут предоставить ФНС всю нужную для работы информацию.

Остальных сотрудников проинструктируйте отвечать в таком ключе: «Меня зовут Сергей Сергеев, работаю в компании кладовщиком, получаю зарплату строго по ведомости — 20 тыс. руб. Всем доволен». На любые другие вопросы ответ должен звучать так: «Обратитесь, пожалуйста, к моему руководству».

Попросите сотрудников на время проверки оставаться в своих кабинетах, не общаться в коридорах и курилках. Если налоговики пришли с полицией и опрашивают работников фирмы, потребуйте присутствия своего юриста. Он знает, что проверяющие могут спрашивать, а что — нет.

Реальный опыт: Как инспекторы заставляют подписывать чистые листы

Генеральный директор торговой и строительной компаний, Москва

(на условиях анонимности)

В апреле 2017 года я зарегистрировала две фирмы: одну под оптовую торговлю стройматериалами, вторую под выполнение строительных работ. В июле подали декларации по НДС и прибыли. В декларациях цифры к уплате были небольшие, но и не убытки. Компании проработали до начала осени.

Я единственный учредитель и директор в этих фирмах. Мне 43 года, одна воспитываю несовершеннолетнего сына. Мужа, родителей или других родственников нет. После смерти единственной тети мне достались по наследству ее сбережения, которые я решила вложить в дело и начать зарабатывать. Друзья помогли определиться с направлением, познакомили с поставщиками и заказчиками. Я наняла в команду опытного строителя на пенсии и бухгалтера-экономиста. Мы начали работать. При необходимости временно нанимали других рабочих, но официально не трудоустраивали. Платили зарплату, а в фонды – нет.

В сентябре ко мне пришел участковый инспектор. Сказал, что нужно срочно явиться в опорный пункт полиции. Подробностей инспектор не объяснял, только требовал, чтобы я незамедлительно туда пришла. Опорный пункт находился недалеко от моего дома, поэтому я сразу туда и направилась. Внутри меня встретили за столами две женщины и участковый. Женщины представились сотрудниками местной налоговой. Мне сразу объявили, что за моими фирмами числится долг больше 3 млн руб.

Я пыталась объяснить, что это ошибка, и позвонить бухгалтеру, но позвонить мне не дали. Потребовали убрать телефон и начали оформлять протокол допроса. Задавали вопросы о том, кто регистрировал предприятия, кто ведет дела, подписывает документы и т. д. Я отвечала честно. Например, что документы для регистрации готовила юрист. Дальше инспектор спросила про мою квартиру: в собственности ли она и с кем я проживаю. Мне начали угрожать, что квартиру заберут за долги, а меня с сыном-школьником выкинут на улицу.

Допрашивали меня больше часа, запугали, заставили подписать чистые листы. Сейчас я сама понимаю, какой это было ошибкой. Но тогда мне сказали, что теперь все будет хорошо.

После допроса в реестре появилась запись о недостоверности сведений об учредителе и директоре. Я наняла юриста, и мы стали писать жалобы на действия сотрудников инспекции в управление налоговой службы.

Через 10 дней в реестре появилась новая запись о том, что я представила корректировочную декларацию за II квартал 2017 года с нулевыми показателями. Мое заявление с требованием разъяснить, откуда появилась декларация, проигнорировали. Случайно проговорилась сотрудница в окне приема заявлений. Так я узнала, что сама сдала декларацию через уполномоченную бухгалтерию. Я нашла эту «уполномочку», где мне показали доверенность от моего имени. Оказалось, что доверенность и файлы с декларацией им принесли из налоговой.

Из-за этой «нулевки» у всех моих покупателей не приняли НДС к вычету. Все претензии в итоге предъявляли мне. Дальше налоговики написали в банки с требованием заблокировать мои счета. На одном из расчетных счетов заблокировали больше 800 тыс. руб. Получить их нет никакой возможности.

Я написала в управление налоговой службы четыре заявления и две жалобы, но результатов это никаких не принесло. Сейчас в арбитражном суде рассматривают мой иск на действия сотрудников инспекции, но надежды на положительный исход нет.

По материалам ЮК «Туров и партнеры»

5. Проверки не по правилам

Инспекторы ФНС должны следовать определенным правилам. Если налоговики нарушают процедуру проверки, это дает вам шанс отменить итоговое решение. Самая распространенная причина — нарушение сроков проведения проверки.

На камеральную проверку по закону отводят три месяца с момента представления декларации без возможности продления. На практике такие проверки иногда затягиваются на 10 месяцев и более. Суд не расценивает превышение срока на два-три месяца как серьезное нарушение. Но если проверка длится больше семи месяцев, то вы можете потребовать отменить итоговое решение как незаконное.

Вторая причина для отмены решения налоговой — проверка по одним и тем же основаниям. Например, у вас уже проводили проверку, и вы предоставили все необходимые документы. Если инспекторы решат позже найти другие нарушения по тем же налогам и за тот же проверенный период, это будет незаконно. В таком случае суд отменит решение по результатам повторной проверки.

К другим нарушениям правил проверки, которые нужно пресекать, относятся:

  • попытка провести осмотр территории компании без понятых;
  • выемка документов в ночное время;
  • требование нотариально заверенных копий всех документов.

Главная рекомендация — пусть штатный юрист присутствует на проверке, это оградит вас от возможных негативных последствий.

Алексей Капустин , cтарший юрист CAF Group, Москва

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
Узнать будет ли налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here