Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Предлагаем полезную информацию по теме: задолженность и перерасчеты по отмененным налогам от профессионалов понятным простых для людей языком. Если же, после прочтения, возникли вопросы вы можете задать их дежурному юристу.

«Просроченная» задолженность по налогам и как от нее избавиться

На практике нередко возникает следующая ситуация: на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка, однако срок для ее взыскания истек. Но инспекция не спешит исключить такую недоимку из лицевого счета. Дело в том, что порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков установлен приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/[email protected] И в нем нет положения, согласно которому недоимка, срок взыскания которой пропущен, должна списываться с лицевого счета.

В итоге старый долг продолжает числиться за налогоплательщиком. А это вовсе не безобидная запись в компьютере. Во-первых, недоимка будет фигурировать в справке о состоянии расчетов с бюджетом (форма утверждена приказом ФНС России от 23.05.05 № ММ-3-19/[email protected]). Эта справка нужна не только при получении банковских кредитов, но и для того, чтобы иметь возможность участвовать в государственных и муниципальных торгах. Во-вторых, опасность «зависшей» недоимки заключается в том, что налоговики могут решить погасить ее за счет переплаты по налогам, образовавшейся позднее.

Как определяется срок, в течение которого контролеры могут взыскать недоимку

Таким образом, очевидно, что оставлять на лицевом счете «просроченную» задолженность невыгодно. Так что же делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся вот с чем: сколько времени есть у инспекции на то, чтобы взыскать недоимку?

Чтобы определить этот период, необходимо знать ряд других сроков. Так, в статье 46 НК РФ предусмотрен срок, по окончании которого налоговики теряют право на бесспорное списание недоимки. Он равен двум месяцам, и отсчитывается со дня, который указан в требовании об уплате налога как крайний срок для добровольного погашения недоимки. Если налоговики пропустили срок на бесспорное списание задолженности налогоплательщика, они могут обратиться в суд. На это им отводится шесть месяцев, отсчитываемых также с момента истечения срока исполнения требования (правда, суд может и восстановить пропущенный срок).

Основная сложность в определении точного «срока жизни» недоимки заключаются в следующем. Главной точкой отсчета указанных выше сроков является дата добровольной уплаты налога, указанная в требовании. При этом само требование направляется налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Дата выявления недоимки фиксируется инспекцией в специальном документе (приложение № 3 к приказу ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/[email protected]). То есть начало течения всех перечисленных сроков зависит от даты выявления недоимки. Это значит, что формально, сверка, проведенная в 2010 году, может стать основанием для взыскания недоимки за любой из вошедших в нее периодов.

Схожая ситуация и с недоимкой, выявленной во время налоговой проверки. Правда, в этом случае срок на выставление требования составляют всего 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке (п. 2 ст. 70 НК РФ). Однако сами проверки, особенно выездные, могут быть весьма растянуты во времени.

Есть и еще один нюанс, который нужно учитывать при подсчете максимального срока, отведенного налоговикам на взыскание недоимки. Необходимым элементом расчета является время, установленное в требовании на добровольную уплату налога. Но нередко налоговики вообще не выставляют данное требование, хотя и должны это делать. В таком случае подсчет ведется следующим образом. От срока, когда инспекция обязана была выставить требование (три месяца или 10 рабочих дней) отсчитывается 10 календарных дней – минимальный срок на добровольное погашение недоимки, указанный в пункте 4 статьи 69 НК РФ. И уже по окончании этих 10 календарных дней определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной вне рамок проверки

Дата выявления недоимки + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 3 месяца + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной при проверке

Дата вступления в силу решения по проверке + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 10 рабочих дней + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Как видно, «срок жизни» недоимки может быть весьма продолжительный. Поэтому, если в ходе камеральной проверки декларации с ошибками налоговики по какой-либо причине не выявили нарушений, и с момента ее подачи прошло несколько лет, это не значит, что задолженность компании не будет взыскана. Ведь период, за который подана декларация, может попасть и под выездную проверку.

Замечу, что если недоимка уже отражена на лицевом счете налогоплательщика, определить срок, в течение которого налоговики вправе взыскать ее, не составит труда. Ведь дата выявления такой задолженности сразу видна.

Избавиться от «зависшей» на лицевом счете задолженности можно только через суд

Перейдем теперь к главному вопросу: как добиться того, чтобы «просроченная» недоимка не висела на счете? К сожалению, решить этот вопрос без обращения в суд не получится. Ведь как уже упоминалось, действующий порядок ведения лицевых счетов не позволяет налоговикам списать задолженность с истекшим сроком взыскания. И хотя в статье 59 НК РФ прямо говорится, что недоимка, взыскание которой невозможно по юридическим основаниям, признается безнадежной и должна списываться, инспекторы не применяют эту норму. При этом они ссылаются на положение этой же статьи 59 НК РФ о том, что порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утверждение постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100. И в этом документе ни слова не говорится о задолженности, взыскание которой невозможно по юридическим причинам. А раз порядок не утвержден, то, считают ревизоры, и списывать нельзя.

Таким образом, единственная возможность избавиться от «просроченной» недоимки – обратиться в суд. Однако бессмысленно подавать заявление с требованием исключить безнадежную задолженность с лицевого счета. Дело в том, что еще в 2005 году Президиум ВАС РФ пришел к в общем то справедливому выводу о том, что сама по себе запись на лицевом счете о наличии недоимки не нарушает права налогоплательщика (постановление от 11.05.05 № 16507/04). Поэтому суд не удовлетворит подобное заявление (см. также определение ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-9893/09).

Читайте так же:  Налоговая встать на учет физического лица

Соответственно, поступать нужно иначе. Порядок действий зависит от того, в связи с чем у налогоплательщика возникла необходимость исключить из его лицевого счета «зависший» долг.

Предположим, компании для участия в конкурсе нужна справка о состоянии расчетов с бюджетом. В этом случае фирма, получив в инспекцию справку, в которой упоминается «просроченная» задолженность, может письменно потребовать от налоговиков внести в эту справку отметку о невозможности взыскания долга. Если налоговики ответят отказом, либо в течение месяца вообще не отреагируют на это требование, у компании есть все основания для того, чтобы обратиться в суд. Обжаловать нужно отказ внести изменения в справку или бездействие инспекции. В заявлении желательно указать, что отсутствие в справке сведений о том, что налоговики утратили возможность взыскать задолженность, нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09).

Другой случай: инспекция самостоятельно зачла недавно образовавшуюся у компании переплату по налогам в счет «зависшей» недоимки. В этой ситуации в суд подается заявление о признании недействительным решения о проведении зачета. Сделать это можно в течение трех месяцев с момента получения копии этого решения (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Код дохода НДФЛ, юрлица. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам. Налог на прибыль организаций.

Раздел «задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» имеет в себе несколько подразделов:

Коды классификации доходов бюджетов РФ, юридические лица. Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 01010 03 1000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (пени по платежу)

182 1 09 01010 03 2100 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (проценты по платежу)

182 1 09 01010 03 2200 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 01010 03 3000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 01020 04 1000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов (пени по платежу)

182 1 09 01020 04 2100 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов (проценты по платежу)

182 1 09 01020 04 2200 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

[3]

182 1 09 01020 04 3000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов с внутригородским делением (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 01020 11 1000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов с внутригородским делением (пени по платежу)

182 1 09 01020 11 2100 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов с внутригородским делением (проценты по платежу)

182 1 09 01020 11 2200 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах городских округов с внутригородским делением (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 01020 11 3000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских районов (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 01020 12 1000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских районов (пени по платежу)

182 1 09 01020 12 2100 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских районов (проценты по платежу)

182 1 09 01020 12 2200 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах внутригородских районов (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 01020 12 3000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах муниципальных районов (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 01030 05 1000 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах муниципальных районов (пени по платежу)

182 1 09 01030 05 2100 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах муниципальных районов (проценты по платежу)

182 1 09 01030 05 2200 110

Налог на прибыль организаций, который зачислялся до 1.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемый в пределах муниципальных районов (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Вы находитесь на официальном сайте Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве. Межрайонная ИФНС по г. Москве регистрирующий орган города Москвы МИФНС №46 по городу Москве ведет реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выдает выписки из реестра. Адрес сайта Федеральной налоговой службы России — www.nn46.ru

Вы находитесь на сайте посвященном работе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве. Официальный сайт МИНФС №46 по г. Москве.

Видео (кликните для воспроизведения).

—>

Читайте так же:  Как отказаться от накопительной части пенсии

+7(968)759-22-19

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.

Какой срок исковой давности по транспортному налогу?

Срок давности транспортного налога — это период времени, по истечении которого налоговики утрачивают возможность взыскания налога. В статье мы расскажем о сроке давности транспортного налога для плательщиков-физлиц.

Понятие срока давности в налогообложении

Налоговый срок давности закреплен в п. 1 ст. 113 НК РФ. Данная норма гласит: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года».

Как видим, данное положение устанавливает давностный лимит только для ответственности за правонарушение, однако не касается давности исполнения обязанности по уплате налога. Отсюда выходит, что временных рамок, по истечении которых с налогоплательщика снималась бы обязанность уплатить налог, в НК РФ нет.

Но это в общем случае. Для срока давности по транспортному налогу на физлиц кодекс делает исключение.

Срок давности транспортного налога для физических лиц

Всем известно, что физлица не рассчитывают транспортный налог самостоятельно, а уплачивают его на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ). Такое уведомление налоговики должны направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). С 2016 года транспортный налог должен быть уплачен гражданами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

При этом Налоговый кодекс РФ ограничивает срок направления уведомления на ТН: оно может направляться не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ). Например, в 2016 году инспекция вправе потребовать уплату налога лишь за 2015, 2014 и 2013 годы. Вносить платеж за более ранние периоды налогоплательщик не обязан. То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.

Срок на принудительное взыскание транспортного налога

Право на принудительное взыскание появляется у инспекции, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у последнего не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.

Если срок уплаты нарушен, налоговики начинают процедуру взыскания. Сначала выставляется требование об уплате ТН. Причем срок направления требования зависит от суммы задолженности. Так, для недоимки в размере 500 руб. и более он составляет 3 месяца со дня обнаружения факта неуплаты. Если недоимка менее 500 руб., требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления (п. 1 ст. 70 НК РФ).

На исполнение требования НК РФ отводит 8 рабочих дней, если более продолжительный срок не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Срок на обращение в суд — 6 месяцев. Однако начало его течения завязано на размер взыскиваемой суммы. Так, для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). За меньшей суммой недоимки налоговики должны наблюдать в течение 3 лет. Если в этот период сумма задолженности налогоплательщика по различным требованиям превысит указанный лимит, отсчет 6-месячного срока пойдет с даты, когда сумма перевалила за 3000 руб. Если за 3 года накопить столько долгов не удастся, срок начнет исчисляться по окончании этих 3 лет.

Когда все эти сроки истекут, право на взыскание долга контролеры утратят. Суд, конечно, может восстановить пропущенный срок взыскания, но сделать он это может только по уважительным причинам (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Вы находитесь на официальном сайте Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве. Межрайонная ИФНС по г. Москве регистрирующий орган города Москвы МИФНС №46 по городу Москве ведет реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выдает выписки из реестра. Адрес сайта Федеральной налоговой службы России — www.nn46.ru

Вы находитесь на сайте посвященном работе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве. Официальный сайт МИНФС №46 по г. Москве.

—>

+7(968)759-22-19

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Чистим карточку расчетов с бюджетом от безнадежных долгов

Уже прошло больше года с тех пор, как в первую часть НК РФ была внесена поправка о списании с налогоплательщиков безнадежных налоговых долгов, взыскать которые инспекция не может, если это подтверждено судебным актом подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ ). Налоговая служба даже оперативно утвердила порядок списания этих долгов Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected] (далее — Порядок).

Однако сам процесс идет со скрипом. Так, некоторые налоговики заявляют, что списать как безнадежную можно только ту задолженность, которая возникла после вступления в силу этого дополнения (то есть с 03.09.2010). К счастью, суды не соглашаются с налоговиками, поскольку это не следует из НК. В одном из решений суд подтвердил, что внесенная поправка является дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщика и, следовательно, имеет обратную силу п. 3 ст. 5 НК РФ; Постановление Девятого ААС от 15.09.2011 № 09АП-21517/2011-АК. Поэтому, даже если задолженность возникла до 03.09.2010, ее можно списать как безнадежную, если сроки ее взыскания прошли.

Но самая главная проблема заключается в том, что порой организации или предприниматели не знают, как правильно заявить требования в суде. Ведь списать такую задолженность можно только на основании судебного акта, где указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; п. 2.4 Порядка.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Перед тем как идти в суд, вам нужно попросить у инспекции справку о состоянии расчетов с бюджетом. Разумеется, вы получите справку, в которой будет указана не погашенная вами задолженность с момента создания компании. И тогда вы можете идти в суд (приложение № 8 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков. утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н).

О чем суд просить можно

[2]

Чтобы не пришлось долго обивать пороги суда и инспекции, в суд надо обратиться с требованием:
признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена;
обязать инспекцию устранить допущенные нарушения ваших прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии этой задолженности.

Читайте так же:  Налог на автомобиль свыше 12 тонн

В этом случае суд ваши требования удовлетворит, потому что ВАС РФ еще в 2009 г. указал, что в справке должна отражаться объективная информация о состоянии расчетов. То есть в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09. В своих решениях суды, как правило, ссылаются на эту позицию ВАС РФ. И в результате вы получите решение суда, в котором будет указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности Постановления Девятого ААС от 15.09.2011 № 09АП-21517/2011-АК, от 22.08.2011 № 09АП-18091/2011-АК; Третьего ААС от 30.08.2011 № А33-4621/2011; Четвертого ААС от 21.09.2011 № А19-5659/2011; Решения Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2011 № А40-38933/11-91-169; Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2011 № А60-17987/2011. При этом формулировки могут быть, например, такие:

«налоговый орган утратил возможность взыскания указанной выше задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания»Постановление ФАС МО от 05.08.2011 № КА-А40/8150-11;
«истечение указанных сроков влечет утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов»Постановление Восьмого ААС от 26.07.2011 № А75-896/2011;
«сроки для взыскания налоговых платежей истекли, и инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке задолженности»Постановление Пятнадцатого ААС от 14.06.2011 № 15АП-5017/2011.

Такое решение суда будет основанием для того, чтобы налоговики списали с вас безнадежную задолженность подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ; подп. «а» п. 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected] Иногда в решениях суды даже пишут, что «судебный акт арбитражного суда по настоящему делу будет являться основанием для инспекции в соответствии с Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected] списать указанную выше задолженность заявителя»Постановление Девятого ААС от 12.04.2011 № 09АП-6092/2011-АК.

Имейте в виду, если в суде вы будете говорить, что указание в справке задолженности, которую налоговики взыскать не могут, делает невозможным ваше участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов либо иным образом препятствует предпринимательской деятельности, нужно быть готовым доказать это. Например, можно представить письма, которыми вам отказано в получении кредита или в допуске к участию в конкурсе на право заключения госконтракта из-за наличия в справке задолженности перед бюджетом. А если вы этого не сделаете, то суд может отказать в удовлетворении ваших требований, даже несмотря на то что налоговики действительно утратили возможность взыскания задолженности, указанной в справке Постановление ФАС МО от 03.08.2011 № КА-А40/8106-11.

[1]

О чем суд просить не нужно!

Если вы решили избавиться от зависшей задолженности, не стоит обращаться в суд с заявлением:

о признании незаконным бездействия инспекции, которое выразилось в неисключении из вашей карточки лицевого счета суммы налога (штрафа, пени), и обязании инспекции устранить допущенные нарушения путем исключения этой суммы из карточки. Суд, опираясь на позицию ВАС РФ 2005 г., вам в этих требованиях откажет. Ведь карточки лицевых счетов — это документы внутриведомственного учета и наличие в них сведений о задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика;

об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскания задолженности. Суд может указать, что вы фактически просите его признать вашу спорную налоговую обязанность прекращенной, а налоговый орган — утратившим возможность (право) на взыскание, что является спором о праве. И в этом случае ваше заявление суд оставит без рассмотрения.

Но если наряду с таким требованием вы будете еще заявлять и другое, например об обязании выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания долгов, сроки взыскания которых истекли, то суд ваше заявление рассмотрит. И в результате вы получите решение, в котором будет указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности (то есть с нужной вам формулировкой);

о признании задолженности безнадежной к взысканию. Суд вам на это скажет, что он не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания, и не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие такого решения. Это прерогатива налоговой инспекции.

Арбитражный суд Свердловской области, естественно, отказывает в удовлетворении требований о взыскании задолженности и выносит решение с нужной налоговикам формулировкой, например такой: «. суд в мотивировочной части решения установил факт утраты налоговым органом возможности взыскания вышеуказанных сумм в связи с истечением сроков взыскания. »Решения Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2011 № А60-24414/2011, от 06.09.2011 № А60-23420/2011, от 26.08.2011 № А60-16755/2011, от 23.08.2011 № А60-21104/2011, от 03.08.2011 № А60-18282/2011, от 28.07.2011 № А60-17625/2011, от 22.07.2011 № А60-17743/2011, от 29.06.2011 № А60-11841/2011, от 16.06.2011 № А60-12573/2011. Или такой: «. принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает данные суммы безнадежными ко взысканию. »Решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 № А60-15486/2011, от 01.09.2011 № А60-20130/2011.

Не исключено, что и в Приморском крае налоговики сами пойдут в суд и будут действовать по аналогичной схеме, поскольку уже есть такая «договоренность» между Приморским краевым судом и краевой налоговой инспекцией п. 13 Обзора Судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке в I полугодии 2011 г. от 30.06.2011.

Кстати, о том, что инспекция подала на вас в суд, вы узнаете. Ведь она должна направить вам копию искового заявления ч. 3 ст. 125 АПК РФ. Кроме того, вам должна прийти из суда копия определения о принятии искового заявления налоговиков к производству ч. 5 ст. 127 АПК РФ. А вы, в свою очередь, можете:
никаких возражений относительно заявленных требований в суд не представлять и на заседания не ходить;
поспособствовать скорейшему решению вопроса. Направить в суд отзыв на исковое заявление и указать в нем, что вы возражаете против заявленных требований, поскольку инспекция утратила возможность взыскать с вас эту задолженность, так как пропустила все сроки для взыскания ч. 1 ст. 131 АПК РФ. А также сходить на судебное заседание и повторить там свои возражения.

Читайте так же:  Постановка недвижимости на налоговый учет

Как видим, иски налоговиков о взыскании «устаревшей» задолженности направлены на то, чтобы сделать у себя «красивую отчетность». Но это выгодно и самим организациям, поскольку им не надо думать над тем, с каким иском обратиться в суд, чтобы он вынес решение с формулировкой, необходимой для списания зависшей задолженности как безнадежной. Так что налогоплательщикам этих регионов можно только позавидовать.

Списываем задолженность в учете

Чтобы инспекция и вы у себя в учете могли списать задолженность как безнадежную, вам нужно полученную копию решения суда, вступившего в силу:

заверить в суде гербовой печатью;
отнести в свою инспекцию вместе с сопроводительным письмом, в котором надо указать, что вы представляете этот судебный акт для принятия инспекцией решения о признании задолженности безнадежной и ее списании. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.
Инспекция должна в течение 6 рабочих дней после получения документов вынести решение. И в этот же день долг должны списать с карточки лицевого счета.
Вы должны отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете на дату вынесения инспекцией решения. Заметим, что ни в Порядке списания задолженности, ни в ст. 59 НК РФ не говорится о том, что копию этого решения инспекция обязана вручить налогоплательщику. Но если вы обратитесь в ИФНС с письменным заявлением о выдаче вам копии такого решения, то инспекция обязана будет вам ее отдать, об этом прямо сказано в НК РФ. Так что обратиться в ИФНС с таким заявлением вы можете через 6 рабочих дней после того, как вы отнесли туда копию решения суда (или через 6 рабочих дней после получения инспекцией ценного письма — дата указана в уведомлении).

Налоговый учет

Списанная безнадежная кредиторская задолженность по налогам, пеням и штрафам относится к доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль. Таким образом, списанные как безнадежные суммы недоимок по налогу на прибыль, НДС, налогу при УСНО, ЕСХН, НДФЛ, налогу на игорный бизнес, налогу с продаж, налогу на реализацию ГСМ, а также суммы штрафов и пеней по всем налогам (как действующим, так и отмененным) не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль.
В то же время если списываются недоимки по налогам, которые ранее в начисленных суммах были учтены как прочие расходы, то теперь их из расходов надо исключить. В частности, это действующие земельный и транспортный налоги, налог на имущество и отмененные — ЕСН, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, целевой сбор на содержание милиции и благоустройство территории, сбор на нужды образовательных учреждений. Как нам разъяснили в Минфине, поступить надо следующим образом.

Б. Александра Сергеевна
Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
“Если в предыдущих периодах суммы налогов уменьшали налогооблагаемую прибыль, то списываемую сумму недоимок по ним надо отразить в составе внереализационных доходов. Сделать это нужно в том периоде, в котором задолженность по налогам списывается как безнадежная. Уточненные декларации по налогу на прибыль за те периоды, в которых списываемые налоги были учтены в расходах, представлять не нужно. Это касается как действующих сейчас налогов, так и уже отмененных.
Таким образом, со списываемых недоимок по налогам, которые раньше были учтены в расходах, нужно заплатить налог на прибыль”.

Бухгалтерский учет

В бухучете сумма списанной кредиторской задолженности по налогам, штрафам и пеням — это прочий доход организации.
Поскольку в бухучете при списании недоимок по налогам, которые не учитывались в расходах (по прибыли, НДС и др.), а также задолженностей по штрафам и пеням возникает доход, а в налоговом учете такого дохода нет, в бухучете нужно показать постоянный налоговый актив.

Пример. Списание безнадежной налоговой задолженности

Имейте в виду, что списать задолженность по страховым взносам как безнадежную, когда ПФР и ФСС взыскать ее с вас уже не могут, не получится. А все потому, что здесь действует другой порядок, нежели установленный НК РФ. Задолженность по взносам признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. А в этом порядке нет такого основания для списания, как истечение сроков на взыскание недоимки (то есть утрата ПФР или ФСС возможности взыскания задолженности). Так что не взысканная с вас задолженность по страховым взносам будет числиться за вами до тех пор, пока:
вы ее не погасите добровольно:
в правительственном порядке не появится такое же основание для списания задолженности, как в НК РФ.

Задолженность по отмененным налогам

На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект о возможности списания задолженности по отмененным налогам. На данный момент сумма средств, не поступивших в бюджет, огромна. Мы узнали почему налоговикам пришлось отказаться от взыскания этих денег.

В Госдуму на рассмотрение поступил законопроект «О внесении изменений в пункт 3 статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который предлагает наделить власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований правом списывать задолженность по отмененным налогам и сборам, подлежащим зачислению в соответствующие бюджеты. Речь идет о платежах, которые были ликвидированы с 1999 года, к ним относятся: налог на имущество предприятий, налог с продаж, сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на благоустройство территорий, содержание милиции и прочие сборы. Если документ будет утвержден, региональные и муниципальные власти будут вправе самостоятельно разработать условия списания долгов перед бюджетом.

Тупиковая ситуация

Задолженность по отмененным налогам и сборам, образовавшаяся в период их действия, числится за организациями по настоящее время. Отсутствие правовой основы у регионов для признания суммы безнадежной к взысканию и списания недоимки не позволяет «очистить» бюджет от сумм, которые просто зависли в базах данных и портят жизнь чиновникам и сотрудникам фирм. Цифра задолженности предпринимателей перед государством огромна, но она как «груша, которую нельзя скушать». Все понимают, что в государственный карман эти деньги уже никогда не попадут. Тому есть масса причин.

Читайте так же:  Какого числа выплачивают пенсию по инвалидности

Одна из них кроется в том, что налоговики, несмотря на внушительность долга, не могут взыскать эти деньги с организаций. Так как у инспекторов есть установленный законодательством трехлетний срок, в течение которого они имеют право требовать уплаты налогов с компании. Но и простить задолженность невозможно. Признание недоимки, а также пени и штрафа безнадежными к взысканию регулируется статьей 59 НК, которая содержит лишь несколько случаев, позволяющих списать сумму:

1. Ликвидация организации в соответствии с законодательством;

2. Признание банкротом компании или индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3. Смерть физического лица или объявление его умершим;

4. Принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

5. Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Сегодня проблема состоит еще и в том, что законодательством установлен трехлетний срок, в течение которого инспекция имеет право подать в суд и предъявить требования к налогоплательщику о взыскании с него задолженности по имеющимся обязательствам. Такое ограничение мешает сотрудникам ФНС вернуть деньги сейчас, которые организации не уплатили в бюджет ранее. Если же увеличить срок исковой давности, суды окажутся заваленными делами «давно минувших дней». И это как раз тот случай, когда списать средства легче, чем добиваться их уплаты, так как сумма каждой отдельно взятой недоимки невелика, а попытки судебного решения проблемы означают дополнительные затраты, которые понесет государство. И размер судебных издержек может превысить суммы долга. К этому стоит прибавить тот факт, что долги, которые сейчас планируется списать, возникли в результате ошибок ФНС, из-за чего их не удалось взыскать своевременно. Поэтому Министерство финансов поддерживает идею списать долги, считая ее рациональной и своевременной.

Реальная помеха

Казалось бы, чем мешает организации некая сумма долга, которую никто не может взыскать. Платить эти деньги уже не придется, остается забыть о неприятном инциденте и жить дальше. Однако это не так. Продемонстрировать добросовестность компании и своевременность уплаты налогов необходимо при заключении важного контракта, получении кредита в банке, участии в государственных и муниципальных торгах. Также переход из одной инспекции в другую невозможно сделать без справки о состоянии расчетов с бюджетом. Но пытаться доказать инспекторам то, что списать отмененный налог необходимо, практически невозможно.

Довольно распространен случай, когда на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка, однако срок для ее взыскания истек, инспекция не спешит вносить коррективы в свои документы. Порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков установлен приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/[email protected] В нем нет положения, согласно которому недоимка, срок взыскания которой пропущен, должна списываться. Таким образом, долг будет фигурировать в справке о состоянии расчетов с бюджетом (форма утверждена приказом ФНС России от 23.05.05 № ММ-3-19/[email protected]).

Запасной выход

Если чиновники не примут спасительный документ, компаниям придется самостоятельно избавляться от записей о долге. Добиться этого без обращения в суд практически невозможно, хотя в статье 59 НК прямо говорится, что недоимка, взыскание которой невозможно по юридическим основаниям, признается безнадежной и должна списываться. Однако инспекторы не применяют данную норму, ссылаясь на положение этой же статьи 59 НК о том, что порядок признания долга безнадежным по федеральным налогам определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100. И в этом документе не говорится о задолженности, взыскание которой невозможно по юридическим причинам.

Бесполезно подавать заявление с требованием исключить задолженность с лицевого счета, поскольку в 2005 году Президиум ВАС РФ пришел выводу, что сама по себе запись о наличии недоимки не нарушает права налогоплательщика (постановление от 11.05.05 № 16507/04). Поэтому суд не удовлетворит подобное заявление (см. также определение ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-9893/09).

Из существующих на сегодняшний день способов избавиться от записи о долге можно использовать справку из инспекции, в которой упоминается «просроченная» недоимка и письменно потребовать внести в эту бумагу отметку о невозможности взыскания долга. Если ФНС ответит отказом или в течение месяца не отреагирует, то у компании есть все основания обратиться в суд, чтобы обжаловать бездействие чиновников. В заявлении необходимо указать, что отсутствие в справке сведений о том, что ФНС утратила возможность взыскать задолженность, нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09).

Еще одна опасность долга заключается в том, что ФНС может самостоятельно зачесть образовавшуюся у компании переплату по налогам в счет «зависшей» недоимки. В этой ситуации в суд подается заявление о признании недействительным решения о проведении зачета. Сделать это можно в течение трех месяцев с момента получения копии решения, вынесенного фискальными органами (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Законопроект, в котором предлагается списать долги по отмененным налогам, действительно, появился своевременно. Если он не будет принят, специалистам организаций придется самостоятельно устранять задолженность, но на это уйдет больше времени, в том числе и у самих чиновников.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Юлия Мешкова, генеральный директор юридического бюро «Виртус-Лекс»

Источники


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here